Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Невежество в области духа 2 page— Пойте, пойте Господу новую песнь! — выкрикивал хромой сапожник с полуумными глазами. — Рухнет все, братья мои, сгорит, сгорит до тла, как эти суеты и анафемы в огне очистительном, — все, все, все — церковь, законы, правления, власти, искусства, науки, — не останется камня на камне... В это время монахи водрузили черный крест посередине площади, потом, взявшись за руки, образовали три круга во славу Троицы и, знаменуя духовное веселие верных о сожжении «сует и анафем», начали пляску, сперва медленно, потом все быстрее, быстрее, наконец, помчались вихрем песнею: Пред Господом смиритесь, Все кругом, кругом, кругом, Какой дух двигал этими массами фанатично настроенных верующих людей? Какова истинная природа «духовного веселия верных», машущих крестиками, поющих, пляшущих и попирающих своим невежеством «мудрость века»? Ответ один: за всеми подобными фанатичными действиями стоят духи зла (обольстители), вселяющие в душу простодушных и непросвещенных от Слова Божьего христиан сознание и чувство ревности не по рассуждению (Рим. 10.2), а «по моему хотению, по моему велению». Фанатизм обычно проявляется у людей властного и деятельного характера. Однако, сочетаясь с невежеством и убогостью интеллекта, он ослепляет, ожесточает, отупляет, обольщает и губит естество человека. Фанатичный христианин сам действует от имени Иисуса Христа, поэтому и не имеет успеха, а терпит позор и таляется поношением и соблазном нечестия. «Фанатики стараются запоминать свои успехи, а заблуждения и промахи игнорировать и забывать. Дух фанатизма затмевает не только разум, но и способность здравого суждения. В состоянии экстатического возбуждения просто невозможно здраво рассуждать... Дух фанатизма контактирует не с духом, а с душой, отсюда и эмоциональные и душевные помутнения от восторгов, вплоть до экстатических проявлений...» [Адольф Новак, пастор. Харизматическое движение. — «Свет на Востоке», 1995, с. 13,25 ]. В сущности, фанатизм — это уклонение от духовного равновесия, что указывает на односторонность развития естества человека. Как отмечает У. Джеймс: «Для того, чтобы жизнь не уклонилась от равновесия, необходимо, чтобы сильные чувства сопровождались столь же сильной волей, чтобы сильная воля соединялась с могучими интел лектуальными способностями, а последние дополнялись сп(собностью к великой любви» [Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993, с.268]. В случае нарушения равновесия между эмоциями, разумом волей, происходит дисгармоничное развитие личности в сторону фанатизма. Так недооценка роли разума в духовной жизни может привести к отклонениям от библейских стандартов. «Горение духа принимает паталогические формы, когда жизнь бедна содержанием и рассудок ограничен... Набожность, если она ничем не уравновешена, переходит в фанатизм» [Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993, с. 268], При этом, даже «плоды святости могут быть лишены всякой цены, если на них лежит печать убогости интеллектуального развития» [Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993, с. 272]. Фанатичная любовь может проявляться в том, что «любовь к Богу исключает возможность всякой любви» — любви к детям, жене родителям и т.д. Такая любовь является суровой, холодной и от-талкивающей. В некотором смысле, фанатичный человек живет в своем особом мире: «...уходя от жизни с ее суетой, устраивая для себя свой соб< ственный мир... вычеркивает из своего обихода все развлечения потом общение с обыч»иым кругом знакомых, потом, дела, пото» семейные обязанности» [Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993,с272]. Другими словами, фанатик отказывается от сложных фор жизни, требующих усилий в той области, в которой он слаб. «Жизнь людей, стремящихся к совершенной чистоте, часто ук лоняется от нормы. В ней исчезает гармония с жизнью других. Часто такие люди не хотят иметь ничего общего с церковью, которую считают слишком мирской. Они становятся нетерпимыми к окружающим и начинают небрежно относиться к своим общественным, политическим и денежным делам» [Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. [Пер. с англ.]. — М.:Наука. 1993,с.278]. Таким образом, даже добродетели «святости» и «духовной чистоты» могут быть подвержены крайним преувеличениям, искажению и фанатизму. Иисус Христос строго осуждал дух фанатизма и амбициозно-сти в своих учениках. Не случайно в Евангелии описывается случай, когда Христа не приняли жители одного из селений самарянских. «Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал7Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: незнаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9.51-56).
2.2.4. Дух восточного мировосприятия Восточная философия и религиозная традиция оказали определенное влияние на формирование образа богословской мысли некоторых учителей новых духовных учений. С целью проследить параллели, целесообразно хотя бы в общих чертах осветить прошлое, сформировавшее дух современного восточного мировосприятия. Древние китайцы, не обладая библейским Откровением, но экспериментируя с «миром тьмы», стремясь к духовности и мистике, ввели два противоположных понятия: Инь и Янь. Они исходили из того, что есть Свет и Тьма, Небо и Земля, темное и светлое, активное и пассивное, твердость и мягкость, женское и мужское, покой и движение. Они ввели также таинственное и неопределенное понятие Дао — Великий Путь Вселенной. Древние мудрецы Китая считали, что мудрый и «духовный» ничего не придумывает, не измышляет, а лишь вслушивается в нечто сокровенное своим внутренним слухом и передает людям. При этом они учили, что диалог человека с Богом невозможен. Собственно Бога-Творца для них и не существовало. Духовность они искали в безликом Дао, в черном Небытии, «творящей» мир Пустоте и служении различным идолам, т.е. — бесам. Несмотря на подвластность оккультизму, еще в древности на Востоке стали появляться учителя, принимающие «вид учителей Света», провозглашавшие принципиально иные идеи о духовности. В результате появились очень странные учения, способные совместить в себе любовь и жестокость, свет и безнравственность... Подобные учителя стали носителями таких моральных качеств, как гуманность, милосердие, всеобщая любовь, когда человек ради ближнего готов перенести многие лишения и муки. «Не делай другому того, чего себе не желаешь», — это слова, произнесенные Конфуцием, за пять веков до н.э., не соприкасавшимся с Библейским Откровением Израилю. Однако они напоминают аналогичный евангельский принцип и подтверждают слова известного мыслителя, что «душа человека по своей природе — христианка», а также учение Библии, что «...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело законау них написано в сердцах..» (Рим. 2.14-15). Известно также древнее учение Лао-цзы «О пути к добродетели». Именно этот мудрец ввел понятие Дао (букв. — Путь) — духовное и непостижимое начало, которое невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Этим понятием в древности обозначали правило и порядок, смысл и закон, высшую духовную Сущность и жизнь, пронизанную этой Сущностью. Интересно отметить, что условием «достижения Дао» являлось «недеяние», самоуглубление и духовное очищение. Лао-цзыучил: кто свободен от страстей, сможет увидеть чудесную тайну Дао, достигнет Божества, сольется с Ним и обретет вечный покой. Таким образом, противник человеческих душ — сатана, используя природное тяготение человека к счастью и спекулируя им, продолжил осуществление «тайны беззакония», незаметно приобщая человечество к демонизму (оккультизму)... На Востоке всю человеческую деятельность, подобно Екклесиасту, считали бесплодной и суетной. Люди терзаются алчностью, завистью и честолюбием; торопятся, копошатся, мятутся, а нужно достигать безмятежности духа. Следуя этому учению, последователи Лао-цзы уходили в горы и жили там, погруженные в безмолвие, медитацию и созерцание. Они восседали неподвижно среди скал многие годы, считая этот акт созерцания «свяиунным безумием», подобно будущим христианским монахам и апологетам учения о «благодатном юродстве»... Богосозерцание — очень важный элемент веры человека. Однако узреть Бога можно только чистым сердцем (Мтф. 5.8). Истинная вера — это абсолютность сердечного видения и знания. В христианском понимании, созерцание — это не восточная медитация пассивного («холодного») ума и сердца. Созерцание христианина — это особое, возвышенное состояние сознания и духа. Созерцание — это таинство размышления о духовном, а не о плотском, о горнем, а не о земном (Кол. 3.2); это духовное богомыслие. Созерцание — это скорее активное движение духа, а не тела, ведь «нелегко» созерцать, например, танцуя и концентрируясь на внешнем мире. Другими словами, созерцание — это отказ от движения внешнего ради движения внутреннего; это отсутствие помех от суетного внешнего мира. Это замирание, затихание всего того, что вблизи, что видимо и осязаемо, для того чтобы услышать то, что вдали и внутри, что невидимо, что духовно, «затворив за собою дверь», как учил Иисус Христос... Позднее появился буддизм, обещающие спасение и нирвану (бесстрастное небытие) только аскетам, покинувшим свой дом и провозгласившим безумный лозунг: «Человек, спаси себя сам!» Исследователи подчеркивают, что буддизм устранял индивидуальное своеобразие личности, не признавал свободу воли и наличие души, концентрируя внимание на психологических и нравственных ресурсах человека. Буддистское учение считает, что бытие человека -это страдание, заведомо предопределенное законами абсолюта. Источник жизни заключается в страстях, вожделениях, в увлеченности жизнью... По выражению Александра Меня, леденящее душу и беспощадное «открытие» буддизма заключалось в том, что человек одинок, невыразимо одинок в этой пустой и бессмысленной жизни. Сам основатель буддизма Гаутама умер от отравления пищей как человек, провозгласивший спасение главной целью религии, но не указавший путь к спасению. Он признал мировое зло и подчинился ему. И в этом трагедия буддизма, ведущего к пропасти ада... Как отмечает в своих фундаментальных трудах диакон Андрей Кураев, внутренний парадокс буддизма заключается в том, что буддизм «...начался с протеста против всякой ритуалистики и который уже при жизни Будды вынужден был облечься в обильные и детальные правила, регламентирующие все подробности монашеского быта вплоть до толщины подстилки, которую имеет право использовать монах... Христос, изначала стремившийся к созданию своей общины («Созижду Церковь Мою...»), однако, не дал ей ни устава, ни жестких правил, ни аскетических наставлений... Итак, Христос оставляет ученикам Дух, Будда — инструкции... Христианство не стало религией человеческого аскетизма. Спрошенный юношей — «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную», Иисус не отправил его в монастырь в Кумран... Христос не устраивал монастырей... На вопрос учеников «научи нас молиться», Христос не дает технику медитации...» [Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции (в 2-х том.). Том II: Христианство без оккультизма. — Москва: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во «Отчий дом», 1997, с.238-240]. Древние индийцы практиковали магию, обожествляя и одухотворяя природные стихии и явления: огонь, ветер, молнию, гром, небо. Луну, Солнце и другие стихии. Духовные учителя Индии были талантливыми и одаренными певцами и поэтами (риши). Они слагали религиозные народные гимны, былины, поучения, считая себя пророками и ясновидцами, сердцам которых открывается высшее окультное знание («вела» — знание). Однако в разнородных и разноречивых духовных поучениях риши перемешали искренние и пламенные порывы к Высшему Сознанию с примитивным чародейством, грубой чувственностью, откровенной распущенностью и идолопоклонством. В результате духовного хаоса и невежества индийцы, подобно всем язычникам, сбились с пути и оказались в сетях князя бесовского...
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Тибетские отшельники должны пройти три ступени святости, замуровывая себя в непроглядную темноту склепов на шесть месяцев (первая ступень), затем на три года, три месяца и три дня (вторая ступень) и, наконец, на всю оставшуюся жизнь (третья ступень духовного совершенства). Отшельники живут в пещерах, двери которых находятся на замке. Единственным отверстием, кроме запертой двери и маленького стока, служит крошечная отдушина, в которую едва-едва можно просунуть руку за дневной долей пищи из толченого зерна и воды. Зерно завязывают в тряпицу, которая кладется на узкий внешний выступ оконца. Воду вливают туда же в небольшое углубление, откуда она стекает внутрь. С того момента, как запирается дверь, отшельник остается в полной темноте. Его единственное общение с внешним миром состоит в том, что ему ежедневно ставят в полном молчании пищу на выступ окна. В течении всего заключения он не смеет никого видеть, ни с кем говорить. Для отшельника — это «путь к духовности»...
2.2.5. Эллинизм и духовность «Еллины ищут мудрости...» (1Кор. 1.22-23) Эллинизм — это ассимиляция греческой культуры, речи, стиля, манер поведения и идеалов римлянами или евреями в диаспоре; греческая цивилизация, и ее влияние в период античности. Поэтому эллином делало лишь воспитание и образование в греческом духе. Другими словами, эллин (еллин) — это человек, владеющий греческим языком и воспринявший обычаи и идеи (дух) эллинизма. Варвар — «не эллин». В Римской империи, все кроме эллинов считались варварами и невеждами. Кстати, в Иудее фарисеи (отделенные, обособленные) также учили, что все «не фарисеи» — это презираемые «деревенские жители», т.е. ам-ха-арес. Из истории хорошо известно, что духовное состояние античного языческого мира характеризовалось развитием и широким распространением духа эллинизма, а также философии и оккультных религий. Причем, именно эллинизм оказал огромное влияние на историю развития христианской Церкви, а точнее — на ее духовную деформацию. В той или иной форме, элементы эллинизма и языческой культуры прослеживаются и в современных лжедуховных движениях. Легко заметить, что некоторые современные христиане подсознательно прельщены «духом эллинизма». Это выражается в том, что они без рассмотрения и легко перенимают мирские обычаи и светскую культуру (например, театральные постановки с участием кло-унов, пантомимы, рок-музыку, и другие «безобидные» развлекательные обычаи и обряды) в практическую жизнь и служение Богу. В связи с подобными тенденциями внутри христианства, важно выявить и дать оценку потенциально возможным, скрытым параллелям между эллинизмом и христианской духовностью. Духовному христианину трудно согласиться с утверждением философа Н.А.Бердяева о том, что «эллинские начала внутри христианства составляют богатство христианства» [Николай Бердяев. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990, с.85]. Хотя, если анализировать ортодоксальное обрядовое историческое христианство, то действительно можно показать, что оно «обогатилось» именно за счет обрядов и мистики эллинизма. Рассуждения философа граничат с ересью: «Вся созерцательная метафизика христианства со всей его догматикой и созерцательной мистикой — эллинского происхождения... Великое созерцание божественного бьггия более свойственно духу эллинскому, чем бурно движущемуся историческому духу еврейскому. С эллинскими элементами христианства связана и всякая эстетика, всякая красота, потому что эллинский мир является колыбелью, источником, на веки веков, красоты в мире христианском и вообще в мире. С ними связана вся красота христианского культа. И все протестантские попытки очистить христианство от язычества приводили лишь к ослаблению христианской эстетики и христианской метафизики, т.е. как раз того, что связано с духом эллинским» [Николай Бердяев. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990, с85]. С другой стороны, Альберт Швейцер (1875-1965), величайший гуманист и ученый, почти полвека проработавший врачом в джунглях Африки, считал, что эллинизация христианства — это драматический процесс, в ходе которого оно понесло духовные и нравственные потери. Под эллинизацией христианства Швейцер понимал проникновение элементов языческой греческой культуры с ее тайными обрядами (мистериями) в жизнь христиан.
ПРИМЕЧАНИЕ. За каждой идеологией, за каждой культурой и религией «стоят» определенные духовные силы и начала! Любое человеческое действие вызывается «чем-то» более глубинным, чем просто желанием и стремлением. Другими словами, побудительные мотивы лежат в области духовной. Так, «культурные» обычаи и нравы некоторых народов Африки и Востока, вызывающие недоумение у европейцев и американцев, формируются на основе темных сил мира оккультного (например, культ «вуду» и др.). Дух — это некая неуловимая сущность, некое глубинное начало, определяющее истинную природу человека и его действия. При этом, человек может быть наполнен (исполнен) не только благотворным «духом благодати и умиления» (Зах. 12.10), «духом правды» (Ис 28:6), но и духом нечистоты (Зах. 13.2), «духом блуда» (Ос. 4.12). Через философию к духовности? Философия в буквальном переводе — это любовь к мудрости. Когда религия вырождается в пустой ритуализм с доминированием обрядности, формализма и законничества над животворящим духом или в невежественное суеверие, тогда глубокомыслящйе люди обращаются к философии, т.е. ищут мудрости. Однако проблема заключается в том, что мудрость бывает не только «нисходящая свыше», но и приходящая снизу — «...земная,душевная, бесовская» (Иак.3.15). Для эллинов философия или философские верования — это попытки (и только!) свести в целостную систему все существующие знания о Вселенной и человеке, объединив в этой системе весь человеческий опыт. СТОИЦИЗМ («бегство от мира»-Цеян. 17.18). Стоицизм практикует совершенное воздержание (аскетизм);у настоящего сурового и трезвого стоика нет семьи, нет желания получить удовольствие от жизни, он равнодушен ко всему и находится в состоянии бесстрастной апатии ко всему; стоики учили: «Ваше счастье не нуждаться в счастье». Для стоицизма характерна «высокая», однако, суровая мораль (Сенека, Эпиктет...). Стоики считают, что все существующее — божественно (пантеизм), а Бог — не Личность, что противоречит Библии. Стоицизм учит, что судьба человека предопределена, поэтому не нужно стремиться к материальным благам, а добросовестно, в соответствии с велением разума, выполнять то, что он считает нравственным и добродетельным!? Такой фатализм противоречит учению Библии о свободе воли человека. Стоики считали, что мир не нужно изменять; необходимо принимать все таким, каким оно есть, ведь даже зло, по их»мудрство-ваниям», — неотъемлемая часть добра. Стоики одобряли и поощряли самоубийство, что является величайшим грехом. Именно этот тип философии оказал определяющее влияние на формирование христианского монашества. ЭПИКУРЕЙСТВО («разумное удовольствие» — Деян. 17.18) —отсутствие боли, страданий; — материалистическое (антирелигиозное) направление в др. греч. и римской философии. Учение признавало «богов», но «вдалеке от человека». «Нужно прожить незаметно, но для себя в удовольствие», — учили последователи Эпикура, предаваясь роскоши и распутству. Безбожие (атеизм) и агностицизм -следствия неосознанного заражения «духом эпикурейства». Частично, философией эпикурейцев заражены современные учителя теории преуспевания и процветания христиан. КИНИЗМ (современный цинизм) — учение бродячих философов, проповедовавших отказ от всех материальных благ, выступающих против института государства, отрицающих традиционные иерования и суеверия. Киники учили: «Лучше быть варваром, чем эллины. Лучше быть животным, чем человеком. Что естественно, то не постыдно». Кинизм вытекал из учения Сократа, который учил, что человек со скромными потребностями может обычно выжить в условиях, которые совершенно обескуражили бы другого с более изысканными запросами. Для кинизма характерна умышленная непристойность и грубость в речи и поведении, отрицание всех требований стыда. «Я вижу гордость сквозь дыры твоего плаща» — так критиковал Сократ основателя кинизма Антисфена. СКЕПТИЦИЗМ («истина не существует»). Сомнение — основной принцип данного направления философии. Аргументы: обычаи, которые приемлемы в одной стране, достойны порицания в другой (однако скептики не принимали во внимание, что корни любой культуры подпитываются из области духа!); все термины и суждения относительны, так как чувства не дают полной картины бытия, а разум не способен давать объективную оценку. Скептицизм без веры в Бога приводил к полному интеллектуальному и духовному параличу (тупику). ГНОСТИЦИЗМ («знание-это спасение»). Учение, обещающее спасение сугубо через познание. Для гностика, тело — это темница духа, оно подлежит строжайшему контролю (отсюда аскетизм, монашество, скопцы и др.). С другой стороны гностики проповедовали, что тело — не реально, а дух — реален, следовательно, тело может впасть в грех, а дух при этом оставаться чистым. Отрицали Божественную природу Христа. ПЛАТОНИЗМ («знание-это сила, а грех-это невежество»). Последователи учили, что Бог — это Высшее Добро, Высшая Идея, Высший Разум. Например, масоны учат подобному: Бог для истинного масона — это Великий Архитектор. ЭКЛЕКТИЗМ — некритическое, «слепое» соединение различных элементов знания (аналог современного экуменического движения, пытающегося соединить несовместимые идеи и учения). «Итак: что Афины — Иерусалиму? Что Академия — Церкви? Что еретики — христианам?... Да запомнят это все, кто хотел сделать христианство и стоическим, и платоническим, и диалектическим. В любознательности нам нет нужды после Иисуса Христа, а в поисках истины — после Евангелия...» (Тертуллиан, «О проскрипции [против] еретиков»).
Религиозные верования эпохи античности ОККУЛЬТИЗМ (от лат.-скрытый, таинственный, неизвестный). Это лжедуховное знание, полученное вне веры в Живого Бога и в Иисуса Христа, вне Библии, и имеющее своим источником духи бесовские (нисхождение в глубины сатанинские — Откр. 2.24). Подобно шаманизму, оккультизм — это антипод Божественного знания, дающий возможность «посвященным» (а, точнее, одержимым) «управлять скрытыми силами мира нечистых духов». К оккультизму относятся все виды магии, гадания, заклинания, суеверия, колдовство, чародейство и т.п. В древнем мире оракулы (жрецы) гадали по звездам, по внутренностям жертвенных животным, по картам, костям и т.п. Из современных движений к оккультным направлениям следует отнести: сатанизм, оккультную рок— идеологию, оккультный театр, астрологию, гороскопы, учение теософии, дзен-буддизм, учение кришнаитов, йогу и др. Практически все оккультные системы акцентируют внимание своих почитателей на «специальных» духовно-психологических методиках, позволяющих человеку «включать и расширять» подсознательные слои, развивать интеллект, соединяться с таинственными началами духовного мира. Однако при этом умалчивается о конкретной сатанинской природе духов... АСТРОЛОГИЯ. Появилась в языческой империи Вавилон, которая в истории мира символизирует «тайну беззакония», «великую духовную блудницу», напоившую яростным вином блуда (т. е. духовных лжеучений и мерзостей) все народы (Откр. 14.8; 17.5). Поэтому те, кто принимают «духовное вино» лжеучений Вавилона пьянеют и отдают свою душу в жилище бесов, становятся «пристанищем всякому нечистому духу» (Откр. 18.2), т.е., одержимыми. В древности, вавилонские жрецы считали звезды и планеты символами своих богов и пытались связать порядок перемещения планет с ходом жизни человека. Отсюда родились гороскопы — специальные оккультные таблицы, позволяющие, якобы, по положению планет в день рождения человека определить его судьбу. Серьезное обращение к астрологии и гороскопам ведет человека к постепенной оккультной зависимости и одержимости злыми духами. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПАНТЕОН (или «храм всех богов»). Для многообразных античных языческих культов характерен анимизм (боги лесов, полей, небес, рек, посевов, урожаев, дверей, домов и т.п.). ПОКЛОНЕНИЕ ИМПЕРАТОРУ И ГОСУДАРСТВУ — Гению Рима. Со времен Августа (что значит, «священный») каждого императора обожествляли посмертно голосованием сената. Это — форма идеологического идолопоклонства была характерной до недавнего времени для отечественного общественного сознания. РЕЛИГИИ ТАИНСТВ — экзотические, восточные культы, привлекающие неискушенных искателей духовных переживаний своей мистичностью и таинственностью. Религии таинств были тесно связаны с так называемыми мистериями — обрядами сакрального (духовного) характера, которые представляли собой церемонию посвящения в тайны религии и тайны богов (путем медитации, магических обрядов, спиритизма, посвящения, инициации...). Для религий таинств характерны лжедуховные проявления, специальные посты, частые очищения и омовения, дикие песни, исступленные танцы, священные пиры.
2.3. ЭРА ХРИСТИАНСТВА 2.3.1. Христианство — выход из духовного лабиринта На переломе двух эр практически всем цивилизованным миром владела могущественная Римская империя, находящаяся в расцвете своих сил. Эта эпоха немногим отличалась от нынешнего мира. Богатые и бедные, благочестивые и преступники, свободные и рабы жили рядом, а социальные и экономические условия бьыи во многом похожи на современные. Вместе с этим, в целом, нравственность Римской империи была значительно ниже современной. Большую часть империи составляли рабы. Жизнь человека ничего не стоила, и убийства были частыми. Официально убивали даже уже рожденных, но нежеланных детей... ЯЗЫЧНИКИ. Как уже было отмечено выше, духовная жизнь общества была пропитана с одной стороны — духом греческой образованности и культуры (эллинизма), а с другой — восточным мистицизмом и оккультизмом. Религиозные верования превратились в пустые и бессмысленные ритуалы. Людские души были порабощены невежественными, жалкими, а подчас и фанатичными суевериями. Народ поклонялся идолам, стихиям, животным и даже императору. Оккультные мистерии, астрология, магия, чародейство были широко распространенными явлениями. Демонизация общества прогрессировала очень быстро. Мир духовно деградировал. И несмотря на то, что Римская империя покорила почти все народы, ни ее философия, ни языческие религии не могли предложить человеку путь к спасению, который был бы доступным, понятным и обнадеживающим. Нужен был принципиально другой духовный выход... В поисках выхода из духовного тупика, различные философские системы предлагали свои пути спасения. К сожалению, их попытки не увенчались успехом. Так, философия эпикурейцев ставила удовольствие и отсутствие страданий главной целью жизни человека. Такое мировоззрение приводило к падению нравов, распущенности и разврату, провоцировало эгоцентризм. Философы-стоики проповедовали совершенное воздержание, но, в то же время, оправдывали безразличие к жизни и даже самоубийство. Философы-киники учили, что верхом добродетели является полное отсутствие желаний, отказ от материальных благ. Киники оставили все нормы, устои и часто бывали умышленно непристойными и грубыми в своей речи и поведении. Это учение вело к анархии и беспорядку. ИУДЕИ. К сожалению, к первому веку нашей эры подобная ситуация сложилась и среди избранного народа Божьего. За исключением некоторых ревнителей, подобных праведному Симеону, иудеи утратили дух смирения, кротости и благоговения перед Богом. Храм Божий, который был предназначен для святого и благоговейного служения Святому Иегове, они сделали местом торговли, местом обмена денег, «вертепом разбойников». Синедрион или Верховное судилище, стал заниматься не столько разрешением духовных проблем, сколько политикой — интригами, борьбой за власть, преследованием инакомыслящих. И даже в синагогах, куда собирался народ для общения и изучения Писания, преобладала косность и несправедливость. Таким образом, иудаизм, занимавший среди религий Римской империи исключительное место, погряз в формализме и за-конничестве. Основные религиозно-политические партии евреев, такие как фарисеи (что значит, избранные, отделенные), саддукеи, зилоты (по другому — «кинжальщики»), иродиане постоянно враждовали друг с другом. Закономерно, что в знак протеста против бездуховности традиционных религиозных верований, в это же время в районе Мертвого моря начали образовываться новые общины ессеев и терапевтов. ЕССЕИ. Таинственные общины ессеев или Сынов Света привлекали простой народ учением, ориентированным на внутреннее самоусовершенствование и мистическое толкование Моисеева закона. Причем в свое общество ессеи принимали после тщательного испытания, с особыми обетами почитать Бога, хранить имена ангелов, не открывать никому тайны общества. Имущество у них было общее, жизнь строго умеренная. В молитвенных собраниях наблюдались строгий порядок и торжественная тишина. Внешним выражением духовности у ессеев бьши частые омовения, пение псалмов, чтение Священного Писания.
|