Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И виды правосознания





1.1. Понятие правосознания. Вопрос о понятии правосознания в современной отечественной теории государства и права, как представляется, особых разногласий не вызывает. Практически все исследователи сходятся в том, что правосознание – это одна из форм человеческого сознания, которую составляют идеи, взгляды, представления, чувства и эмоции, выражающие субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. В этой связи правосознание можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Отталкиваясь от этого определения, можно выделить следующие признаки правосознания.

Во-первых, правосознание – это одна из форм человеческого сознания. Человек, как существо разумное, обладает способностью осознавать окружающие его явления действительности, познавать их, составлять о них определенные представления. Право и другие правовые явления действительности, хотя и являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей, поскольку создаются в конечном счете людьми, тем не менее, существуют объективно, независимо от воли и сознания как отдельных индивидов, так и общества в целом. В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно сталкиваются и с правом, и с другими правовыми явлениями, ибо право регулирует все основные стороны общественной жизни. Сталкиваясь с правом, другими правовыми явлениями действительности, люди, так или иначе, выражают свое субъективное к ним отношение, которое проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях людей по поводу существующих правовых норм и правового регулирования в целом. У людей могут возникать положительные и отрицательные эмоции в связи с принятием какого-либо закона, чувство его одобрения или, наоборот, осуждения, особенно если закон касается прав и интересов самих людей. Отношение к праву может проявляться и на более высоком уровне, когда люди начинают выражать не только собственное мнение, но и мнение тех или иных социальных групп или общества в целом в виде определенных взглядов, представлений, идей и даже теорий. И все это будет ничем иным, как правосознанием, правосознанием отдельных индивидов, групп людей или общества в целом.

Правосознание обычно рассматривают как одну из форм общественного сознания, тесно связанную с другими его формами: политическим, нравственным, религиозным, эстетическим и т. д. Между тем правосознание, равно как и другие формы человеческого сознания, функционирует не только на общественном, но и на индивидуальном уровнях. Поэтому правосознание, политическое сознание, нравственное сознание и др. точнее называть формами не общественного, а человеческого сознания.

Во-вторых, правосознание представляет собой отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Отношение людей к политике, морали, религии и т. д. не является областью правосознания, несмотря на то, что право тесно связано с политикой, моралью и многими другими социальными явлениями, а правосознание зачастую переплетается с политическим, нравственным и прочими формами человеческого сознания. Правосознание касается только правовых явлений, причем как существующих в настоящем, так и существовавших в прошлом и мόгущих существовать в будущем. В литературе нередко подчеркивается, что в правосознании выражается отношение людей к праву действующему и к праву желаемому. Надо отметить, что в правосознании выражается отношение людей не только к праву и не только к действующему и желаемому праву, а к правовым явлениям в целом, причем и прошлого, и настоящего, и будущего.

В-третьих, правосознание является субъективным отношением людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Каждый человек индивидуально, по-своему воспринимает право, по-своему реагирует на правотворческую и правоприменительную деятельность, по-своему оценивает состояние законности и правопорядка в обществе. Правовые взгляды, оценки, представления людей могут соответствовать действительности, а могут быть и весьма далеки от нее. В то же время эти взгляды, оценки, представления могут совпадать у ряда людей и даже быть господствующими в обществе. Но от этого они не утрачивают своего субъективного характера, поскольку являются субъективным образом явлений правовой действительности.

В-четвертых, правосознание – это явление, содержание которого составляют правовые идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, переживания людей. Именно они и выступают составными частями правосознания. Поэтому правосознание – это не просто субъективное отношение к праву и другим правовым явлениям, а это идеи, взгляды, представления, чувства, эмоции, которые и выражают данное отношение к праву.

В-пятых, правосознание – это источник права. Это источник права, как правило, в идеологическом смысле. Прежде чем та или иная норма права найдет свое закрепление в законе и получит «статус» общеобязательного правила поведения, она будет сформулирована в виде определенной правовой идеи, выражающей представления о том, как должно быть урегулировано то или иное общественное отношение, т. е. сначала она будет правосознанием. И только пройдя через процедуру правотворчества, правосознание превратится в право (позитивное право). В редких случаях правосознание выступает источником права в формально-юридическом смысле. Например, в нашей стране в первые годы советской власти революционное правосознание являлось по сути дела источником права в формально-юридическом смысле.

В-шестых, правосознание выступает в качестве внутреннего регулятора поведения людей. Оно является непосредственным мотивом, побуждающим человека вести себя правомерно или же, наоборот, противоправно.

1.2. Структура правосознания. Правосознание, несмотря на свою неоднородность, поскольку состоит из правовых идей, взглядов, представлений и т. д., имеет свою структуру. В структуре правосознания традиционно выделяют два основных элемента – правовую психологию и правовую идеологию, которые можно рассматривать и как определенные уровни правосознания.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на правотворческую и правоприменительную деятельность, принятые нормативно-правовые акты, практику их реализации, сложившийся в обществе правопорядок. Эта реакция может представлять собой чувство удовлетворения или недовольства, положительные или отрицательные эмоции. Как правило, правовая психология характерна для индивидуального правосознания, поскольку чувства, эмоции, переживания, настроения людей относительно действующего права присущи, прежде всего, отдельным индивидам. Вместе с тем в литературе говорится также о групповой и общественной (социальной) правовой психологии. Правовая психология, как представляется, относится к низшему уровню правосознания, поскольку дальше чувств, эмоций, переживаний и настроений данная часть правосознания не идет. В этой связи правовая психология не может радикально повлиять ни на действующее право, ни на практику его реализации, хотя создать предпосылки для этого вполне способна.

Другое дело правовая идеология, которая выражена в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, представлениях людей. Это уже более высокий уровень правосознания, который чаще всего ассоциируется с общественным правосознанием. На этом уровне правосознание способно активно влиять на право и практику его реализации. Правовые идеи, взгляды, представления, будучи оформленными в правовые концепции, теории, способны радикально повлиять как на действующее право, так и на практику его реализации в плане их кардинального изменения. Кроме того, господствующая в обществе правовая идеология, выраженная главным образом в правосознании политиков, самым непосредственным образом влияет на процесс формирования права, действующее законодательство, юридическую практику.

В современной юридической литературе наряду с правовой психологией и правовой идеологией иногда выделяются и некоторые другие структурные элементы правосознания. Отдельные исследователи выделяют, например, такие элементы правосознания, как информационный, оценочный и волевой. По их мнению, информационный элемент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве и других правовых явлениях действительности, поскольку без информации о праве не может быть и соответствующего отношения к нему. Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения людей к праву. Получив определенную информацию о праве, человек оценивает ее, сопоставляя с собственными ценностями. Это приводит к формированию соответствующих мотивов поведения в правовой сфере. На основе информационного и оценочного элементов формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере[170].

1.3. Функции правосознания. Правосознание играет весьма важную роль в общественной жизни. Прежде всего, оно направляет правотворческую деятельность. Устанавливая нормы права, правотворческие органы, так или иначе, воплощают в них господствующие в обществе правовые идеи. Не менее значима роль правосознания и на других стадиях процесса правового регулирования, особенно на стадиях реализации и применения права[171]. Так, например, в процессе применения норм права, правоприменительные органы руководствуются не только законом, но и собственным правосознанием. Особенно важную роль играет правосознание при вынесении целесообразных и справедливых решений.

Наиболее отчетливо роль правосознания в общественной жизни проявляется в его функциях. Чаще всего к ним относят познавательную, оценочную и регулятивную функции.

Познавательная (информационная) функция состоит в том, что правосознание способствует приобретению определенных знаний, информации о праве и правовых явлениях действительности. Это, с одной стороны, позволяет людям ориентироваться в сфере действия права, а, с другой – способствовать развитию и совершенствованию права и иных правовых явлений через правовые идеи, концепции, теории.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву, другим правовым явлениям в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание правовые явления получают позитивную или негативную оценку, что позволяет сориентировать собственное поведение в сфере действия права.

Регулятивная функция проявляется в том, что правосознание, основываясь на полученной информации о праве и его оценке, способствует выработке соответствующей ориентации в сфере действия права и тем самым выступает в качестве своеобразного внутреннего регулятора поведения человека.

Кроме названных, некоторыми авторами выделяются и такие функции правосознания, как ценностная, информативная, воспитательная, коммуникативная и прогностическая.

1.4. Виды правосознания. Правосознание как субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям имеет несколько разновидностей. Обычно виды правосознания выделяют по двум основаниям: по субъектам и по степени восприятия права и других правовых явлений.

По субъектам (носителям) правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание – это совокупность правовых взглядов, представлений, оценок, чувств, эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Проявляется оно чаще всего при осуществлении юридически значимых действий: реализации прав, свобод и обязанностей, подаче заявлений, ходатайств, жалоб, защите своих прав и интересов и т. д. Групповое (или коллективное) правосознание – это правосознание различных социальных групп, коллективов людей (женщин, молодежи, пенсионеров и др.). Групповое правосознание тесно связано с индивидуальным правосознанием, поскольку на отношение к праву отдельных индивидов нередко налагает отпечаток их принадлежность к той или иной социальной группе. Общественное правосознание – это правосознание общества в целом. Его составляют господствующие в обществе правовые идеи, взгляды, представления, теории. Оно, так или иначе, связано с индивидуальным и групповым правосознанием, но по своему содержанию глубже и богаче, чем индивидуальное и групповое правосознание, поскольку отражает правовую жизнь всего общества.

В зависимости от степени восприятия права и других правовых явлений правосознание принято подразделять на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве, законности, правопорядке, своих правах и обязанностях, правовой деятельности государственных органов и т. п. Оно складывается стихийно, основано на личном опыте каждого отдельного человека и связано с самыми общими представлениями о праве. Профессиональное правосознание – это правосознание людей, деятельность которых требует профессиональных познаний в области права. К нему относится правосознание юристов-практиков (судей, прокуроров, следователей и т. д.), а также работников государственного аппарата. Научное (по-другому – теоретическое) правосознание – это правосознание ученых-юристов, которое составляют правовые идеи, концепции, теории, отражающие закономерности развития права и других правовых явлений. Научное правосознание очень тесно связано с правотворческой деятельностью, поскольку одним из принципов правотворчества является принцип научности.

В учебниках по теории государства и права нередко выделяется и такой вид правосознания, как массовое правосознание. Единообразного понимания этот вид правосознания не получил. Одни отождествляют его с обыденным правосознанием, другие – с общественным, третьи считают его самостоятельным видом правосознания наряду с индивидуальным, групповым и общественным. Как представляется, массовое правосознание – это обыденное правосознание, поскольку основная масса членов общества имеет самые общие, подчас весьма поверхностные представления о праве и других правовых явлениях. В этом плане термин «массовое правосознание» адекватен по смыслу термину «массовая культура».

Правовая культура

2.1. Понятие правовой культуры. С правосознанием тесно связана правовая культура, которую можно определить как качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем правового развития общества и личности. Данное определение основывается на общем понимании культуры как определенного качественного состояния общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества. Она характеризуется уровнем развития всех правовых явлений общества, степенью их совершенства. Общество с высоким уровнем правовой культуры отличается достаточно развитым и совершенным законодательством, эффективным правовым регулированием, высоким уровнем законности, широкими демократическими правами и свободами личности, гарантированными государством, высокой правовой культурой своих граждан, их активной жизненной позицией.

В научных изданиях и учебниках по теории государства и права можно найти и иные определения правовой культуры. Так, одни авторы под правовой культурой понимают деятельность по производству, распределению и потреблению ценностей правового характера. По мнению других, правовая культура – это система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей. Третьи определяют правовую культуру как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Четвертые рассматривают правовую культуру в широком и узком смыслах. При этом под правовой культурой в широком смысле понимаются все правовые явления и институты общества (вся правовая система общества), а под правовой культурой в узком смысле имеется в виду правовая деятельность, ее уровень, направленность, формы и способы, что обуславливает качество правовой жизни. Встречаются и другие определения.

Правовая культура является частью культуры в целом, в связи с чем в ней, как и в самой культуре, целесообразно различать, прежде всего, социальную и индивидуальную культуру. Социальная правовая культура – это правовая культура всего общества. Она, будучи частью социальной культуры, характеризуется определенным уровнем правового развития общества, его правовой цивилизованностью. Индивидуальная правовая культура – это правовая культура личности, каждого отдельно взятого человека. Она является частью социальной правовой культуры и характеризуется уровнем правового развития личности, который может быть обыденным или профессиональным. Обыденный уровень правовой культуры личности характеризуется восприятием и оценкой права с точки зрения здравого смысла и житейского опыта. На формирование обыденной правовой культуры наиболее активное влияние оказывают такие факторы, как среда обитания, общественное мнение, средства массовой информации и т. п. Профессиональная правовая культура характеризуется восприятием и оценкой права с точки зрения полученных в области права познаний и специальной профессиональной подготовки. На формирование профессиональной правовой культуры оказывают влияние такие факторы, как специальная профессиональная подготовка, правовое воспитание, опыт практической работы и т. д. По сравнению с обыденной профессиональная правовая культура отличается более высокой степенью информированности в области права, наличием определенной правовой квалификации, способностью заниматься профессиональной юридической деятельностью.

Уровень правовой культуры в каждом обществе различен и зависит от многих обстоятельств. Прежде всего, он зависит от уровня развития экономики страны. Кроме того, на уровень правовой культуры влияют политический строй страны, ее национальные и иные особенности, общий уровень культуры населения, способность власти охранять правовые институты, пресекать правонарушения и противостоять произволу, степень развития юридической науки и юридического образования и другие обстоятельства.

2.2. Структура правовой культуры. Правовая культура представляет собой сложное системное образование. В этой связи вполне естественно возникает вопрос о ее структуре, т. е. внутреннем строении, и выявлении тех структурных элементов (компонентов), из которых она состоит.

В отечественной теории государства и права изложение вопроса о структуре правовой культуры нередко сводится к простому перечислению различных правовых явлений (права, законодательства, правосознания, законности, правопорядка и др.), которые, так или иначе, характеризуют уровень правового развития общества. Однако более приемлемым является выделение в системе правовой культуры определенных компонентов, подсистем правовой культуры, объединяющих в своем составе соответствующие правовые явления. При этом необходимо различать структуру социальной правовой культуры и структуру индивидуальной правовой культуры, несмотря на то, что индивидуальная правовая культура входит в состав социальной правовой культуры.

В структуре социальной правовой культуры в качестве показателей уровня ее развитости могут быть выделены такие компоненты, как правовая деятельность, правовые акты, правосознание населения и правовая культура отдельных граждан (индивидуальная правовая культура).

Правовая деятельность состоит из теоретической деятельности (деятельность ученых-юристов), образовательной деятельности (деятельность преподавателей, студентов и слушателей юридических учебных заведений), практической деятельности (деятельность правотворческих и правоприменительных органов, правореализующая деятельность граждан), и является важнейшим показателем уровня правовой культуры в обществе. Особенно это относится к правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовые акты включают в свой состав как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. О правовой культуре общества свидетельствует, прежде всего, уровень развитости действующих в стране нормативных правовых актов, т. е. законодательства, основу которого составляют конституция, конституционные и обыкновенные законы. О правовой культуре общества говорят и другие правовые акты: акты толкования права, правоприменительные акты (приговоры и решения судов, акты органов прокуратуры и т. д.), акты реализации прав и обязанностей (например, договоры).

Немаловажное значение для оценки правовой культуры общества имеет уровень правосознания населения, который свидетельствует о том, насколько грамотно в правовом отношении население, как оно относится к действующему в стране праву и законодательству, каково его поведение в сфере действия юридических норм.

Наконец, определенным показателем правовой культуры общества является и правовая культура отдельных граждан, или индивидуальная правовая культура. Индивидуальная правовая культура как структурный компонент социальной культуры тоже имеет свою структуру. В структуре индивидуальной правовой культуры, как представляется, могут быть выделены следующие элементы:

во-первых, информационный элемент, в состав которого входят правовая информированность индивида, его правовая грамотность, знание им законов, осведомленность в правовых вопросах;

во-вторых, ценностно-ориентационный элемент, который составляют уважительное или пренебрежительное отношение индивида к праву и закону, его правовые установки, ценностные правовые ориентации и т. п.;

в-третьих, поведенческий элемент, который характеризуется правомерным или противоправным поведением индивида, его правовой активностью или, наоборот, правовой пассивностью.

В единстве эти элементы являются показателями индивидуальной правовой культуры, которая суммарно характеризует уровень правовой культуры населения страны.

2.3. Функции правовой культуры. Правовая культура, как и правосознание, выполняет ряд функций, среди которых наибольшую значимость имеют познавательная, регулятивная, ценностно-нормативная, воспитательная, коммуникативная, прогностическая и трансляционная функции.

Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения страны соответствующих представлений о праве, законности, государстве, гражданском обществе.

Регулятивная функция правовой культуры состоит в обеспечении устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Благодаря этой функции, правовая культура обеспечивает подчинение людей праву и другим правовым ценностям.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры проявляется в том, что она способствует утверждению в сознании и поступках людей и в обществе в целом определенных правовых ценностей и самого права как ценности.

Воспитательная функция правовой культуры заключается в формировании у людей устойчивых правовых качеств, воспитание их правом и иными правовыми средствами.

Коммуникативная функция проявляется в том, что правовая культура обеспечивает общение граждан в правовой сфере, возможность субъектов правового общения адекватно воспринимать и использовать правовую информацию.

Прогностическая функция правовой культуры выражается в научном предвидении, в определении перспектив развития правовых явлений, возможных путей решения правовых проблем. Она охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Трансляционная функция правовой культуры проявляется в накоплении и передаче от поколения к поколению правовых ценностей. Правовая культура каждой отдельно взятой страны всегда опирается на предшествующий опыт как собственного, так и мирового правового развития, который затем передается будущим поколениям.

 

Правовой нигилизм

И правовой идеализм

3.1. Понятие и причины правового нигилизма. Правовой нигилизм – это антипод правовой культуры, который выражается в скептическом, негативном отношении к праву, в отрицании его социальной ценности. Он является разновидностью социального нигилизма, который, в свою очередь, характеризуется отрицательным отношением к определенным ценностям, нормам, идеям, взглядам и даже к тем или иным сторонам человеческого бытия[172]. В зависимости от того, в какой сфере общественной практики (культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике) отрицаются те или иные ценности, нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т. д.

Правовой нигилизм проявляется в самых различных формах и на самых разных уровнях. На уровне общественного правосознания он предстает обычно в виде определенных течений общественно-политической мысли и тех или иных теоретических доктрин. Например, в России основными носителями правового нигилизма на уровне общественного правосознания были славянофилы, считавшие, что русский народ – народ негосударственный, право и конституция которому не нужны. Поэтому Россия, по их мнению, должна строить свою жизнь не на праве, а на нравственности, монархическом патернализме, христианских идеалах и соборности. Крайним проявлением правового нигилизма на уровне общественного правосознания является идеология анархизма, согласно которой государство и право – это зло. На уровне индивидуального обыденного правосознания правовой нигилизм проявляется в правовой невоспитанности и юридическом невежестве населения, в незнании им действующего законодательства, в неверии в право и неуважении к нему.

В нашей стране правовой нигилизм – явление достаточно распространенное. Своими корнями он уходит в далекое прошлое, и был порожден самодержавным правлением, многовековым крепостничеством, репрессивным законодательством и несовершенством правосудия. Октябрьская революция и советская власть, хотя и сформировали определенные предпосылки для преодоления правового нигилизма в стране (принятие конституций, создание кодифицированной системы права и т. д.), вместе с тем породили новые условия для процветания правового нигилизма. Во-первых, определенную роль в формировании негативного отношения к праву как к чему-то временному и малосущественному сыграло марксистско-ленинское учение об отмирании государства и права при коммунизме. Во-вторых, отрицательное отношение к праву порождалось внедрением административно-командных методов управления вместо правовых, чему в немалой степени способствовало ленинское высказывание о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами. В-третьих, процветанию правового нигилизма способствовало широко распространенное негативное отношение к праву среди партийно-государственных руководителей как в центре, так и на местах. Наконец, в-четвертых, крайне негативную роль в отношении права сыграли масштабные репрессивные кампании: раскулачивание, борьба с «врагами народа» в 1937–38 и 1949–50 гг., выселение народов и т. д.

Новый виток в распространении правового нигилизма в стране породил развал Советского Союза и кризисное состояние российского общества в 90-е гг. XX в. На этом этапе правовой нигилизм приобрел такие формы выражения, как: 1) прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов; 2) повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний; 3) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих актов, нередко порождающих войну законов; 4) подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью; 5) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях; 6) нарушение или несоблюдение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, имущество, безопасность; 7) догматизация и вульгаризация известных положений марксизма о государстве и праве, искаженные, неверные представления о государственно-правовой действительности и ее развитии[173].

По мнению Н. И. Матузова, правовой нигилизм в России 90-х гг. прошлого столетия характеризуется следующими основными чертами:

во-первых, подчеркнуто демонстративным, вызывающим, конфронтационно-агрессивным и неуправляемым характером, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел;

во-вторых, глобальностью, массовостью, широкой распространенностью не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразием форм проявления – от криминальных до легальных, от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особой степенью разрушительности, оппозиционной и популистской направленностью, регионально-национальной окраской;

в-пятых, слиянием с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связью с негативизмом – более широким явлением, захлестнувшим российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы[174].

Правовой нигилизм, многие проявления которого сохраняются в нашей стране и в настоящее время, обусловлен целым рядом причин. К наиболее важным из них принято относить:

1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность осуществления всех реформ, в том числе судебной.

3.2. Правовой идеализм. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное ему явление – правовой идеализм, который проявляется в преувеличении реальных возможностей права и его регулирующей роли. Как и правовой нигилизм, правовой идеализм имеет те же самые корни: юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры.

Хотя внешне правовой идеализм не так заметен, как правовой нигилизм, он причиняет не меньший вред государству и обществу. Поэтому борьба с правовым нигилизмом не должна приводить к другой крайности – правовому фетишизму, волюнтаризму, идеализму. К сожалению, не только простые люди, но и политики нередко возлагают на право, на законы государства большие надежды в деле переустройства общества. Между тем право – не всесильный регулятор общественных отношений. Его возможности объективно ограничены самими общественными отношениями. Даже самые хорошие законы государства не могут сами по себе накормить, одеть, обуть людей, повысить их благосостояние, поскольку для этого нужны, прежде всего, соответствующие экономические условия. Законы государства, не опирающиеся на экономический потенциал общества, не обеспеченные его материальными ресурсами, изначально создаются как неработающие законы и порождают еще больший нигилизм и неверие в право. Как отмечается в литературе, «бессилие законов порождает все тот же нигилизм, неверие в реальную значимость принимаемых актов, в их способность изменить ситуацию. Законы не работают, значит и отношение к ним более чем прохладное, их престиж падает вместе с престижем власти»[175].

Надо заметить, что определенным идеализмом страдали проводимые в Российской Федерации реформы по созданию регулируемой рыночной экономики. Стремление как можно скорее достичь желаемого результата сопровождалось принятием недействующих или плохо работающих законов, что порождало в сознании многих людей неверие в силу закона и права. К сожалению, и в настоящее время в российском законодательстве можно найти немало подобных законов и других нормативно-правовых актов. Разумеется, это совсем не говорит о том, что они плохи или не вполне качественны. Но даже самые хорошие законы не будут нормально работать при отсутствии необходимых механизмов их реализации. Кроме того, едва ли можно рассчитывать на успех, если принимаемые государством законы ввиду низкой правовой культуры населения зачастую просто не воспринимаются теми, кому они адресуются. В этой связи в стране нужна целенаправленная, широкомасштабная и продуманная работа по правовому воспитанию и повышению правовой культуры и правовой грамотности населения.

Правовое воспитание

4.1. Понятие, цели и принципы правового воспитания. Правовое воспитание самым тесным образом связано с правосознанием и правовой культурой. Правовое воспитание – это деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование и повышение правосознания и правовой культуры граждан. Деятельность по правовому воспитанию граждан в той или иной форме осуществляется практически во всех государствах. Для этого используются специальные юридические учебные заведения, школа, церковь, печать, радио, телевидение, литература, искусство и т. д. Правовое воспитание является составной частью идеологической функции любого государства, а также самостоятельным видом деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений, трудовых коллективов.

Правовое воспитание как деятельность, направленная на формирование и повышение правосознания и правовой культуры граждан преследует несколько целей:

во-первых, оно имеет целью вооружить граждан необходимыми знаниями о праве и действующем законодательстве, о принадлежащих им правах, свободах и обязанностях;

во-вторых, оно направлено на формирование в сознании людей уважительного отношения к праву и закону;

в-третьих, одна из целей правового воспитания состоит в том, чтобы повышать авторитет закона и вести решительную борьбу с правовым нигилизмом;

в-четвертых, правовое воспитание призвано ориентировать граждан на правомерное, законопослушное поведение и формировать у них нетерпимое отношение к любым правонарушениям.

Правовое воспитание основывается на целом ряде принципов. К наиболее важным из них относятся: научность, плановость, систематический характер, ориентирование на знание действующих норм права и умение ими пользоваться, связь с юридической практикой, ориентирование на укрепление законности.

4.2. Формы правового воспитания. Правовое воспитание представляет собой достаточно сложную и многоаспектную деятельность, которая осуществляется в различных формах. К наиболее важным из них принято относить следующие формы:

а) правовой всеобуч (организация правовых школ, народных университетов, семинаров, курсов и т. п.);

б) пропаганда права средствами массовой информации (проведение бесед на правовые темы, «круглых столов», дискуссий, тематических теле- и радиопередач и т. д.);

в) издание литературы по правовой проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и юридической практики, учебники и учебные пособия и др.);

г) устная правовая пропаганда (проведение лекций, бесед, консультаций, вечеров вопросов и ответов и т. д.);

д) профессиональное правовое образование (юридические вузы, факультеты, колледжи и т. п.).

В связи с тем, что правовая культура тесно связана с политической и нравственной культурой, правовое воспитание целесообразно сочетать с политическим и нравственным воспитанием, что будет способствовать повышению социальной активности граждан. Кроме того, чтобы достичь положительных результатов в деле правового воспитания граждан, государство должно создавать условия для проявления их политической активности, участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу с правонарушениями, совершаемыми как простыми гражданами, так и должностными лицами. Вместе с тем с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время ни государство, ни иные организации в нашей стране не уделяют должного внимания вопросам как правового, так и политического и нравственного воспитания граждан.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под правосознанием и каковы его структура, функции и виды?

2. Что понимается под правовой культурой? Каковы ее структура и функции?

3. Что такое правовой нигилизм? Каковы его причины и внешнее проявление? Что такое правовой идеализм и как он связан с правовым нигилизмом?

4. Что понимается под правовым воспитанием и каковы его цели, принципы и формы?

 

Литература

Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская; отв. ред. Е. А. Лукашева. – М.: Наука, 1988. – 144 с.

Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие / Н. Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 52 с.

Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. – 1990. – № 9. – С. 3–5.

Гурьянов Н. Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: автореф. дис. … канд. филос. наук / Н. Ю. Гурьянов. – Чебоксары, 2007. – 21 с.

Каверин Б. И. Культурология: учеб. пособие / Б. И. Каверин; под ред. В. В. Дибижева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 218 с.

Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологические проблемы) / Н. М. Кейзеров. – М.: Юрид. лит., 1983. – 232 с.

Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. – М.: Юрид. лит., 1973. – 344 с.

Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Изв. вузов. Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 3–16.

Петручак Л. А. Функции правовой культуры // Право и государство: теория и практика. – 2009. – № 9. – С. 6–9.

Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. – 174 с.

Соколов Н. Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica. – 2004. – № 2. – С. 381–394.

Туманов В. А. О правовом нигилизме // Сов. государство и право. – 1989. – № 10. – С. 20–27.

Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. – М.: Юрид. лит., 1963. – 181 с.


Глава 29

Date: 2016-05-17; view: 659; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию