Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Питирим Александрович Сорокин





Сорокин П.

«Серебряный век», по существу, был прерван революцией 1917 г., и наиболее ощутимый удар ею был нанесен философии. Осенью 1922 г. правительство Советской России арендовало два немецких парохода («Пруссия» и «Бургомистр Хаген») и выслало на них выдающихся представителей русской мысли (причем за их же счет) - и прежде всего философов. Само по себе это - красноречивее свидетельство состояния культурной жизни революционной России. Среди пассажиров названных пароходов тогда был и Питирим Сорокин (1889-1968), снискавший славу одного из крупнейших мыслителей ХХ в., преподававший в Гарвардском университете (США), а также детям американских президентов.

Еще в России П. Сорокин разработал оригинальную культурологическую концепцию. Сорокин так же, как и Шпенглер, поставил весьма неутешительный диагноз современной ему культуре и цивилизации: «Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания. Всего за несколько недель он уносит миллионы человеческих жизней, за несколько часов он уничтожает города с их многовековой историей, за несколько дней стирает с лица земли целые королевства... На земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась просто в миф. Солнце западной культуры закатилось»! Вместе с тем Сорокин рассматривал кризис как неизбежный этап в становлении новой цивилизации, объединяющей все человечество. (Такой подход вообще характерен для русских мыслителей. Вспомним, например, слова Ф.М. Достоевского: «Если уж спасать, так все человечество».)

Свои представления о культуре и цивилизации П. Сорокин развил в США, изложив в своей книге «Социальная и культурная динамика», изданной в преддверии Второй мировой войны (1937-1941). В этой работе он дифференцировал культуры по ценностям, которые они выдвигают или разделяют: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

В соответствии со своими методологическими установками Сорокин представлял исторический процесс, как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии развития. Культура - это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективирут, социализируют и раскрывают эти значения» (Сорокин П)

С точки зрения ученого любое общество - социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:

1. мир вещей (конкретных предметов),

2. субъективный мир (человек) и

3. транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).

Сорокин считал, что культура - это система систем, или суперсистема, которая включает такие системы как язык, наука, философия, религия, искусство, мораль, право, прикладная технология, экономика, политика. Кроме этого, существует еще масса других систем. «В ходе развития общества возникают различные культурные системы - познавательные, религиозные, этические, эстетические, моральные, правовые. Эти системы обладают тенденцией объединяться в системы высших рангов. И вот эти сверхсистемы обладают собственной ментальностью, собственным мировоззрением, своими представлениями о правом и должном, собственными образцами «СВЯТОСТИ», собственными формами словесности и искусства, правами, законами, кодексом поведения, собственными доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, собственным типом личности».

Иными словами, в ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой единство, все составные части которого пронизаны одним принципом и выражают одну ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.

В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа, соответствующие доминирующим в них ценностям: идеациональный, идеалистический и чувственный ( которые последовательно чередуются, сменяя друг друга).

1. Идеациональная (идеационная ) система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.

Последней истиной и последней реальностью признается сверхчувственность (Бог).

К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего, средневековую европейскую культуру. К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буддийскую и. Лаоистскую (даоистскую) культуры; греческую культуру с VIII по конец VI века до н. э.

Ярким примером такой культуры может служить европейское средневековье IX -XI вв. Религия занимала в обществе центральное место. Служению Богу были подчинены все сферы человеческой деятельности (живопись, архитектура, музыка, повседневность, политические акции). Кумиром и идеалом выступает аскет-отшельник, посвятивший себя Богу. Правовая и моральная регламентация, а также социальные институты получали санкцию также из трансцендентной сферы. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности.

 

2. Идеалистическую систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на 3емлю. Ее посылка такова, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII--XIV столетия, а также древнегреческую культуру V-IV вв. до н. э.

Культура XIII-XIV столетий в Западной Европе, так же как и Греческая культура V-IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее. В известном смысле идеалистический стиль является переходным между двумя предыдущими. Последней истиной и последней реальностью считается многообразие различных фрагментов, объединяющих как чувственное, так и сверхчувственное начала. Человек не устремлен полностью в трансцендентность, но и не сосредоточен на сиюминутности. Искусство дает положительные примеры великих личностей, посвятивших себя воплощению идеала на земле. Мораль ориентируется на долге человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для эгоизма и бессмысленной жестокости и пр.

 

3. Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств - реально и имеет СМЫСЛ». Эта культура сенсорная, эмпирическая, светская и «соответствующая этому миру». Чувственная (сенситивная) культура признает последней ценностью и реальностью данный, опытный, эмпирический мир, она признает, что «объективная реальность и ее смысл чувственны». Соответственно, общественные институты апеллируют к «человеку природному» («естественное право», «общественный договор», «разумность» и пр.). Художественная сфера уже неподвластна церковному надзору и удовлетворяет чувственным запросам человека. Искусство ориентируется на реалистические образцы, в которых можно было бы распознать формы уже известные из эмпирического опыта, сличив их с полученными в прошлом впечатлениями. Наука достигает необыкновенных результатов.

Формирование чувственной культуры начинается с XVI в. и достигло своего апогея к середине ХХ века. Эта культура характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои - фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие.

Эта культура обречена, доказывал П. Сорокин, поскольку она ведет к деградации человека и обесцениванию ценностей. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вывод основывается на том, что «ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными».

Т.е. это означает не гибель культуры, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Как считал этот философ, новая идеациональная культура уже начала формироваться, уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви (бескорыстная забота о благе других людей) и этики солидарности.

Повторим, как обществу вообще, так и человеку в частности, присущи «все три стиля». Гипертрофированное развитие одного аспекта искажает и патологически трансформирует жизнь, создает превратный образ действительности: и реальный, и идеальный миры в равной мере истинны в пределах своей компетенции, одинаково важны для нормального функционирования и индивидуальной, и социальной систем, не могут заменять друг друга: «Ни одна система не заключает в себе всю истину, так же как и ни одна не является целиком ошибочной».

По мнению П.Сорокина современная, сенситивная культура, зародившись в 15в., когда она была молодой и динамичной, и достигнув апогея в своем развитии в 19, ныне клонится к своему закату.

Динамику перехода от одного стиля к другому П.Сорокин описывает с помощью теории «флуктуации культур» (колебания, постепенного отклонения, медленного изменения), суть которой сводится к следующему. Поскольку ни одна из суперсистем не является совершенной, всегда дает ограниченную и неполную картину действительности, постольку смена неизбежна.

В первичной фазе развития, культура охватывает лишь незначительную часть общества, она - динамична и активна, она вызывает энтузиазм, что и приводит к ее утверждению в качестве ведущей.

Однако по мере распространения «вширь», захватывая все большее количество приверженцев, она растрачивает запас «энергетических сил», становится всю более инертной, деградирует до формальности, а потому не в состоянии выполнять роль интегрирующего и структурирующего начала, все больше и больше искажает мир, и в результате отторгается большинством, уступая место другой.

В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «3акат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

 

Питирим Александрович Сорокин.

Свои представления о культуре и цивилизации П. Сорокин изложил в своей книге «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений». (1937 -1941гг)

Исследование социокультурной динамики двумя методами:

1. Каузально – функциональный метод. Позволяет создать систему мира культуры с помощью нахождения единых формул унифицирования.

2. Логико–смысловой метод. С его помощью определяется тождественность основного смысла, центральной и идеи, вокруг которой формируются социокультурные явления.

 

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс, как процесс развития культуры. Под человеческой культурой, П.А. Сорокин понимает все созданное людьми. Культура - это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективирут, социализируют и раскрывают эти значения» (Сорокин П.)

 

Любое общество – это социокультурная система - представляет собой некое единство, включающее три аспекта:

4. мир вещей (конкретных предметов),

5. субъективный мир (человек)

6. транссубъективный мир (набор духовных сущностей - идеи, мысли, трансцендентный комплекс).

В ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, моральные, правовые и т. д.

 

Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. «И вот эти сверхсистемы обладают собственной ментальностью, собственным мировоззрением, своими представлениями о правом и должном, собственными образцами «СВЯТОСТИ», собственными формами словесности и искусства, правами, законами, кодексом поведения, собственными доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, собственным типом личности».

Эти культурные сверхсистемы представляют собой единство, все составные части которого пронизаны одним принципом и выражают одну ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа:

Идеациональный,

Идеалистический

Чувственный

 

1. Идеациональная (идеационная )верх-)система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности.

Религия занимает в обществе центральное место. Служению Богу подчинены все сферы человеческой деятельности (живопись, архитектура, музыка, повседневность, политические акции). Кумиром и идеалом выступает аскет-отшельник, посвятивший себя Богу. Правовая и моральная регламентация, а также социальные институты получают санкцию также из трансцендентной сферы. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности.

К данному типу культуры относятся:

· Средневековая европейская культура,

· Культура Брахманской Индии,

· Буддийская и Лаоистская (даоистская) культуры,

· греческая культура с VIII по конец VI века до н. э.

 

2. Идеалистическаяверх-)система культуры. Ее посылка такова, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Эта система промежуточная между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на 3емлю.

Последней истиной и последней реальностью считается многообразие различных фрагментов, объединяющих как чувственное, так и сверхчувственное начала. Человек не устремлен полностью в трансцендентность, но и не сосредоточен на сиюминутности. Искусство дает положительные примеры великих личностей, посвятивших себя воплощению идеала на земле. Мораль ориентируется на долге человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для эгоизма и бессмысленной жестокости и пр.

К данному типу культуры относятся:

· западноевропейская культура XIII--XIV столетия,

· древнегреческая культура V-IV вв. до н. э.

 

3. Ч увственнаяверх-)система культуры. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. Чувственная (сенситивная) культура признает последней ценностью и реальностью данный, опытный, эмпирический мир.

Эта культура сенсорная, эмпирическая, светская и «соответствующая этому миру». Общественные институты апеллируют к «человеку природному» («естественное право», «общественный договор», «разумность» и пр.). Художественная сфера уже неподвластна церковному надзору и удовлетворяет чувственным запросам человека. Искусство ориентируется на реалистические образцы, в которых можно было бы распознать формы уже известные из эмпирического опыта, сличив их с полученными в прошлом впечатлениями. Наука достигает необыкновенных результатов.

Эта культура характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои - фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие.

Формирование чувственной культуры начинается с XVI в. и достигло своего апогея к середине ХХ века. Современный тип культуры.

 

Чувственная система культуры обречена, доказывал П. Сорокин, поскольку она ведет к деградации человека и обесцениванию ценностей. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Это означает не гибель культуры, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур.

 

П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. По мнению П.Сорокина:

· Современная, сенситивная культура, зародившись в 15в., когда она была молодой и динамичной, и, достигнув апогея в своем развитии в 19, ныне клонится к своему закату.

· Новая идеациональная культура уже начала формироваться, уже наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви (бескорыстная забота о благе других людей) и этики солидарности.

Как обществу вообще, так и человеку в частности, присущи «все три стиля». Гипертрофированное развитие одного аспекта искажает и патологически трансформирует жизнь, создает превратный образ действительности: и реальный, и идеальный миры в равной мере истинны в пределах своей компетенции, одинаково важны для нормального функционирования и индивидуальной, и социальной систем, не могут заменять друг друга: «Ни одна система не заключает в себе всю истину, так же как и ни одна не является целиком ошибочной».

 

Динамику перехода от одного стиля к другому П.Сорокин описывает с помощью теории «флуктуации культур» (колебания, постепенного отклонения, медленного изменения), суть которой сводится к следующему: Поскольку ни одна из суперсистем не является совершенной, всегда дает ограниченную и неполную картину действительности, постольку смена неизбежна.

 

Динамика перехода от одного типа культуры к другому:

1. В первичной фазе развития, культура динамична и активна.

2. По мере распространения «вширь», она растрачивает запас «энергетических сил», становится инертной, деградирует до формальности. Культура не в состоянии выполнять роль интегрирующего и структурирующего начала, искажает мир.

3. В результате отторгается большинством, уступая место другой.

 

В истории происходят последовательные смены суперсистем (флуктуации), что образует суперритм или динамику истории. Флуктуации бесцельны, ненаправлены и непереодичны. Каждый новый тип культуры возникает, когда предыдущая социокультурная система рушится. П. А. Сорокин выделяет два фактора разрушения систем:

1. Принцип имманентного изменения (система накапливает противоречия);

2. Принцип лимитирования (потенциал системы ограничен).

 

 

Вывод:

Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, П. Сорокин оценивал этот кризис не как «3акат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию