Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колония Р. Пембер-тона





43. Роберт Пембертон. Образцовый город; 1848 г. Центрический план города кульмини­рует в круглой площади, на которой предполага­лось построить общест­венные здания из стекла и стали


ны соединять (поперек улицы) пешеходные коммуникации, проложен­ные по крышам и не пересекающиеся с транспортными путями.

Отталкиваясь в ряде случаев от своих предшественников, Букингэм проницательно заглядывает в будущее. Так, именно у него мы впервые встречаемся с мыслью о том, что примером для архитектуры должны стать большие современные стальные пароходы. Обычно эта мысль при­писывается авангардистским архитекторам начала XX в.

Лойяльность члена парламента совместилась в мировоззрении Бу-кингэма с жизненным опытом крестьянского сына, моряка и мятежного журналиста. Литературные влияния переплелись здесь с оригинально­стью мышления.

Подобно творчеству большинства утопистов, основной смысл работы Букингэма следует усматривать в тщательной продуманности вопроса о социальной роли города, назначении его отдельных функциональных компонентов и в стремлении уяснить себе их наиболее целесообразное расположение и взаимосвязи.

Современник Букингэма Роберт Пембертон в свою очередь считал, что «город должен быть совершенно круглым, диаметром приблизитель­но с милю. Образовываться он должен за счет поясов пли колец, кото­рые бы расширялись в направлении от центра. Широкие и просторные улицы нужно обсаживать декоративными деревьями...» г>.

Подобно Букингэму, Пембертон исповедует утопические взгляды (он обращается к рабочим с призывом основать «счастливую колонию» в Новой Зеландии, где более дешевая земля), взывает к введению об­щественной собственности и в то же время самим названием своей пер­вой колонии «Город королевы Виктории» выражает почтение королев­скому роду. Центр его образцового города окружен большими общест­венными сооружениями, украшен статуями исторических деятелей. Вы­мощен он таким образом, что рисунок мостовой изображает земной шар, звездный небосвод, устройство вселенной и орбиты планет.

Планировка города строго центрична. Она исходит как из идей Фурье, так и из классических композиций, известных по ряду теорети­ческих проектов, а также по серии парковых и замковых ансамблей, в том числе по замыслу идеального города Леду, если отвлечься от его

 

овальной формы. В про­екте Пембертона содер­жатся уже отдельные признаки более поздних дезурбанистических кон­цепций. Эта работа боль­ше других приблизилась к представлению хоуар-довского города-сада. Од­нако, как утверждает один из сторонников та­кого рода поселений Ч. Б. Пурдом, первое не­посредственное использо­вание термина «город-сад», принадлежит нью-йоркскому торговцу зе­мельными участками Але­ксандру Т. Стюарту. Го­родом-садом он по рек­ламным соображениям назвал поселок, заложен­ный им в 1869 г. на Лонг 6ООм Айленде. Во второй поло­вине XIX в. этот термин



Фабричные города


получает большое распространение. В этой связи можно напомнить и о том, что сам Хоуард вначале имел в виду несколько иное название свое­го типа поселения, прежде чем склонился к понятию город-сад, которое как раз благодаря его деятельности стало столь известным и притяга­тельным вплоть до настоящего времени.

К предшественникам Хоуарда относится также врач Бенджамин Уорд Ричардсон, который активно занимался проблемами гигиены и жилья. Свои взгляды он изложил в книге «Город здоровья», изданной в 1876 г. Подобно своим предшественникам, он описывает образцовый город на 100 тыс. жителей, располагающий большими зелеными мас­сивами. Можно предположить, что под влиянием Гиппократа он проек­тирует свой город прямоугольным в плане с «тремя главными улицами или бульварами, тянущимися с востока на запад. Недалеко от них расположена железная дорога, вдоль которой проходит также путь для городского грузового транспорта. Все улицы, идущие с севера на юг и пересекающие под прямым углом главные улицы, а также соседние параллельные улицы, — очень широкие» б.

Идеи, предшествующие проектам Хоуарда, нашли отражение не только в идеальных нереализованных проектах, но также и в некоторых конкретных действиях. Во второй половине XIX в. английские фабрика!: ты первыми начали строить поселки вне города, непосредственно \:; -рот фабрик и шахт. Впервые об этом упоминается у Б. Дизра^ли. впо­следствии премьер-министра и лидера консервативной партии Англии7. Герои его книг — благородные фабриканты, понимающие значение хо­рошего жилья для полноценной работы их рабочих. Своим друзьям они демонстрируют идиллические фабричные поселки, отделенные зелены­ми поясами от фабрик и, разумеется, от резиденций работодателей. Творчество Дизраэли произвело впечатление на английских промышлен­ников. В 1852 г. Сэр Титу с Солт недалеко от Бредфорда строит один из первых поселков этого типа—Солтэйр. В 1879 г. Джордж Кэдбери воздвигает поселок Бурнвиль, а в 1886 г. Уильям Ливер закладывает около Ливерпуля поселок Порт Санлайт. Несколько раньше подобное же строительство в Эссене начал Крупп. Ярким примером корыстных мотивов фабрикантов может служить строительство поселка Порт Сан­лайт. Его название не связано с именем его основателя, оно было тща­тельно продумано и не менее тщательно использовалось для рекламы мыла.

Понятно, что поселки такого рода лишь условно могут считаться предшественниками городов-садов, поскольку в своем большинстве они отличались довольно интенсивной и компактной застройкой. Нельзя их считать и образцами малых городов. Скорее всего они предвосхитили широкое строительство фабричных поселков и целых городов, активно использовавшихся как в рекламе отдельных фирм, так и в капитали­стическом хозяйстве в целом.

В самом конце XIX в. выходит книга, которая по-настоящему стиму­лирует движение за города-сады. О популярности этого движения сви­детельствует не только его быстрое распространение в Англии и ряде других стран, но и те дискуссии, которые происходили между его вос­торженными почитателями и негодующими критиками. Очевидно, лон­донскому стенографисту Э. Хоуарду удалось в его книге под названием «Завтра. Мирный путь к действительной реформе»8 выразить те мысли, которые казались спасительными в стране, где население все более кон­центрировалось в больших, растущих городах, которые становились все менее чистыми и все более уродливыми. Популярность книги можно объяснить прежде всего этим. Вот что говорит о книге ее автор: «Хотя, рассматриваемый как целое, наш план и является новым и в этом каче­стве заслуживает некоторого внимания, главная его особенность не в этом. Если он претендует на сугубое общественное внимание, то это потому главным образом, что он соединяет в себе важнейшие черты



Дома в садах

4-1. Эбенизер Хоуард. Город-сад; 1898 г.

: — центральный парк с об­щественными зданиями (ра­туша, концертный зал, еатр, библиотека, больница, музей и картинная галерея): - —■ хрустальные дворцы, предназначенные для про­гулок; 3 — жилая застройка; 4 — школа; 5 — церковь; '" — промышленность


нескольких проектов, предлагавшихся в различные эпохи, и притом так комбинирует их, что, сохраняя преимущества каждого, умеет избежать тех опасностей и трудностей, которые иногда совершенно явственно вы­рисовывались даже перед духовным взором их авторов.

Кратко говоря, мой план является сочетанием трех различных про­ектов, никогда прежде, насколько мне известно, не соединявшихся в одно. А именно:

1) проект организованного переселенческого движения Вакфильда.
(Wakefielci) и проф. Маршалла (Marshall);

2) система землепользования, предложенная сначала Томасом Спен-
сом (Thos Spence), а затем, правда с важным изменением, Гербертом
Спенсером,

3) образцовый город Букингэма (Buckingham)9.

По замыслу Э. Хоуарда не было построено ни одного города-сада. Все движение базировалось на общих принципах Хоуарда, сводившихся к ограничению размеров городов и числа их жителей, к муниципальному владению землей, сохранению зеленых поясов между городами и до­статка зелени внутри самой застройки. Совершенно без внимания оста­лись идеи Хоуарда о создании систем расселения (к которым мы вер­немся позднее). На конкретные системы застройки и планировочные структуры городов-садов повлияло распространенное тогда увлечение живописными средневековыми городами с их неправильными планами и их композиционными принципами, четко сформулированными еще К- Зитте. Характерным выражением этих принципов стала книга наибо­лее известного тогда английского урбаниста Реймона Эквина, который вместе со своим шурином Бэри Паркером в 1902 г. занял первое место в конкурсе на проект первого города-сада Лечуорта. В 1905 г. в том же содружестве был спроектирован поселок Йерсвик у Йорка, а в 1906 г.— известный садовый пригород Лондона Хэмпстед 10. В отличие от роман­тической немецкой школы эти принципы были использованы при строи­тельстве индивидуальных изолированных или сблокированных домов с активным привлечением зелени.

600м
О 100

Популярность книги Хоуарда была чрезвычайной. Через год после ее выхода в свет была создана Ассоциация городов-садов, которая к 1901 г. насчитывала уже 1300 человек. Тогда же в Бурнвиле ассоциа­ция провела первую конференцию о городах-садах, а двумя годами поз­же началось строитель­ство первого города-сада Лечуорта. В 1913 г. воз­никает Международная федерация городов-садов и проектирования горо­дов. Она существует до настоящего времени и яв­ляется старейшей меж­дународной организацией по вопросам жилищного строительства и урбаниз­ма. Ее современное на­звание — Международ­ная федерация по жилью и генеральной планиров­ке и. Вскоре после первой мировой войны недалеко от Лондона был основан спроектированный Луи де Суассоном и ныне широ­ко известный город-сад Уэлвин, которым были



45. Лечуорт. Застройка северо-западной части города-сада; 1903 г. Гра­достроительное решение индивидуальных домов, сгруппированных в ряды и группы, характерно и для более поздних горо­дов-садов и пригородов


предвосхищены послевоенные идеи городов-спутников. Идея городов-са­дов повлияла также на развернувшееся после второй мировой войны и осуществляемое до сих пор строительство так называемых новых го­родов-спутников Лондона и других крупных городов Англии.

Идеи Хоуарда не оказались способными упорядочить стихийные про­цессы развития капиталистического расселения. Зато в деформирован­ном виде их использовали для строительства загородных вилл. Лозунг «города-сады» стал очень популярным, и им злоупотребляли при таком строительстве, которое, по словам одного из пропагандистов городов-садов и долголетнего секретаря Ассоциации, «с движением за города-са­ды имеет лишь общее название. Этому строительству свойственна самая хищная спекуляция, глумление над природой и некачественное исполне­ние. При этом считается, что такое строительство можно смело осу­ществлять, спрятавшись за привлекательное название» 1:.


 



 


Отзвук в России

46. В. Н. Семенов. Посе­лок-сад Прозоровская; 1912 г. На общем реше­нии с выразительными парковыми поясами ле­жит печать классической концепции, отразившей­ся, в частности, в сходя­щихся лучах главных улиц

1 — вокзал; 2 — больница


Сам Хоуард на результаты движения за города-сады смотрел весьма скептически. В 1913 г. торжественно праздновали основание междуна­родной федерации. К этому же времени исполнилось 10 лет со дня закладки все еще строившегося и пока единственного города-сада Ле-чуорта. Тогда же на страницах книги Пурдома Хоуард ответил на воп­рос о том. насколько были осуществлены первоначальные идеи города-сада: «Коротко я бы мог ответить на этот вопрос так: мои идеалы до настоящего времени были осуществлены лишь в незначительной мере, но я верю, что время и прогресс будут на моей стороне» 13.

У идеи городов-садов были не только сторонники, но и противники. Одни ее отвергали целиком, другие по-разному трансформировали. Анг­лийская литература того времени пестрит произведениями на тему городов-садов. В 1905 г. вышла одна из таких книг, автор которой — ин­женер-транспортник А. Р. Сенет в двух томах своего произведения ана­лизирует недостатки концепции Хоуарда и обосновывает преимущества собственного толкования города-сада 14. Однако книга Сенета интересна не только и не столько иной концепцией. Она являет собой пример того, как существование малых городов могло обосновываться откровенно ре­акционными политическими взглядами. Так, Сеиет считает, что в малом городе легче контролировать политичесткие взгляды населения, в то вре­мя как в больших городах люди могут легко стать «жертвой хорошо оплачиваемых профсоюзных агитаторов».

Критикуя город-сад Хоуарда, он вполне справедливо указывает на непрактичность круглого плана, сложность поэтапной застройки и усложненные формы земельных участков, зданий и перекрестков. Разме­ры свободных территорий в городе Хоуарда кажутся ему слишком боль­шими. Ему ближе Д. С. Букингэм и, подражая ему, он проектирует го­род-сад с шахматной сеткой улиц, с вокзалом в центре, с шестигранны­ми участками и домами. Предпочитая среди своих предшественников, сторонников эклектичных взглядов, Сенет в то же время со значительной долей воображения продумывает отдельные детали, касающиеся, в част­ности, транспорта. Он пишет о возможностях беспересадочного ско­ростного транспорта, соединяющего города и ветвящегося в их уличной сети. Задумывается он и над увеличением скорости внутригородского массового транспорта и ищет решение в его безостановочном движении. В сельскохозяйственном производстве городов-садов он предполагает использовать электротракторы с дистанционным автоматическим управ­лением.

В России идеи города-сада нашли особенно благодатную почву, так-как отвечали традиционному типу застройки русских городов. В от­личие от западноевропейских кварталов наемных домов даже крупные

русские города всегда от­личались более свобод­ной застройкой, состоя­щей из изолированных малоэтажных домов, с более низкой плотностью населения, с регулярной планировкой, широкими, прямыми улицами и оби­лием зелени на отдель­ных участках.

0 100
600 м

Здесь у идеи города-сада были свои собствен­ные корни. Еще в 1894— 1895 гг. Д. А. Лебедевым были разработаны градо­строительные принципы, во многом тождествен-



Отзвук в Германии

Отзвук во Франции

Date: 2016-05-16; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию