Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размышление о медитации. В начале годичного обучения, организованного в 1988 году в штате Вашингтон, Ген Ламримпа предупреждал участников





В начале годичного обучения, организованного в 1988 году в штате Вашингтон, Ген Ламримпа предупреждал участников, что могут возникнуть видения злых духов или прочие пугаю­щие образы. Многие тибетские созерцатели отмечали такие переживания, когда предавались длительной непрерывной ме­дитации, а существование таких не принадлежащих человече­скому роду созданий — часть традиционного тибетского миро­воззрения. Как впоследствии оказалось, ни один из участников того ретрита, насколько мне известно, не переживал подобные видения — вероятно, из-за того, что вера в их существование не свойственна современному западному обществу. Но некото­рые участники время от времени переживали нашествие «бе­сов» похоти, духовного высокомерия, страха, скуки, сомнений в себе, виноватости и чувства собственной неполноценности. Наука вроде бы зачистила объективный физический мир от бо­гов, духов и бесов, но субъективный мир ума продолжают густо населять их внутренние подобия-двойники.

Интересно сравнить недвойственное мировоззрение со­зерцателя XIX века Дуджома Лингпы с двойственным евро­пейским мировоззрением XVI-XVII веков. То были годы научной революции и протестантской Реформации, когда Европа погрязла в болезненной борьбе с демонами и охоте на ведьм. В европейском мировоззрении того времени демоны


были явью, они жили снаружи и вносили хаос в жизнь людей и общества. Демоны были также камнем преткновения и для натурфилософов, которых позднее стали называть учеными, — они пытались понять движущие силы и естественные законы физической вселенной.

Исаак Ньютон предложил решение проблемы демонов: он ограничил их область обитания пространством человеческого ума. Очистив внешнюю действительность от демонов, он сделал физический мир более предсказуемым и защищенным местом научных изысканий. Ньютон переселил демонов западного мира в хранилище человеческого ума, а внешний мир про­странства, времени и материи оставил пронизанным светом безграничной любви и разума Бога. С точки зрения буддизма это может быть истолковано как Ньютоновская версия тонгле- на. Но Ньютон не предложил растворять этих демонов в свете человеческого сердца, а позволил им остаться в человеческом уме, где они тихо прятались, пока два столетия спустя Фрейд не принялся копать тайники психики.

Буддисты признают, что злые духи и демоны существуют, но они — не что-то абсолютно внешнее или абсолютно вну­треннее. Они возникают в пространстве человеческого пере­живания, где перед нами предстают все проявления — внешние и внутренние. Когда проходите пласты психики насквозь, с по­мощью такой медитации, как установление ума в его естествен­ном состоянии, вы можете столкнуться с явлениями, которые с виду напоминают злых духов. Важно понять, что злые духи могут проявиться в уме из-за правильной медитации, не го­воря уже о неправильной. Если вы тибетец, злые духи могут оказаться многоглавыми и многорукими. Если вы — чело­век Запада, ваши бесы могут принять обличие, широко при­нятое в нашем обществе. По мере того как вы вычерпываете


глубины своей психики, ваши бесы выйдут на свет вашего со­знания. Можете не сомневаться.

Дуджом Лингпа объясняет злых духов как внешние наслое­ния злокачественных склонностей ума — ненависти, жадности, смятения, гордыни и ревности. Когда бесы нападают, для ти­бетцев — даже зрелых созерцателей — привычно пойти к врачу и рассказать, что случилось во время медитации. Если снадобье ничего не меняет, следующий шаг — визит к астрологу. Если и это не помогло, следующим шагом может стать обращение к ясновидящему. Но если появление злых духов — следствие наведения порядка в невротичном уме, никакие внешние уси­лия не помогут избавиться от них. Придется самим разбирать­ся с этой напастью. Как это сделать? Дайте им возникнуть — и уйти. Пусть бесы ума саморазоблачатся, а вы, не цепляясь за них и не борясь с ними, позволите им исчезнуть своим че­редом в лучезарном пространстве осознавания. Это и значит позволить уму самоисцелиться.

В «Сути ваджры» Дуджом Лингпа замечает, что вся эта не­чисть лишена собственного бытия — она лишь проявляется уму. Такова же сегодня и точка зрения многих психологов, но важно видеть, насколько Дуджом Лингпа убежден, что самость не бо­лее истинна, чем все прочие проявления уму. И те, и другие «пустотны», лишены собственного предметного бытия, и мы, а не воображенные сверхъестественные существа, ответственны зато, что с нами приключается. Многие буддийские пособия по медитации предлагают списки ожидаемого в созерцании, если оно выполняется верно. Такие тексты ценны, но они не дают полного перечня всех трудностей, возникающих при правиль­ном исполнении медитации. Многие пособия описывают то, что может случиться, а не то, что часто случается, даже когда медитацию выполняют верно и последовательно.


отрицательный отклик на шутки и смех остальных — кажется, что они насмехаются над вами и злословят;

навязчивая жажда счастья, наблюдаемого у других, — из-за собственных невзгод;

страх и ужас перед оружием — и даже перед своими же друзьями, ибо ум постоянно пребывает в потоке треволнений;

все вокруг будоражит всевозможные страхи и надежды;

перед сном просыпаются предвидения о тех, кто придет навестить вас завтра;

неуправляемый страх, гнев, настойчивая привязанность и ненависть в ответ на возникающие образы — видёния лиц, очертаний, умов и разговоров, а также бесов и прочих, не дающих заснуть;

рыдания от преданности и преклонения перед гуру или от веры и преданности Трем Драгоценностям, от ощущения отрешенности и разочарованности в самсйре и от прочувствованного сострадания ко всему живому;

исчезновение всего страдания и насыщение ума сияющей ясностью и восторгом, схожими с исконным пространством, хотя эта сияющая ясность и предваряется резкими переживаниями;

ощущение, что злые духи и боги и вправду уносят вашу голову, конечности и жизненно важные органы, оставляя лишь след пара, таково может быть просто ощущение или же переживание во сне.


Вероятно, многие в ответ на такие неприятные пережива­ния бросят медитировать или прибегнут к медицинской по­мощи, но Дуджом Лингпа называет все это «знаками успеха»! На самом деле, понимание, насколько захламлен и взвинчен ум, — и впрямь успех. Но чем глубже вы проникаете во вну­тренние дикие просторы ума, тем больше сталкиваетесь со вся­ким неожиданными, а порой и глубоко ранящими воспоми­наниями и порывами — психологическими и физическими. Иногда это может настолько беспокоить, что потребуется психологический совет или лечение. Дуджом Лингпа совету­ет взять уверенный курс в медитации, продолжая наблюдать все возникающее, не отвлекаясь и не цепляясь. Это трудная задача, но и возможность пробиться вперед. Никак иначе в глубины сознания не погрузиться — лишь через психику со всеми ее неврозами и расстройствами. Утешает лишь то, что ни одно из этих раздражающих переживаний не свежеи­спеченный опыт, возникший из-за медитации. Что бы ни под­нялось, оно уже там было, скрытое суетливостью и подавлен­ностью ума.

Подчеркивая, насколько непредсказуемыми могут быть эти переживания, Дуджом Лингпа приводит некоторые об­щие склонности у людей разных психофизических устройств, связанных с пятью стихиями58:

У человека с телосложением огня преобладает радость; у того, кто с телосложением земли, преобладает тусклость; тот, кто телосложением воды, склонен к ясности; у того, кто с телосложением воздуха, преобладают резкие ощущения; а у кого телосложение пространства, преобладает чувство бессодержательности.


Согласно тибетскому буддизму, непосредственно связанно­му с традицией тибетской медицины, человеческое тело, как и физическая среда, соткано из пяти стихий. У большинства людей преобладает одна стихия или более, и это влияет на их физическое телосложение, поведение и особенности ума. Вот краткое обобщение этих пяти видов телосложений59:

Телосложение земли

Положительные стороны: ощущение устойчивости, укоре­ненности, уверенности; убежденность и стойкость устрем­лений; ответственность.

Отрицательны стороны: угнетенность, леность и инерция; тугое и буквальное мышление, недостаток созидательности; вялость и подавленность; нечувствительность и недостаток вдохновения.

Телосложение воды

Положительные стороны: удобство с собой и со своей жиз­нью; текучесть, легкость движения по жизни, приятие усло­вий, жизнерадостность и довольство. Отрицательные стороны: самодовольство, низкая рабо­тоспособность; слабый и неуравновешенный ум; крайняя суетливость и щепетильность.

Телосложение огня

Положительные стороны: способность зачинать новые дела и завершать их; чутье и одухотворенность, вдохновляющие начинания, радостное отношение к своей работе и сверше­ниям.


Отрицательные стороны: легкая возбудимость, раздражи­тельность, вспыльчивость, неустойчивость, неугомонность, нетерпимость, болтливость, склонность к бессоннице.

Телосложение воздуха

Положительные стороны: способность оборачивать отри­цательные события в положительные; любознательность, податливость разума.

Отрицательные стороны: слабая устойчивость, слабая удов­летворенность, капризность, трудность в принятии всего таким, как оно есть, тревожность, несобранность, нервоз­ность, суетливость, разброд чувств, непоседливость.

Телосложение пространства

Положительные стороны: способность принимать все, что приносит жизнь, терпимость и уравновешенность во всем. Отрицательные стороны: витание, потеря связи с тем, что происходит, потеря смысла из-за поверхностной связи с жизнью, недостаточная осознанность, недоступность.

Утешает, что трудности, встречающиеся на пути медитации установления ума в его естественном состоянии, не беспредель­ны. Пройдя все слои психики насквозь, вы оказываетесь в лу­чезарном и ясном пространстве осознавания. Дуджом Лингпа так описывает этот прорыв:

После того, как все приятные и резкие ощущения раство­рятся в пространстве осознавания — благодаря позволе­нию мыслям быть, не имея с ними ничего общего, — все


вас окружает. Многие верят, что мы напрямую воспринимаем внешние, физические явления с помощью пяти чувств, и что образы ума, которые мы воспринимаем чувствами, — точные воспроизведения постигаемых нами предметов. Меж тем, ней- робиолог Антонио Дамасио опровергает это предположение, часто называемое наивным реализмом62:

Трудность с понятием «воспроизведение» — не в двусмыс­ленности, ибо всякий может предположить, что это значит, а в том, что за ним следует: получается, что мысленный об­раз, или последовательность нервного отклика — в уме и в мозге, — воспроизводят с некоторой точностью пред­мет, связанный с этим воспроизведением, словно устройство предмета накладывается на это воспроизведение... Когда мы с вами смотрим на предмет вне нас самих, мы создаем, каждый в своем мозге, сопоставимые образы. Нам это хо­рошо известно, ибо мы можем описать предмет похожим образом вплоть до мельчайших деталей. Но это не означает, что видимый нами образ — подобие некого предмета вне нас самих. В абсолютном смысле нам не известно, какой этот предмет в самом деле.

В свете такого взгляда нейробиологии с помощью пяти чувств мы непосредственно воспринимаем образы, производимые головным мозгом, но они — не достоверные представления чего бы то ни было, существующего независимо от головно­го мозга. Эти впечатления цветов, звуков, запахов и прочего не более осязаемы, чем мысли или сны. Пусть нам и кажется, что мы видим цвета и прочее как они есть во внешнем мире независимо от наших чувств, это лишь наваждение, весьма на­поминающее грезу.

Из этого можно заключить, что единственная сторона дей­ствительности, которую мы непосредственно воспринимаем, состоит из проявлений уму и пяти чувствам, и ничто из этого физически не доказуемо. Нет никакого объективного мери­ла, каким можно было бы сравнить наши восприятия чувств, или воспроизведения, с физическими явлениями «снаружи», которые, как нам кажется, существуют независимо от наших восприятий и воспроизведений. Само существование неза­висимой вселенной, построенной на явлениях, определяемых нами как физические, похоже, под вопросом. И привычное нам переживание бодрствования приобретает качество, схо­жее со сновидением.

Такое толкование близко размышлениям философа Эмма­нуила Канта, и из него вытекает, что нет никакой вселенной (физической или иной), независимой от человеческого ума, и, как утверждает Кант, наши попытки воспринять ее или постичь происходят посредством человеческих чувств и ум­ственных способностей, но ни одно из них не обеспечивает нам доступ к действительности, существующей независимо от способов выяснения. На это указывал и физик Вернер Гей- зенберг: «Наблюдаемое нами — не сама природа, но природа, доступная имеющемуся методу исследования»63.

Со времен Галилео Галилея ученые пытались уловить при­роду внешней действительности, существующей независимо от человеческого переживания, а буддисты пытались понять то, что они называют лока (санскр.), — оно сравнимо с тем, что феноменологи именуют либенсвельтом (нем. lebenswelt) — с миром переживания. Как у сна нет независимого от нашего переживания существования, так нет его и у мира бодрствую­щего переживания. Дневная подготовка к ночной медитации осознанного сновидения может способствовать пробуждению


природы переживаемого нами мира. Наиболее действенное средство обучения осознанному сновидению — воспитание «критически осмысляющего настроя» в отношении состоя­ния сознания, и его можно добиться, спрашивая себя, не сон ли это наяву.

Date: 2016-05-13; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию