Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие места и штампы культурного национализма 4 page





Первый пропагандист „Нации ислама“ в поп-музыке Луи Фаррахан учит: „Когда чёрные князья Азии и Африки рядились в шелка и составляли карты звёздного неба, белый человек ползал на карачках в пещерах Европы. Причина того, почему белый человек сегодня держит в доме собак и спит с ними, а также ездит с ними в автомобиле, состоит в том, что он спал рядом с собаками в пещерах Европы и с тех пор никак не может отвыкнуть“.[442]

И, наконец, подстрочник рэпа близкой к Фаррахану рэп-группы „Паблик Эними“ „Нас не удержать“: „Несогласные с нами остолбенеют,[443]// Ибо изначальный Чёрный азиатский человек — // Соль земли, // И он первым населил её, // А дьяволы не дают всем узнать об этом. // Но ты проверишь это в книгах, принадлежащих им. //Даже масоны знают об этом. // Но отказываются показать, что знают. // Но всё это — доказанный факт“.

„Миф пещеры“ стал в массовом сознании молодёжи диаспоры, а постепенно и африканской городской молодёжи едва ли не базовым минимальным знанием о мировой истории. По крайней мере, в проводившихся мною опросах по поводу прошлого Африки даже наименее образованные респонденты, которые больше ничего не могли припомнить, непременно его пересказывают. В массовом сознании Африки и чёрной диаспоры он занимает то же место, что в сознании белого обывателя — „миф дерева“, с которого африканец якобы только что слез — непременный штамп плебейского расизма, своего рода идентификатор хамского сознания — недаром он прозвучал и в бывшем союзном парламенте, и на съезде РКП, и в устах губернатора Аяцкова.

Но проникает клише и общие места культурного национализма в массовое сознание не непосредственно из трудов его корифеев, а через переложение вульгарным почвенничеством.

Наиболее известный из вульгарных почвенников — Маркус Гарви, „герой-основатель культа растафари“[444]и Жириновский панафриканизма. „Любой непредвзятый исследователь прошлого, — писал М. Гарви, — знает, что когда-то негры правили миром, белые же были дикарями и варварами, живущими в пещерах, Тысячи чернокожих преподавали в университетах Александрии и других городов. Греция и Рим похитили искусство и письменность у египтян“.[445]„Наша раса, продолжал Гарви, — дала миру первую великую цивилизацию; веками Африка, наша прародина, была средоточием просвещения, и когда чернокожие, достойные в те времена лишь общества богов, были философами, художниками, учёными, провидцами и правителями, люди других рас прозябали в дикости, тьме и всеобщем варварстве. Белые историки и писатели попытались насильно отнять у чёрного человека его славное историческое прошлое, и когда новое открытие поддерживает притязания нашей расы и свидетельствует об истинности нашего величия в иные века. оно искусно искажается и приписывается какой-либо другой, неизвестной расе или народу“.[446]

Гарви считал смуглых испанцев, итальянцев и индийцев потомками вторгшихся в Евразию африканцев, сметавшихся с местным населением.

В речи „Вера наших отцов“ Гарви наставлял: „Сегодняшние цивилизации это продукт цивилизаций прошлого. Ничто не ново для человека… Так, мы живём среди прошлого, и история рассказывает нам, что первая из когда-либо созданных цивилизаций была создана чёрным человеком на берегах Нила и Конго, в Абиссинии и Тимбукту, и что эта цивилизация распространилась на Южную Европу и через семь морей, пустив корни на пяти континентах. Почему американские индейцы, австралийские аборигены и индийцы почти такого же цвета, что и вы? Да потому, что чёрный человек бороздил моря обоих полушарий, всюду оставляя свои следы“.[447]

Газета Гарви „Нигроу Уорлд“, по оценке Э. Кронона, „достигла большого эффекта, напоминая своим читателям об их славной истории. Особенно подчёркивалось при этом царственное величие древней Африки“.[448]Газета обычно открывалась стихами Гарви. Вот подстрочник одного из них: „Из холодной Европы пришли эти белые люди,// Из пещер, берлог и нор, где они жили бесславно,// Поедая мясо своих мертвецов и высасывая их кровь“.[449]

Популяризации, правда уже на излёте популярности самого М. Гарви, исторической мифологии способствовала недолго просуществовавшая заочная „Школа африканской философии“, основанная в 1937 г. Занятия по истории в этой ВПИ гарвеизма велись в основном по Роджерсу и Вудсону, но расцвечивались домыслами их менее образованных коллег. По окончании „Школы“ присваивались звания бакалавра, магистра и доктора африканской философии.

Будоражила умы диаспоры и хлопотливая, хотя в 30-е гг. уже вхолостую, деятельность ЮНИА. Вот, например, каковы были решения VII Международного съезда негритянских народов мира (Кингстон. 1934), выдвинувшего 5-летний план избавления чёрной расы, в том числе: объявить день рождения Гарви, 17 августа, „Международным негритянским праздником: одобрить и рекомендовать употребление „стандартного африканского языка“ для всех членов чёрной расы по всему миру: создать бюро литературной цензуры для запрещения литературы, фальсифицирующей историю африканцев. Съезд осудил еретические культы (имелся в виду „Божественный отец“ в США, в котором Гарви видел конкурента).

Под влияние Гарви попадают многие организации африканской интеллигенции, вообще-то в своей деятельности никаких панафриканских целей, если не считать программы, не ставившие. Так, в программе Всемирной лиги защиты чёрной расы было указано, что цель её — „развивать солидарность и всеобщее братство между всеми членами чёрной расы“, свести их воедино для возрождения их страны происхождения — Африки, старейшего из континентов“.[450]

Наследниками гарвеизма были Эфиопское движение мира. Всемирная эфиопская федерация (эта организация оказала самое прямое воздействие на растафари, ряд групп растафари входит в неё организационно), Всемирное объединение друзей Африки, Клуб Гарви, Объединённый совет по репатриации, Культурная ассоциация для женщин африканского происхождения, Национальный союз лиц африканского происхождения, национальное движение за учреждение 49-го штата, мирное движение Западного мира, Комитет для освобождения Африки, Движение пионеров африканского национализма, Объединённые африканские националисты и ряд других. Миллард Джонсон, лидер ямайского „Движения чёрного самосознания“, бывший член ЮНИА, в начале 60-х основал политическую партию, названную в честь партии, основанной в 1928 г. на Ямайке МаркусомГарви Народная политическая партия. Партия вызвала отклик у братии растафари и пикетированием конкурса красоты, неблагосклонного к чёрным красоткам, и организацией диспутов по проблемам африканской истории. Это же название приглянулась и Расу Сэму Брауну, создавшему партию растафари для участия в первых президентских выборах на Ямайке. Членом ЮНИА и активной гарвеисткой была жена преподобного Клодиса Генри (организатора вкупе с сыном герильи на Ямайке силами растаманов) Эдна Фишер, после смерти мужа ставшая видным деятелем ямайского растафари. Помимо политических и культурных движений, наследниками Гарви единодушно признаются растафари (Дж. Симпсон даже называет растафари „боковой ветвью ЮНИА“[451]) и „Нацию ислама“ (иногда даже» главным преемником ЮНИА).[452]

Сам Гарви и его пророчества — любимая тема песен рэггей. Причём Гарви, действительно переживший неприятности в связи с делом о мошенничестве, возбуждённым по поводу банкротства его любимого детища-пароходной кампании «Чёрная звезда», созданной для осуществления репатриации, изображается мучеником, жертвой Вавилона, вопиющей о возмездии. «Доколе мы будем молча смотреть со стороны, как они истязают наших пророков?» — вопрошает Марли в «Песне Избавления». Песня «So much Things to Say» начинается у Боба Марли словами: «Никогда им не забуду, как они распяли Христа.// Никогда им не забуду, что они сделали с Гарви». Гарви слился в сознании растаманов с образом Иоанна Крестителя, и почти все едва ли не убеждены, что ему отрубили голову. В песнях его непременный эпитет «пророк-мученик». «Пылающее копьё» (взятый в честь Джомо Кениаты псчевдоним Уинстона Родни) записал в 1975 г. альбом «Маркус Гарви», а годом позже диск «Призрак Гарви». Ещё через год песня группы «Майти даймондс» о Гарви «Время пришло» вошла в британский хит-парад, а песня группы «Культура» о пророчества Гарви «Когда столкнуться две семёрки» была одной из самых популярных среди английской молодёжи. Собственно, сам Гарви ничего подобного не предсказывал, но братия растафари подозревала, что крах Вавилона должен начаться в 1977 г., когда совместятся две магические цифры, более точные расчёты приурочили торжественное событие к мгновению совпадения семи семёрок: 7/07 1977 в 7 часов, 7 минут и 7 секунд утра.[453]

В 1977 г. Фред Локс записывает посвященную Гарви песню «Чёрная звезда». Биг Ют слагает песню «Маркус Гарви — дрэд», а Таппер Зукки на альбоме «МПЛА» — доб «Маркус». В 1982 году английская группа «Стил палс» записывает песню «Маркус говорит». Образ Гарви — мученика выведен в песне Макса Ромео «Вавилон». Сыну Гарви, активисту «Чёрной власти», была посвящена композиция Дона Драммонда[454]«Маркус Гарви-младший». В 1980 г. «Доктор» Алимантадо записывает на альбоме «Цари» доб «Школа Маркуса Гарви». «Sky High & the Mau Mau» на альбоме «Marcus Garvey Chant» (1992) указывают Гарви в числе исполнителей: записи выступлений Гарви наложены на саундтрек.[455]Список этот нескончаем. Портреты Гарви — частая деталь офрмления альбомов рэггей. Боб Марли всегда выступал на фоне двух огромных портретов: Хайле Селассие I и Гарви.

Лидер британской группы рэггей «Steel Pulse» Дэвид Хиндс рассказывает: «Я соединил в своих текстах взгляды и учение Маркуса Гарви. чтобы те, кто никогда не читал его труды, мог проникнуться ими через музыку. В своих песнях я не призываю в буквальном смысле „назад в Африку“… Но Африка как часть нашей истории и культуры очень важна для нас духовно, и она может призвать нас и физически. Поэтому каждый должен быть внутренне готовым к возвращению, чтобы не угодить из огня да в полымя. Песня „Пой псалом“ — о том же, в ней говорится: читай псалмы, Писание, там ты найдёшь все ответы. Наш альбом в основном посвящен поиску истины в самом себе путём изучения Африки, Библии и всего того, что может быть в этом полезным».[456]

Помимо исторической мифологии и политического активизма, Гарви умел популярно доносить до многотысячных толп суть сложнейших теоретических проблем культурного национализма, как он их сам понимал. «Чёрный человек, — вещал с трибуны Гарви. — мыслит в категориях потаённых таинств мира». Самое удивительное, что ни Ленгстон Хьюз, ни Клод Мак-Кэй, ни кто-либо другой из умниц Гарлемского Ренессанса даже не пытался обратиться с подобными речами непосредственно к толпе, да ещё прямо на улице. Притом аудитория Гарви состояла не из тёртых и видавших виды гарлемских грамотеев, а из хлынувших с Юга в годы I мировой войны южан, в глазах коренных гарлемцев — деревенских простофиль. И эта толпа трепетала при речах Гарви, приходила в восторг и действительно повторяла и понимала, что, мол, «чёрный человек мыслит в категориях потаённых таинств мира». Подобный эффект повторился в растафари, когда неграмотные люмпены пересказывали друг другу сложнейшие концепции культурного национализма, не предусмотренные для их разумения. Нечто похожее поразило некогда и А.А.Богданова, проводившего занятия в рабочих марксистских кружках: рабочие не понимали толковые и доходчивые брошюры «буржуазных экономистов», специально рассчитанные на малоподготовленную аудиторию, но зато, к изумлению Богданова, без труда схватывали суть «Капитала».

Вот отрывки из выступлений Гарви:

«Цель жизни — выполнить предначертанное Богом; цель расы — развить собственную цивилизацию. Цивилизации ведут борьбу за первенство, поэтому периоды доминирования белых цивилизаций циклично перемежаются с господством чёрных цивилизаций. Ни одной расе поэтому не принадлежит последнее слово в культуре и цивилизации».[457]

Вышесказанное — не столько отголосок блайденовского представления о равнозначности рас, и даже не скидка на аудиторию (фраза была сказана в Альберт-Холле перед белой публикой), сколько убеждение Гарви в естественной вражде неслиянных рас, единственный выход из которой — крепко-накрепко размежеваться, да так, чтобы впредь поменьше пересекаться и контактировать между собой.

«Чернокожим необходимо выработать собственный расовый код. которого придерживались бы их сообщества и отдельные люди. Такой код уже есть у мусульман, у евреев и всех остальных. Без такого кода цивилизацию не построишь».[458]Аудитория наверняка не совсем хорошо понимала, что за код такой, но была убеждена: код нужен. Кстати, вышесказанное звучит как пародия на «цивилизационный подход», как он представлен в отечественной науке. В речи «Сможет ли негр найти себе место?[459]» на Конгрессе ЮНИА в 1938 г. в Торонто Гарви сказал: «Цивилизации наших отцов предназначены для нас. Они наилучшим образом приспособлены для величия своих создателей. Цивилизации же Британии и США вовсе не приспособлены, чтобы служить нашим интересам. Эти цивилизации были задуманы и предназначены во всех отношениях для возвеличения их создателей… Если бы в намерения Бога входило, чтобы мы смешивались и теряли нашу самобытность, то зачем бы это ему понадобилось тогда изначально создавать нас отдельными и обособленными от других?..Цивилизация — это вам не шуточки, хотя многие из нас и относятся к ней несерьёзно.[460]Цивилизация — это реальность, положительная реальность. Цивилизация — это нечто, ведущее нас в определённую сторону, и вот мы сейчас живём среди цивилизации белого человека, и вот что я вам скажу: вы лишь дети малые для этой цивилизации. У цивилизации есть свои особенности: у цивилизации есть свои идеи. То, что может выступать идеалом для Западной цивилизации, отнюдь не идеал для Азиатской цивилизации. Если вы способны понять мою концепцию о том, что Восток и Запад могут и не сходиться в мироощущении, и если вы способны понять факты, которые кроются за этой мыслью, то вы тогда в состоянии уяснить себе ту истину, которую я стараюсь донести сегодня до вашего сознания. Цивилизация, в которой мы живём, обращается с нами так, как обычно хозяин обращается со слугой. Поэтому следует полностью изменить себя — не тело, конечно, это было бы глупо, а сознание своё. Ваше сознание должно открыть вам глаза на опасность, таящуюся в цивилизации. Ваше сознание должно сделать вас способными увидеть, что из всех существующих сегодня цивилизаций ни одна не создана вами». Поэтому, заключает Гарви, — надо не приспосабливаться к существующим, а создать собственную цивилизацию, сообразную с нашей природой.[461]

«Если негр не будет осторожным, — предупреждает Гарви, — он выпьет весь яд современной цивилизации и умрёт от этого».[462]«Всемогущество белого человека — в его превосходстве в науке, технологии, искусстве. Чтобы превзойти его, надо делать то, что вы можете делать… Вам не надо менять цвет кожи. Чтобы ликвидировать разлад между своей природой и чужой цивилизацией, надо достичь негритянского состояния сознания».[463]

В Великой депрессии Гарви увидел общий кризис европейской цивилизации (примерно так, как это понимали и советские идеологи), поместив в февральском номере газеты «Блэкмен» за 1934 г. статью «Белый человек разрушает свою цивилизацию: Чёрный человек, начинай создавать свою!». Констатируя, что западная цивилизация оказалась провалившимся экспериментом, Гарви отдаёт должное мужеству и энергии, с которыми белый человек истощил себя в ходе этого эксперимента. Теперь настаёт эпоха чёрного человека, но всё зависит от него самого — сумеет ли он понять «научно обоснованное распределение земли между расами, сделанное Богом».[464]

Мысль о переосмыслении собственного исторического сознания звучит у известнейшего чёрного националиста, представителя интеллектуальной элиты «Чёрных мусульман» Рэпа Брауна: Белое общество естественным образом превозносит всё белое (так, Санта Клаус хороший, а значит, и белый). «Вы должны определиться со своим чёрным наследием, — обращается он к братьям по расе. — Вы должны начать самостоятельное его исследование и изучение. Они-то ведь вам никогда не расскажут, что Ганнибал был чёрным. Они никогда не расскажут вам, что африканские общества в XVI веке были самыми развитыми для того времени, и что там была достигнута наивысшая степень культуры».[465]

Ему вторит Жорж Банжамэн, либерийский учёный, родившийся на Гаити: «Многие ли из Негров, изучавших историю, узнали, что хомо сапиенс происходит из африканской Сахары, что в основном благодаря вкладу Африки Европа смогла достичь высшего состояния социальной и промышленной цивилизации? На деле технология получения железа впервые появилась в Африке, самом богатом железом и многими другими ресурсами континенте».[466]Далее идут ссылки на профессора Ассои Адико. утверждавшего, что первым в истории центром металлургии был Куш и Африка знала железо, когда в Европе всё ещё царила бронза. Банжамэн даёт образец вульгаризации «гуманистического почвенничества». В книге, посвященной «мессии чёрной революции» Эдварду Блайдену, он приписывает великому мыслителю собственную концепцию «ансестрализма» (нечто вроде панафриканского варианта культа предков и идей Н. Федорова) — якобы возрожденный и синтезированный вариант концепции «африканско личности», «вариант, далеко превосходящий масштабы негритюда».[467]Усовершенствованная Банжамэном концепция Блайдена якобы впитала в себя все достижения мировой мысли, в том числе и очищенный от несуразностей марксизм: Блайден понимал, что, несмотря на сухие рассудочные построения «Капитала», в душе своей «Маркс как пламенный еврей (fervent Jew) никак не мог отвергать роль и ценность духовности, составляющей сущность его религии».[468]

Ярчайший пример деградации почвенничества — многочисленные труды крайне плодовитого ганского гарвеиста Г.К. Осея, не только типичные для этого разряда мыслителей, но и весьма популярные — они включаются в большинство рекомендуемых списков «правильной» литературы, составленных чёрными националистами — в том числе и растаманами. Помимо цитируемой ниже книги «Африканец. Его предки, его гений и судьба», Осей издал ещё полдюжины книг, в которых смелость исторической и реформаторской мысли автора граничит с глупостью, но именно его труды являются красноречивым примером превращения пёстрой смеси из более респектабельных концепций в руководство к действию. Осей стоит за объединение Африки: «Единая Африка непременно станет величайшей из наций, когда-либо виданных миром…мы должны создать сильнейшие вооружённые силы из всех, которые видел мир. Достигнув этого, мы сможем решать, какой быть нашей внешней политике. Африканская армия должна быть дисциплинированной и в любой момент готовой к бою. Военная подготовка должна стать обязательной для всех африканцев… Нам придется пойти на жертвы, чтобы достичь военного превосходства Африки. Без этого достоинство и слава, ожидающие нас, будут зависеть от милости белых… Наша авиация должна быть крупнейшей в мире. Она должна быть в силах затмить небо своими крыльями. Наш военно-морской флот должен быть крупнейшим. Мы должны стать владыками морей. Наша армия должна насчитывать два миллиона[469] дивизий».[470]Эти планы научно обосновываются историческими законами: «Европейская раса никогда ничего не дала миру; они лишь улучшали то, что было порождено неграми (здесь и далее сохраняется лексика Г.К. Осей, в т. ч. и употребление вообще-то избегаемого нынешними чёрными националистами слова „негр“, воспринимающегося как оскорбительное. — Н.С.). Искусства, прославившие Грецию, все были негритянского происхождения: философия, и по сей день обсуждаемая в школах по всему миру, впервые возникла в негритянском уме, развившемся на берегах Нила. В области образования и военного искусства ни одна страна не могла соперничать с неграми… Следует констатировать, что древние египтяне были чистокровными неграми».[471]

А вот взгляды Осей на религию: «Африканцы верят в Бога. Они верят в Чёрного Бога Африки. Африканец должен вернуться к истокам и вновь открыть для себя свою истинную душу, если он хочет добиться спасения. Каждая раса наделяет своего Бога собственными физическими, умственными и другими особенностями, доведёнными до совершенства».[472]Христианство не принесло Африке ничего хорошего, африканцам следует возродить традиционные религии, основанные на собственных представлениях о Вселенной, времени, пространстве и т. д., ведь африканское мышление даёт свидетельства великой философии.[473]Впрочем, Осей, смешивая воедино фрагменты, заимствованные у разных авторов, тут же утверждает, что все мировые религии восходят к африканской культуре: «Библия происходит от Египта. Именно от негров Египта получили евреи свою культуру».[474]Христианство — лишь развитие африканских религий. Деве Марии и Христу поклонялись в облике чернокожих, и до сих пор якобы во Франции, Испании. Германии и Польше сохраняются святые места, связанные с Чёрной Богоматерью.

«Негры были создателями европейской цивилизации: они были высоко цивилизованным народом, когда европейцы ещё были дикарями — этот факт нельзя отрицать, поскольку существуют труды Юлия Цезаря и Тацита.»[475]В древности африканцы порабощали и дискриминировали европейцев, но не из расизма, а по причине низкого культурного статуса белых: «Во времена, когда африканцы достигли высочайшего уровня цивилизации, греки были дикарями, поедавшими мясо своих врагов не только вареным, но и сырым».[476]Агамемнон, отправляясь в Трою, например. убил и съел (?!) свою дочь Ифигению. Египетскими чернокожими были легендарные Кекроп и Данай, основавшие Афины и Аргос, а сельскохозяйственные знания занёс из Египта в Грецию Аристомен (очевидно, Осей путает его с мифическим Аристеем. — Н.С.). Само собою, у жрецов Чёрной Африки учился Платон и многие другие — Африка в исторической мифологии приобретает статус культурного героя и демиурга одновременно по отношению ко всему остальному человечеству. Недаром основным титулом Зевса был титул «Эфиоп», т. е. «чёрный». Но и в Египет всё хорошее в свою очередь шло с Юга из Пунта, Зимбабве и т. д. (тут Осею надо было подстраховать концепцию афроцентризма).

Дальше — больше. Осей обобщил и пусть не систематизировал, но собрал в кучу обрывки иногда противоречащих друг другу утверждений уже упоминавшихся выше авторов — отсюда и его непоследовательность.

В Персии изначально господствовал африканский народ, известный как эламиты. Равнины Тигра и Халдея тоже управлялись африканцами. Первые евреи тоже, скорее всего, были чёрными, ведь их прародитель Авраам пришёл из Халдеи, а другие халдеи, как известно (?!). были чёрными.[477]На стр.72 это утверждается уже категорично — Моисей тоже был чернокожим. Упомянув реальный факт принадлежности к негроидной расе гримальдийского человека (Останки человека верхнего палеолита, найденные в Италии). Осей переходит к свидетельствам африканского владычества в Европе. Английские национальные танцы якобы африканского происхождения, об этом же свидетельствует и обычай чернить лица на балах и маскарадах (на деле и танец «мориск», и чернение лиц — проявления семиотических приёмов, выражающих принципы карнавальной, «наоборотной» обрядности). Чёрный рыцарь из легенд о короле Артуре, конечно, был африканцем. Один из шотландских королей был африканцем, история же его знает как Кеннета, или Дубха. Впрочем, и сами шотландцы происходят от египтян.

«Сейчас совершенно очевидно, что негры были господами древнего мира. В Риме многие из них стали императорами и великими писателями» (называются лишь Марк Тулий Тирон и Теренций Афер). «Величайший из римских полководцев времён Траяна» был Луций Квиет, согласно Г. Осею — чёрный суданец. «Не менее шести» чернокожих стали императорами Рима. Конкретно никто не называется, но тут же без перерыва сообщается, что Юстиниан женил африканца-повара на римской (скорее, «ромейской». — Н.С., к тому же желая ее унизить) аристократке.[478]

До Мухаммеда Аравией тоже управляли чернокожие, да и в Африке они появились, скорее всего, как эмигранты из Атлантиды — империи, правившей миром.[479]

С ростом населения в Египте происходит его миграция на западное побережье, поэтому большинство западно-африканских имён и языков — египетского происхождения.

К негроидной расе принадлежали Сафо,[480]Бетховен и Гайдн. Последние были очень тёмными мулатами, недаром Гайдна друзья называли «мавром».[481]Российский генерал-майор Михаил Египтеос был начальником пе-тербуржских верфей и сверх того — чистокровным африканцем (вообще-то, греком.-Н.С.). Но и это не всё: «Африканец по происхождению был членом Военно-революционного комитета большевиков в 1918 г. (ВРК был упразднён в декабре 1917 г. — Н.С.). Позже он стал генералом Красной Армии».[482]В армии Наполеона было по крайней мере 12 негритянских генералов.[483]

Осей называет трёх «чернокожих римских папы»: Виктор, Мельхиадес, св. Геласиус. От чёрной расы же исходят и все религии: «достаточно перечислить буддизм, брахманизм, ислам, иудаизм и христианство».[484]

Что касается римских пап, то Мельхиадес (Мильтиад), понтификат которого приходился на 311–314 гг., действительно происходил из Африки, хотя вряд ли был чернокожим. Из провинции Проконсульская Африка происходил и папа Виктор I (189-ок.199). Что же до двух Геласиев, то ни один из них канонизирован не был. Геласий I (492–496) происходил из Испании, а Геласий II (1118–1119) из Италии.

Краткий очерк смены цивилизаций Осей основывает на идее циклического круговорота: Африка передала эстафету и теперь ждет, когда лидерство вновь вернётся к ней. Обоснованием будущего взлёта служит всё тот же знакомый пассаж (в данном случае списанный у Гарви): «Когда белые народы Европы прозябали во всеобщем варварстве и жили в пещерах, поедая собственных мертвецов и высасывая их кровь, там, в Эфиопии, боги обладали стремительно развивавшейся цивилизацией — ибо греки смотрели тогда на нас, как на богов».[485]

К Гарви Осей обращается постоянно, правда, без ссылок. Обосновывая лозунг «Чёрное — прекрасно!», он приводит стихотворение Гарви «Чёрная женщина». Гимн задуманной Осеем утопии — панафриканской империи Афамба — это не что иное, как написанный Гарви гимн ЮНИА, только вместо «Эиопия» вставлено «Африка». Идеи Гарви Осей объявляет основой экономики державы Афамба, а женская организация империи Афамба должна называться так же, как и в ЮНИА — «Сестры милосердия Чёрного Креста». Вослед Маркусу Гарви Г. Осей считает: «Мы верим, что Бог Африки — чёрный, что мы должны восстановить достоинство африканца и что Африка вновь должна стать континентом, указывающим дорогу мировой цивилизации… Негр никогда не обеспечит себе равенства в мире, принадлежащем другой расе».[486]

Из историков Осей считает себя продолжателем дела Дж. А. Роджерса, который якобы перед смертью просил его продолжить свою работу в качестве преемника. Уважает Осей К. Нкруму и К. Бусиа, хотя и пеняет им за «ошибки».

Книга Осея — сумбурная и доведённая до абсурда смесь из писаний целого ряда чёрных националистов. Тем более показательна программа. разработанная на этой теоретической базе.

Обозрев достижения Африки. Г.Осей предлагает проект, основанный на «Идеологии Афамба», цель которого — собрать всех людей африканской крови в единую великую империю. «Идеология Афамба» должна «научить чёрного человека видеть красоту в себе самом», — эти слова завершают каждую из глав книги.

Утопия досконально, до мелочей продумана. Праздники в Империи Афамба будут такие: во второй понедельник июня — трёхдневный национальный парад, день молодёжи — 23 сентября, причём детально расписано, что в соответствующие дни должен делать президент. Столица будет либо в Кумаси. либо в Лубумбаши. Флаг — красно-бело-зелёный, герб — орёл на золотом троне. Надо запретить европейское образование, так как Европа находится духовном маразме, что неизбежно для расы, которая много говорит, но мало думает. Ранее Европа всё заимствовала из Африки (следует перечисление примеров), теперь ей стало неоткуда заимствовать. Нынешние африканские лидеры — глупцы и предатели. Их надо всех свергнуть и повесить.[487]ОАЕ «народ Афамба» не признаёт за измену панафриканским идеалам. Армия будет принимать участие в политике и являться носителем политической философии. «Африканцы по всему миру должны быть сплочены под властью сильного центрального правительства. Все африканцы должны исповедовать единую веру. Рабочие на предприятиях должны быть одеты в различные униформы. Они должны иметь свои знамена. Будут проводиться митинги и парады».

Здесь, как и в других местах, у Г. Осея проскальзывает мечта о великой единой нации, объединённой в дисциплинированную корпорацию, что дало повод обвинить его в фашизме. Очевидно, это распространённое среди националистов Третьего мира умонастроение, уместнее было бы назвать интегрализмом. Выбор условного термина вызван тем, что так называли себя причисляемые к «фашистским» движения в Латинской Америке, в частности, в Бразилии, где это явление расцвело впервые и наиболее полно. Интегрализм отличается от того, что принято понимать под классическим фашизмом, и является прямым результатом деградации политизированного почвенничества периферийной либо неполноправной нации, хотя чисто внешнее сходство с фашизмом у интегрализма поразительное. Сейчас это явление характерно для нашей страны, ошеломляя сторонних наблюдателей казалось бы необъяснимым молниеносным превращением вчерашних «демократов» с «национальных окраин», борцов с имперским гнётом в диктаторов демагогического тоталитаризма, свирепо расправляющихся с собственными национальными меншинствами и демократической оппозицией. Объём не позволяет остановится на обильных примерах вульгарно-популярного использования интегрализмом бывших союзных и автономных республик местной исторической науки и истории культуры как материала для исторической и культурной мифологии, питающей политический интегрализм.

Публицисты обожают цитировать добрые слова симпатии, сказанные супостатами Третьего мира вроде М. Каддафи, Иди Амина, М. Нгемы, Бокассы I, С. Хусейна и других о самых одиозных фигурах столетия — но при всём внешнем сходстве этих и подобных режимов с фашистскими относить их к фашистским некорректно.

Date: 2016-05-16; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию