Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тщеславие и самообольщение






Тщеславие и самодовольство рождают в человеке желание быть предметом славы и почитания, он начинает кичиться своими убеждениями и довольствоваться ими. Он считает, что истина исходит только от него, будто он тот, кому вверено ее донесение, что является качеством неверных. Всевышний сказал (смысловой перевод): «Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они кичились тому знанию, которое было у них23, и тогда их окружило (или поразило) то, над чем они издевались» (40:83)
Когда человек восхищен собой, довольствуется собственными убеждениями и знаниями, тогда его постигает погибель, ведь в этом случае невозможно чтобы он обратил внимание на чужое мнение, не говоря уже о том, чтобы принять это мнение, если оно верное. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда увидишь, что страсть будет тем, за кем следуют, а скупость будет тем, кому подчиняются, и каждый обладающий мнением будет в восхищении от своего мнения, вот тогда заботься только о себе!» Абу Дауд 4/512, ат-Тирмизи 5/257-258, аль-Хаким 4/322, он же оценил достоверным, с чем согласился аз-Захаби. Также о достоверности этого хадиса говорили: аш-Шаукани «аль-Фатх ар-Рабани» 8/3784, ат-Тахауи «Шарх Мушкиль аль-Асар» 3/212, Ибн аль-'Араби «ан-Насих уа аль-Мансух» 2/205, аль-Мунзири «ат-Таргыб уа ат-Тархиб» 4/132, Хафиз Ибн Хаджар «Тахридж Мишкат аль-Масабих» 4/486, Ахмад Шакир «'Умда ат-Тафсир» 1/748.
Удел самодовольного человека – это выискивание в себе достоинств и ликование этими достоинствами, что влечет за собой возникновение в нем пороков и умаление его достоинств, как об этом сказал шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). См. «Иктида ас-Сырат аль-Мустакым» 1/453.
Он также сказал: “ Разве ты не видишь, как ложно возвеличивающий себя, желает отстоять свое мнение, даже если оно ошибочное?! ” См. «Маджму' аль-Фатауа» 10/292.
Но даже если допустить, что человек прав и всегда открыто говорит правду, то и тут он должен остерегаться самовосхищения, ибо это может уничтожить плод его благодеяния. Хафиз аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Сколько же таких, кто говорил истину и призывал к одобряемому, но из-за его скверных стремлений и любви к религиозному главенству, Аллах дал над ним власть тому, кто наносит ему обиды и притесняет его. И это скрытая болезнь распространилась в сердцах некоторых ученых ”. См. «Сияр а'лям ан-нубаля» 18/192.
Человек считает унизительным для своего достоинства подчиняться и следовать за кем-то, ведь душе свойственна некоторая надменность и сопротивление тому, что противоречит ей, кроме той, которую Аллах уберег от этого. В особенности это присуще тем, кто не находился в обществе людей достойных подражания, которые, когда их наставляют аятами Аллаха, не падают наземь слепыми и глухими к этим аятам. Аль-Фудайль бин 'Ияд (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если бы приверженец нововведения проявил смирение к Писанию Аллаха и Сунне Его пророка 24, то непременно бы последовал [за истиной], а не вносил бы новшество. Но он восхитился собственным суждением и последовал за тем, что выдумал ” См. «ат-Тазкира фи аль-Уа'з» стр. 97.
Говоря о смирении, он также сказал: “ Услышав истину ты обязан подчиниться ей и последовать за ней, даже если услышал ее от самого невежественного человека ”. См. «Джами' баян аль-'ильм уа фадлихи» стр. 226.
Самовосхищение делает человека самонадеянным, вследствие чего он перестает обращаться за помощью к своему Господу. Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Показное совершение дел часто сочетается с самовосхищением. Первое – это поклонение творениям наряду с Аллахом, а второе – поклонение самому себе наряду с Аллахом. Поэтому показушный человек не воплощает слова Всевышнего (смысловой перевод): «Тебе одному мы поклоняемся», а восхищенный собой не воплощает слова Всевышнего: «Тебя одного молим о помощи» 25 ” См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 5/247-248.
Самовосхищение и высокомерие - одно входит в другое, поэтому самовосхищением и самодовольством страдает только высокомерный человек. Ибн Хиббан (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Человек начинает вести себя надменно лишь после того как начинает восхищаться собой, полагая что он обладает превосходством перед остальными ”. См. «Рауда аль-'Укаля» стр. 61.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Высокомерие – одно из последствий самовосхищения и злобы исходящие из сердца, наполненного невежеством и несправедливостью, из которого исчез вкус поклонения, и поместилась ненависть. Такой человек смотрит на людей искоса, походка у него горделивая, в обращении с людьми он эгоист, и лишен готовности жертвовать для других своими личными интересами, и нет в нем справедливости ”. См. «ар-Рух» 2/703.
Раб Аллаха сотворен с врожденным чувством самолюбия и со склонностью восхищаться самим собой, и если он не станет требовать справедливости от своей души, то эти качества ввергнут его в заблуждения. Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Твоя любовь к чему-либо делает тебя слепым и глухим, а человек – существо с врожденным свойством самолюбия, поэтому в себе он видит лишь хорошие качества, и поэтому его соперник ему ненавистен, и видит он в нем только его плохие качества ”. См. «Ка'ида фи аль-Махабба» 2/328.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) раскрывая смысл смирения сказал: “ Принятие истины с покорностью, подчинение ей и рабское преклонение перед ней, так, чтобы она распоряжалась человеком, также как хозяин распоряжается своим рабом. Таким образом, раб Аллаха достигнет качества смирения. Все это является противоположностью высокомерия, разъяснённое пророком (мир ему и благословение Аллаха) как: «Высокомерие – это надменное отношение к истине и пренебрежение к людям». Надменное отношение к истине означает отрицание и непризнание истины, отражать ее с тем же упорством, с которой отражают нападающего врага. Пренебрежение к людям – презрительное отношение к ним и издевательство над ними. Когда же человек начинает презрительно относиться к людям и надсмехается над ними, он перестает считаться с их правами и попирает их. Тот, на чьей стороне истина, имеет право силой требовать ее соблюдение, но высокомерные люди не признают это право, особенно заблудшие люди, и обрушиваются на силу истины своим высокомерием и заблуждением. Поэтому сущность смирения заключается в том, чтобы раб покорился силе истины, подчинился ей, и не вступал с ней в противоборство ”. См. «Мадаридж ас-Саликин» 2/346.

ВЫСОКОМЕРИЕ


Именно высокомерие толкнуло Иблиса к неверию, противодействуя велению Аллаха и ослушаясь Его 26. И именно высокомерие воспрепятствовало иудеям уверовать в нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), хоть и знали об истинности его пророческой мисси, как знают своих детей 27.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Ты находишь иудеев упорствующими в своем заблуждении, из-за наличествующих в их душах высокомерия, зависти, жесткости и прочих порочных качеств ”. См. «Накд аль-Мантык» стр. 27.
Тем самым нам становится очевидным, что высокомерие – причина непринятия истины, в чем нет ни малейшего сомнения.
А что касается приверженцев истины, то они наиболее смиренные и самокритичные люди, упорнее всех ищут истину и стремятся к ней. Посему для них не зазорно пересмотреть свои умозаключения для выявления истины, особенно в сложных вопросах. От сколь многих мнений богобоязненные отказались, после того как им стало ясным их слабость. Высокомерие не подтолкнуло их упорно придерживаться ложного мнения, а страх упасть в глазах своих последователей, и страх, что за них могут подумать, что им не хватает знаний, не толкнуло их к действиям, которыми сохраняют высокое положение. Отказ от привычного мнения и принятие иного мнения дает таким людям возможность приумножить число правильных мнений. Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Отказ от мнения в пользу другого по причине прояснившейся истины, является похвальным. В отличие, когда человек упорно держится за мнение, относительного которого у него нет довода, и оставляет мнение, доводы которого для него прояснились. Но если смена мнений вошло в обыкновение, следуя за собственными страстями, то это является порицаемым ”. См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 5/125.
Из-за высокомерия человека охватывает самообольщение, оно делает его самонадеянным, он не думает, что истина может быть на стороне другого, и ни в коем случае не допускает, что сам может отклоняться от истины. Таково положение людей, идущих на поводу у своих страстей и желаний. аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Когда потворствующими своим желаниям овладевают эти самые желания, они перестают замечать что-либо, и абсолютно не считаются с тем, что противоречит их мнениям. Такие люди не подходят к своему пониманию самокритично, и не колеблются в сложных вопросах, ибо это качество умных, уважаемых людей ”. См. «аль-И'тисам» 2/269.
Надменные люди презрительно относятся к своим оппонентам, поэтому никак не воспринимают мнения окружающих, исключая возможность, что истина может быть не на их стороне. Ибн аль-Джаузий (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Высокомерный человек считает себя выше остальных, посему он пребывает в восторге и кичливости, он полностью полагается на свои воззрения. Это и есть дуновение шайтана, как об этом сообщается в хадисе переданном со слов Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах): “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибегал к защите Аллаха от шайтана, побиваемого камнями: от его наущений (хамз), дуновений (нафх) и поплевываний (нафс). Его наущения (хамз) – это помешательство, его дуновения (нафх) – это высокомерие, а его поплевывания (нафс) – это стихи 2829 ”. См. «ат-Табсыра биуасыта газа аль-Альбаб» 2/222.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) разъясняя сущности, которыми обладает человеческая душа, сказал: “ Из них: скрытое стремление человеческой природы к освобождению от обязательности следовании [Сунне], и отход от следования по прямому пути. Это потому что душе присуща некоторая степень высокомерия, которая рождает в ней желание выйти из рабства поклонения и освободиться от обязательности следования. Абу 'Усман ан-Найсабури сказал: “Если кто-то и оставляет Сунну, то только из-за высокомерия в душе ”. См. «Иктида ас-Сырат аль-Мустакым» 2/102.
Истина ясна и легка для восприятия, а люди сотворены склонными к ее познанию, им изна-чально привита любовь к истине, готовность принять ее. Разумеется, кроме тех, чьи врожденные свойства отклонились под воздействием людей или установившихся традиций. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел Абу Зарру говорить истину, даже если она горька 30, а таковой она может быть для тех, кто не воспитал свою душу, а также для приверженцев нововведений и потакающих своим страстям. ар-Рагиб аль-Асфахани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Слова “истина горька” справедливы в отношении тех, кто не воспитал свою душу, и не устранил свою болезнь.
[i] Кто болен и чувствует горечь во рту, тому и ключевая вода горька

А кто, совершенствуется, тот находит истину приятной, даже если она и тяжела, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Радостью и усладой очей моих была сделана молитва» 31. Посему, кто исправит свой нрав, и улучшит себя, у того будет славный исход при жизни на земле, так и после смерти[/i]”. См. «аз-Зари'а иля макарим аш-Шари'а» стр.126.
аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) объясняя, что истина тяжела в большей степени для приверженцев своих страстей, сказал: “ Причина того, что он - то есть: приверженец нововведений - далек от принесения покаяния, в том, что взятие на себя ответственности исполнять предписания религии тяжело для души, так как это противоречит ее страстям и желаниям. Для нее это тяжко, потому что истина тяжела, а ведь душа располагается только к тому, что соответствует ее страстям и желаниям, а не к тому, что противоречит им ”. См. «аль-И'тисам» 1/124.
Поэтому душа неприученная принимать истину, нуждается в тренировке и воспитании, пока она не полюбит истину и не научится подчиняться ей. аль-Хатаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Человек не изменяет своему естеству, и не оставляет то, к чему он привык и любит, если только не прикладывает к этому большие усилия и действенное лечение ”. См. «А'лям аль-Хадис» 1/218.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если душа привыкла к ослушанию, то она не всегда способна отказаться от этого в полной мере, если только не научится оставлять дозволенное, равное по величине запретному. Как это было сказано: не достигнет раб истинной богобоязненности, пока не установит между собой и запретным преграду из дозволенного 32. Также иногда ослушание не оставляется разом, а лишь постепенно. Поэтому если существует опасность, что призвав человека к подчинению у него появится неприязнь к этому, то в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) для него существуют некоторые поблажки, посредством которых, он будет избавлен от запретного. А тому, чья вера прочна и терпение стойкое запрещаются некоторые дозволенные вещи, чтобы он имел возможность совершить нечто лучшее ”. См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 4/68.
Упомянув виды полезных и вредоносных знаний шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Пристрастившись к поиску этого, душа привыкает к достоверным знаниям, к правдивым вопросам, и к правильному взвешиванию вещей. Тем самым ум и понимание выпрямляются, а для души знание истины, и ее донесение становится обыкновением ” См. «Маджму' аль-Фатауа» 9/128.
Из признаков высокомерия образованного человека то, что он не обращает внимания на слова своих оппонентов. Бывает так, что кто-то начинает говорить в его присутствии, а он присутствует лишь телом, тогда как сердце его в ином месте, и он не вникает в слова своего оппонента.
Также из признаков высокомерия образованного человека: он полагает, что обладает знаниями, которыми помимо него не обладает никто. По причине чего он не старается увеличить свои знания, не считает необходимым удостовериться в правильности своих познаний, пересмотреть и исправить их. Такой высокомерный человек, без сомнения, не ведает о своей истинной сущности, и возможно из причин его высокомерия – это постоянное пребывание возле него тех, кто обладает меньшим знанием, чем он, и которые невежественнее чем он. Если бы он общался с равными 33 себе, то непременно оценил бы себя должным образом. Абу Хасан аль-Мауарди (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Высокомерия имеет свои причины, и наиболее значимые из них: высокое положение, влиятельность и редкое общение с равными себе ”. См. «Дурар ас-Сулюк» стр. 60-61.

ЗАВИСТЬ


Зависть стала причиной первого ослушания. Зависть Иблиса Адаму из-за его положения и достоинства, которые ему отвел Аллах, избрав его Своим наместником на Земле, обучив всевозможным именам, и повелев ангелам пасть ниц перед ним, побудила Иблиса выйти из повиновения Аллаха. И именно зависть побудила иудеев к тому, что они не уверовали в Аллаха и отвергнули пророчество нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Это не смотря на то, что у иудеев – у обладателей Писания – была весть о нашем пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), и они рассказывали неграмотным арабам о скором его появлении. А когда он (мир ему и благословение Аллаха) появился, они доподлинно узнали, что он и есть посланник Аллаха, о котором были пророчества в их Писаниях. Они увидели явные доказательства его пророчества, и у них не оставалось в этом ни малейшего сомнения, подобно тому, как никто из них не сомневался в своем ребенке, в том, что это его ребенок из его семени. «Те, кому Мы даровали Писание, знают его [Мухаммада], как знают своих сыновей» (2:146).
Но побудила их к тому, что они объявили его лжецом и не уверовали в него то, что он не был из них, а был арабом.
Так если зависть побуждает к неверию в Аллаха – которое является самым тяжким грехом – то как оно не станет побуждать к тому, что меньше этого грехом?! Поэтому обязательным для раба Аллаха является всячески беречься от зависти, предпринимать всевозможные меры защиты от нее, и очищать душу от этого мерзкого качества, являющийся скрытым вражденным естеством души. Выдающийся ученый 'Абд ар-Рахман аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) разъясняя влияние, которое оказывает на человека зависть, сказал: “ Если истину разъяснил не, он а кто-то другой, то он полагает, что признание этой истины будет признанием наличия у этого человека знаний и достоинств. Переживает, что этот человек в глазах людей возвеличится, и что многие из них могут последовать за ним. Поэтому ты видишь, как некоторые из числа тех, кто усердно обвиняет своих товарищей ученых в ошибке, делает это из-за зависти к ним и чтобы принизить их степень в глазах людей ”. См. «ат-Танкиль» 2/195.
Зависть друг к другу чаще возникает между людьми равными друг другу 34, как говорится: “ Взаимное притяснение [чаще] среди равных между собой, объединенных общей деятельностью ”. См. «Сирадж аль-Мулюк» стр. 462.
Поэтому истина может быть отвергнута, если на нее указывает равный, и будет принята, если на нее укажет его шейх или тот, кто пользуется у него еще большим уважением и доверием. Абу Хатим ибн Хиббан (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ В большинстве зависть возникает между людьми равными друг другу, или почти равными друг другу, ведь писцам не завидует никто кроме писцов, а превратникам 35 завидуют только превратники. И не бывает так, чтобы человек достиг какое-либо положение в этом мире, и не было того, кто не стал бы за это его ненавидеть или завидовать ему, а завистник и есть упрямый соперник ”. См. «Рауда аль-'укаля» стр. 163.
аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Из причин препятствующих соблюдению справедливости – соперничество существующее между двумя равными друг другу в достоинствах, либо же в религиозном или в мирском главенствовании. Когда шайтан дует им в нос, а соперничество растет и достигает такой степени, что оба при возможности начинают отвергать слова друг друга, даже если они правильны и соответствуют истине. Из этого разряда мы видели и слышали удивительные истории о том, как люди обладающие знанием, поступали подобно приверженцам «тагута», и когда кто-то из них преподносил им истину, они отвергали ее, отстаивая свое мнение ложью и ведя горячие споры ”. См. «Адаб ат-таляб уа мунтаха аль-араб» стр. 91-92.
Выдающийся ученый Мухаммад Салих аль-'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Зависть – осуждаемая черта характера. К сожалению, больше всего она существует между учеными и между требующими знание. Она также существует и между торговцами, и между коллегами любой профессии. Но к сожалению, между учеными и между требующими знание зависть сильней, хотя обладающим знанием подобает дальше всех быть от зависти, и ближе всех быть к совершенным нравственным качествам ”. См. «Китаб аль-'ильм» стр. 74.


Date: 2016-05-17; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию