Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невежество в области духа 4 page





Русь приняла восточную ветвь христианства, которая после разделения Римской империи в 395 году начала обособляться как официальная религия Византийской империи. И только начиная со времен «Великого раскола» (1054 год) формируется как самостоятельная ветвь.

Очень важно отметить, что, в отличие от протестантов, в основе вероучения восточного христианства (православия) положена не только Библия, но и так называемое «священное предание», т.е. постановления вселенских и поместных церковных соборов и творения «Отцов церкви». В настоящее время существует большое разнообразие автокефальных (самостоятельных) православных Церквей.

 

Слияние «сухого» христианства греков и «мягкого» язычества славян

Пути русского богословия, русской культуры и духовности -воистину неисповедимы и таинственны. «В пути русской мысли много загадочного и непонятного...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. I], хотя однозначно ясно одно: «История русской культуры начинается с Крещения Руси...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.2]. Именно с этого момента начался активный про-Чесс внешнего разрыва древних славян с грубыми языческими традициями.

Однако исследователи истории древнерусской духовности отмечают:

«Язычество не умерло, и не было обессилено сразу. В смутных глубинах народного подсознания, как в каком то историческом подполье, продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная... Заимствованная византино-христианская культура не стала «общенародной» сразу... В подпочвенных слоях развивается «вторая культура», слагается новый и своеобразный синкретизм, в котором местные языческие «переживания» сплавляются с бродячими мотивами древней мифологии и христианского воображения...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.2-4].

Важно отметить, что русские богословы признают:

«Болезненность древнерусского развития можно усмотреть прежде всего в том, что «ночное» воображение слишком долго и слишком упорно укрывается и ускользает от «умного» испытания, поверки и очищения... Странную живучесть синкретических «басен» замечали уже сами древние полемисты и проповедники. Впоследствии, в этой вольности народного воображения усмотрели одну из основных черт русского духа...

Изъян и слабость древнерусского духовного развития состоит отчасти в недостаточности аскетического закала (и совсем уже не в чрезмерности аскетизма)», в недостаточной «одухотворенности» души, в чрезмерной «душевности», или «поэтичности», в духовной неофоРименности душевной стихии. Если угодно в стихийности...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.2-4].

Именно стихийность в области духовной мысли сформировала на Руси пропитанное суевериями и языческими обрядами христианство и монашество, что создало почву для его критики со стороны просветителей времен Петровской эпохи. На протяжении своей истории Древняя Русь пережила и сомнения в «греческой вере», и увлечение «латинской верой», и времена отшельнического монастырского возрождения, как результат увлечения мистико-аскетической духовностью. По выражениям православных богословов, не обошлось и без «шатания умов», без вольнодумства. Имеются ввиду различные ереси, типа «жидовствующих», увлекающихся астрологией («звездозрительная прелесть»), мистикой и т.д.

Иногда умадчивается, что на Руси всегда были люди, которые понимали, что «не подобаетъ почитати образа паче истины» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.27], для них «христианство есть прежде всего внутреннее делание, «деяние Креста», аскетический подвиг, путь безмолвия и собирания духа» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.31]. Возможно поэтому православные апологеты уже тогда «тревожились и смущались об «иконоборной» опасности, о «люторском безумном мудровании», о «ветреной премудрости» лю-торанской» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.96]. В Петровскую эпоху на Руси многие критиковали обрядность, аскетические «подвиги», невежество и суеверие русского народа и клира, иерархию и другие «забавы» русской церкви. Протоиерей Георгий Флоровский подтверждает в своих исследованиях, что «суеверий в русской жизни и в быту было тогда, действительно, слишком много...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.95].

В древней Руси были и такие христиане (их и сегодня немало), которые категорически отвергали «поганскую мудрость», т.е. светские знания и философию, называя себя «простаками», и противопоставляя западному мудрованию «простоту голубиную» и «глупство перед Богом» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.37]. Однако им справедливо возражали, что «христианство не есть юродство или невежество, но премудрость Божия...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. 172 ]. И это действительно так. Более того, по выражению одного христианского психолога, «к простоте надо не снисходить, а восходить».

В целом, история русской духовности пережила периоды общей усталости, боли, тоски и отчаяния. Безбожное вольтериан-ство «было подлинной болезнью, нравственной и душевной» для русской души [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с.115]. Во вторую половину восемнадцатого века на Руси начинается мистическое пробуждение «от тяжкого духовного обморока» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. 115]. Однако в искании смысла и правды жизни многие подпали под обольщение масонства и оккультизма...

«К концу семидесятых годов масонское движение охватывает почти весь тогдашний, культурный слой, — система масонских лож своми побегами насквозь проростает его...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. 115].

Причем русское масонство представляло собой некий светский, тайный орден с очень строгой внешней и внутренней дисциплиной. Изначально масоны исповедывали разумную мораль, стремились к самопознанию путем тесания «дикого камня», т.е. сердца человеческого. Однако историки отмечают, что у масонства были оккультные истоки.

Дело в том, что масонская оккультная аскеза воспитывала сентиментальную духовность и психологически впитала в себя и рассудочное равнодушие стоического типа, и утомление житейской суетой, и элементы брезгливости, а иногда «прямую любовь к смерти». Теоретики масонства разработали сложную методику самонаблюдения и самообуздания. Так, И.В-Лопухин дал определение основной задачи «истинного франк-масона»: «Умереть на кресте самоотвержения и истлеть в огне очищения» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев: Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. 116].

Другими словами, масонская теория стимулировала душу к поиску мистичности, воспитывала мечтательность и сентиментальную чувствительность с элементами задумчивости (так называемой «святой меланхолии»). С точки зрения доктрин, масонство было возрождением древнего платонизированного гностицизма. Масоны остро ощущали свою духовную нищету и падение («пле-ненность искорки света (т.е. человека) во тьме»), однако освобождение для них заключалось не в покаянии и освящении, а в воздержании и самоусовершенствовании с помощью «тайного ключа» и особых обрядов оккультного характера [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991, с. 119] (По масонству существует обширная литература. Христианский взгляд на антихристианское лжедуховное движение масонства освещен в достаточно оригинальной работе: Петр Павлюк, Тайная архитектура. — Киев, 1997 г.).

 

Аскетика — путь к духовности?

Впоследствии, в поисках духовных эталонов, русские духовные учителя стали учить, что единственный путь к духовному созерцанию — это путь христианской аскетики. Филологический анализ показывает, что в древности понятие «аскезис» означало обработку кожи. Затем оно трансформировалось в гимнастические упражнения, и, наконец, в философии — достижение добродетели (и духовности) посредством упражнения. В творениях «святых отцов» термин «аскезис» вошел во всеобщее употребление и обозначает: пост, молитва, уединение, бдение и другие «подвиги» и самолишения [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990,с.14].

Следуя учению «святых отцов», весь смысл аскетических подвигов и высшей духовной «умно-сердечной» молитвы — в стяжании Духа Святого. При этом учителя-мистики считают, что «высокие духовные созерцания», подвиг трезвения и духовной молитвы — удел не многих [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.3]. Кстати, древние русские подвижники всегда считались «особой ветвью святости» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.5]. В их среде практиковались духовные проявления (видения, пророчества, исцеления и др.). При этом подвижники уклонялись в мистицизм и квазиязыческую обрядовость, что ставит под сомнение подлинность их духовной одаренности.

Хорошо известно, что подвижничество Оптиной Пустыни относится к древнему учению исихастов, или безмолвников (так называемое трезвение или «умное делание»), восходящее своими корнями к истокам монашества, ко времени Антония Великого. Само понятие «трезвение» достаточно туманно и абстрактно:

«Трезвение — это «заботливостью», трудом и опытом приобретаемое «внимание» ума к тому, что происходит в «сердце», т.е. во внутренней жизни, — внимание, сопровождаемое «бодрен-ностию», т.е. неослабным напряжением сил с целью «охранения» сердца от дурных движений, для чистоты сердца» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.24].

Однако опыт стяжания Святого Духа путем строгой аскезы показал, что такой путь приводил некоторых ревнителей духовности к мистическим заблуждениям и чрезмерностям [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.6]. Ведь «старцы» учат, что путь к Богу, к духовности лежит через глубокое познание самого себя. «От подвижника требуется знание духовных и психологических законов и глубокое проникновение в свою душ/» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с. 14 ]. Поэтому богосозерцание и богоискание исихастов приводило к тому, что аскет при этом терял осознание личного существования и часто впадал в ересь и обольщение, замыкаясь на своем внутреннем мире и субъективном опыте.

Авторитетные учителя-мистики подчеркивают, что «главная опасность при прохождении аскетического подвига заключается в возможности подвергнуться самообольщению (прельщенное™) или прелести» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.32]. Так, анализ литературы аскетического содержания позволяет выявить бесчисленные «предостережения новоначальным инокам не поддаться ложным видениям, не прельститься, не принять ангела тьмы за Ангела Света», «не верить всевозможным стукам, голосам, страхованиям, видениям чувственного света, благовонным запахам и т.д., посещающим подвижника на молитве...» По учению некоторых учителей-мистиков «первый род прелести, благодаря разгоряченности ума и воображения, часто заканчивается сумасшествием и самоубийством...» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.32-33]. Считается также:

«Непрерывное именование Бога есть не только врачевание страстей, но и деяние, и как лекарство действует на больного непонятным для него образом, так и призывание имени Божия убивает страсти образом нам неведомым» [И.М. Концевичъ. Стяжание Духа Святаго. — Киев: Издание Экзарха Всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, 1990, с.20]. Проводя параллель с современностью, можно заметить, что подобная практика так называемого «положительного исповедания» устами, или «положительной веры», когда путем повторения определенных выражений из Библии или других действий пытаются «прорваться» в молитве или получить ответ от Бога, характерны и для некоторых современныхлжехаризматическихдвюкений (учение веры и др.).

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Апологеты некоторых монашеских течений глубоко ошибаются, считая, что евангелисты (протестанты) вовсе отрицают аскетизм. Истинные христиане практикуют разумный аскетизм и усилия, отвергая нерассудительную, нездравую ревность в служении Богу. Христиане ежедневно духовно «распинают» греховную плоть со страстями и похотями, христиане воздерживаются от многого, дабы достигнуть духовного. Однако — это не монашеский аскетизм, доводящий «угодников» до «подвига» юродства и блаженства (в смысле недостатка или отсутствия здравого ума). По выражению религиозного философа В.Соловьева: «Нам необходима здравая аскеза, ведущая не к уничтожению, а к одухотворению тела».

2.3.4. «Смутное время» и раскольники-реформаторы

В 1667 г. при патриархе Никоне произошел виутрицерковньгй старообрядческий раскол в православной церкви, оказавший определенное влияние на возникновение новых духовных течений в России. Исследователи отмечают очень важную деталь:

«У Никона была почти болезненная склонность все переделывать и переоблачать по-гречески, как у Петра впоследствии страсть всех и все переодевать по-немецки или по-голландски. Их роднит также эта странная легкость разрыва с прошлым, эта неожиданная безбытность, умышленность и надуманность в действии» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991,с.64].

Отсюда и произошел раскол...

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Новый патриарх Никон попытался реформировать церковные обряды. В частности, он ввел трехперстное знамение взамен двухперстного. Аввакум восстал против этого и других, непринципиальных обрядовых изменений. Движение во главе с ним стало известно как «старообрядцы». Когда Аввакум был сожжен в 1682 году, его последователи открыто восстали против Русской Церкви, и сформировали новую группу.

 

К сожалению, в силу неведения об истинной духовности, раскольники-реформаторы до смерти и «не по рассуждению» ревновали «о старине глубокой» и «о старой вере» своих предков. В результате усиленных религиозных исканий многие группы и течения уклонились в лжедуховность, что было связано с тем, что первое поколение «расколоучителей-реформаторов», не имея познания об оригинальной библейской истине, жило в мире видений и знамений, предчувствий и предзнаименований, чудес, пророчеств, обольщений.

У некоторых современных христиан прослеживается подобная тенденция или «болезненная склонность» все переделывать и «переоблачать по-иностранному» образцу. В качестве иллюстрации приведем пример массового внедрения в церковные богослужения, начиная с времен Перестройки, групп прославления, пантомимы, театральных постановок и других элементов, а также непривычных для славянского менталитета терминов (например, лидер ячейки, молодежный пастор, детский пастор и т.д.), характерных для англоязычных, для западных стран, и являющихся элементом их культуры, но не универсальными евангельскими понятиями. Подобное копирование и «переодевание» приводит к некоторой поляризации как в учении, так и в практике богослужений среди евангельского братства.

При Петре I, издается так называемый «Духовный Регламент», в котором доминирует обличение и критика православной Церкви, а также требование признать и принять новую западную программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. С момента «петровской реформации» начинается период так называемого «вавилонского пленения» русской православной Церкви.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Церковь в России подпала под непосредственный контроль государства, когда Петр Великий в 1722 году упразднил патриархат и поставил над Церковью Священный синод, которым управляло гражданское должностное лицо, подчиненное самому Петру. Вследствие этого Церковь была постоянным подразделением аппарата русского государства вплоть до 1917 года...

Страх перед наказанием и смертью стал в то время духовной сетью для многих руководителей православия, заставив их идти на поводу у духовного авантюриста Феофана и непредсказуемого «Епископа Епископов» (Петра I).

 

«Духовенство в России с Петровской эпохи становится «запуганным сословием». Отчасти оно опускается или оттесняется в социальные низы. А на верхах устанавливается двусмысленное молчание...» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Киев:Христианская благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991,с.89].

Демоническая обстановка Петровской эпохи — это следствие и результат падения русской Церкви, это плата за грехи и неведение народа. «Запуганное сословие» продолжило процесс деформации русской Церкви ибо, как учит Библия: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Прит. 29.25).

Размышляя о духовных поисках на Руси, нельзя не отметить тот факт, что появление религиозных разномыслии среди русского народа — результат внутренней неудовлетворенности человека предписаниями официальной ортодоксальной церкви, а также формализмом, лишенным содержания обрядовым культом, царившим в литургии. Появление таких лжедуховных мистических течений, как хлыстовство, скопчество, прыгуны, духоборы, и других свидетельствует о том, что люди искали удовлетворения своих духовных потребностей не только в области рационального, но и в духовных проявлениях, выражавшихся, к сожалению, в силу незнания ни «Писаний, ни силы Божией» в искаженной форме. Рассмотрим наиболее характерные движения и течения на Руси, ставившие своей целью достижение особой святости и духовности, но подпавшие под духовное обольщение.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Это общее наименование религиозных течений не признавших церковных реформ патриарха Никона (1605-1681). Для старообрядческих толков характерно искание духовных идеалов в прошлом России — в периоде до раскола — и учение о близком конце света.

Филипповский толк—течение в так называемой беспоповщине, основанное иноком Филиппом. Характеризовалось крайним фанатизмом, что, в борьбе с государственной властью, привело к практике самосожжения. Последователи этого толка выступали против брака, не пользовались деньгами, так как на них, по их толкованию, стоит «печать Антихриста».

Страннический толк бегунский толк с элементами фанатизма, основанный беглым солдатом. По учению этого толка, истинными христианами являются только те, кто странствует. Странствующие верующие избегали связи с обществом, уходили в пустынные местности или прятались в темных убежищах. Каждый желающий стать на путь странничества принимал новое крещение, получая при этом новое имя.

Спасовский толк (нетовщта) — течение зародилось в глухих Керженских лесах, как результат самоизоляции. По вероучению спасовцев, только Христос (Спас) знает, что нужно для спасения. Со временем толк распался на согласия:

бабушкино (младенцев крестили только повивальные бабки);

дырники (молились, обратясь в сторону небольшого отверстия в восточной стене избы, отрицали все обряды);

рябиновщина (признавали только рябиновые кресты);

самокрещенцы (крестили сами себя) и другие.

ХЛЫСТЫ («христоверы», «люди Божьи»). Течение хлыстов возникло в середине XVII века среди духовных староверов России. Его последователи искали спасение и духовность в аскетизме и особого рода мистицизме, выражавшемся в так называемых молитвенных радениях и «хождении в духе» (коллективные пляски). Свои общины хлысты называли кораблями, которые управлялись кормчими — «христами». Приверженцы этого течения называли себя людьми Божьими, однако, в народе им дали более точное определение — хлысты, ввиду того, что при радениях, которые всегда начинались песнями и плясками, некоторые из них истязали свое тело жгутами и прутьями [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с.27-28].

Библию хлысты толковали иносказательно. В жизни руководствовались так называемой «Животной книгой» и двенадцатью заповедями, составленными основателем их течения. У хлыстов были свои «народные пророки» («духовные сосуды»), которые считали, что в них вселяется Дух Божий и устраняет их личность, т.е. пророк делается «подлинным Христом» и приобретает способность Христа творить чудеса. Экстаз, в который хлысты входили при радениях, считался наитием Духа Божия, хотя некоторые из них, при этом, без смущения и стыда «общались» со своими так называемыми «духовными женами». В оправдание своего греховного поведения хлысты говорили, что в «этих случаях» проявляется не плоть, а дух и особая духовная любовь.

ПРЫГУНЫ (скакуны, ползуны, нагиши). Возникли в первой половине XIX века. Особый акцент последователи этого течения делали на пророчества о скором приближении тысячелетнего царства Христа на земле для спасенных. В своих служениях практиковали так называемые «духовные бани», представляющие собой активные скакания, иногда в обнаженном виде (ссылаясь на Адама и Еву), и бурную жестикуляцию. Ошибочно считали эти действия проявлением особой «благодати Святого Духа».

ДУХОБОРЫ (духоборцы). Движение духоборов возникло в середине XVIII века на юге Украины. «Последователи нового учения говорили о себе, что они являются борцами, выступающими с силой Святого Духа против врагов спасения, и в делах веры признают только духовные средства и отвергают все видимое внешнее» [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с.28]. Несмотря на свою искренность в духовном искании, в духовной брани духоборы дошли до пределов заблуждения, слишком иносказательно и аллегорически объясняя многие библейские истины, заменяя и толкуя видимые формы богопочитания духовными. Так, причастие и крещение — основные таинства христианства — согласно пониманию духоборцев, совершались без внешних признаков, посредством веры и мысли, то есть «духовно». Духоборы отрицали рай и ад.

СТАРЫЕ ПИЕТИСТЫ. Отличительной чертой данного течения являлось стремление изолировать себя от греховного мирского влияния и утопическое желание устроить общество, в котором «не существовало бы условий греховной жизни». Основой их духовной жизни была, в первую очередь, вера в пророчества, а не в Слово Божие.

МОЛОКАНЕ. Это производное течение от духоборцев. В пост они пили молоко (отсюда и название — молокане). Свое учение называли «духовным молоком» (вторая версия их названия). Вопреки Евангелию, молокане учили, что водного крещения принимать не следует, не нужны, по мнению молокан, и видимые знаки причащения. Особенностью молокан являлось также признание старцев как главных руководителей в вере.

В конце семидесятых годов XVIII века главный «пророк» молокан с семьюдесятью учениками, называемыми апостолами, торжественно, с пением псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди и «сокрушения идолов», то есть икон. Однако акция не имела успеха... [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с.30]. Духовные вожди молокан всегда претендовали на исключительную духовность, называли себя пророками народа, чудотворцами.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА«Особое оживление среди молокан произошло в тридцатые годы XIX века. В 1818 году вышла популярная среди молокан книга пиетиста Юнга-Штиллинга, в ней возвещалось о наступлении Тысячелетнего царства, которое должно было открыться около Араратских гор. Появилось множество лжепредтеч, лжехристов и лжепророков. Молокане из различных губерний потянулись в Закавказье, чтобы быть как можно ближе к месту явления грядущего Избавителя. Но прошел 1836 год, и оживление спало. Несбывшееся пророчество породило в молоканской среде разногласия и всевозможные толки» [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с31].

СКОПЦЫ. Отделились от хлыстов во второй половине XVIII века. Отличались крайним аскетизмом, вплоть до оскопления (называя этот акт «огненным крещением»), после которого человек получал «ангелоподобный вид». Считали себя небесным воинством, о котором написано в книге Откровение. Имели свои особые святые места, впадали в суеверия, поклоняясь своим пророкам («хри-стам») и пророчицам («богородицам»). Учили, что, когда их число достигнет 144 тысяч, произойдет Страшный суд и скопцы воцарятся на земле.

МАЛЕВАНЦЫ. Движение малеванцев возникло в конце 1880-х гг. в бьшшей Киевской губернии баптистом Малеванным. Он критиковал оцерковление баптизма и объявил себя посланцем Бога, царем над царями и «Христом» («воплощением правды»), пришедшим на землю, где царит зло, чтобы установить свое тысячелетнее царство. Вероучение малеванцев представляло собой смесь баптизма, штундизма и хлыстовства с элементами прыгания и скакания на собраниях.

«НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ» (лубков-цы). Течение основано в конце XIX века и названо по имени одного из лидеров — В.С.Лубкова. Для духовного совершенствования практиковали так называемые «содействия» — театральные инсценировки с пением «сионских псалмов». Отвергали авторитет Библии, толкуя Писание с позиций «Духовного разума». Называли себя «Новым союзом духовного Израиля».

ТОЛСТОВСТВО. Толстовство — это религиозно-утопическое движение в России конца XIX — начала XX века, ставившее задачей, на основе учения Л.Н.Толстого преобразовать общественные отношения посредством морально-религиозного самосовершенствования людей. Последователи движения проповедовали непротивление злу насилием, всепрощение и всеобщую любовь, отстаивали идеи аскетизма, призывали к мистическому созерцанию Бога и принятию судьбы как его дара.

ФЕДОРОВЦЫ. Течение, возникшее в начале 1920-х годов в Воронежской области на основе учения монахов Ново-Доннско-го монастыря во главе со священником Вениамином. Руководителем движения стал монах Федор Рыбалко. В 1923 г. он объявил себя святым и стал пророчествовать о конце света. Федоровцы носили белую одежду с нашитыми крестами и длинные волосы, чертили кресты на своих домах, имели монархические трехцветные знамена.

МУРАШКОВЦЫ. Основатель движения — Иван Мурашко, провозгласивший себя в 1920-х гг. «пророком Ильёй», «ангелом завета и отцом Сиона». Вместе со своими последователями переселился в организованное им хозяйство «Новый Иерусалим» на Западной Украине. Впадая в крайности, члены движения, ожидая скорого конца света, не посещали общественные места, не читали книг, не общались с иноверцами, не работали в субботу и воскресенье. Мурашко составил устав, за нарушение которого наказывали постом, заключением в подвал, детей наказьгвали розгой. «Снятие семи печатей» — срезание с тела кусочков кожи и причащение стекающей при этом кровью — один из изуверских обрядов мурашковцев.

 

Краткий анализ движений и течений в области духа показывает, что возрождение мистических лжедуховных движений внутри Церкви возникает обычно как следствие стремления заполнить некую духовную пустоту и избавиться от душевной неудовлетворенности от обрядового служения. Когда церковь утопает в формализме и не может предложить человеку здоровую альтернативу в области духа, человеческое сердце начинает искать прямого общения с Богом, затрагивающего все сферы его естества, включая и эмоциональную. Ведь пассивное участие в холодньпс и формальных церковных службах, совершаемьк духовенством, никогда не удовлетворит запросы человеческого духа.

Исторический обзор показывает, что духовное падение католицизма стало причиной реформации — зарождения протестантизма. В свою очередь, холодная ортодоксия лютеранства породила такое мистическое движение как духовный пиетизм. Ортодоксия и формализм православия стали основными причинами возникновения хлыстовства, духоборов, а, впоследствии, и здравых евангельских течений в России.

Духовный мистицизм — это реакция против слишком рационалистических тенденций в христианстве; реакция на доминирование деятельности рассудка в духовной практике. Так, средневековая схоластика возвышала человеческий рассудок за счет эмоций. Слово «схоластика» произошло от латинского слова schole, которое означает «место, где учатся». Схоласты -это средневековые ученые, использующие философию и логические построения при изучении религии. Цель такого объединения, поддержать веру рассудком, разумом.

Date: 2016-05-13; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию