Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантическая, эпизодическая и автобиографическая память





Семантическая память – тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире («медведь – это млекопитающее животное», «в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»). Информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Автор концепции семантических сетей М. Киллиан провел эксперимент с измерением времени реакции. Испытуемым предлагалось оценить истинность утверждений типа «канарейки могут петь», «канарейки имеют перья», «канарейки имеют кожу». Оказалось, что время, затраченное на оценку истинности первого утверждения, было меньше, чем затраченное на оценку второго, а оно, в свою очередь, меньше, чем на оценку третьего (рис. 1.1.2.8).

Рис. 1.1.2.8. Фрагмент семантической сети, включающей три узла

По мнению Киллиана, обнаруженный факт связан с тем, что для проверки первого утверждения испытуемый мог сразу адресоваться к категории «канарейка» (канарейка поет и желтая), для проверки второго утверждения ему следовало «пройти» один узел (канарейка – птица, птицы имеют перья), а для проверки третьего – два узла (канарейка – птица – птицы имеют перья, птицы – животные – животные имеют кожу). Элеонора Рош в 1973 г. дополнила модель Киллиана, введя понятие степени категориального членства. Степень категориального членства отражает то, насколько тот или иной объект является типичным представителем своей категории. Рош просила своих испытуемых оценить типичность различных объектов по 7 балльной шкале. Наиболее типичным овощем оказалась морковь, а наименее типичным – петрушка; наиболее типичным видом спорта – футбол, а наименее типичным – тяжелая атлетика; наиболее типичной птицей – канарейка, а наименее типичной – пингвин и т.д. При решении задач аналогичных тем, которые использовал Киллиан, время, затрачиваемое на идентификацию менее типичных представителей категории, было больше, чем на идентификацию более типичных. Например, испытуемый соглашался с тем, что «канарейка – птица» быстрее, чем с тем, что «пингвин – птица». Рош показала своими исследованиями, что семантические сети в долговременной памяти строятся не только по формальным признакам объектов. Значительную роль играет также эмпирическая частота встречаемости тех или иных свойств. Важно отметить, что узлы семантических сетей могут представлять собой не только словесные описания, но и образы, схемы и сценарии (фиксированные последовательности действий). Эпизодическая память была выделена в отдельную подструктуру долговременной памяти Э. Тульвингом.

Эпизодическая память – тип памяти, в которой хранятся эпизоды прошлого. Именно ей мы обязаны переживанием прошлого, настоящего и будущего, так как единицами эпизодической памяти являются эпизоды, локализованные во времени. В эпизодической памяти действует принцип специфичности кодирования, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «ключевых» элементов ситуации кодирования и извлечения.

Автобиографическая память – тип памяти, занимающий промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно отнесенные события и состояния, которые определяют самоидентичность личности.

Автобиографическая память, безусловно, несет в себе некоторые черты как семантической памяти (например, создание словесно оформленной истории жизни), так и эпизодической памяти (представление прошлого в виде ярких эпизодов), однако не может быть сведена к ним. Скорее автобиографическая память представляет собой структуру, «пронизывающую» многообразный мир мнемических процессов и связывающую память в целом с личностью.

Рассмотрение функций автобиографической памяти в жизни личности помогает понять, почему данной проблемой занимаются как психологи – специалисты по познавательным процессам, так и психологи, которые работают в сфере изучения личности. Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: связанные с жизнью человека как члена социума (интерсубъективные), связанные с саморегуляцией личности (интрасубъективные) и экзистенциальные функции, которые необходимы личности для переживания и понимания своей уникальности. К группе интерсубъективных функций относятся, например, такие функции, как достижение социальной солидарности или отторжения, передача опыта новому поколению или предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни. К группе интрасубъективных функций относятся, например, такие функции, как построение и выбор целей и тактик поведения или управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить радостный эпизод прошлого и развеселиться). Экзистенциальные функции в наибольшей степени затрагивают основные пласты личности.

Среди экзистенциальных функций автобиографической памяти можно выделить:

  • функцию самопознания;
  • функцию самоопределения (формирования целостной стратегии жизни);
  • функцию определения смысла жизни;
  • функцию культурной, исторической и социальной отнесенности (например, «быть человеком своего времени»);
  • функцию осознания уникальности своей жизни;
  • функцию структурирования самосознания во времени на основе интервалов самоидентичности личности (субъективной оценки изменений личности на протяжении жизненного пути);
  • функцию финальной интеграции личности.

Функция финальной интеграции личности представляет собой, наверное, самую загадочную функцию автобиографической памяти. В критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит виртуальное проживание заново всей жизни человека. Этот феномен получил название «вся жизнь прошла перед глазами». Интеграция личности перед завершением физического существования человека оказывается важнее прямого выживания, а иногда позволяет личности максимально сконцентрировать все ресурсы для продолжения физической жизни. Возможно, что этот механизм закреплен на биологическом уровне. Именно в момент приближения катастрофы интегрально срабатывают механизмы автобиографической памяти как особого вида памяти, и человеку открывается его истинная судьба. Исследователь предельных переживаний личности Р. Моуди (1991) пишет, что умирающий человек «пытается оценить свою жизнь, и этот обзор (прошлой жизни) можно описать только в терминах воспоминаний, хотя некоторые черты отличают его от обычных воспоминаний. Прежде всего – необычайная скорость. Эти воспоминания, когда их описывают в наших обычных временных выражениях, следуют быстро, одно за другим, в хронологическом порядке. Несмотря на то что воспоминания крайне выразительны, все, пережившие этот опыт, полагают, что этот обзор прошлого совершился буквально за одно мгновение».

Феномены автобиографической памяти крайне многообразны. Автобиографическое воспоминание может актуализироваться как в форме конкретного яркого эпизода прошлого (яркая вспышка), так и в форме лишенного наглядности воспоминания о важных и судьбоносных событиях или даже в обобщенной форме представления о своей жизненной истории и судьбе. Удобно представить структуру автобиографической памяти в виде пирамиды, горизонтальные сечения которой – это эпизодическая и семантическая память, а вершина – концепция Я, принадлежащая личности. Грани пирамиды представляют собой оси времени, уровня обобщенности, опыта (знаю – помню) и отнесенности к Я. От основания пирамиды к вершине показатели по осям обобщенности и отнесенности к Я нарастают, показатели по оси опыта снижаются, а показатели по оси времени скачкообразно изменяются. Данная модель была создана на основе представления об уровневом иерархическом строении автобиографической памяти.

В описанных технологиях создается ситуация диссонанса между утверждением авторитетного для субъекта источника о наличии определенного факта жизни и феноменальным отсутствием воспоминания о нем. Диссонанс снимается за счет «имплантации» ложного воспоминания в автобиографическую память.

Случается и так, что человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации. В данном случае автобиографическая память, для нормального функционирования которой критически важна рефлексия по поводу источника (Кто? Где? Когда?), начинает работать по принципу семантической памяти, нейтральной к происхождению своих содержаний. Создается иллюзия «знакомости» материала, которая ложно представляется как «воспоминание» о пережитом опыте. Большую роль в этом процессе играет воображение.

 

Date: 2016-05-16; view: 2503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию