Методические рекомендации для СРС
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По дисциплине «Педагогика: Основы воспитания. Основы дидактики»
Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель курса: создание условий для формирования основ профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в сфере решения воспитательных задач с опорой на базовые теоретические знания, понимание сущности, содержания, объективного назначения воспитания.
Тематический план
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ»
Таблица 1
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в итерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Модуль 1. Воспитание как приоритет современного образования
| 1.1.
| Сущность и содержание современного воспитания.
| |
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| 1.2.
| Ценностно-целевая основа воспитания. Философско-педагогические модели воспитания
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 20
| 1.3.
| Закономерности, принципы и движущие силы воспитания
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| Всего:
|
|
|
| | | | | 0 – 30
| Модуль 2. Воспитательный потенциал образовательной среды
| 2.1.
| Воспитательно-развивающая среда ОО
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 2.2.
| Воспитательный потенциал семьи
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| 2.3.
| Воспитательный потенциал коллектива и способность к самовоспитанию
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 15
|
| Всего:
| |
|
| | | | | 0 – 30
|
| | | | | | | | | | Модуль 3. Методические аспекты воспитания
| 3.1.
| Педагогическое взаимодействие в условиях воспитательного процесса
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 3.4.
| Формы, методы и приемы воспитания
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.5.
| Диагностика результативности воспитания
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| Всего:
|
|
|
| | | | | 0 – 40
|
| Итого (часов, баллов):
| |
|
| | | | | 0 – 100
| | | | | | | | | | | | | | Проблемные вопросы модуля 1:
1. Как соотносятся достижение цели образования, приоритеты образования, стратегия развития современного развития образования и политика государства в сфере образования?
2. Если понимать цель глобально, как некий идеал, к достижению которого мы стремимся, то какова же цель воспитания, каков идеальный образ человека будущего?
3. Какие ценности должны лежать в основе воспитания?
4. Что воспитывать в человеке? (проблема выбора содержания воспитания)
5. Почему в современном образовании акцент делается на нравственном воспитании личности?
Проблемные вопросы модуля 2:
1. Можно ли воспитать человека? (проблема факторов воспитания)
2. Какова роль образовательной среды в развитии личности?
3. Какова роль коллектива в развитии личности ребенка?
4. Какова роль семьи в развитии личности?
5. Способен ли человек к самовоспитанию? (проблема субъектности)
Проблемные вопросы модуля 3:
1. Каковы возможные пути «распредмечивания» ценностей в воспитательном процессе?
2. Могут ли быть универсальные методы воспитания?
3. Оправданно ли деление методов воспитания на эффективные и неэффективные?
4. Как лучше всего воспитывать человека, чтобы он обрел смысл жизни?
5. Какие показатели, критерии и методы используются для изучения результативности воспитания?
Тематический план
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ»
Таблица 2
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в итерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| Модуль 1. Обучение как управление учебной деятельностью (процесс обучения)
| 1.1.
| Актуальное состояние, проблемы и перспективы обучения в информационном обществе
| |
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| 1.2.
| Противоречия, закономерности и принципы обучения
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 20
| 1.3.
| Процесс и результаты обучения
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| Всего:
|
|
|
| | | | | 0 – 30
| Модуль 2. Содержание современного обучения
| 2.1.
| Подходы, концепции и теории современной дидактики
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 2.2.
| Структура содержания образования
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| 2.3.
| Нормативные документы, определяющие содержание образования
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 15
|
| Всего:
| |
|
| | | | | 0 – 30
|
| | | | | | | | | | Модуль 3. Современные образовательные технологии
| 3.1.
| Формы, методы и средства обучения
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 3.4.
| Образовательные технологии
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.5.
| Педагогическая оценка процесса и результата обучения
|
|
|
|
|
|
|
| 0 – 5
| Всего:
|
|
|
| | | | | 0 – 40
|
| Итого (часов, баллов):
| |
|
| | | | | 0 – 100
| | | | | | | | | | | | | |
Таблица 3
2. Планирование СРС по разделу «Основы воспитания»
№
| Модули и темы
| Виды практической и СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
(внеауд.
СРС)
| Кол-во баллов
(ауд.
/ внеауд.)
| Аудиторная
| Внеаудиторная
| Модуль 1
| 1.1
| Сущность и содержание современного воспитания
| 1.Анализ научных статей
| Анализ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
|
|
| 0 – 10
| 1.2.
| Ценностно-целевая основа воспитания. Философско-педагогические модели воспитания
| 1. Обсуждение Концепции
2. Работа с таблицей «Ценности и цели воспитания в начальной школе».
| Анализ отрывков из художественных фильмов (с точки зрения ценностей, целей, модели воспитания, личностной и профессиональной компетентности педагога).
|
|
| 0 – 10
| 1.3.
| Закономерности, принципы и движущие силы воспитания
|
| Подготовка рефератов и электронных презентаций по современным концепциям воспитания
|
|
| 0 – 10
| | Всего по модулю 1:
| | 0 – 30
| Модуль 2
| 2.1
| Воспитательно-развивающая среда ОО
| Доклады, презентации
| Разработка проекта образовательной среды начальной школы
|
|
| 0 – 10
| 2.2
| Воспитательный потенциал семьи
| Презентация разработанных проектов образовательной среды начальной школы
| Рецензирование произведений А.С. Макаренко «Книга для родителей»,
Я. Корчака «Как любить ребенка» (на выбор),
Оценка воспитательного потенциала семьи
|
|
| 0 – 10
| 2.3.
| Воспитательный потенциал коллектива и способность к самовоспитанию
| Обсуждение проблемных вопросов
| 1. Рецензирование книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
2. Подготовка рефератов и электронных презентаций по предложенным темам (см. методич. рекомендации для СРС)
|
|
| 0 – 10
| | Всего по модулю 2:
| | 0 – 30
| Модуль 3
| 3.1.
| Педагогическое взаимодействие в условиях воспитательного процесса
| Анализ и рецензирование художественных фильмов
| 1. Анализ и рецензирование художественных фильмов.
2. Рецензирование книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» (на выбор)
|
|
| 0 – 10
| 3.2.
| Формы, методы и приемы воспитания
|
| Эссе на тему «Как нужно воспитывать ребенка?"
|
|
| 0 – 10
| 3.3.
| Диагностика результативности воспитания, личностная и профессиональная компетентность педагога
| Составление таблицы «Показатели и критерии оценки результативности воспитания»
|
|
|
| 0 – 20
| | Всего по модулю 3:
| | 0 – 40
| | ИТОГО:
| | 0 – 100 б.
| | | | | | | | | | | | | |
Таблица 4
2. Планирование СРС по разделу «Основы дидактики»
№
| Модули и темы
| Виды практической и СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
(внеауд.
СРС)
| Кол-во баллов
(ауд.
/ внеауд.)
| Аудиторная
| Внеаудиторная
| Модуль 1
| 1.1
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 1.2.
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 1.3.
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| | Всего по модулю 1:
| | 0 – 30
| Модуль 2
| 2.1
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 2.2
|
|
|
|
|
| 0 – 10
| 2.3.
|
|
| 3.
|
|
| 0 – 10
| | Всего по модулю 2:
| | 0 – 30
| Модуль 3
| 3.1.
|
|
| 3.
|
|
| 0 – 10
| 3.2.
|
|
| |
|
| 0 – 10
| 3.3.
|
|
|
|
|
| 0 – 20
| | Всего по модулю 3:
| | 0 – 40
| | ИТОГО:
| | 0 – 100 б.
| | | | | | | | | | | | | |
Методические рекомендации для СРС
|