Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип всеобщего уважения прав человека 2 page





При рассмотрении в суде дела о защите чести и достоинства истец доказывает лишь сам факт распространения порочащих его сведений лицом, к которому предъявлен иск. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений возлагается на ответчика. Фактами, соответствующими действительности, гражданин порочит себя сам и в этом случае защищаться ему не от кого.

Специальный порядок установлен и для опровержения сведений, содержащихся в документе, исходящем от организации: такой документ подлежит замене. Например, запись в трудовой книжке об увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины признана судом не соответствующей действительности; в этом случае работник вправе требовать замены трудовой книжки без внесения в нее порочащей записи.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом с учетом способа, которым порочащие сведения были распространены.

Согласно п. 3 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации. Представляется, что гражданин имеет право на реплику как в тех случаях, когда опубликованные сведения сами по себе его не порочат, гак и в тех, когда они содержат порочащие гражданина сведения.

Ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство, являются лица, распространившие эти сведения. Бели иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в средствах массовой информации, в качестве ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. При опубликовании или ином распространении таких сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

По искам об опровержении порочащих сведений, изложенных в служебных характеристиках, ответчиками являются лица, их подписавшие, и предприятие, учреждение, организация, от имени которых выдана характеристика.

Если действия лица, распространившего порочащие другое лицо сведения, содержат признаки преступления, потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства.

Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений де соответствующими действительности (п. 6 ст. 152 ГК).

При предъявлении иска о защите чести и достоинства закон не предусматривает обязательного предварительного обращения с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему сведения, которые, по мнению истца, необоснованно порочат его честь, достоинство или деловую репутацию.

Если иск предъявлен в связи с отказом средств массовой информации в публикации опровержения или ответа опороченного лица, то это требование может быть рассмотрено судом при условии, что редакция средства массовой информации в такой публикации отказала либо не произвела ее в установленном законом порядке.

При невыполнении решения суда суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством.

Пункт 2 ст. 150 ГК предусматривает возможность использования при защите нематериальных блат любого способа, названного в ст. 12 ГК, а также иных способов, установленных Кодексом и другими законами, если только существо нарушенного нематериального блага и характер последствий этого нарушения допускают такую защиту.

В соответствии с п. 5 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Пунктом 7 ст. 152 ГК предусмотрено, что правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Это означает, что юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного ущерба.

Что касается возмещения морального вреда, то в ст. 151 ГК этот вопрос урегулирован лишь применительно к нарушениям прав граждан. Некоторые комментаторы ГК на основании этого приходят к выводу, что юридическим лицам моральный вред возмещаться не должен.

Однако в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10 разъясняется, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица. На требования о защите чести, достоинства и деловой репутации исковая давность не распространяется.

 

Правоспособность и дееспособность граждан.

С момента своего рождения и до смерти любой гражданин признается способным иметь права и нести обязанности. Это качество называется правоспособностью. Правоспособностью наделены все люди, независимо от пола, возраста, физического и психического состояния, социального статуса, уровня образования и т.д. Правоспособностью обладают и юридические лица.

Правоспособность гражданина прекращается смертью, в момент, когда возврат к жизни исключен. К правовым последствиям смерти приравнено объявление гражданина умершим судом. Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и отсутствие сведений о месте его пребывания в течение 5 лет является основанием для объявления его умершим. Однако, если объявленный умершим на самом деле жив, он полностью правоспособен, т.к. решение суда не может прекратить правоспособность. Это качество человека неотчуждаемо.

Однако не всегда человек может воспользоваться предоставленным ему правом совершать те или иные юридические действия и нести ответственность. Происходит это в силу различных обстоятельств: физическая немощь, неграмотность, нехватка времени, командировка и т.д. Способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их называется дееспособностью и возникает лишь с наступлением совершеннолетия, то есть с 18 лет. Она может быть достигнута гражданином и ранее: с 14-ти - 16-ти лет - при заключении трудового договора, занятии предпринимательской деятельностью или вступлении в брак. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей) или по решению суда.

Но может возникнуть обратная ситуация, когда совершеннолетний гражданин ограничивается в своей дееспособности или признается полностью недееспособным. Это происходит по решению суда при наличии доказательств того, что названное лицо злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставит свою семью в тяжелое материальное положение; или когда лицо страдает психическим расстройством и не может понимать значение своих действий и руководить ими. См. раздел Медицина - Судебно-психиатрическая экспертиза.

В любом из случаев, когда гражданин не является полностью дееспособным, закон полагает, что все юридически важные действия совершаются либо его законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) от его имени, либо с согласия законных представителей (в том числе и попечителей) самим подопечным (о законных представителях). Причем для представления интересов своих подопечных законным представителям не требуется каких-либо специальных полномочий и документов, кроме тех, которые подтверждают их родство или иной законный статус.

 

4. Региональный механизм обеспечения прав и интересов детей.

В Конвенции о правах ребенка закреплено, что дети обладают особыми (по сравнению со взрослыми) правами и эти права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных - органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных - органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот - узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института - независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен:

– уполномоченные включены в систему исполнительной власти и назначаются главами администраций или указами президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

– уполномоченные назначаются законодательным органом или с его согласия. Тем самым уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что повышает эффективность их работы. В ряде субъектов Федерации (например, в г. Москве, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия), Ивановской, Кемеровской и Самарской областях и др.) должность уполномоченного по правам ребенка учреждена на основе региональных законов.

– ряд уполномоченных работают на общественных началах — в Ивановской и Новгородской областях, г. Волжском Волгоградской области и другие.

– уполномоченные являются депутатами законодательных собраний, наделены дополнительными специальными полномочиями в сфере защиты прав ребенка, например в Ивановской области, Республике Дагестан, Красноярском крае и др.

– в ряде случаев уполномоченный по правам ребенка является заместителем уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с отдельным объемом компетенции или работает в штате аппарата регионального уполномоченного по правам человека.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

- обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

- посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

- проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

- при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

- готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

- привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

- осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

- защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;

- содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения - детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка - такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Эффективность работы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что, в соответствии со смыслом института Уполномоченного, он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Лицо, избираемое (или назначаемое) на должность Уполномоченного по правам ребенка, обладает общественным авторитетом. Сама процедура назначения на эту должность предполагает, что Уполномоченный - лицо незаурядное, обладающее помимо высоких профессиональных и необходимыми личными качествами. Особенно ярко это проявляется в отношении тех Уполномоченных, которые действуют на основе специального регионального закона и назначаются законодательным органом или с его согласия. Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

 

5. Международное сотрудничество в области защиты социальных прав человека. Роль и компетенции главных и вспомогательных органов ООН в защите прав человека. Конвенция 102 о минимальных нормах социального обеспечения.

 

Международное сотрудничество в области защиты социальных прав человека.

Механизмы универсального сотрудничества государств в области прав человека представляют собой способы взаимодействия по созданию специальных органов и процедур в рамках универсальных международных организаций. Цель данных механизмов состоит в разработке и принятии универсальных договоров в области прав человека, в обсуждении ситуации в области прав человека и принятии необходимых решений, а также в установлении механизма контроля за соблюдением государствами принятых обязательств по учредительным актам соответствующих организаций или по договорам, принятым в рамках или под эгидой данных организаций.

Сотрудничество в области прав человека в рамках ООН. Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии является одной из целей ООН, закрепленных в ст. 1 Устава ООН. Компетенция ООН в данной области подтверждается ст. 55 Устава ООН. Статья 56 закрепляет обязанность всех членов ООН для достижения данных целей предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН. Устав ООН налагает обязательства проводить исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и осуществления прав человека на ГА ООН (п. lb ст. 13) и ЭКОСОС (ст. 62,68), наделяя данные органы соответствующей компетенцией; причисляет поощрение уважения прав человека к основным задачам системы опеки (ст. 76).

Генеральная Ассамблея ООН ежегодно на своих сессиях в рамках Третьего комитета, специально занимающегося правами человека, а затем на пленарных заседаниях принимает большое число резолюций в рассматриваемой области. Зачастую эти акты становятся базой для дальнейшей разработки международных договоров.

ЭКОСОС в 1946 г. в соответствии со ст. 68 Устава ООН создал Комиссию ООН по правам человека в качестве своей “функциональной комиссии”. Функции Комиссии – проведение исследований, разработка международно-правовых актов по правам человека (осуществление кодификации и прогрессивного развития данной отрасли международного права), рассмотрение нарушений прав человека, представление рекомендаций ЭКОСОС. В рамках Комиссии действовали различные рабочие группы (по праву на развитие, по проекту Декларации о правах коренных народов, по насильственным исчезновениям, по произвольному задержанию, по проблемам расовой дискриминации лиц африканского происхождения и др.).

В 2006 г. Комиссия по правам человека была упразднена. Вместо нее был учрежден новый вспомогательный орган ГА ООН – Совет по правам человека. Он осуществляет свою деятельность на основании мандата, возложенного на него ГА ООН в соответствии с резолюцией 60/251 (2006 г.). В состав Совета входят 47 государств, представляющих региональные группы государств и избираемых сроком на три года ГА ООН на основе справедливого географического распределения (Африка–13 государств, Азия –13 государств, Восточная Европа – 6, страны Латинской Америки и Карибского бассейна – 8, Западная Европа и другие – 7).

В компетенцию Совета по правам человека входит: поощрение уважения и защиты прав человека; подготовка рекомендаций государствам и органам системы ООН в отношении ситуаций, связанных с систематическими и массовыми нарушениями прав человека; координация деятельности ООН в области защиты прав человека; обеспечение выполнения государствами международных обязательств в области прав человека; проведение универсального периодического обзора выполнения государствами обязательств в области прав человека и др. К Совету по правам человека перешли функции Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

Совет по правам человека устанавливает собственные правила процедуры и проводит не менее трех регулярных сессий в год. Совет может проводить специальные сессии по требованию одного из государств-членов, если оно будет поддержано 1/3 государств – членов Совета.

В рамках Совета действуют процедуры, касающиеся соблюдения и защиты прав человека, на которые следует обратить особое внимание: процедура рассмотрения жалоб (ранее “Процедура 1503”), специальные процедуры и универсальный периодический обзор.

Первая процедура должна была быть подвергнута пересмотру Советом с целью повышения ее эффективности согласно резолюции ГА ООН об учреждении Совета. В соответствии с резолюцией Совета 5/1 была учреждена новая процедура рассмотрения жалоб, которая разрабатывалась на основе резолюции ЭКОСОС о “Процедуре 1503”. Процедура подразумевает получение сообщений о нарушении прав человека в любой части мира и при любых обстоятельствах. В соответствии с резолюцией были учреждены две группы: рабочая группа по сообщениям (выносит решение о приемлемости сообщений и оценивает их содержание, передает приемлемые сообщения второй рабочей группе вместе с рекомендациями) и рабочая группа по ситуациям (представляет Совету доклад о нарушениях прав человека и свои рекомендации по дальнейшим действиям). Окончательное решение по сообщению остается за Советом.

Механизм так называемых специальных процедур был учрежден Комиссией по правам человека. При проведении специальных процедур рассматривается ситуация с правами человека в какой-либо конкретной стране (country mandate) или специфические вопросы в какой-либо области, например право на образование, торговля детьми, свобода слова и т.д. (thematic mandate). Данные процедуры предполагают ведение различных видов деятельности: исследований, предоставление ответов на индивидуальные жалобы. В ходе специальных процедур специальный докладчик или рабочая группа изучают ситуацию с соблюдением прав человека и составляют отчет о нарушениях прав человека.

Что касается универсального периодического обзора (УПО), то его суть состоит в том, что Совет оценивает на регулярной основе положение с соблюдением прав человека в государствах-членах и дает рекомендации. Предполагается, что периодичность обзора для первого цикла составит четыре года. Это – проведение обзоров по 48 государствам в год на трех сессиях рабочей группы двухнедельной продолжительности каждой.

Date: 2016-05-16; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию