Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты труда в культуре. Культурное благо





Можно развести конечный общественно значимый результат (со­циальный эффект) культуры, который не поддается прямому измере­нию, и непосредственный результат деятельности организаций культу­ры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом дея тельности является спектакль, для концертной организации — кон­церт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информа­ционных услуг.

Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества (отсутствие конку­ренции) в потреблении.

Неисключаемость — невозможность помешать индивидам исполь­зовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество в потреблении — потребление благ одним чело­веком не уменьшает возможности их применения другим11.

В соответствии с этими признаками выделяют общественные и ча­стные блага.

Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция мериторных благ (мериторика).

Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в инди­видуальных предпочтениях.

Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется госу­дарством.

Эта концепция основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности {несводимость потребностей). Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ поло­жены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальное, соединяющее в себе признаки неиключаемости и несоперничества в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ.

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью). Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полез­ностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и со­циальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде сме­шанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

Услуга — основная форма культурного блага.

Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятель­ность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере куль­туры.

Особенностями услуг культуры являются:

— нематериальный характер производимого эффекта;

— активное участие потребителя в производстве услуг;

— воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

— пространственно-временная локализация услуг.

— Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

— Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. 4.2.3. Доступность услуг культуры:

— физическая — возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте).

территориальная и временная — приближенность организа­ций (услуг) культуры к месту жительства; время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; экономическая — возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; "интеллектуальная" — уровень художественного вкуса, эсте­тического развития индивида;

информационная — наличие информации об организациях и услугах культуры.

Date: 2016-05-16; view: 1079; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию