Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cхиархиепископ Антоний (Абашидзе)





(1857-1942 гг.)

 

Будущий архипастырь, в миру Давид Ильич Абашидзе, родился 1 октября 1857 года в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии. Он происходил из старинного грузинского вельможного рода... Родители сделали всё возможное, чтобы их сын, получил блестящее воспитание и образование.

После окончания Тифлисской гимназии Давид продолжил обучение на юридическом факультете Императорского Новороссийского университета, в 1892 году, окончив его с отличием, поступил в Киевскую Духовную академию. В стенах Киево-Печерской Лавры он принял иноческий постриг. Монашеское имя он получил в честь великого ревнителя Православия святителя Димитрия Ростовского. По окончании академии 1896 году он был удостоен звания кандидата богословия и посвящен в сан иеромонаха, в этом же году он был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. Среди его воспитанников оказался Иосиф Джугашвили.

В 1897 году отец Димитрий был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, а через год, в этой же должности, возвратился в Тифлисскую духовную семинарию. Здесь он попытался возобновить доверительные отношения с Иосифом Джугашвили. Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен, казалось, его гложет какая-то тайная тоска, о причинах которой он наотрез отказывался рассказывать своему наставнику. Несколько раз Джугашвили уличали в нарушении семинарской дисциплины, посещении революционных сборищ и хранении нелегальной литературы, в мае 1899 года Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии. Отец Димитрий пытался вразумить его, не раз встречался с Иосифом, писал ему письма. Но бывший семинарист все теснее связывался с революционным подпольем. А отец Димитрий продолжал свое служение Церкви, при этом начал устно и в печати выступать с пламенными проповедями, обличающими революционное безумие.

В 1900 году отец Димитрий был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии. Будучи ректором, он не боялся посещать расположенный неподалеку лепрозорий и причащать прокаженных...

23 апреля 1902 года состоялась его хиротония во епископа Алавердского, викария Грузинского Экзархата. В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к жертвенному служению на ниве Христовой в грозные времена надвигающейся на Отечество смуты: «...Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения, без страданий — нет радостей...»

В первые же годы святительского служения Преосвященный Димитрий занимается делами духовного образования, председательствует в Грузинском епархиальном училищном совете. Разбирается в очень сложных вопросах организации церковной жизни в Грузии, возглавляет Комитет по изданию грузинского церковного обихода. Находит время для занятий историей: возглавляет Археологический музей Грузинского Экзархата и организовывает пополнение его собрания. Одновременно владыка Димитрий является настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1903 году Преосвященный Димитрий был назначен епископом Гурийско-Мингрельским, через два года он назначается епископом Балтским, викарием Подольской епархии. А в 1906 году епископ Димитрий получает назначение на находившуюся тогда в катастрофическом положении Ташкентскую и Туркестанскую епархию. В то время Туркестанская епархия считалась «самой дальней и самой бедной в Русской Церкви»: приходы были разбросаны по огромной территории, священников не хватало; духовенство крайне неохотно ехало в край, откуда доходили тревожные слухи о землетрясениях, об эпидемиях чумы и холеры.

Епископ Димитрий с большим воодушевлением принимает назначение. Приступив к выполнению своих обязанностей, он решается писать лично императору Николаю II о бедственном положение, в котором оказалась епархия вследствие чиновничьего произвола, в письме он просил вернуть епархии 34 храма, отошедшие к военному ведомству... Благочестивый Государь был до глубины души возмущен антицерковными действиями своих чиновников в Туркестане, по его личному приказу началось восстановление разрушенной церковной жизни в Туркестане.

За шесть лет число храмов в Туркестане увеличилось более чем вдвое (с 78 до 161)... Было завершено, тянувшееся десятилетиями, строительство Софийского кафедрального собора в Верном, который по красоте сравнивали с Покровским собором (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, а его создателя, местного архитектора Андрея Зенкова, современники называли «гигантом и сказочником»...

С первых же шагов своего служения в Туркестанском краю Преосвященный Димитрий начал завоевывать симпатии во всех слоях общества... Многообразные познания помогали ему находить общий язык с «интеллектуальной элитой»...

Благодаря владыке Димитрию духовенство в Туркестане получило свой печатный орган... «Туркестанские епархиальные ведомости» за несколько лет сделались авторитетным изданием, имевшим значительное влияние на состояние умов в Туркестане. Епархиальный журнал с момента своего открытия стал «единственной связью между разбросанным на тысячеверстные расстояния духовенством».

Следует отметить, что Преосвященный Димитрий посещал не только храмы и монастыри края, но и находил время для поездок в Россию, Украину. Каждый раз после поездок по святым местам он привозил пастве святыни: частицы мощей великих угодников Божиих, святые иконы.

В годы Первой мировой войны владыка Димитрий, движимый патриотическим порывом, три года в качестве в корабельного иеромонаха служил на линкоре «Мария». (На флот тогда брали только монашествующее духовенство, так как опасность была большей, чем на суше, и в случае гибели не страдала семья простого судового священника.) За проявленное при этом мужество он получил редкую награду: панагию на Георгиевской ленте.

В 1915 году владыка Димитрий был возведен в сан архиепископа. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. он открыто выступил против интеллигенции и чиновников, пытавшихся воспрепятствовать спасительному для Русского Православия восстановлению Патриаршества... В охваченной революционным безумием Москве именно владыка Димитрий взял на себя переговоры с большевиками и сумел добиться от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Поместного Собора.

В конце 1918 года архиепископ Димитрий возвратился в свою Таврическую епархию. В Крыму уже бушевала гражданская война, полуостров переходил из рук в руки. В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том, как Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии укрыться от «революционной» расправы. Гражданская война сделала невозможным единое управление Русской Церковью. Когда в Крым вошли войска барона Врангеля, владыка Димитрий был избран председателем Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России, окормлявшего паству на территориях, еще контролировавшихся Белым движением. Он пытается выступить миротворцем между противоборствующими станами: летом 1920 года по его почину в Крыму объявляются «дни покаяния», к участию в которых владыка надеется привлечь и красноармейцев...

В это время владыка Димитрий узнал, что его бывший семинарский воспитанник Иосиф Джугашвили (Сталин) занял видный пост в большевистском руководстве (он был тогда представителем Совнаркома в командовании Юго-Западного фронта, развернутого против войск Врангеля). Владыка Димитрий пишет ему письма, умоляя отпустить брошенных большевиками в тюрьмы священнослужителей, и Сталин удовлетворяет его просьбы.

После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с его войсками ушло в эмиграцию, однако, владыка Димитрий остался, он был готов принять венец мученичества за Христа.

Владыку Димитрия арестовали в архиерейском доме в Симферополе (1922г.), затем вынесли приговор: «расстрелять за контрреволюционную деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики». Но приговор направили на утверждение Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением. В тюрьме архипастырь томился около двух лет. Там он потерял зрение...

В 1925 году он возвращается в Киево-Печерскую Лавру. Там после его многодневной слезной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение. В 1926 году он принял схиму с именем Антоний, в честь основателя русского монашества...

Служение схиархиепископа Антония не ограничилось одной молитвой, он не оставлял без наставлений православный народ, и слово нового Киево-Печерского старца, схиархиепископа Антония, далеко разносилось по Русской земле... В своих посланиях он выступал с обличениями обновленчества и «григорианского» раскола.

После закрытия Лавры с 1924 года владыка Антоний был вынужден жить у своих духовных чад в Киеве... По свидетельству очевидцев, к прозорливому старцу тайно приезжали духовные дети, он предупреждал их об опасностях, утешал, поддерживал унывающих, по его молитвам совершались многочисленные исцеления больных.

Началась война, в город вошли немцы, они разрешили открыть церкви и монастыри. 27 сентября 1941 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, монахи во главе с владыкой Антонием вернулись в Лавру. Епископу было тогда уже 84 года, но, несмотря на возраст, он возглавлял Лавру до самой своей смерти.

Из воспоминаний проф. Никодимова И.Н.: «С воспоминаниями о Лавре тесно связывается личность схиархиепископа Антония (Абашидзе). Я познакомился с ним в то время, когда он еще не был схимником и проживал на покое в Китаевской пустыне. Помню, как он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета. Его жизнь представляла своеобразный интерес. В миру грузинский князь, он получил блестящее воспитание и образование. Впоследствии, уйдя из мира, он не раз вспоминал о своих прежних высоких связях и знакомствах. Особенно охотно и с чувством глубокой симпатии он рассказывал о своих встречах с царской семьей. Вскоре после пострижения в монашество он получил назначение на епископскую кафедру. Значительную часть своего архиерейского служения он провел на Кавказе, а затем в Крыму. Последние годы его активной церковной работы прошли на Таврической кафедре. Он искренне привязался к этому краю и полюбил и знойную крымскую природу...

Жил архиепископ на частной квартире, на Козловской улице (в Киеве). Славился он своей необыкновенной простотой и сердечностью. Бывали у него люди самых разнообразных взглядов и убеждений, и владыка всех без различия привлекал своей необыкновенной обаятельностью. Неизменно тактичный, гостеприимный хозяин и интересный, всесторонне сведущий собеседник, он умел занять гостей, охотно прощая им неловкости поведения, сглаживая резкие поступки и ко всем относясь с истинно христианской снисходительностью... Во время немецкой оккупации Киева он переселился в Лавру, которую очень любил, и занял маленький домик бывшего настоятеля, или блюстителя, Ближних пещер. В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... В 1942 г. в день своего Ангела он в последний раз принимал участие в богослужении в Великой церкви. К этому дню собралось много богомольцев. Все подходили к схиархиепископу под благословение и трогательно приветствовали его, точно верующие чувствовали, что владыка уйдет в иной мир...»

Старец-схиархиепископ Антоний (Абашидзе) мирно отошел ко Господу в конце 1942 года и был погребен близ места своих подвигов, у входа в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Могила его у входа в Ближние пещеры сохранялась до шестидесятых годов, и была местом поклонения верующих. В годы хрущевских гонений на Церковь по распоряжению властей могилу сровняли с землей и залили асфальтом, однако через тридцать лет отец Дамиан* восстановил место погребения владыки Антония, на его средства была изготовлена надгробная плита, на которой были, по его просьбе, добавлены к надписи слова из псалма: «В память вечную будет праведник…»

В Киеве схиархиепископа Антония почитают как преподобного подвижника, молитвенника и прозорливого старца.

 

Господи, молитвами старца Антония, спаси нас!

 

*Архимандрит Дамиан (Давыдов) –наместник киевского Свято-Введенского монастыря, в котором в 1994 году отображением на стекле киота и последующими чудесами прославилась икона Божией Матери «Призри на смирение».

 

Библиография

1.«Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Cхиархиепископ Антоний (Абашидзе)», Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский,2005 г.

http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=5683

2. Отрывок из книги проф. Никодимова И.Н. «Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943 гг.)», – Киев: Типография Киево-Печерской Лавры – 1999 г.

http://www.la-france-orthodoxe.net/ru/palom/antoine

3.Святослав Речинский. «В память вечную будет праведник». // Газета «Регион». № 20, – Киев, 1997 г.

10. Преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец

(1862–1932 гг.)

 

 

28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в бедной крестьянской семье родился мальчик. При Святом Крещении младенец был назван Герасимом. У Дмитрия и Фёклы Лавровых было три сына, заветным желанием матери было видеть одного из них в ангельском чине. Благочестивые родители часто ездили на богомолье в московские монастыри и храмы, брали с собой и детей. Однажды, в Троице-Сергиевой Лавре, прикладываясь к святым мощам преподобного Сергия, Герасим услышал слова: «Иди в Оптину». Когда отроку исполнилось 12 лет, он упросил родителей поехать в Оптину пустынь. По обычаю, прибывшие богомольцы направились к преподобному старцу Амвросию за благословением. Старец благословил Герасима и особо отметил его как будущего инока.

Увидев пустынь, познакомившись с ее укладом и насельниками, Герасим принял решение поступить туда для иноческого жительства, в 1890 году, после смерти отца, он навсегда покинул родительский дом. Фекла Архиповна благословила сына иконой Пресвятой Богородицы. Любовь к своей матери святой старец пронес через всю жизнь и учил своих духовных чад чтить матерей и исполнять их благословения.

Герасим был принят на добровольное послушание, первое время работал на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле, занимался рыбной ловлей; был помощником казначея, ризничего, часто ездил в Москву, Петербург, Калугу. … В Оптиной пустыни говорили: «Послушание – те же курсы, которые изучают в духовных академиях. У нас тоже своя академия... Там сдают экзамены профессорам, а здесь – старцам». Послушник Герасим все делал тщательно, усердно, с величайшим старанием…

23 июня 1899 года он был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия, память 23 апреля/6 мая), а 24 октября 1902 года - рукоположен во иеродиакона. Придёт время и он, по милости Божией, станет достойным преемником Оптинских старцев - наставником и утешителем страждущих.

2 января 1914 года иеродиакон Георгий был переведен в Мещовский Георгиевский монастырь. 31 октября указом Священного Синода он назначается на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха. Хиротонию совершал Преосвященный Георгий, епископ Калужский и Боровский.

3 января 1916 года иеромонах Георгий награждается первой заслуженной наградой – набедренником.

Мещовская обитель была передана в руки отца Георгия в трудное время. Первая мировая война, события 1917 года, духовно-нравственный упадок в обществе… В этих условиях нужно было преодолевать бытовые неурядицы, сохранять привычный монастырский уклад, усмирять в братии дух своеволия и непослушания… Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. Монахи шили небольшие мешки, насыпали в них муку и отвозили их самых бедных крестьянам. За свои хозяйственные труды, отеческую заботу об обители и ее насельниках отец Георгий 2 ноября 1917 года был награжден наперсным крестом.

В сорока верстах от города располагалась деревня Мамоново. Оттуда в монастырь часто приходил блаженный Никифорушка (Никифор Маланичев). Отец Георгий любил прозорливого Никифорушку за его чистую, открытую душу, простоту. У них сложились духовно близкие отношения. Никифорушка предсказал некоторые события из жизни отца Георгия.

Отцу Георгию часто приходилось ездить в Калугу по монастырским делам. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень.

9 декабря 1918 года в Мещовский монастырь ворвались большевики, произвели обыск. Иеромонах Георгий был арестован. (Никифорушка предсказал эти ужасные события). Наступило страшное время физических и нравственных испытаний, которые иеромонах Георгий выдержал до конца – с истинным христианским смирением и недюжинной силой духа.

Первое время после ареста иеромонах Георгий содержался под стражей в Мещовске, затем был помещен в Калужскую губернскую тюрьму; вновь переведен в Мещовск, где состоялся суд ревтрибунала. 13 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу.

В камере смертников, куда поместили отца Георгия, находилось тридцать семь человек. Заключенных морили голодом, по ночам по пять-шесть человек уводили на расстрел. Отец Георгий ждал своей очереди и готовился… Когда в камере осталось семеро заключённых, к отцу Георгию подошел тюремный сторож и незаметно предупредил: «Батюшка, готовьтесь, сегодня я получил на всех вас список. Ночью уведут». Из воспоминаний старца Георгия: «Я молился и плакал так, как никогда в жизни, слезы были до того обильны, что насквозь промочили шелковую вышивку на епитрахили, она слиняла и растеклась разноцветными потоками. Вдруг я увидел возле себя незнакомого человека…» В чудесном явлении, мученику за веру было открыто, что оставшимся в камере узникам, смертная казнь не грозит: «Видение окончилось, и я опять очутился возле глухой стены, но в душе у меня была Пасха! Я сказал: «Дорогие мои, благодарите Бога, нас не расстреляют, верьте слову священника».

Действительно, заключенные попали не к месту расстрела, а в Таганскую тюрьму в Москве. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия, и все остались живы. Они впоследствии станут духовными детьми старца.

После перенесенной хирургической операции иеромонах Георгий должен был отбыть пятилетний срок в Таганской и Бутырской тюрьмах.

В переполненных камерах Таганки среди уголовников находились и несправедливо осужденные архиереи – митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) и настоятель Данилова монастыря, епископ Феодор (Поздеевский). Придёт время и первый благословит о. Георгия на старчество, а второй – с радостью примет в свою обитель.

В тюрьме иеромонах Георгий, промывал раны, менять повязки больным, страдающим экземой, гнойными заболеваниями (Бинты, йод, вазелиновое масло он получал в передачах). Он не только врачевал раны телесные, но и исповедовал и причащал всех желающих. Заразившись тифом, он сам месяц провёл в тюремной больнице, рядом с ним лежал тяжелобольной озлобленный на власть человек. Отец Георгий обратился к нему: «Голубчик, поисповедуйся у меня, ведь ты плох, вдруг умрёшь...» Не сразу согласился заключённый открыть свою душу иеромонаху, отец Георгий долго молился со словами: «Господи, сохрани его жизнь. Что же он идёт к Тебе с таким озлоблением...» Больной успокоился и начал свою исповедь... Из воспоминаний старца: «Я его выслушал, разрешил, и он уснул, а утром встал здоровым. С той поры это самый близкий мой духовный сын. Он вышел из тюрьмы, живёт, работает, и всё как следует...»

Отец Георгий умел находить общий язык с баптистами, иудеями и атеистами. Всем он не уставал повторять с доброй улыбкой: «Веруй всегда в милость Божию».

В 1922 году по ходатайству епископа Феодора (Поздеевского) иеромонах Георгий был освобожден, по Промыслу Божиему – принят «на поруки» Архиепископом Фёдором в Московский Данилов монастырь... По свидетельству протоиерея Василия (Серебренникова), старец был «Человеком старой закваски», глубокий мир и покой отражался во всех его чертах. Людей привлекал сам внешний облик старца, его мягкость, кротость, тихий ласковый голос, «радостность» и простота в обращении: «У отца Георгия была особая доброта не природная, а духовная. К нему приходишь, и как бы не волновался, успокоишься. Был он молитвенником. Таких исповедей, как у отца Георгия мне в последствии не удавалось пережить... Мама видела - после молитвы его лицо просвещённым. Когда благодать посетит человека, лицо его меняется...»

Архимандрит Георгий, имея очищенное от страстей сердце и духовный разум, трезво воспринимал современную жизнь, прозорливому старцу была открыта душа каждого человека, это давало ему возможность безошибочно руководить своей многочисленной паствой.

От своих духовных детей он требовал постоянства в вере, ежедневную домашнюю молитву, посещение церковных богослужений считал обязательными. Чтением Святого Евангелия рекомендовал заниматься ежедневно, говорил, что чтение творений святых отцов «согревает душу».

По благословению батюшки и его молитвами совершались многие браки, казавшиеся нереальными. Нина Соколова хотела уйти в монастырь, но отец Георгий сказал, что это не ее путь. И она вскоре вышла замуж за Порфирия Сашенкова. Денег у молодой семьи не было, жить было негде, что очень огорчало супругов. Архимандрит Георгий посоветовал отслужить молебен мученику Трифону. Вскоре Порфирию одна женщина предложила купить у неё комнату. Когда счастливые Сашенковы пришли к старцу, которому никто ничего заранее не сообщал, тот спросил: «Ну как, понравилась комната? У Бога всего много».

Старец Георгий особенно ласков был с детьми, для каждого находил доброе слово— «золотце», «золотой мой», «деточка». Часто он говорил им: «Все ко мне идут, несут свои скорби, а вы у меня как пташечки, легкие, все у вас хорошо, и я отдыхаю с вами».

Не получив достаточного образования (он окончил лишь три класса сельской школы), отец Георгий благословлял молодых людей учиться, приобретать специальности по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты. Некоторые духовные чада старца впоследствии стали видными учеными. Среди них известные хирурги, руководители крупных институтов Н.А. Овчинников и С.С. Утешев; профессор Львовского университета, доктор философских наук А.В. Чичерин; профессор Московского университета геолог С.Н. Наумова.

Архимандрита Георгия посещали и архиреи, одного из них - будущего священномученика Фаддея (Успенского) он называл «всеблаженным архиереем». Многие из духовных чад старца, испытали гонения за верность Христу. Среди них ныне прославленные Священномученики Серафим (Чичагов) и Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий).

Человека, которому Господь уготовал монашеский путь, он видел сразу и отрывал от рассеивающей мирской жизни, предлагал круг чтения, знакомых. Отец Георгий считал, что в монастырь могут идти лишь те, кто послужил Богу в миру, кто проверен жизнью, в ком заложен прочный фундамент православной веры. Некоторых из своих духовных детей он благословлял принимать тайный постриг.

Чуткость, кротость и мягкость старца Георгия по отношению к некоторым человеческим слабостям уступали место твердости, требовательности, в иногда и необходимой жесткости в отношении к основам христианской веры и жизни.

19 мая 1928 года старца арестовали во второй раз…Архимандрита Георгия поместили в Бутырскую тюрьму: старцу вменено было в вину, что он «среди многих находившихся под его влиянием верующих вел работу в направлении использования религиозных предрассудков в антисоветских целях»…

Находясь в одиночной тюремной камере, изнемогая от несправедливых гонений и бессонницы, архимандрит Георгий прибегал к спасительной молитве о себе и близких людях. На допросах держался спокойно и мужественно, на вопросы отвечал уклончиво, чтобы не подвести себя и других людей под ложные обвинения.

15 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать архимандрита Георгия в Казахстан, в Уральск, сроком на три года. Духовная дочь старца Татьяна Борисовна Мельникова сопровождала его в ссылку и помогала ему последнего его часа. Спустя некоторое время в Кара-Тюбе приехала Елена Владимировна Чичерина. В Джамбейты поселились и другие духовные дети старца Георгия – молодые специалисты, окончившие медицинский институт в Москве. Главным врачом Джам-бейтинской больницы был Сергей Сергеевич Утешев, с ним — еще два врача, санитарка. Через них передавались почта, посылки, организовывались приезды к старцу его духовных чад.

Отец Георгий должен был в предписанный властями срок ходить в город к уполномоченному отмечаться, что было нелегко, особенно летом, когда приходилось очень долго идти по сыпучему песку. Жили в основном тем, что присылали духовные дети из Москвы и тем, что давала корова, которую завели вскоре после поселения. Большие трудности с едой возникали во время Великого поста, порой не было ни крошки хлеба.

Быт понемногу устроился. Вся жизнь старца и его верных спутниц определялась церковным уставом. Никогда не прекращались усердные молитвы. В доме был устроен храм, престол которого из посылочных ящиков сделал сам отец Георгий. В антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены. Богослужения совершались на все праздники, а Великим постом – ежедневно, утром и вечером. Хор состоял из духовных чад старца, а также из других ссыльных, с которыми очень быстро установились теплые дружеские отношения.

За годы ссылки старца случались происшествия, которые могли обернуться самой трагической стороной, но по горячим молитвам отца Георгия и по милости Божией заканчивались благополучно. Как-то летом в том месте, где жил старец, появилось много мокриц, которые проникли повсюду. Отец Георгий отслужил водосвятный молебен, и насекомые внезапно пропали. Во время большого пожара, по молитвам старца, чудом уцелел дом (фанза), где ютился старец со своими духовными чадами...

В ссылке архимандрит Георгий очень тяжело заболел (рак гортани). Нужна была срочная операция, длительное клиническое лечение. Но старцу не суждено было вернуться в Россию раньше положенного срока, он пробыл в Казахстане еще один год.

Весной 1932 года пришли, наконец, документы, и отец Георгий был освобожден без права проживания в Москве и 12 других городах, старец выбрал Нижний Новгород. Здесь бывшие ссыльные с большим трудом нашли комнату в пригороде Кунавино, в небольшом домике, стоявшем в роще красивых, белых березок, ветви которых качались прямо перед окнами архимандрита.

4 июля отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном, архимандритом Сергием (Воскресенским), интересовался церковными делами, судьбой паствы. Утомившись, задремал. В комнате возле батюшки осталась только Татьяна Мельникова. Заметив, что дыхание батюшки изменилось, она позвала отца Сергия. Он тотчас пришел со Святыми Дарами. Старец взял Чашу, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, преставился к Богу.

О смерти старца сразу же сообщили в Москву…Отпевание было назначено на 6 июля, в день Владимирской иконы Божией Матери, особо чтимой старцем. Совершал отпевание архимандрит Сергий в сослужении множества духовенства. Похоронили старца на Бугровском кладбище.

И после смерти старец Георгий не забывал своих детей и всех, кто с верой просил его молитвенного заступничества. Из воспоминаний духовной дочери старца М.А. Овчинниковой: «Просила я батюшку («на его могилке») об одном трудном деле, и всё исполнилось. И не раз просила батюшку, и всегда он посылал помощь... Он и в правду рядом с нами всегда. Обратись к нему - и сразу откликнется».

М. Михаила (М.К. Шитова) рассказывала, что 1935 году в концлагере она, неопытная студентка 4 курса –«медичка», по благословению старца (старец явился ей во сне), стала исполнять обязанности врача. Однажды ей привезли рабочего с вывихом правого плечевого сустава руки. Так как с хирургией она была не знакома, то принялась усердно молиться и просить помощи своего духовного отца. Неожиданно больной радостно закричал: «Доктор, доктор, а у меня рука уже вправилась!» Оказалось, что больной, забыв о вывихе, сел на пол и обнял колена руками: «Сел по забывчивости. Вдруг слышу – хруст, и рука вошла в сустав».

По свидетельству духовной дочери старца Георгия, прозорливой старицы схимонахини Олимпиады (Ивановой), он явился ей во сне после смерти и указал, как надо молиться:

«Всемилостивый Господи, прости все мои согрешения вольные и невольные. Сохрани мя от враг видимых и невидимых, от лихих и злых людей. Укрой мя от властителей. Пошли мне в жизни то, что мне нужно. И будет во всём твоя святая воля. – Читать псалом 90-й».

 

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года в числе новопрославленных святых к лику преподобноисповедников был причислен архимандрит Георгий, Даниловский чудотворец. Основанием для этого послужили праведная жизнь отца Георгия, непоколебимая верность Христу, стойкое противостояние жизненным испытаниям, подвижничество, дар прозорливости, пастырское величие, неиссякаемая доброта, многочисленные чудесные случаи помощи людям, совершенные по его молитвам при жизни и явленные по блаженной кончине его, почитание и любовь верующих. День празднования – в 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днём, если нет - в ближайшее после 25 января воскресенья в числе Собора новомучеников и исповедников Российских.

 

Молитва

О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие возжелал еси, в немже подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.

 

 

Высказывания старца Георгия:

«Жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота – это любовь к Богу и ближним».

«Смолоду, надо прокладывать жизнь правильно, а к старости уже не вернёшь времени. Одного мудреца спросили: «Что дороже всего?» - «Время, ответветствовал мудрец, - потому что по времени можно приобрести всё, а самого времени купить ни за что».

«Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир».

«Ласка от ангела, а грубость – от духа злобы». «После бури – тишина, после скорби – радость».

 

 

Советы старца

(из воспоминаний духовных детей)

 

«Не будь обидчивой, а то станешь, как болячка, до которой нельзя дотронуться».

«Зачем унываешь и скорбишь, что ты одинока, вспомни Евангельские слова Господа, как Он

сказал Своим ученикам: Вы... меня оставите одного, но Я не один, потому что Отец со Мною

(Ин.16,32). Да и мы не одиноки, с нами и внутри нас живёт Божественная сила, всегда борющаяся против жизненного зла. Береги это сокровище».

 

 

Библиография

«Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского чудотворца», Москва, «Даниловский благовестник», 2001 г. http://akafist.narod.ru/index_g.html

 

 

Date: 2016-05-16; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию