Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные черты опроса методом стандартизованного интервью





Специфика данного методов опроса проявляется как на этапе формирования инструментария исследования, так и в процессе сбора информации.

Анкета заполняется самим респондентом, а бланк интервью заполняет интервьюер на основе ответов респондента. Поэтому бланк интервью должен, наряду с вопросами, включать подробные инструкции интервьюеру (в некоторых случаях разрабатывается отдельная инструкция для интервьюера). Так, вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела интервью к другому должны быть дословно описаны в бланке интервью и точно воспроизводиться интервьюером.

В стандартизированном интервью, как правило преобладают закрытые вопросы. В тех случаях, когда количество вариантов ответа на вопрос достаточно большое, все варианты заносятся на отдельную карточку, которую интервьюер дает прочитать респонденту и заносит его ответы в бланк интервью.

Формулировки вопросов бланка интервью должны быть рассчитаны не на чтение, а на беседу. Например, формулировка вопроса с применением карточки может быть такой: «На этой карточке перечислены марки стиральных порошков. Какими из них Вы пользовались в последние три месяца?».

Метод интервью требует гораздо больше времени, чем анкетирование. Вместе с тем данные, полученные методом интервью, более надежны за счет уменьшения числа не ответивших на определенные вопросы и количества ошибок при заполнении анкет.

Методика биографического исследования

Биографический метод – один из распространенных способов изучения социальных процессов через субъективное восприятие исследователем индивида на основе анализа его личных впечатлений, изложенных им в ходе беседы или в документах (автобиографиях, дневниках, письмах). Впервые метод был использован в 1918-20-х гг. ХХ в. чикагским социологом В. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки в масштабном исследовании о жизни польских крестьян в Европе и Америке.

Биографический метод является важным инструментом для изучения динамики общественных явлений, норм и ценностей через призму индивидуального опыта отдельных людей или семей. Такая информация представляет особую значимость в переломные моменты жизни общества, поскольку именно биография отдельного человека может служить типичным проявлением определенных социальных процессов.

Биографический метод исследования используется в тех случаях, где исследователя интересует личный опыт переживания тех или иных социально-исторических ситуаций (например, кризисов, войн, массовых миграций), а также отдельных этапов или событий человеческой жизни.

Подготовка методологического раздела программы исследования

При использовании биографического метода наиболее значимыми являются следующие элементы методологического раздела: определение цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, гипотез исследования.

Цель и задачи исследования зависят от выбора объекта исследования. Объектом исследования могут стать как биография самого студента, выполняющего практическую работу (в этом случае мы имеем дело с автобиографическим методом), так и биографии его родителей, родственников, знакомых, или целых семей (одно- и многопоколенных).

Предметом исследования биографий в общем виде является установление и анализ связей между личной жизнью индивида или семьи с жизнью общества в целом. С определением предмета исследования также связано выдвижение гипотез: какие именно события социальной жизни и каким образом оказали влияние на изучаемые биографии.

Используемый инструментарий

Биографический метод включает в себя совокупность процедур сбора информации: интервьюирование, наблюдение, анализ документов. Выбор одной или нескольких из них зависит от объекта исследования.

В общем виде сбор информации осуществляется исследователем в соответствии с логической схемой, которая отражает основные моменты изучаемых биографий. В приложении 8 изложен примерный перечень вопросов, в соответствии с которыми проводится сбор информации. Исследователь может расширить или дополнить данный перечень, изменить формулировки некоторых вопросов в соответствии с целью и задачами проводимого им биографического исследования.

Одним из основных инструментов сбора информации является биографическое полуструктурированное интервью. Оно охватывает несколько тематических блоков, охватывающих разные стороны или периоды жизни человека (например, детство, юность, учеба, работа и т.д.). По каждому блоку существует перечень обязательных вопросов или аспектов, по которым должна быть получена информация. Остальные вопросы могут задаваться для уточнения.

Проведение биографического интервью требует использования аудиотехники (предпочтительнее, диктофона).

Сразу же после окончания интервью делается краткий неформальный комментарий, в который входят:

- описание места проведения и обстановки интервью;

- особенности поведения респондента, его реакция на интервью;

- существенные замечания по поводу полученной информации (отметки о недостающей информации, противоречиях в рассказе, первичные гипотезы и т.д.).

Кроме интервью в качестве первичной информации для анализа могут использоваться документальные источники (письма, фотографии, выписки из официальных документов), если респондент предоставит их и позволит ими пользоваться в исследовательских целях.

Формирование выборочной совокупности

Биографический метод весьма специфичен с точки зрения формирования выборочной совокупности. Первоначально при поиске респондентов определяют некоторые формальные параметры индивидов, которые будут объектом исследования, например, возраст, или принадлежность к тем или иным социальным кругам. Затем начинается поиск таких людей, при этом зачастую используются личные знакомства. После того, как исследователь сумел проинтервьюировать 2-3 человек, выборка может формироваться по принципу «снежного кома», т.е. каждый из опрошенных может порекомендовать других знакомых, также согласных дать интервью. Таковы основные принципы формирования выборки.

Учитывая, что в данном случае исследование выполняется студентами в учебных целях, количество объектов исследования (и, следовательно, объем выборки) может быть небольшим и зависит от возможностей исследователя. Он может ограничиться составлением и изучением собственной биографии, биографии членов своей семьи, или же изучить и проанализировать биографии нескольких человек из сходной социальной среды (например, студентов), нескольких семей своих родственников и знакомых.

Анализ результатов исследования

Процедура обработки и анализа данных, полученных биографическим методом, достаточно сложна и требует знаний, навыков и опыта исследователя в области применения качественных методов исследования. Целью данной практической работы является приобретение студентом навыков и умений анализа отдельных биографий в контексте происходящих в обществе значимых событий. Поэтому в ходе такого обобщающего анализа необходимо ответить на ряд вопросов, ответы на которые и составят содержание резюмирующего раздела работы:

- к какому социальному слою относятся Ваши респонденты (или их большая часть), какое место в структуре социальной стратификации они занимают;

- в каких условиях проходила социализация этих людей, какую роль сыграла в ней семья, система образования, какие события в жизни общества оказали значительное воздействие на процесс социализации;

- какие личные качества присущи Вашим респондентам, какие нравственные ценности являются для них приоритетными, каким образом они соотносятся с жизненными установками, характерными для современного общества;

- какое влияние оказал или оказывает на биографии Ваших респондентов жизненный опыт представителей старших поколений их семей (родителей, дедушек и

 

Date: 2016-05-16; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию