Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения между понятиями





По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и не­сравнимые. В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ностъ, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субордина­ция) и три вида отношений несовместимости (внеположности): 1) со­подчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторностъ).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера) (см. учебник, гл. II, § 4).

Упражнение 7

Определите вид отношения. между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Образцы:

1. Преступление [А], Уголовное правонарушение (В). - Равнообъемность

(схема 1).

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). - Пересече­ние (перекрещивание) (схема 2).Глава 1. Понятие

3. Наказание (А). Ограничение свободы (В). - Подчинение (субординация) (схема 3).

Схема 1

Схема 2

Схема 3

7.1. Высшее учебное заведение. Университет.

7.2. Юрист. Депутат парламента.

7.3. Тайное хищение чужого имущества. Кража.

7.4. Орган государственного управления. Министерство.

7.5. Писатель. Русский писатель.

7.6. Премьер-министр. Глава правительства.

7.7. Военный корабль. Эсминец.

7.8. Языкознание. Лингвистика.

7.9. Художественная литература. Литература.

7.10. Сотрудник милиции. Студент.

7.11. Президент. Президент Франции. Глава государства.

7.12. Офицер. Спортсмен. Орденоносец.

7.13. Сын. Внук. Читатель газеты «Московский комсомолец».

7.14. Мать. Дочь. Родители.

7.15. Студент. Москвич. Отличник. Староста группы.

Упражнение 8

К данным понятиям подберите равиообъемиые понятия.

.1. Конституция.

.2. Квадрат.

.3. Дорога.

.4. Компромисс. '

.5. Авангард.

.6. Автор поэмы «Кому на

Руси жить хорошо».

..7. Врач.

.8. Измена.

8.9. Негативный.

8.10. Разумное существо.

8.11. Стабильность.

8.12. Деятельный.

8.13. Открытое хищение чужо­го имущества.

8.14. Криминальный.

8.15. Ненастье.

1.2. Отношения между понятиями

Упражнение 9

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к дан-

ным.

9.1. Судья. 9.9. Депутат.
9.2. Военнослужащий. 9.10. Радист.
9.3. Учебное пособие. 9.11. Отец.
9.4. Рекордсмен. 9.12. Муж.
9.5. Мэр города. 9.13. Правонарушитель
9.6. Инженер. 9.14. Парк.
9.7. Академия. 9.15. Первопроходец.
9.8. Киноактер.    

Упражнение 10

К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие поня­тия.

10.1. Живая природа.

10.2. Поэма.

10.3. Озеро.

10.4. Учебник.

10.5. Завод.

10.6. Дипломат.

10.7. Понятие.

10.8. Писатель.

10.9. Прокурор.

10.10. Унитарное государство.

10.11. Захват заложника.

10.12. Трудовой договор.

10.13. Преступление в сфере экономики.

10.14. Мичман.

10.15. Награда.

Упражнение 11

Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и ка­кие - целого и части.

11.1. Образное выражение, поговорка.

11.2. Элементарная частица, позитрон.

11.3. Военно-морской флот. Эскадра.

11.4. Учебное заведение. Лицей.

11.5. Трагедия. Пьеса.

11.6. Галактика. Созвездие.

11.7. Институт. Факультет.

11.8. Музыкальное произведение. Опера. И.9. Минарет. Мечеть.10

Глава 1. Понятие

1.2. Отношения между понятиями

11.10. Государственная власть. Парламент.

11.11. Право. Семейное право.

11.12. Гражданское право. Система права.

11.13. Политика. Социальная политика.

11.14. Дивизия. Полк.

11.15. Библиотека. Читальный зал.

Упражнение 12

Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Образцы:

1. Печать (Л). Телевидение (Б). Средства массовой информации (С). Сопод­чинение (координация) (схема 1).

2. Старый {А). Молодой (б). Противоположность (контрарность) (схема 2). Отаоый (А). Нестарый (8). Противоречие (контрарность) (схема 3).

2. СТарЫЙ И). МОЛОДОЙ \Щ. I 1рОТИВО!ЮЛилгкл,ю \г\итриКп^.н, w,.~.,

3. Старый {А). Нестарый (8). Противоречие (контрарность) (схема 3).

Схема 1

Схема 2

Схема 3

12.1. Преступление. Преступление в сфере экономики. Преступление против военной службы.

12.2. Острый нож. Тупой нож.

12.3. Скромность. Зазнайство.

12.4. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура.

12.5. Виновность. Невиновность.

12.6. Человек с сильный характером. Слабохарактерный человек.

12.7. Честь. Бесчестье.

12.8. Дисциплинарное взыскание. Выговор. Замечание.

12.9. Зависимое государство. Независимое государство.

12.10. Субъект Российской Федерации. Республика Карелия. Крас­нодарский край..

12.11. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор.

12.12. Истец. Ответчик.

12.13. Прямая линия. Кривая линия.

12.14. Истина. Заблуждение.

12.15. Правда. Ложь.

Упражнение 13

Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.

13.1. Учебное заведение.

13.2. Наука.

13.3. Административное право­нарушение.

13.4. Спортивная игра.

13.5. Сделка.

13.6. Смычковый инструмент.

13.7. Художественная литера­тура.

13.8. Право.

13.9. Ученое звание.

13.10. Форма государственного правления.

13.11. Правонарушение.

13.12. Хищение чужого имуще­ства.

13.13. Культура.

13.14. Кризис.

13.15. Власть.

Упражнение 14

Подберите понятия, противоположные и противоречащие дан­ным.

14.9. Друг.

14.10. Скромность.

14.11. Революционер.

14.12. Прогрессивные реформы.

14.13. Верность.

14.14. Свобода.

14.15. Ответственность.

14.1. Законный.

14.2. Научный.

14.3. Бедный.

14.4. Холодный климат.

14.5. Легкая работа.

14.6. Красивый поступок.

14.7. Гармоничный.

14.8. Смелый.

Упражнением

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых схем.

15.1. Государство. Унитарное государство. Россия.

15.2. Ученый. Юрист. Общественный деятель.Глава 1. Понятие

15.3. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Исправи­тельные работы. Обязательные работы. Ограничение свободы.

15.4. Военнослужащий. Орденоносец. Танкист.

15.5. Верующий. Православный. Католик. Европеец.

15.6. Еженедельник. Периодическое издание. Газета.

15.7. Кража. Мошенничество. Разбой. Преступление против собст­венности. Грабеж.

15.8. Изобразительное искусство. Живопись. Графика. Скульптура.

15.9. Эрудиция. Невежество.

15.10. Метрополитен. Автобус. Городской транспорт.

15.11. Университет. Высшее учебное заведение. Академия.

15.12. Участник Великой Отечественной войны. Полковник. Генерал.

15.13. Отец. Сын. Внук.

15.14. Мать. Дочь. Сестра.

15.15. Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писатель.

Классик.

Упражнение 16

Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответ­ствующие этим отношениям.

Образец:

Организатор {А), Пособник (В). Соучастник преступления (С). - Отноше­ние соподчинения (схема 4).

1.3. Обобщение и ограничение понятий

Схема2

Схема 3

Схема 4

Схема 5

Схема 6

16.1. Действие. Бездействие. *

16.2. Древняя цивилизация. Цивилизация.

16.3. Судебный исполнитель. Шахматист.

16.4. Гуманный. Негуманный.

16.5. Воздушный флот. Авиация.'/

16.6. Обвиняемый, преданный суду. Подсудимый. '1

16.7. Народный. Антинародный.

16.8. Гражданское право. Трудовое право. Право.,

16.9. Артиллерист. Сержант.

16.10. Договор. Сделка. J

16.11. Глава государства. Президент. Монарх.

16.12. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший.

16.13. Пролог. Эпилог.

16.14. Принципиальность. Беспринципность.

16.15. Оправдательный приговор. Обвинительный приговор.

Date: 2016-05-13; view: 4716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию