Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение того, кто доносит истину





 

Одно из самых действенных и значимых причин отклонения от истины – положение того, кто доносит истину. Может быть так, что истину произносит тот, кто известен своим нечестием, или приверженностью к нововведению, или отсутствием веры. В таком случае его слова вызывают отторжение у людей. Его слова не могут принести пользу, поскольку людей охватывает все то, что они знают об этом человеке: его нечестие, или его приверженность к нововведению, или же неверие.
К подобному приему отторжения истины прибег враг Аллаха – Фараон, когда пророк Аллаха Муса (мир ему) призвал его к единобожию. Фараон напомнил об убийстве Мусой египтянина – копта. Проявляя к нему пренебрежение, отрицая возможность наличия истины в его призыве, ведь совсем недавно он был еще ребенком и находился под его опекой, «Он сказал: “Разве мы не воспитывали тебя среди нас с младенческих лет? Разве ты не оставался среди нас многие годы своей жизни. Разве ты не совершил тот поступок [убил человека], который ты совершил? Воистину, ты являешься одним из неблагодарных”» (26:18-19)
Также поступят и люди подобные Фараону, когда действительно появится ожидаемый Махди. Они станут отрицать, что он и есть Махди, откажутся следовать за ним, помогать ему, и возьмутся распространять то, что им было известно о нем до этого. Призадумайся над словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказанными в отношении Махди: «Аллах исправит58 его в одну ночь» Ахмад «аль-Муснад» 1/48. Имам аль-Альбани оценил хадис как достоверный см. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 5/486.
Разве кто-то защищен от прегрешений и недостатков? Знай же, что ошибка, оплошность и прегрешение не лишают человека благочестия, в противном случае каждый на земле стал бы нечестивцем, а подобное не станет говорить ни один разумный человек.
Назидательна история о том, как новообращенные в Ислам египтяне, после прочтения Писания Аллаха увидели в мусульманах упущение в соблюдении некоторых предписаний, и что они совершают некоторые запрещенные дела. Они сочли это упущение страшным делом и решили поехать к 'Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) дабы рассказать ему об этом. 'Умар (да будет доволен им Аллах) же напомнил им о несовершенстве человеческой природы и устранил их смятение. Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) передал: «Когда 'Абдуллах бин 'Амр был в Египте к нему пришли люди и сказали: “Мы не видим соблюдения некоторых установлений, соблюдение которых велено в Писании Аллаха, и по этому поводу мы хотели бы встретиться с повелителем правоверных”. Он прибыл в Медину, а вместе с ним и те люди. 'Умар (да будет доволен им Аллах) встретил его и спросил: “Когда ты прибыл?” Он ответил: “Столько-то дней назад”. 'Умар (да будет доволен им Аллах) снова спросил: “С разрешения ты прибыл?”. Я не знаю, что он ответил, но затем он сказал: “О, повелитель правоверных! В Египте со мной встретилась группа людей, и сказала: “Мы не видим соблюдения некоторых установлений, соблюдение которых велено в Писании Аллаха”. Они хотели бы встретиться с тобой по этому поводу. 'Умар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Собери их у меня”. Он собрал их у него. Тогда 'Умар (да смилуется над ним Аллах) спросил у того, кто сидел ближе к нему: “Заклинаю тебя Аллахом и правом Ислама над тобой [скажи мне], прочитал ли ты Коран полностью?”. Он ответил: “Да”. 'Умар спросил: “Воплотил ли ты его в себе?”. Человек ответил: “Нет”. Если бы он ответил: “Да”, то 'Умар оспорил бы это. 'Умар снова спросил его: “Воплотил ли ты его в своем взоре? Воплотил ли ты его в своей речи? Отражается ли он на том, что ты оставляешь после себя?”. Подобным образом он опросил всех до последнего, а затем сказал: “Пусть мать Умара лишится его!59 Вы требуете от него, чтобы он силой побуждал людей следовать Писанию Аллаха [во всем и без упущения], но ведь наш Господь знал, что мы будем допускать прегрешения”. После чего он прочитал [слова Всевышнего]: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши прегрешения и введем вас в почтенный вход» (4:31). Затем 'Умар спросил их: “Знают ли жители Медины для чего вы прибыли?”. Или же он сказал: “Знает ли кто-нибудь для чего вы прибыли?”. Они ответили: “Нет”. Он сказал: “Если бы они знали, я бы непременно обратился к ним с увещеванием, чтобы вы послужили им назиданием”» Передал ат-Табари в «Джами' аль-Байан» 5/29. Хафиз Ибн Касир в своем сборнике толкования Корана (1/485) сказал: “Цепочка передачи этого предания достоверна, а смысл его очень хороший”
Если в человеке преимущественно преобладает праведность и повиновение Аллаху, но и бывает, что допускает прегрешения, то он, без всякого сомнения, из числа благочестивых60.
Абу аль-Хасан аль-Мауарди (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ У людей повелось судить о человеке, что он благочестивый, когда у него преобладают праведные деяния, хоть иногда и поступает неправильно. Также как судят о человеке, что он нечестивец, когда у него преобладают неправедные поступки, хоть иногда и поступает праведно ”. См. «Дурар ас-Сулюк» стр. 65.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Некоторые полагают, что благочестивым является тот, у кого нет греха. Это ошибочное понимание понятия «благочестие». Благочестивым является тот, кто бережно относится к своей религии и соблюдает установления Всевышнего, даже если иногда совершает то, за что приносит покаяние перед Аллахом. Это обстоятельство ни в коем случае не отрицает наличия в человеке веры, благочестия и возможности быть угодником и возлюбленным Аллаха ”. См. «Мифтах Дар ас-Са'ада» 1/163.
Знай же, люди обладающие достоинством, авторитетом, и положением имеют право на снисходительное отношение к их промахам, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Прощайте достойным людям их проступки, если только это не требует наказаний, установленных шариатом»61См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №638.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Аллах выделил их среди прочих людей, оказав им особое почтение и дав им особое превосходство. Посему когда кто-либо из них, известных своим благородством, в нехватке терпения и под воздействием происков шайтана спотыкается, то не спеши упрекать его и наказывать, но прояви снисходительность к его проступку ”. См. «Бадаи' аль-Фауаид» 3/139.
Некоторые же отклонились от истины в вопросе отвержения свидетельства нечестивца. Они не стали определять по причине какого именно нечестия свидетельство человека не может быть принято, и стали отвергать свидетельство каждого, кто совершил какое-либо прегрешение. Если бы это мнение было справедливым, то множество прав остались бы попранными. Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) комментирую слова Всевышнего (смысловой перевод): «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то выясните [правдивость этой вести], чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (49:6) сказал: “ В этом аяте есть тонкий и полезным момент: Аллах (Пречист Он и Возвышен) не велел ни отвергать слова нечестивца, ни объявлять их ложью, ни отвергать его свидетельство в целом. Напротив, Всевышний повелел выяснить правдивость его слов и если они подтвердятся доказательствами и иными косвенными доводами, то действовать в соответствии с ними, невзирая, на то, кто передал эти слова. Именно таким образом нужно опираться на передачу нечестивца и его свидетельства. Ведь бывает, что многие нечестивцы правдивы в вестях, в сообщениях, в свидетельствах, которые они передают. Более того, многие из них самым строжайшим образом блюдут правдивость, а нечестие, наличествует в них, по иным причинам. Весть от такого человека не отвергается, так же как не отвергается его свидетельство. Если бы свидетельство такого человека отвергалось, то множество прав остались бы не соблюденными, и многие достоверные сообщения утерялись бы. Ведь такой человек строжайшим образом соблюдает правдивость, а нечестие такого человека может быть по причине его ложных убеждений и воззрений, посему его весть и свидетельство не отвергаются.
Что касается человека, чье нечестие обусловлено его лживостью, что он часто лжет, и его лживость превосходит его правдивость, то ни весть, ни свидетельство такого человека не принимаются. Однако, если человек был уличен во лжи лишь один раз, или два раза, то ученые относительно такого высказали два противоположных мнения, и оба эти мнения передаются от имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах)
”. См. «Мадаридж ас-Саликин» 1/391.
Некоторые ошибочно полагают, что человек, совершивший прегрешение или допустивший оплошность, обязан оставить совершение праведных дел и исполнение требований богобоязненности: прекратить обучать людей, призывать к одобряемому, удерживать от предосудительного и т.п. Без сомнения это слова, сказанные без знания, не опирающиеся ни на озаряющее Писание, ни на пророческое руководство. Напротив, это один из основных принципов рафидитов62, которые утверждают, что религию можно перенимать только от непогрешимого, безгрешного.
Абу Мухаммад ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Людям предписано изучение того, в чем заключается благо, и действовать согласно этому знанию. И кто воплощает оба эти предписания, тот заключил в себе два великих блага. А кто изучил, но не воплощает изученное в делах, тот поступил хорошо, что изучил, и плохо, что оставил дела в соответствии с этими знаниями. У такого человека дурное дело смешалось с праведным. Но и такой человек лучше, чем тот, кто не изучает и ничего не претворяет в дела. Но и этот человек, в котором нет ничего из этих двух благ, лучше по положению и меньше заслуживает осуждения, чем тот, кто запрещает изучать то, в чем заключается благо и сбивает людей с этого пути. Если бы удерживать от предосудительного мог только тот, кто сам безгрешен, а побуждать к одобряемому мог лишь тот, кто сам все воплощает, то ни один человек, после пророка (мир ему и благословение Аллаха) не имел бы права удерживать от предосудительного и побуждать к одобряемому. И достаточно тебе вреда и порока, к которому привело мнение того, чье нутро и состояние испорчено. Мы же молим Всевышнего Аллаха, чтобы Он всем оказал содействие ” См. «Мудауа ан-Нуфус» стр. 85.
Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) в толковании к словам Всевышнего (смысловой перевод): «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (2:44) сказал: “ Некоторые посчитали, что человек, совершающий грехи не может удерживать от них других. Однако это мнение лишено достаточных оснований. Еще более безосновательной является аргументация этим аятом в пользу этого мнения, ибо нет в нем довода для них. Правильным является то, что ученый должен побуждать к одобряемому, даже если сам не совершает то, к чему он призывает. И он должен удерживать от предосудительного, даже если сам что-то совершил из того. Малик передал от Раби'а, который передал слова Са'ида бин Джубайра: “Если бы побуждать к одобряемому и удерживать от предосудительного мог только тот, кто сам безгрешен, то ни один человек не имел бы права побуждать к одобряемому и удерживать от предосудительного”. Затем Малик сказал: «И он (Са'ид бин Джубайр) был прав; в ком нет нечто, за что он заслуживал бы осуждения?» ” См. «Тафсир аль-Куран аль-'Азым» 1/85.
Абу Исхак бин Ахмад аль-'Альси (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Человек с наименьшими достоинствами имеет права осуждать того, кто выше его достоинствами, а грешник осуждать того, кто является угодником и возлюбленным Аллаха ”. См. «аз-Зайль 'аля табакат аль-Ханабиля» 2/206.
Вдобавок ко всему, человек, пустившийся в поиски недостатков людей, делает это забавы ради, а не с добрыми и правильными намерениями. Но иногда это может быть вызвано желанием дискредитировать своего оппонента, ради чего он, бывает, совершает запретное и тяжкие грехи: начинает разузнавать о нем, следить за ним, плохо о нем думать, злословить, клеветать, утверждать то, что будет трудно доказать или же практически невозможно. Суфьян бин 'Уейна (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Для Всевышнего Аллаха любимей, чтобы грех прелюбодеяния оставался скрытым. Подтверждением этому является то, что для утверждения факта убийства мусульманина нужно всего два свидетеля, в то время как для установления факта прелюбодеяния необходимо наличие четырех свидетелей, которые видели, как половой орган мужчины входит в женский половой орган, подобно тому, как палочка входит в сосуд для хранения сурьмы. Но как такое возможно увидеть воочию, ведь Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «Скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры» (24:30) [если только человек намеренно не выслеживал людей]? ” См. «Тарих Уасыт» стр.239.
Дискредитация оппонентов совершением этих тяжких грехов стало для некоторых методом, и более того, сами создают необходимую атмосферу, для того, чтобы люди впали в нечто осудительное, чтобы впоследствии им поставить это в укор. Если бы их сердца наполнились верой, а слова Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) имели в их сердцах должное значение и величие, то их бы непременно удержали слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «… не разузнавайте [о вашем брате] и не выслеживайте [грехи, ошибки своего брата]». аль-Бухари №6064, Муслим №2563.
А также хадис: «В Судный день в уши человека, подслушивающего разговоры людей, не желавших этого, зальют расплавленный свинец» аль-Бухари №7042.
Причиной всех этих бесчинств являются несовершенство в делах религии и слабая вера.
Мухаммад бин Салих аль-'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) комментируя слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин – это тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками», сказал: “ То есть: мусульманин удерживается от причинения зла мусульманам, и не упоминает о них, кроме как с благом, не очерняет их, не злословит о них, не передает слова от одних людей другим63, а также не разжигает между ними вражду и несогласие. Именно такой и является человеком, от которого исходит мир. Мусульманин, услышав плохое, оберегает свой язык от распространения этого, в отличие от тех, кто вне себя от радости, когда слышит о своем брате мусульманине нечто дурное, и тут же берется повсюду распространять это о нем. Да упасет нас Аллах от подобного! Такой человек не является мусульманином 64” См. «Шарх Рияд ас-Салихин» 4/629.
Хафиз Ибн 'Абд аль-Барр (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ И лишь к Аллаху обращены наши жалобы и у Него просим помощи против тех, которые нас окружают; которые начинают дозволять себе честь и кровь людей, когда с их ошибками не соглашаются ”. См. «ат-Тамхид» 8/367-368.

Date: 2016-05-17; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию