Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения (2 часа)





 

1. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления.

2. Психологический механизм индивидуального преступного поведения.

3. Характеристика основных элементов социальной микросреды, формирующих особенности личности преступника.

4. Конкретная жизненная ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

 

Задание 1.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Власова и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни Власова могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных Власовым преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применения насилия в отношении представителя власти)? Какова роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств Власова и ситуаций совершения преступлений? Назовите условия, способствовавшие совершению каждого из преступлений.

3. На какие положительные черты личности Власова и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

Власов, находясь в нетрезвом состоянии, направился на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. Власов, подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что? Попробуем!", - Власов набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди очевидцев происшедшего знакомых Власова не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел ввиду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана.

Власов, 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома Власов попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя". Власов говорил, что сначала тащил все, что "плохо лежит", а когда связался с ворами, стал работать не по мелочам, а по-настоящему.

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом - у сожительницы. Поступил на работу грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако, не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто Власова не упрекал. Спиртными напитками не злоупотреблял.

Случай свел Власова с соучастником по делу о краже, который приобщил его к злоупотреблению наркотиков. Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание, за это преступление, Власов проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявлял по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, Власов после соответствующего лечения перестал употреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы (одна - при решении вопроса о его регистрации, вторая - после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником Власов заявил, что считает себя "пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, в ходе которой у Власова выявлены признаки психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

 

Задание 2.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Ефимова и ответьте на вопросы:

1. Какие обстоятельства непосредственно способствовали совершению указанного преступления?

2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.

3. Какую роль в совершенном преступлении сыграли личностные свойства Ефимова и ситуация?

Водитель Ефимов, закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Петров и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Ефимова ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Ефимов резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло на полосу встречного движения, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГИБДД установлено, что машина Ефимова столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака: "Осторожно, дети!" Скорость движения его автомобиля была 80 км/час, встречной машины - 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Ефимов, дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.

Ефимов работал таксистом свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушения Правил дорожного движения дважды подвергался административной ответственности. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату отдавал в семью. Фактов, появления Ефимова в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 3.

Ознакомьтесь с материалами архивного уголовного дела и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие элементы микросреды оказали криминогенное влияние на формирование негативных личностных свойств, и каково их содержание?

2. Какие обстоятельства конкретной жизненной ситуации оказали существенное влияние на выбор преступного способа действия?

3. Какие негативные свойства личности виновного повлияли на совершение им преступления?

4. Дайте сравнительную оценку отмеченным выше обстоятельствам, отнеся их к причинам или условиям совершения преступления. Аргументируйте ваши выводы.

Литература:

1. Багиров С.Т. Влияние конкретной жизненной ситуации на личность преступника // Современные гуманитарные исследования. 2009. № 2. С. 120-125.

2. Жунушова Г.Б., Асакеева А.М. Индивидуальное преступное поведение лиц с психическими аномалиями // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2015. Т. 15. № 2. С. 114-117.

3. Косарева Л.В., Косарев В.Н., Макогон И.В. Личность преступника и механизм преступного поведения. Волгоград, 2012.

4. Котельникова О.А., Романова Л.И. Особенности механизма индивидуального поведения уличных преступников и жертв // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 5 (16). С. 191-197.

5. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М., 2007.

6. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М., 2008.

7. Тазин И.И. Роль психической зависимости в индивидуальном механизме преступного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (146). С. 134-140.

8. Тазин И.И. Роль нравственности в индивидуальном механизме преступного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С. 92-95.

Date: 2016-05-17; view: 910; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию