Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размышления о медитации





Самые высокие стадии шаматхи памятования дыхания, кото­рые приводят к приобретенным знакам, авторитетно описа­ны в классическом сочинении Буддагосы «Путь очищения»39. Хотя Буддагоса и перечисляет разные осязательные ощущения среди приобретенных знаков, связанных с медитацией памя­тования дыхания, индо-тибетская традиция Махаяны под­черкивает, что высбты на пути шаматхи можно покорить лишь с помощью внимания, сосредоточенного на предмете самого ума, а не впечатлениях чувств40. Причина заключается в том, что развитие шаматхи предполагает и развитие исключитель­ной яркости внимания. Сосредоточиваясь на предмете любого физического чувства, можно, конечно, добиться устойчивости, но потенциал яркости не раскроется во всей полноте. Для этого необходим предмет в уме. В буддийской традиции часто под­черкивается, что шаматху можно покорить лишь с помощью осознавания ума, а не осознанностью чувств.

Медитация памятования дыхания восходит к учениям Будды, записанным на языке пали и позже истолкованным просвещенными и созерцателями Тхеравады; беседы, при­писываемые Будде в традиции Махаяны, также придают осо­бое значение этому способу воспитания равновесия внимания. К примеру, в «Сутре Совершенства мудрости в десяти тысячах стихов» Будда описывает памятование дыхания своему учени­ку Шарипутре, приводя в пример работу гончара на гончарном круге:

Шарипутра, рассмотри пример гончара и его ученика, вра­щающего гончарный круг: если он делает длинный виток, он знает, что виток длинный; если он делает короткий виток, он знает, что виток короткий. Шарипутра, так и бодхисаттва, великое существо, осмысленно вдыхает и выдыхает. Если вдох долгий, он знает, что вдох долгий; если выдох долгий, он знает, что выдох долгий. Если вдох короткий, он знает, что вдох короткий; если выдох короткий, он знает, что вы­дох короткий. Вот так, Шарипутра, бодхисаттва, великое существо, пребывает в самонаблюдении и памятовании, от­бросив влечение и разочарование к миру, не овеществляя его; и он живет, наблюдая тело как тело изнутри41.

Этот замечательно насыщенное изречение заслуживает подроб­ного толкования, но сейчас я предложу лишь пару замечаний. Самонаблюдение — это мыслительная способность отслежи­вать состояние тела и ума. Благодаря этой способности мы от­мечаем, когда ум поддался вялости или возбуждению, и как только это выявлено, необходимо сделать все, чтобы преодолеть эти нарушения равновесия. Памятование и самонаблюдение действуют совместно, как это описано выше и в бесчисленном множестве других буддийских сочинений о созерцании. Хотя современная традиция Випассаны и подчеркивает, что в спосо­бе памятования нам следует принимать свои изъяны без всяких попыток изменить их42, этот совет отходит от учения Будды и от сочинений светил прошлого. Если вы не уравновешиваете свое внимание, когда оно впадает в вялость или возбуждение, сумбур лишь усиливается, и качество вашего памятования не­определенно долго останется ущербным.

Понятие неовеществления в этом изречении подразумева­ет, что больше нет цепляний за внешние предметы и события как за истинные источники радостей и печалей. Напротив — мы понимаем, что эти чувства возникают из нашего же ума, и это прозрение исцеляет неуравновешенность ума — влечение


и разочарование, к которым приводят желания, создающие помехи.

Я знал некоторых буддистов тибетской традиции, которые пытались освоить шаматху, сосредоточиваясь на сознатель­но созданном или воображаемом мысленном образе, а не на приобретенном знаке, который возникает стихийно, когда ум достаточно сосредоточен на предмете созерцания. Я тоже про­бовал этот метод, когда начинал осваивать шаматху. Многие из нас, и азиаты, и западники, обнаружили: усилия, требуе­мые в создании и поддержании такого образа, истощают. Если осваивать сосредоточение на сознательно созданном образе краткими заходами, вероятно, и не возникнет заметного на­пряжения, но, если вы медитируете по многу часов в день, день за днем, неделя за неделей, это может иссушить энергию и при­вести к непомерному стрессу и напряжению. Видимо, поэтому Будда и утверждал, что созерцателям, склонным к избыточной умозрительности, следует осваивать шаматху, развивая памято­вание дыхания. В отличие от множества других способов, этот успокаивает тело и ум, а не душит их напряженными усилиями. Хотя мысленный образ приобретенного знака рано или поздно и возникает в медитации памятования дыхания, это случается стихийно, и потому не служит причиной напряжения, как это может произойти в том случае, когда созерцатель создает мыс­ленный образ намеренно.

 

Date: 2016-05-13; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию