Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающихся 9-х классов





Инновационный проект

 

 

Активизация процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения

 

Сфера реализации: организация проектной деятельности.

Организация заявитель: МОУ гимназия № 13 г. Томска

Руководитель проекта: Яблуновская Л.В., директор.

Организаторы проекта: Баянова Т.А., педагог-психолог,

Лобастова М.П.., зам. директора по НМР, Юдина Н.Н.., зам.директора по ВР.

База выполнения проекта:

классы: 9 А, 9 Б, 9 В, 9 Г, 10 А, 10 Б, 10 В

предметы: «Основы социализации личности», «Основы проектирования».

элективные курсы: «Планирование карьеры», «Промышленные предприятия г. Томска», «Дизайн интерьера», «Гражданское право».

внеурочная деятельность.

Количество участников: педагогов - 12, обучающихся - 580.

Сроки выполнения проекта:

начало: ноябрь 2006 г.,

окончание: декабрь 2011.

продолжительность: 5 лет.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время конкурентоспособный специалист должен отличаться не только высоким уровнем професссионализма, но и социально-психологической компетентностью: умением работать с людьми, принимать решения, самостоятельно планировать свою деятельность и предвидеть результат. В условиях предпрофильного и профильного обучения развитие социально-психологической компетентности помогает обучающимся сделать осознанный выбор профиля и будущей профессии. Высокую эффективность в развитии социально-психологической компетентности имеет экспериенциальное обучение, то есть обучение в процессе практики, рефлексии над своими поступками и действиями и над поступками и действиями окружающих.

Цель данного проекта - активизировать процессы самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся 9-10 классов через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения.

Задачи проекта:

  • разработать и апробировать мотивационные, содержательные и организационные условия моделирования и проектирования профессиональной деятельности в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения общеобразовательной гимназии;
  • разработать и внедрить мониторинг осознанности выбора профиля обучаюищмися;
  • совершенствовать психолого-педагогическое и методическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения;
  • содействовать распространению и апробации положительного опыта на городском и региональном уровне.

Моделирование профессиональной деятельности средствами интеграции проектной деятельности, учебного курса «Основы социализации личности», и воспитательного пространства (внеурочной деятельности) гимназии № 13 показало, что данная технология способствует позитивной динамике развития потребности обучающихся в самопознании, самоопределении и самореализации и помогает им подойти к выбору профиля и дальнейшего профессионального будущего более осознанно.

Мы считаем, что обучающиеся не только могут участвовать в готовых, смоделированных учителем профессиональных ситуациях, играх, пробах, но и сами проектировать подобные ситуации. Метод проектов, получивший в последнее время широкое распространение в мире в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения, использован нами для организации профориентационной работы.

Введенный в 2006-07 году учебный курс «Основы проектирования» направлен на получение обучающимися теоретических знаний о проекте, его типах, о специфике и структуре проектной деятельности; на развитие практических навыков проектирования: разработка идеи проекта до уровня проекта; планирование и реализация проекта; представление и защита проекта, подготовка отчета о его реализации, результатах проектной деятельности.

Наиболее активные и успешные участники реализуют полученные в ходе проекта знания и навыки на различных районных, городских и областных мероприятиях и конкурсах.

Психологическое обеспечение проекта состоит в:

- диагностике интересов, склонностей и способностей обучающихся с учетом выбранных профессий;

- разработке рекомендаций по моделированию профессиональной деятельности на основе возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся,

- создании условий для рефлексии участников проекта,

- диагностике результативности данного проекта.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2005 году в структуре факультативного курса «Основы социализации личности» были использованы рекомендации методического пособия «Введение в профиль», разработанного в ЦДОД «Планирование карьеры», а также найдены новые варианты моделирования профессиональных ситуаций. Результаты итогового анкетирования показали, что такая форма работы интересна обучающихся, активизирует процессы самоопределения и самопознания. Большинство опрошенных ставит на первое место по значимости моделирование профессиональных ситуаций и профориентационные игры (85%). На втором месте по предпочтению тесты на выявление способностей и особенностей интеллекта – 44%, и на третьем месте - игры на знание профессий (24%). Наименее востребованными оказались такие формы как написание реферата о профессии и подготовка сочинения о своих жизненных планах и профессиональных намерениях (3%). Около 40% опрошенных изъявили желание участвовать в профориентационной деятельности во внеурочное время, 30% затруднились ответить на данный вопрос, и 32% ответили отрицательно (см. приложение 1).

Данная работа оказала определенное влияние на процесс выбора профиля. Как показали исследования, проведенные в текущем учебном году, 85% обучающихся профильных классов выбрали профиль, соответствующий их типу мышления, 83% их интересам и склонностям (см. приложение 2).

Тем не менее, проблемы выбора профиля, будущей профессии являются по-прежнему актуальными для обучающихся старшего звена. Эти проблемы ставят перед нами задачу поиска новых форм профориентационной работы, направленной на активизацию процессов самопознания и самоопределения, на формирование осознанного выбора обучающимися дальнейшей образовательной траектории.

Моделирование профессиональной деятельности в условиях классно-урочной системы существенно ограничивает возможности, а главное результативность ее проведения. Во-первых, специфика многих профессий требует условий, которые невозможно организовать в ходе урока. Во-вторых, практически исключается возможность выполнения конкретного практического задания по запросу реального заказчика, что могло бы существенно повысить значимость деятельности обучающихся. В-третьих, невозможно осуществлять деловые контакты между обучающимися разных классов, которые могут способствовать развитию деловых и организаторских качеств.

Традиционно внеурочная деятельность гимназии богата событиями, которые могут стать площадкой для моделирования профессиональных ситуаций: День здоровья, День самоуправления, День детства, выборы в совет старшеклассников, издание газеты «Грамотейка» и журнала «Гуманитарий», экономическая игра «Тринландия», научное общество гимназистов, декады психологии и других общеобразовательных предметов и т.п. Выполняя определенную роль в данных мероприятиях, обучающиеся могут приобрести опыт и знания в отдельных видах профессиональной деятельности. Важно только организовать сответствующим образом анализ своих действий и действий окружающих. Такая форма обучения носит название – экспериенциальная.

Экспериенциальное обучение – это обучение в процессе практики, точнее рефлексии либо над своими действиями и поступками либо над действиями и поступками окружающих нас людей. Для организации такого обучения необходимы практические задания, игры, смоделированные ситуации, которые помогают обучающимся пережить какой-либо опыт, обсудить его и сделать необходимые для себя выводы. Одной из форм экспериенциального обучения является моделирование профессиональной деятельности.

В данном проекте под моделированием профессиональной деятельности мы понимаем выполнение обучающимися некоторых профессиональных действий, не требующих специальной профессиональной подготовки, но формирующих представление о содержании той или иной профессии. Моделирование может проходить в форме ролевой профориентационной игры, решения профессиональной ситуации, профессионального события, профессиональной пробы.

Ролевая профориентационная игра – игровое взаимодействие в соответствии с выбранной ролью для решения определенных профессиональных задач.

Профессиональная ситуация – затруднение, которое может возникнуть у представителя одной или нескольких смежных профессий, связанное, в основном, с общением с людьми.

Профессиональное событие – это значимый элемент профессиональной деятельности, включающий в себя некоторое подведение итогов и оценку профессионального мастерства (например, собеседование при приеме на работу, конкурс «Лучший по профессии», конкурс на лучший результат профессиональной деятельности и т.п.)

Профессиональная проба в нашем проекте будет состоять из трех компонентов: изучение профессии; выполнение смоделированных ситуаций или практических заданий; рефлексия собственных действий и поступков или действий и поступков других людей.

Использование вышеперечисленных форм в образовательном процессе способствует реализации идей экспериенциального обучения и активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся.

Процесс самопознания мы понимаем как изучение человеком себя, своих личностных особенностей, интересов, познавательных способностей.

В самоопределении мы считаем главным индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на конкретном этапе жизни субъекта, в данном случае наиболее значимым является профессиональное самоопределение обучающихся.

Основным критерием самореализации мы считаем осознание смысла жизни, своей общественной ценности.

В процессе реализации проекта обучающиеся не только участвуют в готовых, смоделированных учителем профессиональных ситуациях, играх, пробах, но и сами проектируют подобные ситуации. Метод проектов, получивший в последнее время широкое распространение в мире в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения, использован нами для организации сопровождения профильного обучения. Участие обучающихся в создании, презентации и реализации собственных проектов профессиональных ситуаций, проб и событий способствует повышению уровня социальной адаптации вследствие развития одного из ее главных компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности. Активизируется познавательная самостоятельность и активность, создаются условия для личностного и профессионального самоопределения, формируются умения и навыки планирования, организации и контроля собственной деятельности, повышается социально-психологическая компетентность в условиях группового взаимодействия.

Для реализации проекта в МОУ гимназии № 13 имеются определенные материальные и технические ресурсы. Имеется два компьютерных класса с подключением к Интернет, актовый и спортивный залы, классы для занятий музыкой, хореографией, рисованием, прикладным творчеством, кабинеты, оборудованные интерактивными досками, библиотека, мини-типография, аудио-, видео- и другая мультимедийная техника, музыкальные инструменты и т.д. (см. приложение 3).

Гимназия располагает квалифицированными педагогическими кадрами. Всего в гимназии работает 91 педагог, среднее специальное образование имеют 18 педагогов, высшее - 73, ученую степень –2. Высшая категория присвоена 34 педагогам, первая – 21, вторая – 24. Имеет звание «Заслуженный учитель РФ» один педагог. Награждены значком «Отличник народного просвещения» 12 педагогов, награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ – 22. Шесть педагогов, участвующих в проекте имеют высшую квалификационную категорию, пять – первую и один педагог – вторую.

В ходе выполнения данного проекта будет разработана педагогическая технология, способствующая активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1.1. Постановка проблемы

В Постановлении Правительства РФ от 09.06.2003. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования» говорится о том, что эксперимент по внедрению профильного обучения направлен на «апробацию нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающимися будущей профессии».

С введением профильного обучения возникла необходимость более раннего профессионального самоопределения. Современные ученики поставлены в ситуацию выбора своего профессионального будущего уже после окончания 9-го класса. До сих пор эта проблема касалась лишь той части обучающихся, которая после окончания неполной средней школы продолжала обучение в профессиональных училищах, лицеях и техникумах. Обучающиеся, поступающие в 10-й класс, имели еще некоторый период времени для окончательного самоопределения и выбора будущей профессии и образовательного заведения.

В современном индустриальном обществе условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентаций, жизненной философии. В период автоматизации и интеллектуализации производства возникает потребность в представителях гибридных и сквозных профессий, которые могут трудиться во многих отраслях экономики. На первый план выдвигаются новые измерения трудовой деятельности людей: свободный поиск, риск, маневренность и оперативность в принятии решений.

Поэтому цель подготовки специалиста должна быть связана не только с формированием навыков деятельности, но и личностных характеристик будущих профессионалов. Образование становится направленным на усвоение широких, выходящих за рамки узкой специализации знаний и тесно связано с приобретением практических навыков и умения работать с людьми. Эти изменения требуют от педагогов и обучающихся нового осмысления задач профессионального самоопределения.

Выбор профиля в 9-ом классе предполагает развитие у обучающихся умения оценивать свои способности исходя не из конкретной профессии, а ряда профессий, объединенных сходными чертами, например: гуманитарное, экономическое, политехническое, филологическое, естественно-научное, физико-математическое направление.

Оставив задачу формирования специальной профессиональной компетентности учреждениям профессионального образования, школа должна взять на себя задачу развития социально-психологической компетентности обучающихся: знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения; пути развития и совершенствования личностных качеств.

Как показывает педагогическая практика, наибольший обучающий эффект достигается в том случае, когда имеется возможность приобрести определенный опыт и знания в процессе выполнения практических действий и последующего анализа проделанной работы. Моделирование профессиональной деятельности создает возможность приобрести определенные поведенческие навыки, соответствующие определенному типу профессий, практику делового общения и взаимодействия, оценить собственные склонности и возможности в отношении того или иного вида профессиональной деятельности.

К сожалению, современное образовательное пространство имеет мало возможностей для организации практического профессионального обучения школьников. Введение эксперимента по профильному и предпрофильному обучению не обеспечило законодательно оформленного взаимодействия общеобразовательных учреждений с предприятиями и фирмами, которое могло бы обеспечить практику на «рабочем месте».

 

Так, например, исследования, проведенные в гимназии в текущем учебном году показали, что 85% обучающихся профильных классов выбрали профиль, соответствующий их типу мышления, 83% их интересам и склонностям. Только незначительное количество гимназистов испытывает высокую тревожность по отношению к профильному обучению и элективным курсам (8% и 7% соответственно).

Вместе с тем только 44% процента выпускников 9-х классов подошли к проблеме построения своей дальнейшей образовательной траектории с высокой степенью осознанности (см. приложение 3). Если сопоставить намерения обучающихся 11-х классов и реальную картину поступления, то можно увидеть, что 42% не смогли добиться реализации своих планов. Отчасти, это может быть вызвано недостаточными представлениями о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, и неадекватной оценки своих способностей.

Эти проблемы ставят перед нами задачу поиска новых форм профориентационной работы, направленной на активизацию процессов самопознания и самоопределения, на формирование осознанного выбора обучающимися дальнейшей образовательной траектории.

 

1.2. Цель и задачи проекта

Цель проекта -активизировать процессы самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения.

 

Задачи проекта:

  • разработать и апробировать мотивационные, содержательные и организационные условия моделирования и проектирования профессиональной деятельности в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения общеобразовательной гимназии;
  • разработать и внедрить мониторинг осознанности выбора профиля обучающимися;
  • совершенствовать психолого-педагогическое и методическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения;
  • содействовать распространению и апробации положительного опыта на городском и региональном уровне.

 

Цели и задачи проекта предполагается реализовать последовательно в течение пяти этапов.

Первый этап – организационный. Сроки: ноябрь – декабрь 2006 г.

Второй этап – апробация технологий. Сроки: январь 2006 – май 2007 г.

Третий этап – коррекционный. Сроки: июнь 2007 – март 2008 г.

Четвертый этап – аналитический. Сроки: апрель – декабрь 2008 г.

Пятый этап – внедренческий. Сроки: январь 2009 – декабрь 2011 г.

 

1.3.Описание проекта

Цели и задачи проекта последовательно реализуются через ряд конкретных мероприятий, единых для всех участников проекта.

Теоретической базой выполнения проекта являются учебные и элективные курсы «Основы социализации личности», «Основы проектирования», «Гражданское право», «Промышленные предприятия г. Томска, «Дизайн интерьера», «Планирование карьеры».

На занятиях курса «Основы социализации личности» для обучающихся 9-х классов проводится работа по моделированию профессиональной деятельности. Программа курса основана на методических рекомендациях ЦДОД «Планирование карьеры» и включает в себя практические задания, профориентационные ролевые игры, соответствующие профессиям, входящим в политехнический, гуманитарный и художественный профили (см. приложение 4).

Подготовка к политехническому и гуманитарному профилю ведется с учетом образовательного запроса обучающихся и родителей. Художественного профиля в гимназии пока нет, но специфика нашего учреждения такова, что 41% выпускников имеют дополнительное эстетическое образование: хореографическое, музыкальное, художественное и т.п. Поэтому профессии данного направления интересны и востребованы обучающимися.

Курс «Основы проектирования» включает в себя теоретические знания и представления о проекте, и его типах, о специфике и структуре проектной деятельности; а также направлен на развитие практических навыков проектирования через самостоятельное обоснование выбора темы и типа проекта; разработку идеи проекта до уровня проекта; планирование и реализацию проекта; представление и защиту проекта, отчета о его реализации, результатах проектной деятельности (см. приложение 5).

Одним из условий реализации проекта является постоянное взаимодействие участников, обмен опытом, коррекция действий каждого участника.

В качестве основных участников проекта выступают:

1) администрация гимназии. Она создает организационные условия проекта; разрабатывает программу психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения через моделирование профессиональной деятельности.

2) педагоги, которые оказывают консультативную и организационную помощь обучающимся; разрабатывают и совершенствуют методическое обеспечение сопровождения предпрофильного и профильного обучения.

3) обучающиеся 9-10 классов. Они участвуют в смоделированных педагогами профессиональных ситуациях, разрабатывают собственные проекты; дают оценку собственной деятельности и деятельности других участников проекта.

На пятом этапе к проекту присоединяются педагоги других школ и учреждений дополнительного образования, заинтересованные в изучении данного опыта и внедрения его на своей площадке.

На первом этапе реализации проекта для обучающихся проводятся занятия по программе курсов «Основы социализации личности» и «Основы проектирования» в соответствии с учебным планом и программой.

Курс «Основы проектирования» спланирован таким образом, что после ряда теоретических занятий проводится семинар (см. приложение 6), на котором перед обучающимися ставится задача проектирования элементов профессиональной деятельности. Участники делятся на группы, каждая из которых создает свой проект, моделирующий профессиональную ситуацию по одной или нескольким смежным профессиям.

Как показал опыт проведения таких семинаров, наиболее интересным для обучающихся является моделирование профессиональных событий: конкурс фотографий, подготовка спектакля, конкурс на лучший дизайн. Также обучающиеся разрабатывают профессиональные пробы.

К разработке проектов привлекаются консультанты из числа педагогов, родителей, социальных партнеров гимназии. Отличительной особенностью проектной деятельности обучающихся гимназии является ее социальная направленность. Многие проекты помимо основной цели – осознание правильности выбора профессии, содержат в себе реальные предложения по изменению окружающей предметной среды гимназии или социальной ситуации.

Для педагогов организуются учебные курсы по проектированию с помощью ОГОУ Регионального Центра развития образования г. Томска (РЦРО). Проводятся семинары, на которых обсуждаются и разрабатываются формы представления проектов обучающимися и критерии их оценки.

Завершающим мероприятием данного этапа является школьный конкурс проектов, на котором лучшие проекты получают финансовую поддержку администрации гимназии. Кроме того, лучшие проекты выдвигаются на районные, городские и областные конкурсы социальных проектов.

Второй этап – это реализация проектов, получивших поддержку на школьном и городских конкурсах. Ведущую роль здесь играют педагоги - участники проекта, которые помогают смоделировать ситуацию профессиональной деятельности и способствуют рефлексии и осознанию деятельности участников проекта. К участию в проекте привлекаются не только авторы проекта, но и другие обучающиеся из 9-10-х классов, которым интересна данная профессиональная деятельность. На втором этапе проводится презентация результатов выполненных проектов и оценка их эффективности.

Итоговым мероприятием второго этапа является организация «круглого стола», на котором происходит обсуждение участниками собственной деятельности и деятельности других участников проекта. По итогам второго этапа выпускается сборник рефлексивных отчетов участников проекта.

Не все созданные обучающимися проекты могут быть реализованы, поскольку это зависит, прежде всего, от качества проекта, заявленной темы, условий организации, интереса других обучающихся к проекту. Для таких групп проводятся дополнительные консультации по проекту, рассматриваются возможности доработки или изменения проекта в следующем учебном году.

Третий этап – это повторение второго этапа в следующем учебном году с привлечением новых групп обучающихся с учетом всех выявленных в ходе обсуждений недоработок. На третьем этапе разрабатываются и внедряются новые элективные курсы с учетом интереса обучающихся к отдельным профессиям.

Четвертый этап необходим для анализа проведенной деятельности, поэтому в него включен диагностический блок. Для анализа результативности проекта должны использоваться те же методики, что и на первоначальном этапе. Также на четвертом этапе предполагается обратить внимание на здоровьсберегающую направленность профориентационной работы.

Пятый этап позволит распространить полученный опыт на городском и областном уровне. На этом этапе предполагается создание проблемно-творческой группы на городском уровне по решению проблем организации профессионального самоопределения обучающихся через проектирование и реализацию профессиональных проб. Также будет создана федеральная площадка для научно-методического обоснования и распространения полученного опыта.

 

1.4.Ожидаемые результаты

 

  1. Активизированы процессы самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся 9-10-х классов через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения:
    1. участники проекта расширили свои знания об особенностях различных профессий;
    2. обучающиеся знают свои индивидуальные особенности, и умело соотносят их с выбором будущей профессиональной деятельности,
    3. обучающиеся проявляют активность и инициативность в процессе реализации собственных проектных замыслов, при участии в моделировании профессиональной деятельности, в ролевых профориентационных играх, в конкурсах и конференциях по профориентации;
    4. участники проекта сохраняют положительное эмоциональное отношение и интерес к профилю и элективным курсам.
  2. Разработаны и апробированы мотивационные, содержательные и организационные условия моделирования и проектирования профессиональной деятельности в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения общеобразовательной гимназии:
    1. определены необходимые кадровые и материально-технические ресурсы для качественной реализации проектной цели и задач,
    2. разработана программа привлечения участников проекта – педагогов и обучающихся к участию в процессе моделирования профессиональной деятельности.
    3. разработаны формы интеграции проектной деятельности, учебного курса «Основы социализации личности» и воспитательного пространства (внеурочной деятельности) гимназии № 13.
  3. Разработан и внедрен мониторинг осознанности выбора профиля и будущей профессии обучающимися:
    1. разработаны показатели осознанности выбора профиля и будущей профессии,
    2. разработаны критерии для оценки степени осознанности выбора;
    3. мониторинг выявил устойчивую положительную динамику показателей осознанности выбора профиля у обучающихся – участников проекта.
  4. Усовершенствовано психолого-педагогическое и методическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения:
    1. разработаны программы элективных курсов,
    2. оптимизирована программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения.
    3. усилена здоровьсберегающая направленность психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения.
  5. Опыт работы по активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся 9-10-х классов через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения получил научно-методическое обоснование и успешно реализован в других образовательных учреждениях:
    1. опубликовано методическое пособие по данной теме;
    2. опыт работы успешно представлен на городских, областных, региональных научно-практических конференциях;
    3. получены положительные отзывы от учреждений основного и дополнительного образования.

1.5. План реализации проекта

Этап Задачи Мероприятия Сроки реализации Ответственный
организационный 1.Обучить участников проекта навыкам проектной деятельности. 2.Повысить информированность участников проекта о профессиях. 3.Привлечь необходимых партнеров для организации профессиональных проб Учебный курс «Основы социализации личности» - 9 классы (1 час в неделю) Учебный курс «Основы проектирования» - 10 классы (1 час в неделю) Элективные курсы по выбору – 9-10 классы Начальная диагностика (9-10 классы). Обучение педагогов на курсах по проектной деятельности (РЦРО) Семинары для педагогов по разработке общей схемы подготовки и реализации проектов, связанных с моделированием профессиональных ситуаций. Обучающие семинары для 10-х классов по разработке идеи мини-проектов, связанных с моделированием профессиональных ситуаций. Сбор обучающимися информации о профессиях через факультативы, элективные курсы, библиотеку и.т.п. Школьный конкурс проектов. Заключение договоров с организациями, согласными принять участие в организации профессиональных проб.   ноябрь – декабрь 2006 г.   Баянова Т.А. Аникина Н.Г.. Преподаватели элективных курсов
Апробация технологий 1.Создать условия для реализации мини-проектов. 2.Выработать рекомендации для коррекции дальнейшей работы. 3.Выделить из числа участников активных лидеров и организаторов и подготовить их к участию в городских и областных мероприятиях и конкурсах. Моделирование профессиональных ситуаций в рамках учебного курса «Основы социализации личности» (в соответствии с программой). Моделирование профессиональной деятельности во внеурочных мероприятиях: - экономическая игра «Тринландия»; - День самоуправления; - День детства; - Выборы в совет старшеклассников; - День здоровья; - Научное общество гимназистов; - Выпуск журнала «Гуманитарий» и т.д. Корректировка созданных мини-проектов через индивидуальную и групповую работу в рамках учебного курса «Основы проектирования» и элективных курсов. Реализация мини-проектов. Итоговая презентация реализованных проектов. Круглый стол с привлечением педагогов, организаторов мини-проектов и наиболее активных участников из числа обучающихся. Участие в областном конкурсе «Моя профессиональная карьера». Участие в областной научно-практической конференции «Молодежь. Карьера. Успех». Участие в конкурсе школьных социально-значимых проектов, проводимом Детско-юношеским парламентом г. Томска.   Январь – апрель 2007;   Классные руководители Преподаватели элективных курсов
Коррекционный 1.Организовать и обучить новых участников проекта. 3.Создать условия для проведения профессиональных проб с учетом выработанных рекомендаций.   Корректировка учебных и элективных курсов с учетом полученных результатов. Диагностика новых участников в начале и по окончании этапа. Учебный курс «Основы социализации личности» - 9 классы (1 час в неделю) Учебный курс «Основы проектирования» - 10 классы (1 час в неделю). Элективные курсы по выбору – 9-10 классы Моделирование профессиональной деятельности во внеурочных мероприятиях. Обучающие семинары для педагогов – новых участников проекта. Обучающие семинары для 10-х классов по разработке идеи мини-проектов, связанных с моделированием профессиональных ситуаций. Сбор обучающимися информации о профессиях через факультативы, элективные курсы, библиотеку и.т.п. Школьный конкурс проектов. Заключение новых договоров с организациями, согласными принять участие в организации профессиональных проб.   май 2007 - март 2008 г.   Классные руководители Преподаватели элективных курсов
Аналитический 1.Провести мониторинга результативности проекта. 2.Разработать модель активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся через предоставление возможности первичного опыта профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения 1.Итоговая диагностика. 2.Оформление результатов. 3.Совещание по итогам проведения инновационного проекта и принятие решения о внедрении инновации в практику профориентационной работы в гимназии. 4. Утверждение программы организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения через моделирование профессиональных ситуаций. 5. Работа городской проблемно-творческой группы «Формирование здоровьсберегающей среды в профильном обучении» Апрель-май 2008 г. Яблуновская Л.В. Аникина Н.Г. Баянова Т.А.
Внедренческий 1.Создать условия для распространения опыта работы на городском, областном, региональном уровне. 2. Совершенствовать модель активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся. 3.Обеспечить научно-методическое обоснование полученного опыта. 1. Создание проблемно-творческой городской группы при поддержке ГНМЦ. 2. Заключение договоров с учреждениями основного и дополнительного образования о совместной работе по реализации данной инновации. 3. Заключение договоров с областным Центром профориентации, Центром планирования карьеры для обеспечения качества профессиональной ориентации обучающихся. 3. Участие в научно-практических конференциях всех уровней с целью распространения полученного опыта. 4. Научно-методическое обоснование полученного опыта под руководством кафедры непрерывного профессионального образования Института развития образовательных систем РАО. 5. Публикация статей, методического пособия. Январь 2009 – декабрь 2011 г. Яблуновская Л.В., Баянова Т.А., Лобастова М.П,

1.6. Оценка намеченных результатов и отчетность

  1. Активизация процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся 9-10-х классов через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения оценивается с помощью:

- рефлексивных отчетов, анкетирования, психологического тестирования («Профессиональные и жизненные планы и намерения», «Диагностика эмоционального отношения к выбранному профилю», «Диагностика типа мышления», «Диагностика интересов и склонностей», «Анкета самоопределения обучающихся в условиях выбора профиля»);

- участия обучающихся в реализации собственных проектных замыслов, при участии в моделировании профессиональной деятельности, в ролевых профориентационных играх, в конкурсах и конференциях по профориентации;

  1. Мотивационные, содержательные и организационные условия моделирования и проектирования профессиональной деятельности в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения общеобразовательной гимназии оцениваются на основании разработанной программы привлечения участников проекта – педагогов и обучающихся к участию в процессе моделирования профессиональной деятельности, а также изучения эмоционально-психологического благополучия и удовлетворенности предпрофильным и профильным обучением участников образовательного процесса;
  2. Осознанность выбора профиля и будущей профессии обучающимися определяется устойчивой положительной динамикой разработанных показателей осознанности выбора профиля у обучающихся – участников проекта.
  3. Качество психолого-педагогического и методического сопровождения предпрофильного и профильного обучения оценивается через:

- разработанные программы элективных курсов,

- программу психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения;

- формы интеграции проектной деятельности, учебного курса «Основы социализации личности», и воспитательного пространства (внеурочной деятельности) гимназии № 13.

5. Эффективность модели активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся 9-10-х классов через моделирование и проектирование профессиональной деятельности в условиях предпрофильного и профильного обучения оценивается через:

- участие педагогов других школ и учреждений дополнительного образования

в изучении и апробации полученного опыта на своей базе;

- рецензирование научно-методических разработок;

- востребованность полученных научно-методических разработок на

городском, областном, региональном уровне;

- сотрудничество с учреждениями профориентационной направленности

города и области.

1.7. Дополнительное финансирование данной работы:

1. Выделение средств на проведение обучающих семинаров, презентации проектов, круглого стола.

2. Обеспечение канцелярскими принадлежностями для проведения семинаров.

3. Выделение средств на организацию профессиональных проб для мини-проектов (согласно заявке участников);

4. Поощрение лучших участников и организаторов проекта.

5. Повышение информированности участников проекта о профессии через профориентационные центры.

6. Приобретение методической литературы для педагогов.

7. Распечатка комплектов пособий и наглядных материалов для уроков.

Приложение 1

 

СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ

обучающихся 9-х классов.

Цель: изучение результативности факультативного курса «Основы социализации личности», выявление дальнейших перспектив организации профориентационной работы.

Методика: анкета, разработанная психологической службой гимназии.

Дата: 23.05.06.

В анкетировании приняли участие обучающиеся 9 В, 9 Г и 9 Д классов в количестве 46 человек. Участие было добровольным и анонимным.

Результаты анкетирования:

На вопрос «Необходим ли в 9-ом классе факультатив «Основы социализации личности» 64% опрошенных ответили утвердительно, 27% затруднились ответить и только 9% ответили отрицательно.

Главным содержанием занятий, по мнению 53% опрошенных, должно стать изучение способностей и особенностей характера, способствующих овладению той или иной профессией, на втором месте по значимости информация о профессиях и учебных заведениях (29%), и 8% опрошенных интересуют межличностные отношения.

Больше всего понравилась такая форма работы, как моделирование профессиональных ситуаций и профориентационные игры (85%). Наиболее интересными, по мнению опрошенных, оказались игры и практические задания по таким профессиям как дизайнер, режиссер, профконсультант. На втором месте по предпочтению тесты на выявление способностей и особенностей интеллекта – 44%, и на третьем месте - игры на знание профессий (24%). 18% опрошенных понравились упражнения на релаксацию и творческую визуализацию. Наименее востребованными оказались такие формы как написание реферата о профессии и подготовка сочинения о своих жизненных планах и профессиональных намерениях (только 3%).

Были названы профессии, по которым опрошенные также хотели бы участвовать в моделировании профессиональной деятельности: водитель, экономист, юрист, инженер, косметолог, модельер, журналист, психолог, актер, танцовщик, учитель, врач, бухгалтер, повар и т.д. Около 40% опрошенных изъявили желание участвовать в подобной деятельности во внеурочное время, 30% затруднились ответить на данный вопрос, и только 32% ответили отрицательно. При этом 25% готовы стать организаторами мероприятий, 46% - участниками и 29% - наблюдателями.

Наиболее подходящими мероприятиями для моделирования профессиональной деятельности в гимназии обучающиеся назвали:

- экономическую игру «Тринландию» - 56%;

- День самоуправления – 29%;

- День детства – 21%;

- Выборы в совет старшеклассников – 18%;

- День здоровья – 12%;

- День науки – 12%.

Большая часть опрошенных предпочла попробовать себя в роли представителя какой-либо профессии с обучающимися близкого возраста (9 – 10 класс) – 51%, 35% хотели бы работать с детьми начальной школы, 23% готовы общаться с учениками 7-8 классов, и только 9% интересуют ученики 5-6 классов.

Вывод: обучающиеся в целом положительно оценили содержание курса «Основы социализации личности». Наибольший интерес вызвала такая форма работы как профессиональная проба.

Рекомендации:

Педагогам, кл. руководителям: использовать полученные результаты в организации профорентационной работе.

Психологу-профконсультанту: учитывать интересы обучающихся при ведении курса «Основы социализации личности».

Приложение 2

Date: 2016-05-16; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию