Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратная сила закона (ретроактивность) -действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу

Общедозволительный тип правового регулирования – тип правового регулирования, по которому в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено.

Общественные отношения - это связи между людьми, социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности – эконом., социальной, политич., культурной.

Общественный порядок – 1) сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. 2) Общественный порядок определяется как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участ­никами общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие» (проф. В.В. Лазарев). Правопорядок представляет собой часть общественного порядка. Основное отличие от правопорядка – образуется под воздействием не только правовых норм, но и иных социальных норм – морали, обычаев, корпоративных норм, религиозных.

Общество - это продукт взаимодействия людей или совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни.

Объект правонарушения – 1)это вся система охраняемых законом объектов, предусмотренных законом. 2) признаются охраняемые законом ценности, интересы и блага, общественные отношение которым правонарушение причиняет вред либо создает угрозу причинения вреда.

Объект правоотношения -это то реальное благо, на достижение которого направлены субъективные права и обязанности.

Объективно противоправное деяние – деяние, при котором лицо, нарушая нормы права, наносит ущерб. Но иные элементы состава правонарушения – субъект или субъектная сторона – отсутствуют. Поведение малолетних, душевнобольных и прочее поведение недееспособных лиц, а также невиновные действия. Такое поведение не следует отождествлять с правонарушением, поскольку оно лишено таких признаков его состава, как субъект и (или) субъективная сторона.

Объективное право - выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределенному числу субъектов. Объективное право - это не право отдельно взятого человека. Наоборот, оно потому и именуется объективным, что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30 Конституции РФ так и записано: «…каждый человек имеет право на объединение...».

Обязывание – 3 способ правового регулирования -возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента России при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ), уплата налогов.

Оперативные нормы – нормы-инструменты, нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия.

Организация -это элемент социальной структуры общества, представляющая собой искусственно созданную социальную группу для достижения определенной цели. (Термин «организация» многозначен, он означает также процесс упорядочивания, «организовывания», а также степень внутренней упорядоченности элементов системы. Все три значения тесно связаны между собой).

Относительное правоотношение – такая правовая общественная связь, в которой конкретно (поименно) описаны обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

Отрасль права – 1) элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. 2) система принципов и норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасль – это наиболее крупное подразделение системы права. Каждая отрасль имеет свой круг регулируемых общественных отношений или предмет регулирования, что позволяет отличать одну отрасль от другой.

Официальное (легальное) толкование – юридически обязательное разъяснение правовых предписаний специально уполномоченными на то органами.

Официальное толкование норм права -это их уяснение и разъяснение. Уяснение понималось как «внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании» лица, толкующего норму, направленный на познание нормы и выявление ее смысла. Толкование права как разъяснение норм права - есть своего рода объективизация мыслительной деятельности по уяснению смысла нормы, доведение результата уяснения до адресатов.

Охранительные нормы -фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Переживание закона — 1) состояние, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может действовать в отношении определенных актов и обстоятельств. 2) когда нормативно-правовой акт утрачивает силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия.

Подзаконные акты –1)это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. 2) являются нормативные акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты делятся на: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов Российской Федерации, Нормативные акты региональных органов власти, Нормативные акты органов местного самоуправления, Нормативные акты предприятий, учреждений и организаций.

Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Так, горное, водное, лесное право – подотрасли земельного права, авторское, обязательственное, наследственное право – подотрасли гражданского права.

Позитивное право -это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Позитивное право - свобода или возможности, выраженные в законах государства, а также в других источниках права. Позитивное право складывается в результате правотворческой деятельности законодателей, судей, договаривающихся сторон. В итоге такой деятельности и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом. В современных условиях налицо глубокое проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, будучи закрепленными в позитивном праве, определяют смысл и содержание законов. Это позволяет говорить о том, что сформировалось новое качественное явление – естественно-позитивное право.

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Политика - искусство управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, касты, страты и т.д., а государственная власть функционирует именно в таком обществе. Следует считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, поскольку есть другие виды политической власти - власть политических партий, лоббистских группировок, клиентел и т.д.).

Политогенез – возникновение государства. Под генезисом (возникновением) государства понимают следующие процессы: возникновение государства как новой в истории формы организации человеческого общества; возникновение государства в результате политико-правовых революций, когда происходит смена общественного (конституционного) строя и смена формы государства формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима), а также смена названия государства (Россия в 1917 г.); возникновение нового государства в результате цессии (возникновение США в 1787 г. в результате объединения 13 бывших колоний Великобритании); возникновение нового государства в результате мирной сецессии (распад Чехословакии на Чехию и Словакию) или военной сецессии (распад Югославии, начиная с 1991 г.); возникновение нового государства в колониальной стране, освободившейся от власти государства-метрополии.

Правогенез – возникновение права и его развитие.

Порядок – 1) правильное налаженное состояние. 2) существующее устройство, режим.

Права гражданина -совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита.

Права личности -понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Права человека -имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Право – 1)это система формально определенных, общеобязательных правил поведения, направленные на урегулирование общественных отношений, обеспеченных государственным принуждением. 2) общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Правовая активность – 1) обусловленное социально-правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующееся реальным осуществлением правовых требований, принципов и установлений. 2) гражданская активность членов общества выражается в способности граждан (членов общества) самостоятельно достигать социально-значимые цели, а также защищать собственные интересы; Формальное правомерное поведение - это любое соответствие действий (бездействий) принципам и нормам права. Здесь не важно, что побуждало человека к правомерному поведению: страх наказания или желание подражать другим, а важен сам факт ненарушения принципов и норм. Активное правомерное поведение - это глубоко осознанное, инициативное, творческое поведение. Право для активного субъекта - благо, ценность, а действие в соответствии с ним - личное убеждение и внутренняя потребность.

Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина.

Правовая идеология - систематизированное, теоретическое осознание действительности. Понимаемая в данном случае как "систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества" <*>. С ее помощью происходит формирование и распространение правовых знаний на всех уровнях его социальной структуры, предпринимаются попытки блокирования негативных стереотипов в правовом сознании.

Правовая культура – 1)общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. 2) разновидность культуры вообще. Само понятие культуры широко и многопланово. Оно охватывает: совокупность созданных и создаваемых материальных и духовных ценностей: сооружения, машины, произведения искусства, образцы и нормы поведения, результаты и методы научных исследований; качественную характеристику уровня и степени развития общества; развитость человеческой личности. Сюда включаются знания, навыки, умения, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения. Учитывая, что правовая культура – вид культуры в целом, то и представления о ней не могут быть сведены к чему-то одному. Сложилось два основных подхода к пониманию правовой культуры: а) правовая культура общества, б) правовая культура личности (различных общностей людей – индивидов, групп, населения). Правовая культура – качественное состояние права, профессиональной юридической деятельности (юридической практики), законности и правопорядка, правового сознания и поведения личности.

Правовая психология -отражает общую настроенность и состояние правового развития данного общества, служит интеллектуальной и психологической основой функционирования его правовой системы.

Правовая семья – совокупность правовых систем, выделенных на основе общности возникновения – генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного сходства; общности принципов правового регулирования; единства терминологии, юр/категорий, систематизации норм права. Англосаксонская – Англия, США, Канада, Австралия, романо-германская - Европа, религиозно-правовая – есть госуд/религия ислам, индуизм, иудаизм, социалистическую – Китай, Вьетнам, обычного права – Африка.

Правовая система -это комплексная правовая категория, отражающая, по мнению большинства ученых, правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность. Ее предназначение состоит в отображении основных правовых явлений, существующих в конкретном административно-территориальном или национально-государственном образовании, их взаимных связей и отношений с основным, главным компонентом данной системы - правом в его нормативном закреплении. Понятие правовая система имеет существенное значение для выявления особенностей юридической жизни конкретного государства и поэтому достаточно активно используется в сравнительном правоведении. Обычно в его рамках применяется термин национальная правовая система, под которым некоторыми авторами понимается конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии конкретной страны (государства).

Правовое воспитание – 1) это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры. 2) систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение в обществе. Правовое обучение и правовое воспитание являются двумя сторонами единого процесса правового образования. Правовое образование делится на профессиональное и гражданское правовое обучение и воспитание. Первое – это подготовка юристов по программам высшего, среднего и начального профессионального образования. Второе – это правовое обучение и воспитание населения (граждан).

Правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет характерные для либеральной идеологии права и свободы граждан (А.Ф. Черданцев); правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (А.В. Малько) правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения отечественным либерализмом прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров); правовое государство – это государство, которое характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, которые гарантируют правовую защищенность и безопасность личности, активное и беспрепятственное использование принадлежащих ей прав и свобод (В.И. Червонюк); Из этих и других определений вытекает, что главная идея, принцип правового государства – обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Понятие «правовое государство» отражает политико-правовые свойства государств индивидуалистического типа, которые в других науках именуются открытыми обществами, буржуазно-демократическими государствами, промышленным типом общества.

Правовое принуждение - привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий или претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов. Государственное принуждение – это психическое, материальное или физическое воздействие органов государства и должностных лиц государства, облеченных властными полномочиями, с целью навязать свою волю и заставить действовать в соответствии с ней, а также в интересах государства и всего общества. Государственное принуждение осуществляется в двух формах: правовой и неправовой. Неправовая форма принуждения чревата произволом должностных лиц и государства в целом, характерна для антидемократических (авторитарных, тоталитарных, деспотических) режимов. Правовое принуждение основано на правовых нормах, в которых формально закреплены вид и мера принуждения со стороны государства, а также специальные процедуры, в которых принуждение осуществляется. Такое принуждение возможно обжаловать в независимые судебные органы, в случае если оно было незаконным, необоснованным, несправедливым. Разновидностей правового принуждения много: превентивные меры (профилактика), меры пресечения (задержание, привод) меры защиты (восстановление нарушенных прав), меры безопасности (досмотр пассажиров и багажа, реквизиция) и т.д.

Правовое регулирование – 1) осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. 2) это воздействие на поведение людей, общественные отношения с помощью специальных юридических средств, в целях их упорядочения в интересах свободного и справедливого развития личности и общества.

Правовое воздействие – это влияние на поведение людей посредством передачи правовой информации, формирования системы правовых ценностей, правового регулирования. Воздействие права на общественную жизнь разнообразно. Начинается оно с передачи и получения информации.

Правовой обычай -санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократной и длительной реализации. Правовой обычай – это общее правило, которое: санкционировано (признаётся) государством; не предусмотрено другими источниками права; имеет юридическую силу и влечёт юридические последствия; не противоречит Конституции, законодательству; обеспечено государством.

Правовой режим -представляет собой совокупность средств, способов и методов, при помощи которых осуществляется государственная (политическая) власть. Государственно-правовой режим выражает содержание и характер власти, складывающейся и осуществляемой государством (демократический, тоталитарный, авторитарный).

Правовой статус личности - положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное принципами и нормами права. Правовой статус личности прежде всего закрепляется в Конституции. Ядро правового статуса личности - права и свободы человека и гражданина. К другим элементам, входящим в структуру правового статуса личности, можно отнести: правосубъектность; юридические обязанности; юридическую ответственность; гарантии прав и свобод человека и гражданина; гражданство. Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Общий статус - это правовое положение лица как гражданина государства, закреп­ленный в конституции, Общий статус должен быть одинаковым для всех граждан. Специальный статус - это правовое положение отдельных, объединенных родовыми признаками категорий граждан (пенсионеров, участников войны, предпринимателей, инвалидов и т.д.). Специальный статус одних групп населения может отличаться от других групп, содержать разный объём прав, обязанностей. Индивидуальный статус - это правовое положение данного, конкретного лица. Его «наполнение» зависит от пола, возраста, семейного положения, должности, трудового стажа и т.п.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

Правомерное поведение — 1) есть качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности, отображающая их правомерный характер; это единичные или совокупные юридически значимые деяния, качество которых дает основание сделать вывод об их соответствии праву. 2) соответствующее принципам и нормам права полезное поведение.

Правонарушение - противоправное, виновно совершенное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред (либо создающее угрозу причинения вреда) охраняемым законом интересам личности, общества, государства.

Правоотношение - урегулированное принципами и нормами права общественное отношение, участники которого выступают в качестве носителей субъектов прав и обязанностей, обеспеченных обществом и государством.

Правопонимание -это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек.

Правопорядок - это такой порядок (состояние) в обществе и государстве, при котором все важнейшие общественные отношения, которые должны регулироваться правом им регулируются, и деятельность всех субъектов права точно соответствует требованиям правовых предписаний. Иными словами, правопорядок - сложившееся в результате реализации законности состояние упорядоченности общественных отношений, которое проявляется в систематическом, постоянном правомерном поведении их участ­ников.

Правосознание – 1) это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. 2) одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное (психическое) отношение людей к праву, юридической практике, правомерному и противоправному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему. Общественное сознание – это психическое отражение всех сторон окружающего нас мира.

Правоспособность - способность иметь права и обязанности на положительные (правомерные) действия.

Правосубъектность (праводееспособность) – 1) юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. 2) возможность иметь и осуществлять права и обязанности. Образно говоря, правосубъектность – это «право на право быть участником правоотношений». Поэтому правосубъектность надо отличать от «правового статуса», куда первая включается в качестве элемента. Различается общая правосубъектность и отраслевая, специальная. Общая правосубъектность – способность быть субъектом правоотношений в границах системы права в целом. Отраслевая правосубъектность – способность быть субъектом правоотношений той или иной отрасли права (уголовного, семейного, процессуального). Специальная правосубъектность – способность быть субъектом права в какой-то отдельной области отношений, например, отношения с участием только военнослужащих, депутатов, судей и т.д. Правосубъектность связана со способностью быть участником в позитивных правоотношениях. Она делится на: а) правоспособность и б) дееспособность или право-дееспособность

Правотворчество – 1) стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. 2) разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов - законов, эдиктов, указов, приказов, постановлений и т.д. 3) деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов.

Предмет правового регулирования - под ним понимается совокупность регулируемых общественных отношений. Отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего отраслевой принадлежностью (семейно-правовые, гражданско-правовые). Способы правового регулирования. К ним относятся: дозволение, запрещение, обязывание.

Предмет теории государства и права -основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Дисциплинарный проступок – это противоправное виновное неисполнение работниками (рабочими или служащими) своих трудовых обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка. Дисциплинарный проступок представляет на­рушение трудовой, воинской, учебной, финансовой или иной дисциплины.

Гражданский проступок - нарушение договорного обязатель­ства, деликт, неосновательное обогащение и другие действия, нарушающие нормы гражданского права.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, физического или юридического лица, за которое действующим административным законодательством предусмотрена административная ответственность.

Вина – это психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к своему противоправному действию (бездействию).

Презумпция – 1)предположение или суждение, принятое в качестве вероятного, пока не доказано обратное. Презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказанное иное в установленном законом порядке. 2)закрепленное в правовой норме предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, основанное на связи между ними и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Правовая аксиома - понимаются такие правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами – привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления.

Преступление – наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное Уголовным законом (преступлением признается виновно совершенное, общественно опасное деяние (действие или без­действие), запрещенное Уголовным законом под угрозой нака­зания (ст. 14 УК РФ).

Проступки -все деяния, которые не являются преступлениями именуются проступками, которые классифицируются применительно к отраслям права, соответст­венно выделяя административные проступки, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства.

Признак – особенность предмета, явления.

Применение норм права – 1) это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. 2) сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения права.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по организации осуществления права путём вынесения (совершения) индивидуальных актов.

Принуждение -привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий или претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, науки, политической организации.

Принцип разделения властей -это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - понимают руководящие начала, основные идеи, которые определяют порядок его построения и функционирования.

Принципы права - основополагающие начала, в концентрированном виде выражающие сущность и содержание права. Принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институтов. Общеправовые принципы пронизывают все право в целом. К ним относятся: принцип верховенства права; принцип законности; принцип уважения прав и свобод человека и гражданина; принцип справедливости (правды), торжества истины; принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод; принцип широкой доступности правовой информации лежит в основе права человека и гражданина знать свои права, свободы и обязанности; принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Межотраслевые принципы свойственны только тем отраслям, которые близки друг другу по содержанию (например, принцип состязательности характерен для процессуальных отраслей права). Отраслевые принципы отражают своеобразие конкретной отрасли права (принцип добровольности брачного союза). Принципы подотраслей либо институтов выражают своеобразие данных структурных подразделений системы права (например, беспрепятственного осуществления жилищных прав).

Принципы правотворчества -это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, п ринцип демократизма, связь с практикой.

Принципы юридической ответственности -основополагающие начала, универсальные требования к юридической ответственности, которые в своей совокупности обеспечивают достижение ее целей и реализацию функций. К принципам юридической ответственности относятся следующие: принцип законности; принцип равенства перед законом; принцип целесообразности; принцип справедливости ответственности.

Пробел в законодательстве -это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Простейшие формы реализации права (исполнение, использование, соблюдение) – ( непосредственная реализация права - правомерное поведение субъектов правоотношений, посредством которого завершается работа механизм правового регулирования, достигается определённый юридический результат, складывается правопорядок в обществе). Использование – форма реализации, которая выражается в осуществлении субъектами своих прав.Реализация прав, происходит, как правило, по инициативе и усмотрению управомоченных лиц и кроме как рамками закона, ничем не ограничена. Использование прав предполагает активное правомерное поведение (подача заявления в государственный орган и т.д.). Соблюдение правовых норм – форма реализации, которая предполагает воздержание от совершения действий, запрещённых юридическими предписаниями.Здесь поведение сообразуется с нормами запретами (например, нормами уголовного права). И отсюда, запрещающие нормы реализуются не тогда, когда кто-либо их нарушает, а когда субъекты воздерживаются от совершения предусмотренных ими действий. Исполнение – форма реализации, которая проявляется в действиях субъектов по осуществлению обязывающих норм права.При данной форме адресаты норм должны действовать активно. Только в таком случае обязывающие предписания могут воплотиться в реальную действительность. В частности, юридическая обязанность лица, назначенного экспертом, не может быть выполнена путём бездействия, необходимо совершение активных действий, а именно, подготовить и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

Методы обеспечения непосредственной реализации: Убеждение – воздействие на субъектов, опирающееся на научную обоснованность права, его гуманный, справедливый характер, творческую, созидательную направленность в целях побуждения их к правомерному поведения. Данный метод используется при проведении правового обучения и воспитания, правового просвещения, индивидуально-разъяснительной работы. Формируется уважение к закону под воздействием убеждения и в процессе рассмотрения юридических дел и т.п. Правовое поощрение – внешнее воздействие на субъектов, основанное на использовании закреплённых в нормативных актах разнообразных материальных, моральных и специально-юридических стимулов, в целях побуждения их к правомерному поведению. Материальные стимулы: выдача премий, награждение ценными подарками и т.п.; моральные: объявление благодарности, награждение почётной грамотой и т.п.; специально-юридические(например, обстоятельства смягчающие наказание – ст. 61УК РФ). Государственное (правовое) принуждение – это внешнее воздействие на субъектов, основанное на применении государственно-принудительных мер, в целях побуждения их к правомерному поведению. Конкретно такое воздействие проявляется в юридической ответственности, превентивно-принудительных средствах, мерах защиты и т.д. Государственное принуждение способно оказывать положительное воздействие на различные социальные группы субъектов: правонарушителей, лиц, склонных к правонарушениям. Для правомерно ведущих себя граждан принуждение выступает гарантией при нарушении их прав.

Процедура -официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Процесс -порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов.

Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательство на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, т.е. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.

Государственное (конституционное) право – отрасль российского права, устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право - отрасль российского права, регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, заключения и исполнения договоров (купли- продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.), авторства, изобретательства, наследования. Источник гражданского права - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право - отрасль российского права, регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Источником трудового права служит Трудовой кодекс РФ.

Семейное право - отрасль российского права, определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Административное право - отрасль российского права, регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделенный властными полномочиями. Источники административного права - Кодекс об административных правонарушениях и др.

Финансовое право - отрасль российского права, упорядочивает отношения в области бюджета, налогов, кредита, организации сберегательного дела, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. К источникам финансового права относятся Налоговый кодекс РФ, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Земельное право -отрасль российского права, регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ, Закон «О крестьянском (фермерском хозяйстве)».

Уголовное право - отрасль российского права, устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право - отрасль российского права, регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. К данной отрасли права относятся также принципы, нормы, регулирующие отношения в сфере деятельности арбитража и нотариата. Источники гражданского процессуального права: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Основы законодательства о нотариате РФ и др.

Уголовно-процессуальное право - отрасль российского права, регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по оперативно-розыскной деятельности, возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Правовые общности - самая крупная структурная единица внутри системы права, они включают в себя, отрасли, подотрасли, институты права. К ним относятся международное и национальное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Разрешительный тип правового регулирования -участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным.

Реализация – осуществление чего-либо, проведение в жизнь проекта, программы.

Реализация права 1) правомерное поведение субъектов правоотношений, посредством которого завершается работа механизма правового регулирования, достигается определённый юридический результат, складывается правопорядок в обществе. 2)осуществление требований юридических норм в поведении людей.

Регулирование – воздействие на что-либо с целью организации, упорядочивания.

Регулятивные нормы -устанавливают и подтверждают наличие или отсутствие субъективных прав и обязанностей участников правоотношения, определяют их объём и т.д. Регулятивныенормы направлены на упорядочение фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, посредством предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. Правообеспечительные нормы устанавливают средства стимулирования, охраны и защиты прав и свобод, меры правового принуждения к правонарушителям (поощрительные нормы, нормы, устанавливающие меру наказания).

Управомочивающая - норма, закрепляющая возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.);

Обязывающая – норма, закрепляющая обязанность совершать определенные положительные действия (защищать отечество, платить налоги, оплачивать проезд на пассажирском транспорте и т.п.).

Запрещающая - норма, закрепляющая обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, незаконно лишать свободы, грабить и т.п.).

Результаты толкования – итог уяснения подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Результатами толкования в зависимости от соотношения смысла нормы и ее текстуального выражения являются: Буквальное (адекватное) толкование - означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Большинство норм толкуется именно буквально. При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями «и т.д.», «и другие». При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Так, в ст. 34 Семейного кодекса РФ говорится, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью». Однако нередки случаи, когда супруги, не расторгнув брака, проживают раздельно (т. е. не всякое имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью).

Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Республика -это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок населением, имеющим избирательные права. Для республики характерно разделение власти как минимум на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Между этими ветвями власти существует так называемая система сдержек и противовесов, при которой в руках одного государственного органа не может быть сосредоточена вся полнота власти. Республики бывают президентскими, парламентскими (парламентарными) и смешанными (полупрезидентскими).

Санкция -часть нормы права, которая указывает на последствия, наступающие за действие (бездействие). Последствия могут быть позитивные и негативные. Словесная формулировка структуры нормы права может быть выражена так: «если – то – соответственно». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиции; «соответственно»— санкция.

Светское государство — духовная и светская власть разделены.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности.

Свойство – философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим, с которыми она вступает во взаимодействие.

Семья правовых систем -это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность.

Система законодательства -совокупность правовых актов, являющихся формой внешнего выражения правовых норм.

Система права – 1) это внутреннее строение структурных элементов права. 2) объективно существующее внутреннее строение права, которое выражается в единстве и взаимосвязанности его структурных элементов. Это сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями, взаимоотношениями.

Соблюдение правовых норм – форма реализации, которая предполагает воздержание от совершения действий, запрещённых юридическими предписаниями.

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность по их упорядочиванию, приведению в единую, согласованную систему.

Состав правонарушения –совокупность указанных в законе объективных и субъективных признаков, которая необходима и достаточна для отграничения, во-первых, правонарушения от иных отклонений от правопорядка, иных видов юридически значимого поведения и, во-вторых, позволяет разграничить между собой различные виды правонарушений. Конструкция «состав правонарушения» охватывает четыре элемента (признака): 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторона. При отсутствии хотя бы одного призна­ка состава конкретного правонарушения отсутствует основание юридической ответственности.

Состав правоотношения (субъеты, объекты, содержание) - это его внутреннее строение, совокупность ряда элементов, без которого правоотношение не может состояться. В состав правоотношения входят субъект правоотношения, содержание правоотношения, объект правоотношения, юридические факты. Субъекты правоотношения – участники, между которыми складываются субъективные права и обязанности. В правоотношении одна сторона – носитель прав (управомоченная), другая - носитель обязанностей (обязанная) Учитывая подвижность, динамику правоотношения, права и обязанности могут переходить от одной стороне к другой. Содержание или из чего состоит правоотношение. Набор элементов зависит от того, какое имеется в виду содержание: материальное или юридическое. Материальное содержание раскрывает фактическое (реальное) поведение людей. Юридическое содержание – раскрывает каким может быть (субъективные права) и каким должно быть (субъективная обязанности) поведение. Субъективное право – мера свободного поведения конкретного лица (управомоченного), обеспеченная обязанностями других лиц и государством. Субъективная обязанность – мера должного поведения конкретного лица, осуществляемая в соответствии с требованиями управомоченного и в его интересах. Объект правоотношения – это то реальное благо, на достижение которого направлены субъективные права и обязанности.

Социалистическое государство - возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Социальная власть -это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Социальная организация - это элемент социальной структуры общества, представляющая собой искусственно созданную социальную группу для достижения определенной цели.

Право как социальный институт есть система правил поведения, содержащаяся в формальных юридических источниках, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с признанными в данном обществе ценностями и идеалами и обеспеченных в своем действии государством, в т.ч. его принудительной силой.

Социальное регулирование – для согласования интересов (индивидуальных, коллективных, общих), упорядочения взаимосвязей и разрешения конфликтов в обществе необходимо организующее воздействие на них, т.е. соц/регул-е. Целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения.

Социальное управление в обществе -есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества.

Социальные нормы -это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом. Это традиции, обычаи, моральные, религиозные, правовые, корпоративные нормы и другие.

Социальный (политический) институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации и деятельности людей. Социальный институт состоит из: 1) системы социальных связей (т.е. структуры, организации); 2) системы общепризнанных ценностей (коллективных верований, представлений); 3) системы социальных норм, регулирующих деятельность структуры. Социальный институт существует для организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их потребностей.

Способы правового регулирования (управомочение, обязывание,запрет): специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых отношений. Первый способ (дозволение) – закрепление за субъектами прав (возможностей). Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц. Второй способ (запрещение) – установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ). Третий способ (обязывание) – возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента России при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

Способы–приемы толкования -представляют собой важнейший элемент структуры толкования норм права. Способ толкования – понятие более емкое, включающее в себя ряд технических приемов и средств познания. Прием же означает конкретное познавательное действие (например, анализ, сравнение, аналогия). Результат толкования воплощает в себе всю множественность операций и действий, приемов и способов, интеллектуально-волевое усилие субъектов толкования норм права. По существу, результатом толкования является установление смысла правовой нормы. И, наконец, форма толкования норм права. Она представляет собой некую объективизацию результата толкования. Важнейшее свое выражение форма толкования находит в интерпретационном акте (в случае официального толкования).

Структура общества -внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм.

Структура юридической нормы – понимают такое ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, в которой отражается способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов. Структурными элементами нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Субординация – подчинение по вертикали в аппарате.

Субъект правонарушения -признается деликтоспособное физическое лицо или организация, являющаяся субъек­том права.

Субъективная сторона правонарушения -или психическое со­стояние лица в момент совершения правонарушения, воплощена в понятии вины правонарушителя.

Субъективное право - закрепленная за уполномоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лиц мера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица в конкретном правоотношении.

Судебный прецедент -решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила.

Сущность – самое главное, решается вопрос о гос/власти – кому принадлежит и в чьих интересах осуществляется.

Сущность государства -это главное в нём, определяющее его назначение и функционирование.

Табу – запрет.

Теория гос-ва и права как наука -это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

Теория гос-ва и права как учеб/дисциплина -это курс науки теории государства и права, который преподается в средних специальных и в высших учебных заведениях. Этот курс может быть разным по объему и включать в свой состав разное количество вопросов, которые должен изучить студент.

Тип гос-ва и права -это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств и права данной группы.

Типология государства – (можно рассматривать как разновидность классификации) – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств. Одновременно типология государств – это результат процесса познания, представленный системой типов государств.

Толкование (интерпретация) права – это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Требования законности — это юридические инструменты воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Законность – требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

Принципы законности — это основополагающие требования, на которых базируется законность, реализация которых обеспечивает ее эффективность. В литературе предлагается различное количество и наименование принципов законности

Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, в которой части (территории) государства не обладают признаками государственности. Такие государства делятся на административно-территориальные единицы (области, провинции и т.д.). В зависимости от объёма предоставленных полномочий различают унитарные централизованные и децентрализованные государства. Централизованные унитарные государства характеризуются управлением из центра или через назначенных центром чиновников. Децентрализованные унитарные государства характеризуются широким объёмом полномочий, предоставленных отдельным территориям и хорошо развитым местным самоуправлением.

Учредительные нормы -отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Фактический состав -совокупность не­обходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношения юридических фак­тов называют «юридическим (фактическим) составом».

Федерация – это такая форма государственного устройства, при которой части государства (субъекты) обладают признаками государственности. Отношения между федеративным государством и его частями закрепляются в юридических источниках. Чётко распределяется компетенция между федерацией и субъектами федерации. Законодательные акты могу приниматься не только федеральными органами, но и органами субъектов федерации. Вся система государственных органов строится как минимум по двухзвенному принципу (органы власти федерации и субъектов федерации).

Форма гос-ва – обозначает структуру государства. Форма государства отражает такие его аспекты как принципы построения государственной власти, способы образования и взаимодействия высших государственных органов, методы осуществления властных полномочий.м Обычно выделяют три основных элемента из которых складывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Форма правления - отражает основные закономерности организации верховной государственной власти в стране. Она показывает как формируются высшие государственные органы, как между ними распределяются полномочия, определяет принципы их взаимоотношений между собой.Различают две формы правления: монархия и республика.

Формальная определенность права – признак права, означает, что нормы права закреплены в офиц/ письменных источниках. Это документальное выражение его со­держания в источниках права, создаваемых гражданами, органами ме­стного самоуправления, органами государства, а также международными организациями(например, Генеральной Ассамблеей ООН).

Формы реализации функций государства – понимаются однородные по своим внешним признакам виды деятельности государства по осуществлению его функций, т.е. процедурно-процессуальная сторона деятельности государства и его органов. Осуществление функций государства происходит в правовой и организационной формах. Правовая форма реализации функций государства – это деятельность государства, которая влечёт правовые последствия. Она включает в себя правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность. Организационные формы осуществления функций государства состоят в выполнении мероприятий, обеспечивающих решение стоящих перед обществом и государством задач. К организационным формам относятся подготовительные мероприятия, разработка проектов, их оценка, разъяснительная работа, и т.д.

Форма права - это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права. Первая непосредственно связана с содержанием права, есть сама организация содержания, его структуры, составляющих её элементов. «Строительным материалом» для организации внутренней структуры права служат нормативные регулятивные средства: принципы, цели, задачи, нормы права и т.п. Принципы, нормы права распределяются по институтам, подотраслям, отраслям права. Отсюда важность построения их системы, выявления места и назначения её составляющих. Только при этом условии возможно концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.

Формы реализации права - обусловленные природой юридических норм способы их осуществления в фактическом правомерном поведении субъектов.

Функции государства - это основные направления его деятельности по реализации стоящих перед данным государством задач.

Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях придания им необходимой стабильности и динамизма.

Функции теории гос-ва и права -это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой.

Ценность – положительная и отрицательная значимость объектов окружающего мира, определяемая их вовлеченностью с сферу человеч/жизнедеят-и, интересов и потребностей.

Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая субъективную окрасу.

Убеждение есть метод активного воздействия на сознание и волю людей посредством идей, ценностей, знаний, информации, с целью формирования взглядов, убеждений, установок, основанных на понимании сущности и целей государственной власти.

Юридическая обязанность – 1) предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правового отношения. 2) Общая мера должного поведения.

Юридическая ответственность - особая мера правового принуждения, применяемая за совершение правонарушения в установленном процессуальном порядке и заключающаяся в предусмотренных законом принудительных лише


<== предыдущая | следующая ==>
Classification of Verbs | Модальным является интервал, имеющий наибольшую частоту!!!!!!!!!

Date: 2016-05-16; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию