Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к экспедиции





Когда я провожу семинары по шаматхе, мне нравится считать их «экспедициями», а не «семинарами» или «ретритами». Слово «ретрит»' имеет подтекст не только удаления, но также и поражения, что безусловно не в духе этой медитации. А слово «экспедиция» предполагает приключение, завоевание и иссле­дование. Латинские корни этого слова относятся также к изы- манию себя, дословно «выходу» из некой ситуации, где вы за­стряли. В медитации шаматхи легко увидеть, насколько глубоко ум увяз в двойной колее вялости и возбуждения. В буддийской традиции говорится, что ум, застрявший в этих привычках, не­дееспособен, и чтобы вернуть ему пригодность к работе, полез­но выйти из привычного круга деятельности, ища просторного чувства уединения и исследуя границы ума.

Этой экспедиции не требуется некая слепая вера, предан­ность какому-либо вероисповеданию или метафизической системе верований. Более трех последних тысячелетий созер­цатели различных культур Азии, приверженные разным веро­ваниям, следовали путем шаматхи до ее высот и описали свои открытия. Никто не заставляет нас принимать эти утвержде­ния на веру лишь из-за их авторитетности, но, если нас вдох­новляют ранние свидетельства о пользе этого способа, можно рискнуть вступить на этот путь, чтобы убедиться, можем ли

* От англ. retreat — отступление, отказ, уход. — Прим. ред.


мы достичь тех же результатов, что и наши предшественники созерцатели.

Впереди большое приключение, но также опасности и тупи­ки. Иногда путь ясен, а бывает, что его и не видно вовсе. Но если полагаться на того, кто по своему опыту знает этот путь, можно сберечь время.

Шесть предварительных условий длительного строгого об­учения определены во многих индийских и тибетских посо­биях по медитации23. Ниже приведены некоторые глубинные обстоятельства и требования, что позволят плодам шаматхи созреть.

1. Поддерживающее окружение

Важно медитировать в защищенном, тихом и пригодном для медитации месте, лучше совместно с еще несколькими едино­мышленниками. Это должно быть такое место, где еда, одежда и другие потребности легко удовлетворимы. Может показаться, что такое окружение легко найти, но на деле это может быть весьма трудным, особенно если вы хотите посвятить себя ме­дитации не на один месяц.

Я испытал это на себе в 80-х, когда перебрался в небольшую хижину в Индии, чтобы предаться уединенному созерцанию. Внешне все выглядело идеально. Хижина находилась на скаль­ном выступе в горах Северной Индии и была обращена на юг, в покрытую зеленью долину Кангры, а с севера защищена сте­ной Гималаев.

Жить там было благословением, но мне пришлось иметь дело с тьмой клопов, которые нападали на мой спальник каж­дую ночь и даже проникали под одежду пить мою кровь в те­чение дня, когда я медитировал. А поймав их, как буддийский монах, я не мог их убивать. Я еженощно просыпался ближе к двум пополуночи в волдырях, чесавшихся так, будто это укус тысячи комаров. Я собирал этих созданий в металлическую кружку, откуда они не могли сбежать, и утром выбрасывал ночной улов на склон горы. Они возвращались и готовились к новому нападению, следующей же ночью. Так длилось пару месяцев, пока я не обнаружил, что могу не пускать их к себе в спальник, просто поставив ножки деревянного помоста, на котором я спал, в емкости с водой. Хотя я и преуспел в борьбе с нашествием клопов, мне все же приходилось иметь дело с бло­хами, комарами и крысами, да еще и с неизбежной плесенью, которая появилась вскоре после начала сезона дождей.

После четырех лет медитации, двух в Азии и двух — в Се­верной Америке, я пришел к выводу, что, если ты не богат и про­сто не купил спокойного места для медитации в тишине на месяцы или годы, подходящее окружение найти нелегко. И все же, если обитатели современного мира желают пройти далеко по пути шаматхи, такие места необходимо создавать.

2,3* Немногие желания и удовлетворенность

Первое из этих двух требований подразумевает малость же­ланий того, чем не располагаешь, а второе предлагает доволь­ствоваться тем, что уже есть. Без этих двух качеств ум никогда не укоренится в медитации. Постоянно будут всплывать мыс­ли о том, чего хочется, а нет, и вы забеспокоитесь, что теку­щие обстоятельства так или иначе не соответствуют вашим желаниям. Это вовсе не означает, что следует подавить желание быть счастливым, Hd есть смысл перенастроить устремление на преображение ума как на средство к истинному благополучию. А чтобы это случилось, необходимо увидеть ограниченность


«полезными», если в итоге они приводят к согласию, удовлет­воренности и истинному счастью для себя и других.

Все виды нравственности — общественная, окружаю­щей среды и психофизическая — приводят к жизни, в ко­торой мы сами и остальные можем достигать благополучия. Нравственный образ жизни поддерживает воспитание равно­весия ума и благополучие — и наше, и других людей.

6. Отказ от назойливых мыслей

Многие из нас позволяют назойливым мыслям владеть умом. Такие мысли не прекратятся за одну ночь, но, по мере занятий шаматхой — ив ходе их, и между ними, — важно наблюдать деятельность ума и сдерживать его от привычного мышления, которое усугубляет его неуравновешенность. Иначе мы, не спо­собные избавиться от суеты ума, уподобимся коту, что барах­тается на поверхности пруда.

Индийский буддийский мудрец Атиша писал о важности этих предпосылок26:

Пока предварительные условия для шаматхи не сошлись вместе, созерцательной устойчивости не обрести, пусть и созерцаете усердно тысячи лет.

В нашем материалистичном обществе даже те, кто тянется к не­материальным ценностям, имеют сильную склонность при­нимать существующий образ жизни за норму, и затем добав­лять медитацию, чтобы его подправить, как лейкопластырь к гноящейся ране. Мое первое переживание медитации в кон­це 60-х — яркий тому пример. Я пришел к учителю, который


дал мне мантру и рассказал, как на нее медитировать, но эти наставления и не намекали на то, как же управляться со всей остальной жизнью. Да и теперь, десятилетия спустя, медитацию часто преподают почти без указаний на изложенные выше пред­варительные условия. Медитацию низвели до некой разновид­ности скорой помощи в устранении симптомов разлаженности жизни со всеми ее тревогами, депрессиями, разочарованиями и эмоциональной зыбью. Уму, подверженному тьме нездравых состояний — притяжений, отторжений и невежества — нужен не просто врач. Нужно длительное восстановление. Вот чему посвящается все это обучение.


Интерлюдия РАДОСТЬ СОПРИЧАСТНОСТИ


Когда вы войдете в длительное созерцательное отшельни­чество, удалившись от привычного образа жизни с его заботами и тревогами, вероятно, вначале вы почувству­ете облегчение. Но после «медового месяца» начинается тяже­лый труд воспитания ума. Сам образ жизни в уединении может стать испытанием. Живя в обществе, можно отвлекаться умом от ума же, потерявшись в работе, развлечениях, беседах и уйме прочих занятий. Но в простой незанятой жизни созерцателя вы отрезаны от внешних источников отвлечений, и отклик на это и тела, и ума может быть серьезным.

Мы привязаны к доставляющим удовольствие возбудите­лям, как к наркотику, и, когда предаемся по много часов в день обучению шаматхе, лишь слегка отвлекаясь в перерывах между занятиями, появляются симптомы «ломки». Ум колеблется между скукой и суетой, а бывает подавлен и полон неверия в свои силы. В таких случаях мы склонны увязать в вымыслах и воспоминаниях, усиливающих мрак и уныние, и потому важно вытаскивать себя из таких эмоциональных воронок, размышляя о вдохновляющих гранях действительности. Один из таких способов — воспитание радости сопричаст­ности.


В медитациях доброжелательности и сострадания мы вос­питывали в себе устремление, направленное на других, чтобы они смогли найти счастье и его причины и избавились от стра­даний и от их причин. Воспитание радости сопричастности уделяет пристальное внимание тому, что уже есть, — радости, успехам и добродетелям себя и других. Сопричастность — со- чувствование с другими, и в этой медитации уделяется вни­мание не печалям и трудностям, а счастью и победам. Эта ме­дитация — прямое противоядие депрессии, беспокойствам и безысходности, которые могут возникнуть при интенсивной непрерывной медитации или просто в ежедневной жизни.

Date: 2016-05-13; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию