Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






по дисциплине психология

Ф 30.10-095

 

Министерство образования Республики Беларусь

Гуманитарный колледж

учреждения образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________ Ю.М. Сидорович

«____»___________ 2016 г.

Практические задания

К экзаменационным билетам

по дисциплине психология

специальность 2-010101 «Дошкольное образование»

курс I группа 84

заочная форма обучения

2015 – 2016 учебный год

№ 1

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Взяв карандаш и бумагу, Серёжа сказал, что он нарисует солдата. Однако когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд.

Задание:

1. Определите примерный возраст ребёнка.

2. Закономерно ли такое явление для детей данного возраста?

3. Раскройте роль взрослого в развитии изобразительной деятельности детей данного возраста

№ 2

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Задание:

1. Как называется это явление? Укажите причины его возникновения.

2. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания? Ответ обоснуйте.

№ 3

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша непрерывно задаёт вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идёт дождь? Откуда я родился? И т.д.

Задание:

1. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы?

2. При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы?

№ 4

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нём плавали рыбки. Дети (3 г. 5 мес.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. дети могли хорошо видеть рыбок.

Однако на специальном занятии, посвящённом рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них.

Задание:

1. Чем объяснить неумение детей рассказывать о рыбках?

2. Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны?

3. Как следует организовать наблюдение детей? Приведите примеры.

№ 5

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Витя впервые пришёл в детский сад. Он как бы не замечал других детей. Если ему нужна была какая-нибудь игрушка, он брал её, никого не спрашивая, ни с кем не считаясь. Витя вёл себя так, как будто он был один.

Задание:

1. Какую позицию в среде сверстников занял Витя в данной ситуации?

2. Предположите возможные последствия подобного поведения ребёнка на формирование его личностных качеств.

3. Как усилить позитивное воспитательное воздействие на ребёнка окружающего мира?

№ 6

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Саша (2г. 6 мес.) приготовился к прыжку через веревочку и кричит: «Мама, мотли (смотри)! Мама, мотли, мотли!».

Мама посмотрела и говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился прыгать! Прямо как большой!»

Ребёнок радостно улыбается и ещё раз показывает, как он прыгает.

Задание:

1. Проанализируйте действия мамы.

2. Как отражается на поведении ребёнка оценка взрослых, их отношение к тем или иным действиям, поступкам малыша?

3. Какое новообразование раннего возраста проиллюстрировано в данной ситуации?

№ 7

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Общение ребёнка с близкими – эмоционально укрепляет его. Общение с ровесником – закладывает социальные навыки.

Задание: Необходимо ли ребёнка учить быть одному?

№ 8

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Денис (5 л. 8 мес.) обычно является организатором игр в группе. Когда воспитательница предложила игру в «поликлинику» и началось распределение ролей, сразу же сказал: «А я буду больной». Другие дети взяли роли врачей, медсестёр, шоферов «скорой помощи». Когда началась игра, Денис заявил: «У меня сломана нога. Везите меня к врачу». Потом, побыв у хирурга, Денис потребовал, чтобы ему лечили зубы, затем горло и т.п. в результате игра вертелась вокруг него, он поочерёдно посещал всех врачей и лечился.

Задание:

1. Объясните поведение ребёнка в данной ситуации.

2. На данном примере раскройте роль игры в развитии личности дошкольников.

№ 9

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят:

«Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать:

«Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это.

Задание: Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение.

№ 10

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Задание:

1. Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?

2. Назовите возможные причины.

3. Ваши советы подобным родителям.

№ 11

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол.

Задание:

1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать?

2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

 

№ 12

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Андрюшу наказали, поставили в угол. Обиженный Андрюша громко плачет. Кирилка (1 г. 11 мес.) подходит к нему, гладит по головке, уговаривает: «Не плать, Дюка, не плать». Андрюша плачет ещё громче. Уткнулся брату в плечо. Кирилка сам вот-вот заплачет: «Не надо, не плать, Дюка!»

Задание:

1. Определить чувства ребёнка, которые проявились в этой ситуации.

2. Какова должна быть стратегия поведения взрослого по формированию социальной активности детей?

№ 13

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

В группу входит заведующий детским садом. Трое детей здороваются с ним, а большинство увлечены своим делом и не обращают на него никакого внимания.

Дети объясняют своё поведение тем, что при входе в детский сад они уже здоровались с кем-то, а с кем именно – они не помнят и не придают этому значение.

Задание:

1. Почему, зная правила поведения, дети часто нарушают их?

2. Дайте психологический анализ ситуации.

№ 14

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Воспитатель старшей группы очень эмоционально переживает неуспехи своих воспитанников. Стараясь исправить их ошибки, награждает эпитетами: «бестолковый», «лентяй», «неуч», «растяпа», «неряха» и другими, да ещё прибавляет: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …».

Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя.

№ 15

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Воспитатель старшей группы видела в своих самых обычных воспитанниках одарённых мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко.

Задание: Дайте психологический анализ действий воспитателя.

№ 16

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Петя (2 года 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме и логопеду пришлось потратить много усилий, чтобы Петя заговорил.

Задание: Назовите основную причину задержки речевого развития Пети.

№ 17

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Ира (2,5 года) долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может, мама, невзирая на протест девочки, обувает ее. Ира сердито, со слезами на глазах заявляет: "Все равно я "твоими" ботинками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими".

Задание:

1. Проанализируйте поведение мамы.

2. Назовите причину такого поведения ребенка.

3. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста.

№ 18

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладёт их в кроватку или манеж, а сын достаёт их и снова бросает на пол.

Задание:

1. Как должна вести себя мама в данной ситуации и что вы ей можете посоветовать?

2. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

№ 19

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Задание:. Проанализируйте и сравните примеры поведения животных. Определите форму поведения.

1. Дикие птицы, выведенные в инкубаторе, строили гнезда так, как обычно строят птицы данного вида.

2. Не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Оказалось, что котя­та, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки; котята, вы­ращенные вместе с мышами, редко становятся убийцами мышей.

3. Ученые описывают у шимпанзе два интересных примера изготовления орудий (обработ­ка предметов, которые затем используются в качестве орудий). В одном случае ветви или стеб­ли растений сначала очищаются от боковых веточек и вводятся в гнезда термитов; прилипших к такому прутику термитов обезьяна поедает. В другом случае шимпанзе пережевывают листья, сжимают их в комья и используют в качестве губки, добывая из древесных дупел питьевую воду.

№ 20

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблюдении поведения девочки То­ни (1 год 7 мес.)

Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

Задание:

1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

2. При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описы­ваемых явлений?

№ 21

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Исследователь предложил детям детского сада нарисовать тематический рисунок «Моя семья».

Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» – «А я не уместился», - ответил Петя.

Задание:

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

№ 22

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра "Секрет" (автор Т.А. Репина). В процессе эксперимента было обнаружено, что у Аллы подарков было намного больше, чем у других детей, а у Сережи и Тани не было ни одного. Исследователь положил по два подарка Сереже и Тане, а у Аллы немного забрал.

Задание:

1. С какой целью исследователь это сделал?

2. Какие требования должны учитываться при проведении социометрических исследований?

№ 23

Интерпретируйте психологическую ситуацию.

Работая с детьми раннего возраста, воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности: «…И Вера, и Вова, и Лера и Рита – все уберут игрушки на место».

Задание:

1. Почему воспитательница каждый раз обращается к маленьким детям только в отдельности?

2. Умеют ли дети этого возраста указание, обращенное ко всем, отнести к самим себе?

Преподаватель __________________ Н.В. Ясюкайтене

 

Практические задания обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ___ от ___________2016 г.

Председатель ЦК _____________ С.А. Ситько


<== предыдущая | следующая ==>
Теоретические сведения к практической работе | 

Date: 2016-05-16; view: 1890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию