Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Познавательная деятельность человека. Гносеология





Познание как культурно-исторический процесс получения (производства) знания. Рациональный характер познавательной деятельности. Теория познания (гносеология, эпистемология) как знание о знании и способах его получения. Знание как воспроизведение действительности в сознании и как сфера мыслимого, идеального. Познание как способность. Формы познания: чувственные (ощущение, восприятие, представление) и сверхчувственные, теоретические (понятия, суждения, умозаключения). Теория познания как рефлексия над познавательным отношением человека к миру. Дискуссии об ограниченности-неограниченности познавательных возможностей человека: религиозные, философские, научные интерпретации. Скептицизм и агностицизм против гносеологического оптимизма в теории познания. Философское и специально-научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки, методология науки, гносеология, эпистемология).

Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс) подходы к познанию. Единство познания и предметной деятельности, практического и теоретического (познавательного) отношения человека к миру. Опредмечивание и распредмечивание. Предметный мир как опредмеченное знание. Предмет: взаимосвязь материи и идеи, материала и цели, носителя и смысла. Идея как смысловая сторона вещи, указание на значимость вещи для человека, на предметное назначение вещи. Познавательная деятельность как различение, дифференциация и теоретическое синтезирование, структурирование предмета мысли в соответствии с целями человека, осмысливание, создание смыслов. Творческая природа познавательной деятельности. Проблема понимания. Понимание и объяснение. Роль абстракций в познании. Мировоззренческая природа всякого знания, его генетическая связь с философией. Духовно-практический характер освоения мира человеком и познание как ядро этого процесса.

Современная технико-технологическая реальность как предметный мир науки. Значение понятий «субъект» и «объект». Объективная реальность и объективное знание: соотношение индивидуального и безличного. Предметное, операциональное и ценностное знание. Знание и мнение, знание и вера. Проблема соответствия знаний действительности: классическая концепция истины. Истина как процесс, истина и заблуждение, конкретность истины. Дискуссии о критериях объективности истины и возможности абсолютного знания. Диалектика абсолютного и относительного знания. Поиски критерия истины (рациональная интуиция, чувственная достоверность, логическая непротиворечивость, практика, верификация, фальсификация, интерсубъективность). Значение опыта, предметной деятельности (практики) в обосновании соответствия знаний действительности. Опыт как суммарное выражение различных форм освоения мира человеком. Истина как правда сердца в религиозном мировоззрении. Своеобразие гуманитарного знания. М.Хайдеггер об укорененности истины в бытии (бытийности) субъекта.

Многообразие видов знания. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное. Паранаучное, художественное. Научное и вненаучное знание: проблема разграничения.

 

 

Date: 2016-05-17; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию