Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная психология. Феноменология развития





Учебник

 

Редакторы Л.И. Хлопова, Г.С. Прокопенко

Ответственный редактор И.Б. Чистякова

Технический редактор О.Н. Крайнева

Компьютерная верстка: В.А. Крыжко

Корректоры А.К. Акименкова, В.Н. Рейбекель, Е.В. Кудряшова

 

Изд. № 113100806. Подписано в печать 30.07.2011. Формат 60 х 90/16.

Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 41,0.

Тираж 1000 экз. Заказ № 6684.

 

ООО “Издательский центр “Академия”, www.academia-moscow.ru

125252, Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 266.

Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1, а/я 48.

Тел./факс: (495)648-0507, 616-0029.

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ РОСС RU. AE51. Н 14964 от 21.12.2010.

Отпечатано с электронных носителей издательства.

ОАО “Тверской полиграфический комбинат”, 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.

Телефон: (4822) 44-52-03, 44-50-34. Телефон/факс: (4822) 44-42-15.

Home page – www.tverpk.ru

Электронная почта (E-mail) – [email protected]

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Глава 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

§ 1. Условия психического развития и развития личности

1. Реальность предметного мира

2. Реальность образно-знаковых систем

3. Природная реальность

4. Реальность социально-нормативного пространства

5. Реальность внутреннего пространства личности

§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность

1. Биологические предпосылки

2. Взаимодействие биологических и социальных факторов

Глава 2. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления

Глава 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности

§ 2. Социальная единица и уникальная личность

§ 3. Фактор места как условие развития личности

 

РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО

 

Глава 4. МЛАДЕНЧЕСТВО

§ 1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития

§ 2. Собственно младенчество

Глава 5. РАННИЙ ВОЗРАСТ

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Предметная и другие виды деятельности

§ 4. Предпосылки формирования личности

Глава 6. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Игры и другие виды деятельности

§ 4. Детская личность

Глава 7. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

§ 1. Особенности общения

§ 2. Умственное развитие

§ 3. Учебная деятельность

§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста

 

РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО

Глава 8. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка

§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд

Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции

§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола

Глава 10. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

§ 1. Развитие речи

§ 2. Развитие высших психических функций

Глава 11. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

§ 1. Особенности идентификации–обособления. Кризис личности в отрочестве

§ 2. Самосознание в отрочестве

 

РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ

 

Глава 12. УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

§ 1. Социальная ситуация

§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности

§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората

Глава 13. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции

§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола

§ 3. Раннее материнство и отцовство

Глава 14. ЛИЧНОСТЬ В ЮНОСТИ

§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации

§ 2. Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности

Глава 15. НА ПУТИ К ВЗРОСЛОСТИ

§ 1. Самосознание в юности

§ 2. О возможности осуществления жизненного пути

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРОГРАММА КУРСА ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

БИБЛИОГРАФИЯ

ОТ АВТОРА

 

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке и поддержания его в течение жизни. Ибо быть личностью – значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество и все человечество. Быть личностью – значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью – значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания и соответствовать своим ценностным ориентациям.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности; поры детства, отрочества и юности – истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношениях и проходит школу социализации в игре, в учении, в труде, в общении с другими людьми; поры взрослости (зрелости) и старости – сущностного периода развития потенциала личности, когда человек получает возможность умственной, эмоциональной, волевой и духовной самореализации, когда он получает возможность движения к акме в своей деятельности, когда он осуществляет свое предназначение в качестве отца или матери, когда он может стать ориентиром в нравственном развитии для своих детей, учеников и ближайшего окружения.

Я посвящаю свой труд студенческой молодежи – будущим психологам, ведь именно в этот период жизни человек способен глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально “чувство личности”, но и свободно действовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззрением и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей возраста, вплоть до юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять себя.

Август 2011 г. Москва

Валерия Мухина

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие возрастной психологии как науки определяется общими значимыми для исторического момента идеями, установленными и принятыми за основу закономерностями развития психики на разных этапах онтогенеза, а также социальным заказом.

Возрастная психология изучает особенности психического развития, феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Несмотря на все богатство фундаментальных исследований, сегодня еще нет целостного описания развития психики человека на этапах его жизненного пути.

Данный учебник стремится отразить уникальность каждого возрастного этапа, показать, как постепенно, год от года ребенок становится человеком, способным реализовывать себя в социальных отношениях, выбирать для себя профессиональную деятельность и осуществлять в общении свои притязания на свободу, права и обязанности, как он становится способным любить, быть верным другом, отстаивать свое достоинство, нести ответственность за себя и других. Он обретает позитивные качества личности.

Не менее важно понять, как в процессе своего развития ребенок и подросток обретают негативные качества, проявляют себя в противостоянии другим в отчужденных и нетрадиционных формах поведения. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка, подростка и юноши (позитивные и негативные) – задача данного учебника.

В книге рассматривается противоречивая по своей сущности феноменология развивающегося человека: с одной стороны, это тенденция к развитию и противостоящая ей тенденция к покою, с другой – сочетание в одном человека как социальной единицы и человека как уникальной личности. Эти характеристики просматриваются на всех онтогенетических этапах развития человека – в его бытийной жизни и в душевном строе.

В основу учебника положены сложившиеся в отечественной психологии подходы к проблеме психического развития и развития личности. Показывается, что развитие человека обусловлено успешностью усвоения социокультурного опыта; выявляется ведущая роль воспитания и обучения в психическом развитии ребенка; отслеживается развитие самостояния личности.

В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные “расстояния” в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более “расчлененно” в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и подростка, показывается усложнение самой духовной жизни.

Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимают вопросы, связанные с характеристикой процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.

В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов. Привлекаются также идеи и материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, К.Коффки, Э. Клапареда, З. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера, А. Маслоу, К. Поппера и др.

В контексте обсуждения условий развития и бытия человека рассматриваются современные исследования и футурологические прогнозы грядущих катастроф и чаяний человечества таких популярных в начале XXI в. авторов, как И. Валлерстайн, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, а также П.Дж. Бьюкенен, Н. Винер, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас и др.

В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор сочла правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включив в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие.

Право на такой подход к написанию учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза.

Исходное понимание развития было выстроено и сформулировано философией, биологией, психологией и др. заинтересованными областями знаний в течение долгой истории проникновения в суть этого феномена. Развитие – всегда движение, связанное с преобразованием с функциональными позитивными изменениями процессов и свойств. Развитиевсегда рост и изменение зависимостей между сопряженными друг с другом процессами, включенными в единое целое.

Проблему развития, самосозидания и самостояния личности мы будем рассматривать в контексте исторически сложившихся условий и предпосылок. В качестве внешних условий обсуждаются сложившиеся в человеческой культуре следующие миры, или реальности: реальность предметного мира; реальность образно-знаковых систем; природная реальность; реальность социально-нормативного пространства. Эти реальности, безусловно, входят в Великое идеополе общественного сознания, представляющее собой феноменологическую сущность результата практической и духовной деятельности человека.

Кроме того, специально рассматривается реальность мира внутреннего пространства личности, которая определяет как особенности психических функций, так и особенности духовной жизни.

В разделе I излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет. Внутреннее пространство психики человека рассматривается в качестве особой реальности, определяющей мотивацию, выбор поведения, способ индивидуальной жизни и внутреннюю позицию личности. Излагается понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его принадлежности к определенной культурной общности. Предлагается принципиально новый подход к объяснению механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.

Разделы II, III и IV посвящаются детству, отрочеству и юности. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка, подростка и юноши проводится в соответствии со сформулированными в разделе I общими подходами к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.

Date: 2016-05-16; view: 1153; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию