Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаточное понимание и слабое восприятие





 

Из причин отклонения от истины - слабая способность разуметь истину.
Бывает так, что двое рассматривают какой-либо вопрос, один не может узреть ясный довод, ведущий к истине, в отличие от второго, который попроворней умом. Особенно это происходит тогда, когда для извлечения какой-либо правовой нормы нужно рассмотреть одновременно несколько Священных текстов. Один извлекает из этой взаимосвязи необходимое, другой же не может понять эту самую взаимосвязь.
Люди превосходят друг друга в уровни понимания, а сильный разум, здравый смысл, острота ума и способность просвещаться являются временным даром Аллаха и высочайшим дарованием, которыми Он наделяет тех, кого пожелает46.
Уахб бин Мунаббих (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Люди превосходят друг друга по разуму, подобно тому как деревья превосходят друг друга по плодам ”. См. «аль-'Акль уа фадлух» №33, стр. 38-39.
Ас-Саффарини (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поистине, мы наблюдаем, как разум различным образом отражается на формировании мнений, на вынесении определённых решений и прочих вещах, что указывает на различие самого разума ”. См. «Ляуами' аль-Ануар» 2/436-437.
По причине существования этого превосходства в понимании, некоторые отошли от истины, ибо оказались в числе тех, кто обладает недостаточным пониманием и неспособен распознать истину. Ар-Рагиб аль-Асфахани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если человек, рассматривающий вопрос, не обладает полным разумом, то не сможет рассмотреть этот вопрос, и в этом случае он подобен слепому весовщику, который лишен возможности правильно взвешивать вещи ”. См. «аз-Зари'а иля макарим аш-Шари'а» стр. 263.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Человек, рассматривающий доводы и указания, подобен тому, кто всматривается в небо, чтобы узреть молодой месяц; возможно, он увидит его, а возможно и нет, ибо окажется подслеповатым ”. См. «Накд аль-Мантык» стр. 34.
Он также сказал: “ Человек может быть сообразительным, обладать сильным умом, быстро усваивать вещи, вследствие чего он абсолютно безошибочно познают истину, о которой иной не имеет представления ”. См. «Минхадж ас-Сунна» 5/91.
Существует очень много указаний того, что люди превосходят друг друга в понимании, из них следующий случай: Как-то Абу Джухайфа ас-Сууаи сказал 'Алию бин Абу Талибу: “ Знаете ли вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Коране? ” ‘Али ответил: “ Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку ”. аль-Бухари №111.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обращался к своим сподвижникам с такой речью, которую они не могли бы понять, но вместе с тем, некоторые из них отличались совершенным пониманием его слов. Это видно из хадиса, который приводится в двух сборниках «Сахих» (аль-Бухари и Муслима) от Абу Са'ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел на минбар и обратился к [собравшимся в мечети] людям с проповедью и сказал: «Поистине, Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора между миром этим и тем, что есть у Него, и этот раб выбрал то, что есть у Аллаха». [Услышав эти слова] Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заплакал47 и воскликнул: “Да станут наши отцы и матеря выкупом за тебя!”48 Мы удивились этому, и люди стали говорить: “Посмотрите на этого старца: посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщает, что Аллах предоставил Своему рабу возможность выбора между любыми благами мира этого и тем, что есть у Него, а он говорит: «Да станут наши отцы и матери выкупом за тебя!» [Однако дело было в том, что] рабом этим являлся [не кто иной, как] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Абу Бакр [понял смысл его слов ибо] был самым сведущим среди нас о нём” аль-Бухари №3654 №3904, Муслим №2382.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что Аллах предоставил одному из Своих рабов возможность выбора, и не поведал о том, кому именно был представлен выбор, также и в его словах не было того, что намекало бы на то, кто этот раб. Однако Абу Бакр из-за совершенного понимания смысла слов посланника Аллаха, уразумел, что рабом, о котором идет речь, является сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)
”. См. «Маджму' аль-Фатауа» 13/252-253.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) также сказал: “ Стороны толкования изречений весьма обширны, и люди, в зависимости от оказанной им Аллахом (Пречист Он и Возвышен) милости и дарованного таланта, разняться в способности постижения их смысла, и рассмотрении их с различных сторон ”. См. «Раф' аль-Малям 'ан аль-Аиммати аль-А'лям» стр. 35.
Знай же, что непонимание некоторыми определенных Священных текстов, и неспособность извлечь из них полезные знания, не является упущением и недостатком Законотворца49, в доведении истины и в ясном разъяснении.
Поскольку Законотворец указал на всякую вещь, которая защищает от погибели, и сделал это таким образом, что после этих указаний каждый лишается оправдания незнанием50. А указания эти из светоча, и они ведут к желаемой цели. Однако не является обязательным для полноты шариата, чтобы этот светоч был виден даже людям слабым в умах и в созерцании.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Религиозные предписания иногда разъясняются однозначно прямым, ясным текстом, иногда просто, ясным текстом, а иногда, текстом, который для некоторых людей, по желанию Аллаха и в соответствии Его мудрости, представляется сомнительным и неясным. Все это входит в понятие ясное передача откровений. Ведь для осуществления ясной передачи откровений не является условием, чтобы ни у кого не возникало трудностей в понимании. Это будет происходить, потому что разум людей и их устремления колоссально разнятся между собой. Посему до некоторых из них доходит знание, а до некоторых нет, и происходит это либо из-за халатности, либо из-за неспособности ”. См. «Минхадж ас-Сунна» 8/575-576.
В том, что степень ясности изложения текстов различна, также преисполнено мудрости. аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если бы дозволенность или запретность каждой вещи была бы четко определена и этим исчезло бы разногласие, то тогда и не было бы испытания, не было бы усердия в поиске истины, все люди стали бы равными имея одну степень, одинаковое достоинство, и исчезло бы превосходство ученых над остальными ”. См. «А'лям аль-Хадис» 1/218.
Но и существующее различие в уровни понимания и степени восприятия, касается тонких вопросов шариата. А то, что относится к вопросам веры, основных принципов и вытекающих из них положений, то все разумные, взрослые люди одинаково обладают достаточной степенью понимания этих вещей, чтобы до них дошло знание, и исполнение предписаний религии стало обязательным для них, ведь довод считается доведенным до человека тогда, когда он понял этот довод. аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Способности восприятия отличны друг от друга, и не во всех религиозных вопросах эти способности должны быть одинаковы. Но в основополагающих вопросах способность восприятия одинакова у каждого, и в них нет какого-либо установленного минимума уровня понимания, которым должен обладать человек, чтобы понять их. И если существующие указания истолковывать иначе, то обязанность выполнения религиозных предписаний возлагалась бы лишь на тех, кто обладает этим минимальным уровнем, и не было бы обязательным для тех, кто ниже этого уровня. Или же это привело бы к тому, что на людей легла бы обязанность, которую они не способны выполнить или которая ляжет на их плечи тяжелым бременем, но ни то и ни другое не присуще исламской религии 51”См. «аль-Муафакат» 1/60.
Ас-Сан'ани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если бы понимание разнилось настолько, что невозможно было понять божественные изречения и пророческие предания, то на нас не было бы возложено исполнение религиозных обязанностей. Нам бы не повелевалось и не запрещалось что-либо, и не обязаны были бы сами проявлять усердие в поиске истины, ни следовать за мнением кого-либо ”. См. «Иршад ан-Нукъкъад иля тайсир аль-Иджтихад» стр. 87.
Он также сказал: “ Тот, на кого возложены религиозные обязанности, должен понимать то, чем он обязывается, либо посредством слов своего Господа и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), либо посредством разъяснения своего шейха, иначе без понимания этих вещей он не будет из числа тех, кто обязан исполнять предписания религии. Такой имеет оправдание, и на него не распространяется что-либо из повелений шариата ”. См. «Иршад ан-Нукъкъад иля тайсир аль-Иджтихад» стр. 106.
Выдающийся ученый Хусайн ан-Ну'ми (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поистине, веление Аллаха размышлять над Его Писанием, познавать Его предписания и изучать Его установления, не было обращено к какой-то определенной группе, выделяя тех, кто преуспел и исключая тех, кто отстал и отдалился ”. См. «Ма'аридж аль-Альбаб фи минхадж аль-Хакъкъ уа ас-Сауаб» стр. 72.
Что же касается того, в каких вопросах степень понимания тех, на кого возложено исполнение религиозных обязанностей является равной, то их определил аль-'Изз бин 'Абд ас-Салям (да смилуется над ним Аллах), который сказал: “ Разумные, взрослые люди в равной степени обладают способностями познавать истину в основных принципах религии, касающихся вероубеждения, и различаются в понимании остальных вопросов, в зависимости от различия их личных качеств, которые и определяют для каждого род его обязанностей. К примеру, наличие или отсутствие у человека возможности, принадлежность к мужскому или женскому полу, присутствие или отсутствие, рабство или свобода, сила или слабость, дальность или близость, богатство или нищета, острая необходимость в чем-либо или комфортная жизнь. Для каждого из них, Аллах [по Своему знанию и своей мудрости] установил предписания, которые соответствуют его положению и способностям ”. См. «аль-Фауаид фи ихтисар аль-Макасыд» стр. 114-115.
Возможно, ты скажешь: “Как же так, ведь мы наблюдаем, как многие из проницательных и умных людей заблудились в пути, отдалились от истины и стали придерживаться заблуждения, так в чем же причина подобного явления?!”
Ответ таков: “Причина их заблуждения в том, что они пошли не прямой дорогой, встали не на правильный путь, как это уже было разъяснено, а затем та мерзость, упрямство и высокомерие, скрывавшиеся в их нутре, стали между ними и осознанием истины”.
Шейх аль-Ислам Ибн Тамийя (да смилуется над ним Аллах) сказал: “… Но с другой стороны, когда смотришь на них, погруженных в смятение, овладеваемых шайтаном, сквозь призму предопределения, то проникаешься к ним милосердием и жалостью. Ведь им дан ум, но не дано очищение [от грязи ереси], дано понимание, но не даны истинные знания. Им дарованы слух, зрение и сердца, «Но ни их слух, ни их зрение, ни их сердца нисколько не помогли им, поскольку они отвергали знамения Аллаха, и их окружило (или поразило) то, над чем они насмехались» (46:27)” См. «Маджму' аль-Фатауа» 5/119.
Он также сказал: “ Даже если люди наделены проницательным умом и они высоконравственные аскеты, одни лишь эти качества не станут причиной обретения счастья и спасения от наказания в Последней жизни. Для этого необходимо еще наличие вышеупомянутых основ: вера в Аллаха, посвящение поклонения только Ему Одному, искреннее служение Ему, вера в Его посланников, в Судный день, и совершение праведных дел. Ведь, по сути, сила ума сопоставима с силой тела и силой воли, поэтому если человек обладает превосходством в знаниях и отличается силой воли, но лишен упомянутых основ, то он схож с тем, кому дарована физическая сила, но не дарованы эти основы. Мудрецы и ученые по своему положению подобны обладателям богатств и власти, однако ни тем, ни другим не поможет то, чем они обладают, если не будут поклоняться только одному Аллаху, у Которого нет сотоварища, и не будут верить в Его посланников и в Судный день ”. См. «Маджму' аль-Фатауа» 18/58.
Необходимо сделать одно очень важное замечание: причиной слабости ума является слабость веры, и слабость в плане набожности и религиозной практики52. В этом случае сам раб является виновником тому, что он становится отгороженным от истины. Поэтому он не может оправдывать потворствование своим страстям и отклонение от истины отсутствием у него понимания. Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Когда разум слабеет, а религиозного знания мало, присутствующая в душе любовь к невежеству заполняет собой душу, подобно тому, как человек проникается любовью к другому человеку, невзирая на его невежество и глупость ”. См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 5/198.

Date: 2016-05-17; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию