Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости





 

Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адапта­ции. При этом приходится учитывать возможности умствен­но отсталого индивида и соответствие им предлагаемых на­грузок. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка, определить продолжительность этой работы, время ее завер­шения и выхода индивида с нарушениями развития в само­стоятельную жизнь.

Одно из первых мест в этой коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотноше­ний в группах сверстников и со взрослыми людьми.

Для выработки навыков общения используются програм­мы, разработанные Л. М. Шипицыной (1994,2000), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. А. Нисневич (2000), И. Н. Мамайчук (2003) и др.

Воспитание у этих детей правильного отношения и спо­собности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активно­сти не только улучшит освоение школьной программы, но и сделает более эффективным приобретение умений, необхо­димых для приспособления к жизни. Формирование адек­ватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к себе, уменьшит его страх перед любой активностью и облег­чит ее выполнение. Для формирования самооценки ребен­ка необходимо проводить упражнения и вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую ре­акцию на успех и неуспех — поощрением, доверием, — т. к. оно может стать дополнительным стимулом познаватель­ной активности.

Специального внимания заслуживает тренировка у де­тей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувст­вительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы раз­вивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира. Совершенствование грубой и, особен­но, тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширит возможности перемещения и знаком­ства с окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшит формирование речи и мышления. Развитию умственно отсталых детей может способствовать использование различных педагогических приемов, в том числе и один из наиболее эффективных — метод сравнения как конкурентная форма анализа и синтеза, повышающая их общую умственную активность в процессе коммуника­тивного обучения и воспитания. Этот метод — первонача­льное средство, с помощью которого обеспечивается пере­ход объективного «внешнего противоречия» во «внутрен­нее противоречие», стимулирующее развитие. Через срав­нение умственно отсталые индивиды смогут воспринимать различие, подобие и сходство. Они смогут соотнести насто­ящее и реальное с будущим, рассматривая, таким образом, противоречие как источник развития. Сравнение как ин­теллектуальный процесс вызовет у индивида свойственные ему чувства и стремления, приобретая большое значение для становления личности.

Коррекционная педагогическая работа с умственно от­сталыми детьми, страдающими церебрастенией, проводится с учетом имеющихся у них, наряду с нарушениями в позна­вательной сфере, психической слабости, утомляемости, истощаемости, нарушений памяти. В связи с этим приходится пользоваться приемами, облегчающими запоминание. По­рочь может более широкое использование зрительных обра­зов. Создание наглядных пособий самими учащимися также способствует лучшему усвоению материала. Облегчение преподаваемого материала и снижение требований, сочета­ющиеся с предоставлением дополнительного отдыха, — важ­ные условия лечебной педагогики при этой форме психопатологии. При повышенной аффективной возбудимости, раз­дражительности и склонности к ссорам дети нуждаются в за­нятиях, соответствующих возможностям, к которым они проявляют склонность. Привлечение их к общественным обязанностям облегчает адаптацию.

Лечебная педагогика умственно отсталых детей с рас­стройствами личности (психопатией) направлена на коррек­цию патологических личностных реакций, связанных с повы­шенной общей возбудимостью или же с заторможенностью, на ликвидацию педагогической и социальной запущенности и связанные с ней асоциальные тенденции и отрицательное отношение к учебе. Успеха в коррекционной воспитательной работе можно добиться лишь при согласованных действиях психологов, социальных работников, педагогов, медиков и членов семьи. Строгий режим, чередование учебы, труда и от­дыха должны быть главным условием лечебно-педагогиче­ских мер. Среди разных форм трудового воспитания выделя­ют привлечение к полезной и интересной деятельности: уха­живанию за животными, работе в огороде и саду, в столярных, швейных мастерских, занятиям в художественных кружках и т. д. Большое значение для перевоспитания больных имеет участие в коллективной работе и общественной деятельности.

При преобладании повышенной аффективной возбудимо­сти наиболее эффективными могут оказаться систематиче­ские занятия трудом и спортом, регулярные поручения, воз­действие коллектива, обсуждающего поведение ребенка.

При наблюдающемся у умственно отсталых детей синдро­ме эмоционально-волевой неустойчивости необходимо выра­ботать понимание чувств окружающих, положительную тру­довую установку, ответственность за порученное дело, что может уменьшить несамостоятельность, пассивность и бе­зответственность.

Умственно отсталым детям с истероидными чертами лич­ности требуется ровное, без всяких скидок отношение, инте­ресное и посильное для них занятие, преодоление их пред­ставлений о собственной исключительности, обучение умению подчинять собственные интересы интересам семьи коллектива, воспитание чувства товарищества.

Тормозимые, робкие, неинициативные отстающие в разви­тии дети смогут преодолеть эти черты вовлечением в коллек­тивные формы деятельности с постоянным поощрением каждого даже малейшего успеха.

Организация коррекционной психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми, имеющими расстрой­ства личности, должна учитывать, что они из-за предшеству­ющего негативного опыта не имеют интереса к учебе. Весь учебный процесс должен быть стройным и четким. Ма­териал следует излагать максимально доступно и разнооб­разно. Оценка знаний проводится в щадящей самолюбие форме. Для восстановления побуждений к учебе задания це­лесообразно давать в четкой форме, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи.

Лечебно-педагогические приемы, являющиеся основ­ными в реабилитации индивидов с отставанием в развитии, должны сочетаться с психотерапией. Сомнениям, касаю­щимся отсутствия эффективности этого подхода в процессе социализации умственно отсталых индивидов, уже в 1911 г. положил конец В. М. Бехтерев, сказавший в своем докладе на первом педологическом конгрессе следующее: «В состояни­ях отсталости, зависящей от каких-либо индивидуальных условий, а также и в случаях каких-либо иных психических отклонений у детей одно простое воспитание оказывается почти всегда бессильным, и лишь психотерапия оказывает­ся тем приемом, который исправляет иногда даже очень тя­желые и запущенные воспитанием случаи...»

Однако до последнего времени систематическая психо­терапевтическая коррекция не находила своего приме­нения. В прежние годы педагог в большей или меньшей сте­пени интуитивно использовал элементы психотерапии (вну­шение, рационализацию, отдельные приемы поведенческой терапии и т. д.). От истинной психотерапии такой подход от­личался тем, что это воздействие не опиралось на неосозна­ваемую часть психики, не ставились цели, которые умствен­но отсталый индивид не мог себе поставить, а тем более за­крепить новые более адаптивные типы поведения.

Возможность использования психотерапии определяется внушаемостью индивидов с умственной отсталостью. Эффек­тивность этого метода подтверждается экспериментально. Под влиянием внушения продуктивность выполнения зада­ний у подростков, подвергнувшихся психотерапии, увеличи­вается примерно на 20 %. Под влиянием суггестии в сочета­нии с последующей психокоррекционной работой у умствен­но отсталых детей и подростков повышается психическая ак­тивность, работоспособность, а при нарушениях поведения (воровство, лживость, грубая брань, побеги и др.) улучшается социальная адаптация, а также повышается личный статус (Н. П. Ватман). Гипнотерапия и лечебный сон показаны для лечения невротических реакций (энурез, фобии, двигатель­ное возбуждение) у умственно отсталых детей.

Трудовое обучение — неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Г. М. Дульнев (1969) выделяет его задачи: подготовку к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов, использование процесса трудового обучения для исправления существен­ных недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности отстающего индивида, об­легчающих его включение в трудовые отношения людей в обычном коллективе на производстве.

Завершить этот подраздел можно словами Л. М. Шипицыной (2002), которая полагает, что программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отста­лостью должна включать в себя: социализацию (личную адап­тацию и интеграцию в общество, обучение общению, меж­личностное взаимодействие, организацию досуга); профессиональную подготовку (подготовку для работы в сфе­ре обслуживания); обеспечение равных возможностей прожи­вания (развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних и школьных условий, умение независимого функционирования).

Заключение

 

В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение дает возможность анализиро­вать сущность умственной отсталости не по дробным эле­ментарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познаватель­ной деятельности начинает основываться на анализе лично­сти ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительно­сти, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разно­образных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития пси­хики и путей компенсации недостатков.

Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин и сущности умственной отсталости детей, ученые по-разному направляют свои исследования, цель которых — выявить и устранить или ослабить причины, мешающие больному ре­бенку стать трудоспособным гражданином.

Но на сегодняшний день необходимо расширение тради­ционных подходов к психологической диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью за счет более полного учета их аффективно-личностных характеристик.

Напрашивается вывод, что, проводя дифференциаль­но-психологическую диагностику детей с интеллектуальной недостаточностью, нельзя оценить их умственные возмож­ности вне сферы развивающегося самосознания в дошколь­ном возрасте. Решение интеллектуальных задач у дошколь­ника всегда включено в более широкий контекст его жизне­деятельности, общения. Особенно важно иметь это в виду, когда рассматривается деятельность детей со снижением ин­теллекта.

Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуаль­ных возможностях, чем результат выполнения тестового за­дания. А понимание смысла ситуации непосредственно свя­зано с деятельностью эмоционального воображения до­школьника и через него с эмоциональным предвосхищени­ем ситуации и способностью к идентификации.

Л. С. Выготский указывал на то, что изучаемые дефектологами процессы развития аномальных детей весьма разно­образны.

Причина этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в разви­тии. Психолог-педагог должен уметь способствовать успеш­ной компенсации отклонений в развитии и предупреждать случаи декомпенсации.

А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия давно отмечали, что Л. С. Выготский настойчиво стремился к тому, чтобы психо­логия начала активно вмешиваться в человеческую жизнь. Он считал, что психология не должна обходить ни великих этических проблем жизни личности, ни малых проблем по­вседневности.

Помогая больным умственно отсталым детям социализироваться, психолог-педагог в Доме ребенка вы­полняет благородную общественную и очень конкретную, житейскую задачу — помогает детям жить. Это очень ответ­ственный и благородный труд. Сознание того, что своей дея­тельностью он приобщает к общественно полезному труду многих больных детей, должно давать ему глубокое удовлет­ворение. Такое же глубокое удовлетворение он должен ис­пытывать также и в связи с тем, что своим трудом он облегча­ет горе аномальных детей.

 

 

Список литературы

 

1. Богданова, Е. И. Лечение различных форм олигофрении / Е. И. Богданова // Проблемы общего психического недоразвития. — Л., 1976.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1994.

3. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М., 1989.

4. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста / М. О. Гуре-вич. — М., 1932.

5. Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы разви­вающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолае­ва. — М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен­ного развития детей / С. Д. Забрамная. — М.: Просвещение: Владос, 1995.

7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен­ного развития личности / С. Д. Забрамная. — М., 1980.

8. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей/Д. Н. Исаев. —Л.: Медицина, 1982.

9. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руковод­ство/Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003.

10. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста/В. В. Ковалев. — М.: Медицина, 1995.

11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за­ведений/Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов и др. — 3-е изд., доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

12. Кузнецов, И. А. Нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис.... канд. мед. наук/ И. А. Кузнецов. — Пермь, 1996.

13. Лапоши, Э. В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения/ Э. В. Лапошина //Дефектология. - 1991. - № 6. - С. 72-77.

14. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989.

15. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001.

16. Мастюкова Е.М.. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст; советы педагогам и родителям по подготовке к обучению де­тей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. — М.. Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997.

17. Мелехов, Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач со­циально-трудовой адаптации больных / Д. Е. Мелехов // Проблемы олигофрении. — М., 1970.

18. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1969.

19. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. — М.: Изд-во АПН, 1959.

20. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М.: Флинта: Моск. психолого-соци­альный ин-т, 1998.

21. Попов, В. Н. Изменения соматопсихического состояния детей, воспитывающихся в психоневрологическом Доме ребенка, при госпи­тализации / В. Н. Попов // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.—Л., 1990.

22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. посо­бие для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андре­ева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

23. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и кор­рекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001.

24. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

25. Стребелева, Е. А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Е. А. Стребелева // Дефектоло­гия. - 1991. - № 3. - С. 77-82.

26. Устинова, Э. В. Имбецильность легкой степени у детей школьного возраста / Э. В. Устинова // Журнал неврологии и психиатрии. — 1989. - Вып. 3. - С. 28.

27. Экспериментально-психологические исследования детей в пери­од предшкольной диспансеризации: Метод, письмо МосНИИ психи­атрии МЗ РСФСР. - М., 1978.

28. Юркова, И. А. О динамике клинических проявлений олигофре­нии олигофре­нии / И. А. Юркова // Проблемы олигофрении. — М., 1970.

 

 

Date: 2016-05-17; view: 2082; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию