Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная наука и скрытые





Возможности шаматхи

Б

уддийское «древо познания» растет из плодородной почвы нравственности, его корневая система — в урав­новешенности ума, обретаемой воспитанием сосредо­точенного внимания, а его ствол — мудрость, достигаемая созерцательным прозрением. Этот подход принципиально отличается от современного научного, не имеющего системы ценностей и движимого эмпирическими данными, собран­ными с помощью технических инструментов и проанализи­рованными математическим рассуждением. Физическая наука, включая физику, химию и биологию, обеспечивает нас знанием о внешнем мире и тем самым приносит человечеству пользу в виде большего физического здоровья и удовольствий, задей- ствуя с помощью технологий невероятный потенциал материи и энергии. С другой стороны, буддийская наука созерцания предлагает глубинное прозрение в природу сознания и тем при­носит пользу приверженным ей в виде большего умственного здоровья и истинного счастья, в то же время раскрывая сози­дательные возможности сознания.


У обоих подходов есть и сильные, и слабые стороны, но их можно считать скорее взаимодополняющими, чем несовме­стимыми. Отдельно отметим: науки о процессах мышления ушли далеко вперед — с применением точных сторонних на­блюдений за связью между поведением и нервными откликами, с одной стороны, и состоянием и деятельностью ума — с другой, а буддийская наука созерцания преуспела в непосредственном личном наблюдении явлений ума. Нравственностью, шамат- хой и випашьяной буддийский подход обеспечивает строгими средствами в выяснении и исследовании происхождения, при­роды и скрытых возможностей сознания, а это почти целиком недоступно научному исследованию.

С отточенностью внимания шаматхи можно получить мно­жество необычайных восприятий и иных сверхобычных спо­собностей. Хотя буддийские созерцатели и предостерегают, что погоня за сверхобычными способностями может легко увести в сторону от главной задачи очищения ума; эти способности могут оказать хорошую услугу остальным, если применять их мудро и бескорыстно. По этому поводу Атиша замечал:

Как неоперившийся птенец

Не способен парить в небе,

Так и обделенные необычайным восприятием

Не принесут пользы живущим.

Заслуги, собранные за день тем, В ком есть такое восприятие, И за сотню жизней не собрать Тому, кто им не обладает.


В том, кто нс достиг шаматхи, Такое восприятие не возникает. Посему будьте неустанны, Осваивая шаматху114.

I Панчен-лама так описывает, насколько важна шаматха, чтобы раскрылись эти способности:

Благодаря этой медитации природа созерцательного равно­весия становится прозрачной и ясной, ничем не замутнен­ной. И поскольку она не определяется как что бы то ни было, обладающее образом, она обширна, словно бы пространство. Более того, какие бы дурные или праведные предметы ни возникли пред пятью чувствами, она ясно, лучезарно при­нимает любое проявление, подобно отражениям в чистом зеркале. В вас возникнет ощущение, что ее ни с чем не спу­тать. Каким бы устойчивым ни было это самадхи, если оно не пропитано радостью физической и умственной подат­ливости, оно — лишь однонаправленное внимание мира желания, а самадхи, пропитанное ими, как сказано, и есть шаматха, и это источник многих качеств — необычайного восприятия и сверхобычных способностей115.

Обычно буддийские источники перечисляют пять мирских видов необычайного восприятия:

1. вйдение отдаленного, или ясновидение;

2. яснослышание;

3. чтение ума других;

4. сверхобычные способности, в том числе способность мысленно управлять четырьмя стихиями — землей,

водой, огнем и воздухом. Примеры содержат движение сквозь плотные предметы, хождение по воде, власть ума над огнем, полеты, а также умножение и преображение физических предметов по своему усмотрению силой мысли;

5. память прошлых жизней.

Буддийские утверждения о возможности покорить невероят­ные высоты сознательно поддерживаемого внимания ставят под сомнение пределы современного научного понимания ума. И если уж приводимые выше сверхобычные способности вы­глядят для нас, привычных к материалистической предубеж­денности, сущей магией, то неплохо бы не упускать из виду, что продукты современных технологий выглядят магией для людей традиционных обществ, где наукам не обучали. Ни один ра­зумно мыслящий буддист не попросит ученых принять на веру ни одно их своих заявлений — сам Будда не поощрял своих учеников принимать его слова лишь из уважения к нему, — но не менее ортодоксально и отмахиваться от них лишь пото­му, что они разрушают чью-либо веру в научный материализм.

Вот как Далай-лама высказывался по этому поводу: «Общее основное положение буддизма — не придерживаться воззре­ния, не соответствующего логике. Это запрещено. Но тем более не следует отстаивать точку зрения, которая противоречит не­посредственному переживанию»11-.

Одинаково ошибочно походя отвергать то, что пока не име­ет убедительных опытных доказательств. Возможно, подобные доказательства временно недоступны лишь из-за того, что пока не разработан подходящий для получения таких доказательств инструмент. И в научных, и в буддийских изысканиях совер­шенно необходима открытость ума, а еще важнее тщательное


изучение данных, ставящих под сомнение наши глубоко уко­ренившиеся предположения. Вот как комментирует это физик Ричард Фейнман:

Один из способов остановить науку — проводить экспе­рименты лишь в той области, законы которой известны. Но экспериментаторы проводят тщательнейшие исследо­вания с величайшими усилиями именно там, где вероят­нее всего мы можем доказать, что теории наши ошибочны. Иными словами, мы стараемся как можно скорее доказать свою неправоту, ибо только так можно двигаться вперед117.

 

Осмысленная жизнь

Развитие исключительного умственного здоровья и равно­весия, без всяких затемнений, имеет насущное значение для осмысленной жизни, что гораздо важнее, чем обрести сверх­обычные способности. Чтобы жизнь наполнилась смыслом, важны три составляющие: поиск истинного счастья, истины и добродетели.

Поиск истинного счастья. Когда мыслители вроде Блаженного Августина, Уильяма Джеймза или Далай-ламы говорят, что поиск истинного сча­стья наполняет жизнь смыслом, вероятно, они подразумевают нечто большее, чем просто погоню за удовольствием. Они име­ют в виду нечто более глубокое, некое равновесие и устойчи­вость ума, что позволяет преодолевать жизненные невзгоды. Истинное счастье — отличительная особенность человеческо­го процветания, — признак уравновешенного здравого ума,
как физическое благополучие — признак здорового тела. Мы постепенно слишком привыкли к мысли, что страдание при­суще жизни, это попросту в природе людей — разочаровы­ваться, унывать, тревожиться и горевать. Иногда печаль и мо­жет быть осмысленной — скажем, когда мы теряем близкого человека или видим страдания людей, переживших стихийное бедствие. Страх тоже может сослужить хорошую службу — благодаря ему мы откликаемся на опасность. Но во многих случаях умственного страдания слишком много, а это не при­водит ни к чему хорошему. Это просто симптом неуравнове­шенного ума.

Можно страдать из-за последствий желаний, вредящих на­шему собственному благополучию и благополучию прочих, — как, скажем, в случае с навязчивыми пристрастиями. Изнури­тельна неспособность сосредоточивать внимание по своей воле, когда ум отвлекается на то и се, или просто заторможен. Всех мастей трудности непременно возникают, если мы ошибаемся в восприятии действительности, либо совсем не воспринимая того, что явлено со всей очевидностью, либо путая действитель­ность со своими представлениями и мечтами. Бывает, что мы без необходимости маемся от несдержанности чувств, мечась между избыточной надеждой и страхом, восторгом и подавлен­ностью. Общий показатель всех видов неуравновешенности ума — страдание. Так же, как мы ощущаем боль в теле, когда оно поранено или хворо, наш ум недомогает, если он затемнен или неуравновешен.

Осмысленная жизнь устремлена к истинному счастью, причина которого — уравновешенный ум. Чем здоровее ум, тем сильнее чувство внутреннего благополучия. И ключ к до­стижению исключительной здравости ума — в воспитании


сосредоточенного внимания. Шантидева подчеркивал, на­сколько важно воспитывать шаматху, предупреждая:

Те, чьи умы распущены, блуждают,

В клыках терзающих, увы, застряли118.

Неуравновешенный ум подобен повреждению психологиче­ской иммунной системы, и оттого легко подвержен любым за­темнениям.

Поиск истины

Хотя знание и многосторонне, основное место в осмыслен­ной жизни занимают именно те знание и понимание, которые приносят истинное счастье. Согласно Блаженному Августину, стоит найти ответ лишь на один вопрос: «Как стать счастли­вым?»119 Это счастье он называет «радостью, дарованной исти­ной». По его мнению, только истина, дающая такое счастье, — божественна. В молитве Св. Августина «Да познаю я себя, дабы познать Тебя» слышится отзвук сократовской жалобы: «Я все еще не способен, как повелевает дельфийское предписание, по­знать себя, и нелепо устремлять свой взор на что-либо иное, покуда я не изведал этого»120.

Есть множество истин, ожидающих раскрытия, многое зна­ние, что предстоит обрести, но может ли быть что-либо важнее и насущнее в поисках истинного счастья, чем прозрение в свою же природу и в отношения с окружающим миром? Суть таких поисков — изучение ума. Поведенческие и нейробиологиче- ские исследования могут многое косвенно сказать об особенно­стях умственной деятельности, но для изучения ума, как заявил

Уильям Джеймз, самонаблюдение — первое, на что следует полагаться во всем и всегда121. Этого взгляда придерживались и созерцатели всего мира, а для внутреннего самонаблюдения за глубинами человеческого ума необходимо сосредоточенное внимание.

Поиски добра

Аристотель приравнивал настоящее счастье к «человеческому благу», замечая, что оно «понимается как возделывание духа согласно добродетели, и, если добродетелей больше одной, ис­тинное счастье следует понимать в соответствии с лучшей и наи­более полной из них»122. От каждого из нас зависит — со всеми нашими системами верований и ценностями — что именно считать человеческими достоинствами, и какое из них — наи­более ценно и полно. Осмысленная жизнь — та, что воспитыва­ет достоинства, ценимые среди людей. Достойная жизнь есте­ственно будет посвящена тому, чтобы преодолеть свойственные уму черты и поведенческие склонности, идущие вразрез с такой добродетелью; а, чтобы воспитать добродетель и устранить по­роки, жизненно важно умение сосредоточивать ум.

Уравновешенный ум необходим во всех трех составляющих осмысленной жизни — ив поиске истинного счастья, и истины, и добродетели. Идя по пути шаматхи, применяя чрезвычайно сосредоточенное внимание к природе самого сознания, вы, ве­роятно, обнаружите глубинную взаимосвязь между тремя эти­ми направлениями поиска. Есть такие грани истинного счастья, какие можно уловить лишь самораскрытием, есть истины, что познаются лишь в переживании добродетельной жизни, и есть добродетели, которые могут возникнуть, если обретено прямое


прозрение в природу действительности. В мире, где поиски счастья, истины и добродетели не связаны, а порой и противо­речат друг от другу, этот целостный путь поможет объединить древнее и современное наследие мудрости Востока и Запада.




Приложение 1 ОБОБЩЕНИЕ ДЕВЯТИ СТАДИЙ

 


 


Обобщение девяти стадий

 


памятование дыхания (анапанасати)

Избранное из «Стадий слушателей» («Шравакабхуми»), АрьяАсанга, Vвек Перевод с тибетского и санскрита на английский Б. Алена Уоллеса

[223]1 Что есть памятование дыхания? [224] Памятование предмета вдоха и выдоха зовется памятованием. Тогда что же есть два вдоха? Это вдох и промежуточный вдох. А что есть два выдоха? Это выдох и промежуточный выдох. Итак, вдох — это жизненная энергия, втягиваемая внутрь до пупка на вдохе. Промежуточный вдох случается, когда вдох прекратился, а вы­дох еще не настал. Жизненная энергия также ненадолго втяги­вается во время расслабления, и это зовется промежуточным вдохом. Выдох и промежуточный выдох следует понимать в том же духе. Вот отличие: направленная вовне жизненная энергия движется наружу от области пупка до верхней губы и кончика носа — оттуда вовне.

Каковы причины вдоха и выдоха? Их две: приводящая в движение карма [225] и пространство в области пупка, а более широко — пространство тела. Каковы основы вдоха и выдоха? Их две: тело и ум. Отчего же так? Вдох и выдох зависят от тела и ума. А последние — соответствуют обстоятельствам.

Вопрос: Могут ли они зависеть только от тела?

Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен состоянием со­зерцательного равновесия без различения — равновесием прекращения, и с теми, кто рожден среди богов — смертных, лишенных различения.

Вопрос: Могут ли они зависеть только от ума?

Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен созерцательным равновесием отсутствия образа, и с теми, кто рожден в мире отсутствия образа.

Вопрос: Могут ли они зависеть и от тела, и от ума?

Ответ: Так бывает не всегда. Будь оно так, это бы случалось с теми, кто поглощен самадхи четвертой дхьяны, с теми, кто рожден в четвертой дхьяне, и с теми, кто находится в оваль­ной, продолговатой и круглой стадиях развития зародыша2. Но в данных случаях этого не происходит. Следовательно, вдохи и выдохи зависят от тела и ума, [226] и соответствуют обстоятельствам.

Каковы движения вдоха и выдоха? Их два: движение вдоха вниз и движение выдоха вверх.

В каких областях находятся вдох и выдох? Их две: грубое пространство и более тонкие пространства. Грубое простран­ство простирается от области пупка вверх до рта или носа, или ото рта и носа до области пупка. Каковы тонкие пространства? Это поры всего тела.

Каков четырехуровневый перечень названий вдохов и вы­дохов? Он таков: (1) жизненная энергия, (2) вдохи и выдохи,


(3) вдыхания и выдыхания и (4) образования тела. Слова «жиз­ненная энергия» подразумевают и все остальные жизненные энергии, и это обозначение общее для всех (трех в перечне), а три другие — самобытны.

Каковы два изъяна усилий при вдохе и выдохе? Недостаточ­ная вовлеченность и [227] чрезмерная вовлеченность. Из-за не­достаточной вовлеченности ленивый ум покрывается пеленой тусклости и сонливости или же отвлекается на внешнее. Чрез­мерная вовлеченность вредит и телу, и уму. Как наносится вред телу? Вдох и выдох совершены силою и с трудом отпущены, и из- за этого тело заполняется неуравновешенными жизненными энергиями. А поскольку они изначально охватывают основные и второстепенные области тела, они зовутся «заполняющими». Более того, когда заполняющие жизненные энергии набирают­ся в избытке, говорится, что они плодят недуги и творят физи­ческие расстройства в основных и второстепенных областях тела. Это и зовется нанесением вреда телу.

Как причиняется вред уму? При чрезмерных усилиях ум перегружается и оттого отвлекается, становясь подавленным или возбужденным. Так причиняется вред уму.

В понятиях памятования дыхания следует знать следую­щие пять видов воспитания: (I) исчерпывающее воспитание с помощью счета, (II) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в совокупности, (III) исчерпывающее воспита­ние с помощью [228] погружения в зависимое происхожде­ние, (IV) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в обитель, и (V) исчерпывающее воспитание с помощью шест­надцати граней.


Date: 2016-05-13; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию