Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итог. Трансформация взглядов анархистов в деятельности Нестора Махно





Свое слово анархисты Российской империи по-настоящему сказали уже в начале двадцатого века, в годы Гражданской войны. И одним из известнейших деятелей анархизма, как с точки зрения теории, так и практики, стал человек простого происхождения, крестьянин Нестор Иванович Михненко, более известный как Махно. Его имя стало нарицательным для анархистов, а слово «махновщина» - удобным для обывателей наименованием для хаоса.

Махно родился 26 октября 1888, в украинской бедной крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу в родном запорожском селе Гуляйполе, с малолетства помогал отцу по хозяйству, подрабатывал батраком. В 1903 году он пошел рабочим на литейный завод. Именно тогда он и связался с местными анархистами коммунистического толка, участвовал в грабежах и экспроприациях, и вскоре был арестован. Суд приговорил разбойника к бессрочной каторге. В заключении Махно активно протестовал против нечеловеческих условий, а так же занимался самообразованием, в чем ему помогал известный анархист Петр Аршинов, впоследствии – его верный соратник наравне с Ф. Щусем, П. Лютым и Л. Задовым. Во время Февральской революции Махно был амнистирован и вернулся в родное село, где стал председателем Комитета защиты революции. Он не приветствовал ни Временное правительство, ни большевиков – но активно взаимодействовал и с теми, и с другими. Он защищал осенью 1918 Украину от немцев, помогал большевикам в разгроме Белого движения, но впоследствии в результате конфликтов с красными обернулся против них. Махно потерпел поражение и бежал в Румынию 28 августа 1921. Оттуда в Польшу, затем в Германию, а потом во Францию, где издавал анархо-коммунистический журнал «Дело труда». Там в 1934 году он умер[173]. Его жизнь – пример биографии пламенного революционера, бесстрашного воина, умелого полководца и изобретательного политика.

 

«Азбука анархиста» написана в форме автобиографии, в двух частях: собственно мемуарная часть в трех книгах и очерки Махно. Впечатляют хороший, грамотный язык (нетипичный для крестьянина) воспоминаний атамана, его пылкий революционный пафос и убедительность.

Воспоминания Нестора Махно во многом интересны тем, что показывают не только идеи, но и практические методы, которыми действовали анархисты в построении своего идеального общества. Весьма характерно уважение Махно к Кропоткину – упоминается о его личном письме к Петру Алексеевичу[174], с выражениями наилучших пожеланий и просьбой об информационной и теоретической помощи. Более того, он надеется на то, что именно Петр Алексеевич Кропоткин возглавит их движение[175] и наладит качественную пропаганду анархических идей в городах и селах. К Махно стекаются и образованные люди[176], студенческая молодежь, городская интеллигенция…Особенно важна здесь роль пламенной анархистки М. Никифоровой.

Первого мая 1917 Махно устраивает манифестацию, разоружает военных и созывает крестьянские съезды. С тех пор и начинается анархическая республика Гуляйполе… Анархисты, по сообщению Махно, активно участвуют в Октябрьском перевороте в Петрограде и Москве – но им мешает недостаток организованности. Он быстро понимает главную задачу анархизма: организоваться в мощное движение.

Первое, что бросается в глаза на примере деятельности Махно: его социальная опора на крестьянство и стремление к объединению расколотого анархического движения[177]. Он понимает, что в годы Гражданской вопрос стоит о выживании анархических идей, и для этого планирует совершить невозможное – создать мощную армию из тех, кто не признает власти[178]. И ему это удается – все население Гуляйполя и его окрестностей готово воевать за идеалы анархизма[179]. Несмотря даже на измену видных анархистов Дмитренко, Шнейдера и других 16 апреля 1918, на предательство еврейских отрядов, на наступление немцев и гайдамаков, на гонения на анархистов, на расстрел мятежного беспартийного красного командира Петренко и процесс большевиков против Никифоровой, махновщина выстояла и перешла вначале к партизанским, а потом и к полномасштабным боевым действиям. Более того, Махно прозрел и относительно украинских шовинистов, и насчет своих ошибок в области вербовки сторонников, и насчет «верности» убеждениям анархизма александровских лавочников и рабочих. Весьма характерно его поведение с пленными врагами: безжалостный к предателям и палачам мирного населения атаман щадит захваченных австрийских солдат[180]. Он лично участвует в боях, проявляя чудеса героизма[181].

Характерным эпизодом является личное участие Махно в вопросе религиозного преподавания, хотя сам он был атеистом[182]. Именно этот вопрос личного участия является ключевым элементом успехов Махно. Личным примером, персональным подходом и своей харизмой[183] он с первых дней республики Гуляйполе убеждает массы следовать за ним. Лично он участвует в агитации рабочих и солдат Александровска[184]. Махно опирается на своих соратников по борьбе, но заслуги для него – далеко не все, что определяет роль человека в управлении: Максим Шрамко, к примеру, скомпрометировал себя расхищением библиотеки, за что был снят с руководства Советом[185].

Махно отменяет частную собственность на землю[186] а так же фабрики, типографии, театры и прочие важные здания, все вопросы решает через деятельность советов и комитетов, поддерживает отказ крестьянства от выплаты аренды помещикам[187], разоружает (достаточно мирным путем) буржуазию[188]. Но не останавливается он и перед массовыми арестами, убийствами[189] и расстрелами наиболее опасных врагов революции[190], а так же воров и мародеров из числа своей повстанческой армии[191]. В отличие от большевиков, Махно не разбрасывается человеческими жизнями: ему искренне жаль каждого убитого соратника[192], и даже к врагам он готов проявить снисходительность. Ему противостоят вначале кадеты и эсеры, сторонники Временного правительства и национальной Центральной Рады, потом украинские шовинисты и немецко-австрийские оккупанты, но крестьяне все же массово поддерживают анархистов. Махно отмечает, что городские анархисты вряд ли способны полностью отдаться повстанческой борьбе, что вновь подтверждает его социальную опору на крестьянство[193].

Важным элементом и основной единицей анархического общества является коммуна. Организованные как крестьянами, так и пришлыми рабочими, состоящие из десятка-другого семей, коммуны базировались на равенстве и солидарности их членов. Все имели свои хозяйственные обязанности, все решения принимались сообща[194]. Несмотря на то, что многие коммунары даже анархистами не были, у них эта форма организации вызывала воодушевление и радость, и они её отстаивали перед жителями окрестных сел. Как отмечает Махно, «свобода и равенство мнений и независимость всех и каждого в Гуляйполе и районе в это время дали свои плоды: трудящиеся стали сознавать свое достоинство, свое место в жизни и борьбе…»[195].

 

Интерес также представляют следующие части: «Еврейский вопрос», «Как лгут большевики» и «Азбука анархиста-революционера».

В «Еврейском вопросе»[196] Махно отстаивает необходимость национального равенства и терпимости, клеймит царское прошлое за черносотенство и антисемитизм. Более того – он отмечает создание еврейских отрядов и наказания, присужденные им за насилия над евреями. Толерантность в национальном плане – характерная черта, на которой акцентирует внимание именно Махно, противопоставляя националистическому погромному «патриотизму» анархическую терпимость.

В статье «Как лгут большевики» марта 1927 года Махно осуждает матроса Железняка за его переход к красным. Махно дает понять читателям, что большевики терпят анархистов, лишь пока они сражаются за них[197]. Этот элемент подводит черту под окончательным размежеванием анархистов и социалистов.

Главным документом авторства Махно можно считать «Азбуку анархиста-революционера». Что есть анархизм в представлении Махно?

Анархизм по Махно – свободная жизнь и независимое творческое развитие человека, течение, выражающееся не доктриной, а естественными устремлениями народа[198]. Природа человека анархична и обусловлена стремлением к свободе, дух подчинения же противоестественен и порожден насилием и обманом[199]. Махно подтверждает это анархическими устремлениями народа после революций, попытками[200] строить общество по принципу свободных общин и ассоциаций. Причем, Махно считает коммунизм логичным развитием анархизма – а не социализма, как большевики[201]!

Первый шаг к свободе – осознание своего бедственного положения и желание его изменить. Дальнейшие шаги к анархизму – объединение таких людей в организованные, спаянные общей идеей группы, основанные по принципу равенства и безвластия. Махно, в отличие от Бакунина и Кропоткина, трезво смотрит на реалии общества, считая[202], что буржуазно-полицейское государство подчинило его себе и практически подменило, диктуя обществу свою волю. Причем смена власти не приведет ни к чему – пользуясь оставшимися от старой власти институтами, заблуждениями и законами, к власти придут другие воры и обманщики. Спасение лишь в анархизме. Это общество победившей свободы и братства, где отсутствует подавление личности, вражда и обогащение одних за счет других[203].

Продолжает Махно и антисоциалистическую линию, видя социализм как смену одного угнетения другим[204]. Социалисты – такие же лакеи буржуазии, пишет он, как армия и полиция.

Революция, в представлении Махно – дело масс. Революционеры помогают массам, организуя, просвещая и направляя их энергию в нужное русло. Он является сторонником активной, вооруженной революции, но отнюдь не ограничивается свержением власти – он говорит о будущем устройстве анархического общества: вместо армии – народное ополчение, вместо государственного принуждения – совместный труд, вместо идеологии - принцип плюрализма, справедливости и совместной выработки мнений.

Таким образом, махновщина целиком и полностью основана на идеалах кропоткинского и бакунинского анархизма. Ее практическое проведение в жизнь во многом определено этими идеями. Основные принципы жизни в Гуляйполе основаны на анархо-коммунистическом принципе, подразумевающем совместное ведение хозяйства, равенство и всеобщее участие в решении вопросов. Основной социальный слой – крестьянство, но в коммунах живут и рабочие, студенты, бывшие представители интеллигенции…

Анархическая республика Гуляйполе – партизанский край, чья армия – практически все его население, имеющее право носить оружие, конфискованное у богачей и взятое в качестве трофеев на поле боя. Эта всеобщность участия в обороне обусловлена тяжелым и неспокойным временем – на Гуйляйполе часто нападают немецко-австрийские интервенты, гетманские войска и просто кулацкие банды.

Многое в Гуляйполе зависит от личности атамана, чья власть скорее основана на авторитете, харизме и заслугах, чем на откровенном вооруженном принуждении. В этом плане принцип анархизма соблюдается, не говоря о том, что многие жители Гуляйполя участвуют в управлении республикой через советы. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Махно был верен своим убеждениям, и идеалы анархизма XIX века он воплотил в жизнь блестяще.

 

 

Заключение

 

Таким образом, идея свободы и безвластия, долго жившая в сердцах людей, обрела плоть теории в XIX-XX веках. Анархические взгляды естественны, а потому бессмертны, и постоянно развиваются и модернизируются в соответствии с духом времени. До сих пор анархическое движение не только не сошло со сцены, но и продолжает свою борьбу. Это создает как предпосылки к его изучению для историков, политологов и социологов, так и делает данную проблему чрезвычайно актуальной в наши дни.

Вот подтверждение этому. Рябов Петр, современный анархист и ученый-историк, выделяет слабые места анархизма как комплекса идей, порождающие «неудобные» вопросы противников этой идеи[205]:

1) Многие ли ценят свободу и являются личностями?

2) Как избежать насилия и права сильного? Где граница прав личности?

3) Как обойтись без государства в качестве арбитра?

4) Люди плохи изначально. Анархизм утопичен, так как не учитывает человеческий фактор. Разве не так?

5) Можно ли освободить человека более, чем он свободен изнутри?

6) Разве отношения господства и подчинения не лежат в человеческой природе?

Рябов, с позиций человека XXI века, отвечает на эти вопросы. Он видит понятие свободы в осознании человеком себя как личности, в осознании своей ответственности и своих прав в границах мира. Человек свободен изначально, в этом его дар и проклятье – потому что за свободой на человека ложится вся тяжесть ответственности. Не на государство, не на Бога – на самого человека, сделавшего осознанный выбор. Беда религии и государства в том, что они воруют у человека часть свободы, и в то же время приучают его перекладывать ответственность со своих плеч на чужие. Проблема анархического общества – не проблема политического устройства, а проблема превращения слабого и инфантильного индивида, мещанина в личность[206]. Именно такую личность имели в виду все теоретики анархизма. Именно эту внутреннюю революцию в себе они призывали совершить. Человек изначально – пустой сосуд, tabula rasa, но имеет потенциал стать личностью – все тем же человеком, но состоявшимся, сложившимся человеком, имеющим свою систему взглядов и способного нести ответственность за свои действия. Это удержит личность от действий, способных вызвать симметричный ответ других личностей. Личность сама осознает те границы свободы, которые ей необходимы для жизни, труда и самореализации. Ни равенство, ни свобода не сделают это за него[207].

 

Подводя итоги:

1)Анархизм развивался в течении двух столетий очень динамично, что было предопределено многими событиями: копящимся народным недовольством, недостатками буржуазной системы в виде финансовых кризисов и жестокого угнетения рабочих, внешней политикой в виде постоянных войн, близостью европейских образованных кругов и широким возможностям международного левого движения по обмену мнениями, появлению марксизма, чье несовершенство разглядели многие мыслители и, наконец, деятельностью таких титанов мысли, как Бакунин и Кропоткин.

2)Российским обществом анархизм воспринимался как антирелигиозная, антигосударственная хаотическая и злая сила, а анархисты – как молодые развязные люди, не уважающие ни царя, ни бога и опасные для общества. Анархических мыслителей считали либо безумцами, либо утопистами.

3) Как развивался анархизм?

Анархо-индивидуализм Штирнера, ставший провозвестником этой могучей волны, оказался её тупиковой ветвью.

Бакунинский анархизм носит в себе черты стихийного, сложившегося спонтанно комплекса идей и взглядов, но именно ему было суждено стать базисом всемирного анархического движения.

Кропоткин развил идеи Бакунина, не изменив сути анархизма как такового, подведя под него философский базис и разработав методику действий.

Времена менялись. И в эпоху Гражданской войны анархист Махно сумел организовать других анархистов и воплотить идеи Кропоткина и Бакунина на практике, создав мощную партизанскую армию, и, в целом, процветающее по меркам Гражданской народное хозяйство, одержав блистательные победы над многочисленными врагами и подчинив себе значительные территории.

4)Махно успешно построил общество, базирующееся на принципах безвластия, равенства, совместного труда и совместного участия в управлении. Оно в наиболее возможной степени основано на идеалах Бакунина и Кропоткина, но с поправкой на активную вооруженную борьбу и опорой на крестьянство. Его падение – результат не слабости, а тяжелой внешней обстановки и расчетливо-безжалостной политики враждебных анархизму большевиков.

 

 

Источники:

1)Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990
2) Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989

3) Бакунин М. Исповедь, СПб., 2010
4) Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919

5) Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002
6) Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988

7) Махно Н. Азбука анархиста, М., 2013

8) Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001

 

Литература:


1) Герен Д. Анархизм: от теории к практике. М,.2003
2) Рябов П.Анархические письма. М,. 2013
3) Ударцев С. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1990

 


[1] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 5

[2] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 5-8

[3] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 15

[4] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С.25

[5] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 48

[6] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 47-50

[7] Штирнер М. Единственный и его собственность, М., 2001, С. 49

[8] Герен Д. Анархизм: от теории к практике. М,. 2003. С. 16

[9] Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России  М.,1994, С.18

[10] Бакунин М. Исповедь, СПб., 2010, С. 55-57

[11] Бакунин М. Исповедь, СПб., 2010, С. 95

[12] Бакунин М. Исповедь, СПб., 2010, С. 6

[13] Там же

[14] Там же

[15] Бакунин М. Указ. соч., С. 34

[16] Там же

[17] Бакунин М. Указ. соч., С. 38

[18] Бакунин М. Указ. соч., С. 42

[19] Там же

[20] Там же

[21] Бакунин М. Указ. соч., С. 68

[22] Бакунин М. Указ. соч., С. 182

[23] Бакунин М. Указ. соч., С. 53

[24] Бакунин М. Указ. соч., С. 101

[25] Бакунин М. Указ. соч., С. 28-31

[26] Бакунин М. Указ. соч., С. 39

[27] Бакунин М. Указ. соч., С. 103

[28] Бакунин М. Указ. соч., С. 107

[29] Там же

[30] Там же

[31] Бакунин М. Указ. соч., С. 116

[32] Бакунин М. Указ. соч., С. 95

[33] Бакунин М. Указ. соч., С. 35

[34] Бакунин М. Указ. соч., С. 42

[35] Бакунин М. Указ. соч., С. 46

[36] Бакунин М. Указ. соч., С. 134

[37] Бакунин М. Указ. соч., С. 28

[38] Бакунин М. Указ. соч., С. 180

[39] Бакунин М. Указ. соч., С. 142

[40] Там же

[41] Бакунин М. Указ. соч., С. 149

[42] Бакунин М. Указ. соч., С. 25

[43] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 5

[44] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 6

[45] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 3

[46] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 18

[47] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 20-21

[48] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 16

[49] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 20-21

[50] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 23-24

[51] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 24

[52] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 27

[53] Там же

[54] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 53

[55] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 56

[56] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 40

[57] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 48

[58] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 50

[59] Там же

[60] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 59

[61] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 90

[62] Там же

[63] Бакунин М. Государственность и анархия, М., 1989, С. 91

[64] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 36

[65] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 34

[66] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 75

[67] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 48

[68] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 59

[69] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 83

[70] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 81

[71] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 93

[72] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 97

[73] Там же

[74] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 91

[75] Там же

[76] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 93

[77] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 107

[78] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 109

[79] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 110

[80] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 125

[81] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 128

[82] Там же

[83] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 111

[84] Бакунин М. Кнуто-германская империя и социальная революция, М., 1919, С. 142

[85] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 12

[86] Там же

[87] Там же

[88] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 14

[89] Там же

[90] Кропоткин П. Анархия, М., 1988, С. 20

[91] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 121

[92] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 124

[93] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 131

[94] Там же

[95] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 132

[96] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 135

[97] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 142

[98] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 138

 

[99] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 146

[100] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 176

[101] Там же

[102] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 178

[103] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 178

[104] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 182

[105] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 185

[106] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 188

[107] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 190

[108] Там же

[109] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 190

[110] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 200

[111] Там же

[112] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 207

[113] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 216

[114] Там же

[115] Там же

[116] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 220

[117] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 224

[118] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 228

[119] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 229

[120] Там же

[121] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 231

[122] Там же

[123] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 266

[124] Там же

[125] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 273

[126] Кропоткин П. Записки революционера, М., 1988, С. 279

[127] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 56

[128] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 60

[129] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 67

[130] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 117-118

[131] Там же

[132] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 156

[133] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 157

[134] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 160

[135] Там же.

[136] Там же

[137] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 163-164

[138] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 175

[139] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 195-196

[140] Там же

[141] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 202

[142] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 210

[143] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 206

[144] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 207

[145] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 192-193

[146] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 230

[147] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 231

[148] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 233-270

[149] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 297-300

[150] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 397

[151] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 329-330

[152] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 340

[153] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 409

[154] Кропоткин П. Анархия (сборник) // Под ред. А. Баландина. М., 2002, С. 434

[155] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 187-188

[156] Там же

[157] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 189

[158] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 190

[159] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 188

[160] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 190

[161] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 193-194

[162] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 196

[163] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 197

[164] Там же

[165] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 201

[166] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 203

[167] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 200

[168] Бердяев Н. Собрание сочинений // Бердяев Н. Т. 4. Письмо десятое. Об анархизме. Париж, 1990, С. 206

[169] Там же

[170] Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России, М.,1994, С.22

[171] Там же

[172] Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России, М.,1994, С. 26

[173] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 5-17

[174] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 455

[175] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 55

[176] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 58-59

[177] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 24-25

[178] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 100

[179] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 103

[180] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 365

[181] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 400-402

[182] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 27

[183] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 58

[184] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 76-78

[185] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 129

[186] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 47

[187] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 50-51

[188] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 66

[189] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 159

[190] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 105

[191] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 415

[192] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 416

[193] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 427

[194] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 146-147

[195] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С. 153

[196] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 447-454

[197] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 457

[198] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 458

[199] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 461

[200] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 471

[201] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 459

[202] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 463

[203] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 469

[204] Махно Н. «Азбука анархиста», М., 2013,С 467

[205] Рябов П.Анархические письма. М,. 2013, С. 17-23

 

[206] Рябов П.Анархические письма. М,. 2013, С. 32

[207] Рябов П.Анархические письма. М,. 2013, С. 30

 

Date: 2016-05-17; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию