Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, признаки и виды административных правонарушений





Дефиниция понятия административного правонарушения закреплено в ч.1 ст. 2.1. КоАП Республики Беларусь.

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность

Из этого определения вытекает три признака административного правонарушения:

-противоправность;

-виновность;

-наказуемость.

Еще одним признаком правонарушения, рассматриваемым общей теорией права, но не отраженным в определении административного правонарушения, является общественная вредность деяния (действия или бездействия). По мнению Крамника А.Н. общественная вредность правонарушения имеет скорее социальный аспект, а юридический выражается в противоправности. [6] Именно поэтому, по мнению автора, отсутствует необходимость обозначать признак в определении административного правонарушения.

Однако, согласимся с мнением Рябцева Л.М., утверждающего, что степень общественной опасности административного проступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенность объекта правонарушения, личность правонарушителя, повторность, злостность противоправного посягательства, наличие тяжких последствий, характер вины. Общественная опасность некоторых проступков не столь очевидна, как преступлений, однако в совокупности проступки дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство. Признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административный проступок.[7]

Общественная вредность административного правонарушения выражается в том, что их совершение сопровождается разрушением правоотношений. Противоправных деяний, не являющихся общественно вредными, не существует. По этой причине общественная вредность может не рассматриваться в качестве отдельного признака административного правонарушения.

Противоправность как признак административного правонарушения означает, что деяние, запрещено нормами административно-деликтного права под угрозой применения наказания.

Виновность означает, что противоправное деяние может быть признано административным правонарушением только при наличии вины. КоАП различает вину физического и юридического лица.

Вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 3.1. КоАП).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5. КоАП).

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения.

Общественно вредное деяние без вины может быть совершено лицом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступления вредных последствий. В данном случае лицо не подлежит административной ответственности, а совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

Административная наказуемость означает, что за совершение административного правонарушения наступает административная ответственность, которая заключается в наложении уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания на виновного.

Следует отметить, что административная наказуемость не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. КоАП в главе 8 предусматривает возможность освобождения от административной ответственности, т.е. от наложения административного взыскания.

Еще одним отличием административного правонарушения от иных правонарушений, в частности преступления, является мера наказания. Так, за совершение административных правонарушений предусмотрено наложение административных взысканий, которые по характеру претерпевания менее суровы, чем уголовные наказания. Кроме того, меры административной ответственности не влекут судимости.

Административные правонарушения предусмотрены нормами КоАП, преступления – только нормами Уголовного кодекса.

Административное правонарушение имеет ряд характерных признаков, позволяющих отграничивать его от иных правонарушений.
Административные правонарушения менее вредоносны, чем преступления, причиняют меньший вред общественным отношениям, т.е. общественно не опасны.

Основанием разграничения административного правонарушения и преступления может являться размер причиненного имущественного ущерба, грубое совершение деяния, наличие или отсутствие тяжких последствий, повторное совершение административного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания.

Так, например, хищение является административным правонарушением при условии, что размер похищенного является мелким. Мелким хищением, в соответствии с примечанием к ст.10.5 КоАП, является хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Мелкое хулиганство как административное правонарушение (ст. 17.1 КоАП) отличается от хулиганства, как преступления (ст. 339 УК) тем, что преступление совершается с грубым нарушением общественного порядка и сопряжено с применением насилия.

Наличие или отсутствие тяжких последствий лежит в основе разграничения умышленного причинения телесного повреждения (ст. 9.1. КоАП) и умышленного причинения легкого телесного повреждения (ст. 153 УК).

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Согласно ст. 2.2.административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий.

Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Административные правонарушения классифицируются по нескольким критериям:

-родовому и непосредственному объекту посягательства;

-по характеру правонарушения;

-по форме вины.

По родовому объекту посягательства в соответствии с КоАП деяния делятся на 17 видов правонарушений:

- против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.1-9.27);

- против собственности (ст.ст. 10.1-10.9);

-правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (ст.ст. 11.1-11.75);

- в области предпринимательской деятельности (ст.ст. 12.1-12.48);

-против порядка налогообложения (ст.ст. 13.1-13.14);

- против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) (ст.ст. 14.1-14.19);

- против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (ст.ст. 15.1-15.64);

-против здоровья населения (ст.ст. 16.1-16.9);

- против общественного порядка и нравственности (ст.ст. 17.1-17.12);

- против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст.ст. 18.1-18.43);

- правонарушения в области охраны историко-культурного наследия (ст.ст. 19.1-19.7);

-против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (ст.ст. 20.1-20.12);

- в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользовании жилыми помещениями (ст.ст. 21.1-21.19);

- в области связи и информации (ст.ст. 22.1-22.16);

- против порядка управления (ст.ст. 23.1 -23.85);

-против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (ст.ст.24.1-24.12);

- против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета (ст.ст.25.1-25.8).

Административные правонарушения могут делиться по непосредственному объекту посягательства. Так, например, правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в главе 9 делятся на правонарушения против здоровья человека (ст. 9.1.), против чести и достоинства человека (ст.ст. 9.2.-9.3), против прав и свобод человека и гражданина (9.4.-9.27).

По характеру административные правонарушения делятся на:

-собственно административные, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений (безбилетный проезд (ст. 18.30), распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения (17.3) и др.);

-двойственного характера, которые являются одновременно и административными и дисциплинарными (служебные), например отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6), нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7.) и др.;

-смешанные, сочетающие в себе собственно административные и административные правонарушения двойственного характера, например, загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51).

По форме вины административные правонарушения делятся на:

-умышленные;

-неосторожные;

-совмещенные.

Значительная часть административных правонарушений совершаются умышленно (правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 9.1-9.26), мелкое хищение (ст. 10.5) и др.).

Ряд административных правонарушений могут быть совершены по неосторожности. Например, разглашение служебной тайны по неосторожности (ст. 22.15).

Правонарушения могут быть совмещенными, соединяя обе формы вины – умышленную и неосторожную. При выборе меры административной ответственности форма вины не играет никакой роли. Например, таким правонарушение является уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 19.4.).

Date: 2016-05-13; view: 1275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию