Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, система и виды административных взысканий. Сущность отдельных видов административных взысканий





 

Административное взыскание является принудительной мерой административно-правового воздействия и применяется за совершенное административное правонарушение.

Административное взыскание содержит юридическую оценку противоправного деяния и обязанность правонарушителя претерпеть определенные лишения, ущемляющие его права.

Административные взыскания содержатся в санкциях норм Особенной части КоАП и применяются уполномоченным органом к лицу, виновному в таком правонарушении.

Административные взыскания образуют систему установленных ст. 6.2. КоАП взысканий, расположенных в строгом порядке в зависимости от степени их тяжести.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Перечень административных взысканий является исчерпывающим, что позволяет обеспечить единообразное их применение.

Крамник А.Н. предлагает расширить перечень административных взысканий, дополнив его такими взысканиями как:

-публичное порицание;

- установление государственного контроля (надзора) за юридическим лицом;

-ограничение права на открытие структурных подразделений юридическим лицом;

-дисквалификация;

-осуждение с отсрочкой исполнения административного взыскания;

-осуждение с условным неприменением административного взыскания;

-осуждение без назначения административного взыскания.

В отношении юридических лиц применяются административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Ряд взысканий могут налагаться только судом: исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Исключение составляет административное взыскание в виде административного ареста, налагаемого органами внутренних дел за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 КоАП «Уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению».

Административные взыскания ст. 6.3. КоАП делит на основные и дополнительные.

Так предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части КоАП, за исключением взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Административные взыскания делят на моральные (предупреждение), материальные (штраф, исправительные работы, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения) и иные (административные арест, лишение специального права, депортация).

Рассмотрим сущность отдельных видов административных взысканий.

Предупреждение как вид административного взыскания, закреплен в ст. 6.4.КоАП и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение является мерой морального воздействия. КоАП 1984 г. не содержал определение понятия «предупреждение».

Крамник А.Н. справедливо считает определение понятия «предупреждения» в действующем КоАП неудачным, отмечая, что оно не выражает сущности рассматриваемого административного взыскания.[23]

Предупреждение, как наказание, наступает за уже совершенное деяние, меры предостережения предшествуют каким-либо событиям, предупреждают их наступление. Очевидно, что существует противоречие в определении предупреждения как вида административного взыскания.

На практике, предупреждение выносится одновременно со штрафом.

Штраф, согласно ст. 6.5. КоАП, является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Штраф является самой распространенной мерой административной ответственности.

Законодателем установлены минимальные и максимальные размеры штрафов в зависимости от субъекта административного правонарушения.

Так, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины; налагаемый на индивидуального предпринимателя – не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – не менее десяти базовых величин.

Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 КоАП «Нарушение порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма», который налагается на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - двухсот базовых величин; налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - пятисот базовых величин; налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности», устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части КоАП - не более пяти десятых базовой величины. Указанная норма не применяется:

- к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

- к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

- если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

- по делам об административных правонарушениях, влекущих административную ответственность по требованию потерпевшего (ст.4.5.).

Исправительные работы, как вид материального (денежного) административного взыскания, заключаются в удержании 20 % из заработной платы виновного физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по его постоянному месту работы на срок от одного до двух месяцев на основании решения суда.

Исправительные работы не могут быть назначены:

- беременным женщинам;

- инвалидам I и II группы;

- лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет;

-несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет;

-лицам, на которых распространяется статус военнослужащего; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Исправительные работы как мера административной ответственности не предусмотрены ни в одной статье Особенной части КоАП.

Согласно ч.1. ст. 6.7. КоАП, административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Административный арест предусматривается законодателем при альтернативных мерах ответственности. На практике одновременно с этим взысканием, применяется штраф.

Административный арест является довольно строгой мерой ответственности и заключается в изоляции виновного лица.

Административно-деликтное законодательство содержит широкий перечень лиц, к которым не может быть применен административный арест.

Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, к несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; а также к лицам, в отношении которых в соответствии с ч.6 ст.8.2. ПИКоАП не допускается административное задержание (лица, занимающие высшую государственную должность Республики Беларусь; лица, должность которых включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов; судьи, народного заседателя).

Лишение специального права (права на управление транспортным средством, право на охоту и др.), как вид административного взыскания, предусмотрено ст. 6.8. КоАП и заключается в лишении специального права, предоставленного физическому лицу и применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Новым видом административного взыскания, предусмотренным ст. 6.9. КоАП, является лишение права заниматься определенной деятельностью и заключается в том, что лицо, получившее разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью, лишается его в случае невозможности сохранения за лицом такого права.

Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено законодателем как альтернатива штрафу или конфискации, или как дополнительное административное взыскание к штрафу.

Конфискация как вид административного взыскания предусмотрена ст. 6.10 КоАП. и делится на общую и специальную.

Общая конфискация (ч.1 ст. 6.10 КоАП) заключается в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства:

-дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

-предмета административного правонарушения;

-орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся. Такая конфискация называется общей.

Специальная конфискация предусмотрена ч. 2 ст. 6.10 КоАП. Так независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства:

- вещей, изъятых из оборота;

-незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах;

- незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

Конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях - если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ч.3 ст. 6.2. КоАП).

Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» введен запрет на конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями.[24] При наличии спора о добросовестности приобретателя данная категория дел рассматривается в суде в первоочередном порядке.

Депортация, как вид административного взыскания, предусмотрен ст. 6.11 КоАП и заключается в административном выдворении за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.

Порядок осуществления депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 № 333 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства».[25]

В статье 64 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» указано, что иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь и порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. [26]

На основании решения о депортации иностранец включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Депортированному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до пяти лет.

Депортация может применяться как основное, так и дополнительное административное взыскание (на практике, как правило, совмещается со штрафом).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения, как вид административного взыскания, закреплен статьей 6.12 КоАП Республики Беларусь.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Применение рассматриваемого вида административного взыскания возможно при наличии следующих условий:

-отсутствие предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения;

-в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения;

-невозможность реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Согласно ч.1. ст. 7.1 КоАП, специальная конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части КоАП.

Date: 2016-05-13; view: 1062; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию