Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Леонтьев.Эмоциональные процессы





Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

· Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.

· Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

· Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления животных к окружающим условиям.

Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций.

Жизнь=формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма.

Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор.

Каков механизм создания положительной эмоции.

В основе представление о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций.

Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Э = f(П, (Ин – Ис), …),где

Э эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов:

1. Индивидуальные особенности субъекта;

2. Фактор времени (развитие аффекта);

3. Качественные особенности потребностей.

Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций, необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.).

Если Ин больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот.

В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию).

Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).

Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим сырьем.

Вторая особенность – реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют все, что попадается, а затем научаются).

Эмоция сама по себе не несет в себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения (положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис).

Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

 

Вопросы к экзамену:

1. Классификация методов психологического исследования. Наблюдение. Беседа. Эксперимент. «Архивный метод».

2. Классификация исследований по цели и характеру их проведения.

3. Общая характеристика эксперимента как метода психологии.

4. Виды эксперимента.

5. Операционализация понятий.

6. Понятие безупречного эксперимента.

7. Понятие квазиэксперимента.

8. Констатирующий эксперимент и формирующий эксперимента.

9. Пилотажное исследование.

10. Понятие артефакта.

11. Понятия популяции, выборки. Стратегии формирования выборки. Понятие рандомизации. Понятие попарного отбора.

12. Этапы проведения психологического исследования.

13. Гипотеза, типы гипотез. Экспериментальная, статистическая гипотезы.

14. Эффект плацебо. Эффект Пигмалиона. Эффект Хотторна. Эффект аудитории.

15. Корреляционное исследование.

16. Переменные в психологическом эксперименте: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.

17. Понятие экспериментального контроля переменных. Способы контроля переменных в психологическом эксперименте.

18. Влияние личности испытуемого на эксперимент. Способы контроля.

19. Влияние личности экспериментатора на эксперимент. Способы контроля.

20. Измерение в психологии. Понятие «шкала». Виды шкал.

21. Внешняя и внутренняя валидности эксперимента

22. Требования к оформлению научного текста.

23. Экспериментальный план. Виды экспериментальных планов.

24. Многофакторный эксперимент.

25. Особенности социально-психологических экспериментов. Приведите примеры.

26. Особенности проведения экспериментов в педагогической и возрастной психологии.

27. Особенности патопсихологических экспериментов.

28. Кросскультурные исслелования.

29. Психогенетические исследования.

30. Экспериментальные исследования в когнитивной психологии.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию