Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав административного правонарушения. Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения





 

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Конкретное деяние является правонарушением, когда содержит все признаки состава, закрепленный перечень которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Если отсутствует хотя бы один из признаков, закрепленных для конкретного состава, то отсутствует и состав. Следовательно, невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП.

Различают формальный и материальный состав административного правонарушения.

При формальном составе для привлечения лица к административной ответственности достаточно лишь совершения противоправного деяния, указанного в Особенной части КоАП, независимо от наступивших последствий. Например, нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37).

При материальном составе для привлечения лица к административной ответственности необходимо наступление последствий при условии, что между деянием и наступившим последствием существует причинная связь, например, умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1).

Крамник А.Н. по способу отражения (описания) в законе признаков состава выделяет простой (однозначный) и альтернативный состав. [8]

Простой состав содержит четкое указание на конкретное деяние. Например, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненных ему по службе (ст. 23.5).

Альтернативный состав описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения. Например, состав распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости (ст. 17.8) определяется как изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

Мотивом корыстных правонарушений служит извлечение материальной выгоды. Так глава 10 КоАП включает 9 составов правонарушений против собственности, в основе совершения которых лежит именно корыстный мотив.

Некорыстные правонарушения не связаны с получением выгоды. Большинство составов правонарушений, закрепленных КоАП, являются некорыстными: правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, против здоровья населения, против общественного порядка и нравственности и другие.

Рассмотрим объективные признаки состава преступления.

Различают общий объект, родовой, видовой и непосредственный.

Общий объект - общественные отношения, регулируемые нормами административно-деликтного права (в ряде случаев, трудового, налогового, финансового, банковского и др.).

Родовой объект - общественные отношения, составляющие в своей совокупности неотъемлемую часть общего объекта. Родовые объекты свойственны однородной группе административных правонарушений и содержаться они в названиях глав Особенной части КоАП. Всего их 17.

Видовые объекты входят в состав родовых объектов и представляют собой группы в системе родового объекта со своими специфическими чертами и свойствами.

Непосредственный объект состава административного правонарушения образуют конкретные общественные отношения в определенной отрасли административного права.

Административные правонарушения каждой из 17 глав можно разделить по видовому и непосредственному объекту посягательства. Например, правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные главой 9 КоАП, делятся на правонарушения против здоровья человека (ст.9.1.), против достоинства человека (ст.ст. 9.2., 9.3.), против прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.4.-9.26).

Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершенного деяния.

Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.5. КоАП) предметом хищения может быть любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения собственности.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Признаки объективной стороны делятся на:

-обязательные;

-факультативные.

К обязательным признакам объективной стороны относится само противоправное деяние или противоправное бездействие, последствия, которые наступают в результате противоправного деяния (бездействия) и причинная связь между ними.

К факультативным признакам объективной стороны относятся способ, средства, место, время, обстановка совершения правонарушения. Для материальных составов – наличие вредных последствий.

В случае если эти признаки указаны в диспозиции статьи Особенной части КоАП, они приобретают характер обязательных признаков. Следовательно, их необходимо выявлять и доказывать при оценке совершенного деяния. В иных случаях они учитываются при назначении административного взыскания.

Субъектом административного правонарушения, в отличие от уголовного права, может быть физическое, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 1.3. КоАП).

Физическое лицо как субъект административного правонарушения должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3 КоАП.

Возраст, как и вменяемость, является признаком субъекта административного правонарушения.

Невменяемость заключается в отсутствии у лица во время совершения противоправного деяния возможности осознавать фактический характер и противоправность своих действий и руководить ими.

Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь за:

- умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

- мелкое хищение (статья 10.5);

- умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

- жестокое обращение с животными (статья 15.45);

- разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

- мелкое хулиганство (статья 17.1);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая статьи 18.3);

- нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

- нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

- нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

- нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

- уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

- нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

- незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

- незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Физическое лицо в административно-деликтных правоотношениях может выступать в качестве общего или специального субъекта.

К общим субъектам относятся граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие общими признаками, присущими любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся физические лица, обладающие, кроме общих признаков, специальными признаками (должностные лица, родители или лица их заменяющие (ст. 9.4), члены религиозных организаций (ч.4 ст. 9.9), продавец (ст. 12.9.), медицинский работник (ст. 16.5), пассажиры (ст. 18.30), военнообязанный (ст. 25.8) и др.). Специальные субъекты могут совершать правонарушения в силу их правового статуса.

Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь). В качестве субъекта административного правонарушения физическое лицо как индивидуальный предприниматель может рассматриваться при наличии следующих условий:

-физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;

-совершенное правонарушение должно быть связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью;

-совершенное правонарушение должно быть предусмотрено соответствующей нормой КоАП.

Юридическим лицом, в соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая государственную регистрацию в установленном порядке.

Юридическое лицо может быть субъектом административного правонарушения, если оно обозначено в диспозиции административно-деликтной нормы.

Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и его последствиям, которые характеризуются конкретной формой вины, мотивом и целью.

Вина является обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения. Факультативными признаками субъективной стороны являются мотив и цель.

Согласно ст. 3.1. КоАП, вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение, совершенное умышленно – противоправное деяние, совершенное с прямым (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления) или косвенным (лицо сознавало противоправность деяния, предвидело вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично) умыслом.

Правонарушение, совершенное по неосторожности - противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий и без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (лицо не предвидело возможности наступления вредных последствий, при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Как мы отмечали выше, ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме умысла. В данном случае деяния совершаются путем активных противоправных действий. Например, лжепредпринимательство (ст.12.12 КоАП) - создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотренного ст. 234 УК Республики Беларусь. Деяния, входящие в состав лжепредпринимательства, могут быть совершены только путем активных противоправных действий.

Ряд правонарушений, закрепленных в КоАП, могут быть совершены только в форме неосторожности. Например, разглашение служебной тайны по неосторожности (ст. 22.15).

Мотив правонарушения – побуждение, которым руководствуется лицо при совершении административного правонарушения.

В отдельных случаях, мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее административную ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3. КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.

Цель правонарушения - конечный результат, к которому стремится лицо при совершении правонарушения.

Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследует. Так, например, состав административного правонарушения «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» (ст. 23.3. КоАП) требует наличия цели - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели - добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения «Лжепредпринимательство» (ст.12.12. КоАП) требует наличия цели - получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.

Мотив и цель побуждают лицо к интеллектуальной и волевой деятельности, лежащей в основе совершения административного правонарушения.

 

 

Date: 2016-05-13; view: 2067; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию