Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа с текстовым редакторомУТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Транспорт» профилизации «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта» профиля подготовки «Машиностроение и металлообработка» профилизаций «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» «Технологии и оборудование машиностроения» «Подъемно-транспортное оборудование»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины « Информатика ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 43 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Одобрена на заседании кафедры сетевых информационных систем и компьютерных технологий обучения. Протокол от 31 марта 2011 г. № 8_.
Рекомендована к печати методической комиссией Института электроэнергетики и информатики РГППУ. Протокол от11 апреля 2011 г. № 7.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями изучения дисциплины являются: · освоение студентами знаний и практических навыков по современным технологиям сбора, обработки, хранения и передачи информации и тенденциями их развития; · овладение приемами работы с современными пакетами прикладных программ, обеспечивающих широкие возможности обработки информации; · формирование у студентов представления о возможностях использования средств вычислительной техники, современных информмационно-коммуникационных технологий при решении различного вида экономических, производственных и учебных задач; · обучение принципам построения информационных моделей и проведения анализа полученных результатов; · развитие навыков системного мышления; · систематизация и расширение знаний приемов и методов работы с информационно-коммуникационными технологиями, подготовка к их осознанному использованию при решении различного вида прикладных задач. В контексте названных целей содержание данной учебной дисциплины сочетает в себе следующие три важнейших аспекта: · мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике информационных систем, об общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы; · алгоритмический аспект, касающийся развития мышления студентов; · прикладной аспект, связанный с формированием информационной культуры, подготовкой будущих специалистов к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Данная учебная дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл дисциплин, вариативную обязательную часть ФГОС, по направлению подготовки 051000.62Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки «Транспорт» профилизация«Эксплуатация, ремонт и сервисное обслуживание автомобильного транспорта», профиль подготовки «Машиностроение и металлообработка»профилизаций, «Технологии и технический менеджмент в сварочном производстве», «Подъемно-транспортное оборудование» и «Технологии и оборудование машиностроения». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Информатика»: Знания:понятие информации и информатики; технология кодирования информации; единицы измерения информации; принципы работы компьютера, названия, назначение и принципы работы периферийных устройств;организация памяти компьютера, понятие файла, программы, интерфейса;классификация программного обеспечения (ПО) и основные принципы работы с базовым программным обеспечением; социально-правовой аспект использования программного обеспечения; понятие модели и моделирования. Умения:работать с наиболее распространенными видами интерфейсов «Человек – компьютер»;включать, выключать и использовать периферийные устройства;создавать папки; создавать текстовые документы; создавать электронные таблицы; архивировать файлы для уменьшения их объема. Владения:включать и выключать компьютер и другие периферийные устройства; работать со стандартными средствами ввода информации (клавиатура, мышь); создавать, открывать и сохранять текстовые документы; создавать, открывать и сохранять документы электронных таблиц; работать с архиваторами. 2.2. Из курса «Математика»: Знания: принципов простейшей арифметики; основ элементарной алгебры; основных понятий, принципов и аксиом элементарной геометрии; основных элементов геометрических построений, теорию измерения геометрических величин. Умения: использовать арифметические операции над простейшими видами чисел; использовать основные принципы вычисления алгебраических выражений и уравнений; проводить математические операции над вещественными и комплексными числами. Владения: вычислять простейшие арифметические и алгебраические выражения; вычислять логарифмические уравнения, системы уравнений. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: · «Начертательная геометрия и компьютерная инженерная графика»; · «Математика»; · «Математическая статистика»; · «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте»; · «САПР в автомобилестроении»; · «Компьютерные технологии в инженерном проектировании». Обеспечение дисциплины построено по модульному принципу и включает серию теоретических и практических блоков. Теоретический блок содержит фактологический материал и включает следующие разделы:информация и информатика;архитектура ЭВМ. Технические средства информатизации;современные информационные технологии;программное обеспечение компьютера;формализация и моделирование;основы компьютерных сетей;основные принципы информационной безопасности. Практический блок предусматривает формирование умений использовать информационные технологии (работы с операционной системой, утилитами, со службами Интернет, а также технологиями текстообработки, работы с табличным процессором, базой данных), как инструмента учебной, а затем и профессиональной деятельности. 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), или их составляющих, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»: а) общекультурные (ОК): · осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); · владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12); · имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах ( ОК-14); · способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности ( ОК-16); · способен осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности ( ОК-22); · способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки)(ОК-23); · способен к когнитивной деятельности (ОК-24); · способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25). б) профессиональные (ПК): · способен развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); · готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14); · способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16). По окончании изучения курса студент должен: Знать: · понятие информации и информатики; технологию кодирования информации; дискретизацию информации; · принципы работы компьютера, названия, назначение и принципы работы периферийных устройств; · организацию памяти компьютера, понятие файла, программы, интерфейса; · классификацию программного обеспечения; · понятие операционной системы и ее назначение; · назначение и принципы основных программных комплексов: текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, графических редакторов; · основные направления использования компьютеров в современном обществе: производстве, управлении, медицине, образовании, связи; · базовые технологии создания, хранения и переработки различных видов информации: текстовой, графической, числовой; · принципы процесса моделирования и языки создания моделей; · основы математического и компьютерного моделирования; · классификацию компьютерных сетей и принципы построения сети Интернет; · принципы информационной безопасности, потенциальные угрозы и методы защиты информации. Уметь: · читать литературу по информатике, рассчитанную на конечного пользователя (документацию к программным средствам, книги с описанием возможностей и технологиями использования ПО); · использовать термины предметной области в устной речи; · работать с наиболее распространенными видами интерфейсов «Человек – компьютер»; · осваивать самостоятельно технологии использования незнакомых программных средств; · использовать операционную систему; · пользоваться текстовым редактором, электронной таблицей, базой данных, архиватором и антивирусными пакетами для осуществления своей профессиональной деятельности; · работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · скоростной печатью на клавиатуре; · рациональными приемами использования компьютерных программ в исследовательской и учебной работе. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2. 4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3. Содержание разделов дисциплины Таблица 3
4.4.
Таблица 4
Окончание таблицы 4
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Рекомендуемые образовательные технологии: методики «мозгового штурма», разбор практических ситуаций. В преподавании дисциплины существуют темы, изучение которых должно обязательно начинаться с теоретической подготовки. Чтобы повысить результативность изучения теоретического материала, применяются следующие приемы: 1) лекция сопровождается компьютерной презентацией; 2) применяются методики «мозгового штурма», разбора практических ситуаций. Основной и самой результативной формой обучения информатике являются лабораторно-практические занятия. Для преподавания дисциплины «Информатика» на кафедре создан целостный учебно-методический комплекс, обеспечивающий предоставление информации (печатные и электронные учебники и пособия) и управление деятельностью обучаемого, включая контроль. Разработанные лабораторные работы включают в себя обучающие тексты, набор пошаговых инструкций, учебных задач и заданий, демонстрационный материал и тестовые задания, размещенные на магнитных носителях. Такой подход к организации проведения лабораторного практикума стимулирует и организует самостоятельную работу студента. Достигаются не только учебные, но и развивающие цели, т.к. формируется умение учиться. Роль преподавателя смещается от транслятора учебной информации к консультанту и организатору учебной деятельности студента при формировании различных компетенций. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям Часть лабораторного практикума выносится на самостоятельное изучение, а именно, раздел «Работа с текстовым редактором». Разделы «Работа с табличным процессором» и «Работа с системой управления базами данных» изучаются аудиторно с частичным выполнением некоторых заданий в часы самостоятельной работы студентов. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям разбиты на три группы: «Работа с текстовым редактором», «Работа с табличным процессором» и «Работа с системой управления базами данных». Работа с текстовым редактором 1) Перечислите основные элементы окна текстового редактора. 2) Каким образом можно изменить режим отображения документа? 3) Перечислите основные текстовые форматы. 4) Что такое фрагмент? Продемонстрируйте способы выделения фрагментов. 5) Поясните основные принципы форматирования абзаца. Какие виды отступов и интервалов вы знаете? 6) Поясните основные принципы форматирования текста. Как изменить размер, тип, начертание, цвет шрифта? 7) Каким образом осуществляется поиск и замена фрагментов текста в текстовом документе? 8) Назовите основные типы списков. Поясните технологию создания списков и их форматирования. 9) Что такое буфер обмена и как с ним работать? 10) Что такое колонтитул? Для чего он используется? Какая информация может размещаться в колонтитуле? 11) Как создать колонтитул? Как сделать так, чтобы колонтитулы на четных и нечетных страницах документа различались? 12) Что такое графический примитив? Приведите примеры примитивов. Как добавить графический примитив в текстовый документ? 13) Поясните технологию вставки рисунка в текстовый документ. 14) Перечислите основные настраиваемые свойства рисунка вставленного в текстовый документ. Продемонстрируйте, как задать рисунку обтекание текстом. 15) Что такое объект «Надпись»? Для каких целей можно его использовать? Каким образом можно настроить его параметры? 16) Поясните технологию вставки декоративного текста в документ. Продемонстрируйте, каким образом можно изменить свойства этого декоративного текста. Для чего он обычно используется? 17) Что такое гиперссылка? Каким образом можно добавить ее в документ? 18) Каким образом можно настроить параметры страницы документа? Как можно задать поля страницы? 19) Можно ли задать фоновый цвет страницы? Продемонстрируйте, как это сделать. 20) Для каких целей в текстовый документ вставляются разрывы страницы и разрывы раздела? Объясните, есть ли какая-то разница между этими двумя видами разрывов. 21) Каким образом можно отобразить текст на странице в виде двух и более колонок? 22) Для чего предназначен режим просмотра документа? 23) Каким образом можно достаточно быстро проверить правописание в текстовом документе? 24) Для чего в документе создаются примечания? Поясните технологию их создания. 25) Если над одним документом работает более одного человека, то каким образом можно отслеживать исправления в тексте? 26) Поясните технологию защиты документа от нежелательного редактирования другими людьми. 27) Перечислите основные способы создания таблиц в текстовом документе. Охарактеризуйте каждый способ. 28) Поясните технологию форматирования таблиц. Как можно изменить цвет ячеек, тип границы, направление и выравнивание текста? 29) Продемонстрируйте, каким образом можно добавить в таблицу столбец или строку. 30) Каким образом осуществляется преобразование таблицы в текст и текста в таблицу? 31) Объясните, каким образом в таблицах вставленных в текстовый документ можно осуществлять автоматизированные вычисления. 32) Поясните технологию создания нового стиля. Какие свойства можно задать новому стилю? Как оформить текст документа с помощью стилей? 33) Поясните технологию создания автоматического оглавления (содержания) документа.
|