Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перестройка государственно-политической системы России. Конституция РФ. 1 page





 

Работа над новой Конституцией России началась после выборов Съезда народных депутатов РСФСР весной 1990 г.: 9 июня 1990 г. была создана Конституционная комиссия под руководством председателя Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина. Секретарем комиссии был избран О.Румянцев. Уже в августе 1990 г. был представлен первый проект Конституции, который после доработок был опубликован 12 ноября 1990 г. Поскольку данный проект предусматривал сильный парламент, что не отвечало интересам Б.Ельцина, поэтому он так и не был поставлен в повестку дня Съезда народных депутатов. Б.Ельцин по примеру М.Горбачева инициировал введение поста президента за счет должности председателя парламента. На основе этой поправки к Конституции были проведены выборы Президента России.

Второй проект Конституции был опубликован в октябре 1991 г., но он также не выносился на рассмотрение Съезда народных депутатов.

Третий проект Конституционной комиссии предполагалось включить в повестку дня работы Съезда народных депутатов в апреле 1992 г. Он был подготовлен С.Шахраем – председателем комиссии Верховного Совета РСФСР по законодательству – и О.Румянцевым – секретарем Конституционной комиссии, и предполагал введение президентской республики. Остальные проекты были отклонены. Однако, Съезд народных депутатов принял решение отложить принятие новой Конституции до следующего созыва Съезда осенью 1992 г. и лишь одобрил общую концепцию проекта Конституции.

В дальнейшем обострилась борьба за власть между Президентом Б.Ельциным и Съездом народных депутатов, председателем которого являлся Р.Хасбулатов. Камнем преткновения в этой борьбе являлся вопрос о высшем органе власти: президент или Съезд народных депутатов. Стороны согласились на проведение 11 апреля 1993 г. референдума по основным положениям проекта Конституции. Однако, в дальнейшем Съезд отказался от проведения референдума и принял решение о конституционной реформе на основе предусмотренной действующей Конституцией процедуры (новая Конституция в соответствии со ст.185 принималась двумя третями голосов от общего числа депутатов съезда). В течение трех месяцев Президент, Верховный Совет и Конституционная комиссия должны были согласовать основные положения новой Конституции.

Чтобы ускорить принятие новой Конституции, Б.Ельцин своим указом[3] созвал 5 июня 1993 г. Конституционное совещание, не предусмотренное действующей российской Конституцией. В состав Конституционного совещания вошло 762 чел.: представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, политических партий и общественных движений, предпринимателей, составившие пять рабочих групп. Оно акцентировало свою работу на проекте, разработанном рабочей комиссией Б.Ельцина. Поправки, вносимые в данный проект, рассматривались на заседаниях рабочих групп и принимались большинством голосов. 10 ноября 1993 г. был опубликован новый проект российской Конституции, а 12 декабря проведен референдум, в котором приняло участие 54,8% граждан. За новую Конституцию проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в референдуме. Как отмечает специалист по государственному строительству новой России немецкий профессор Э.Шнайдер, «упреки в манипуляциях при подсчете числа участников в референдуме со стороны ведущих российских специалистов в области электорального поведения, опиравшихся на результаты собственных дополнительных исследований, никогда не опровергались, поскольку в конце концов ни одна политическая сторона в этом не была заинтересована».[4]

7.5. Отличительные особенности современной российской политической системы

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демок­ратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источни­ком власти в России является народ, кроме того, в по­ложении о том, что эту власть сам народ и осуществ­ляет как непосредственно, так и через органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства прояв­ляется и в том, что его граждане равноправны и об­ладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государ­стве установлена выборность органов законодатель­ной власти и представительных органов местного са­моуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качест­ве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою оче­редь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В со­ставе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральны­ми органами государственной власти, осуществ­ляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответ­ствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей тер­ритории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законо­дательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального зна­чения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее предста­вительного и законодательного органа - Федерально­го Собрания, состоящего из двух палат - Совета Фе­дерации и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, со мно­жеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим усло­виям, с большим разнообразием исторических и наци­онально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и сво­бод человека и возложения на государство обязан­ности соблюдать и защищать права и свободы челове­ка и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Кон­ституцией и законами, причем в рамках предусмотрен­ных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «республиканская форма правления» ха­рактеризует государство, в котором все высшие ор­ганы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными пред­ставительными учреждениями. Республиканская фор­ма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика от­личается от монархии, где главой государства являет­ся, как правило, лицо, получающее прерогативы госу­дарственной власти по наследству (король, царь, им­ператор и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Гла­вой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а предста­вительным и законодательным органом - Федераль­ное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представите­лей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государ­ственная Дума - избирается населением сроком на че­тыре года.

Государственная власть в Российской Федера­ции осуществляется на основе разделения на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной влас­ти самостоятельны.

Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоя­тельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделе­ния является обеспечение гражданских свобод и закон­ности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополи­зацию власти каким-либо одним институтом госу­дарства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уров­не законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судеб­ную - федеральные суды (Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные феде­ральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

Принцип разделения властей, закрепленный в об­щей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Прези­дента, Федерального Собрания, Правительства и су­дов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предпо­лагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наде­ление соответствующими полномочиями Федерально­го Собрания (федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой и одобряются Советом Федера­ции) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторич­ного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны проти­воречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во ис­полнение Конституции, федеральных законов и нор­мативных указов Президента. Такой статус Президен­та произведен от его титула главы государства и га­ранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Пра­вительством, связаны с необходимостью повседневно­го осуществления организующей деятельности и неиз­бежным наделением исполнительной власти дискреци­онными полномочиями (дискреция - право усмотре­ния в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные сооб­ражения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятель­ности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Фе­дерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, фе­деральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

Понимая самостоятельность органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и зако­нов, как их свободу от контроля со стороны общества.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.

Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.

7.6. Конституционные погрешности

В качестве основных принципов демократической организации общества, требующих закрепления в Конституции, необходимо выделить следующие:

создание политических институтов, способных исключить тиранию, что предполагает возможность законной смены правителя;

создание условий, при которых защита прав граждан станет определяющей в карьере политиков

соблюдение прав меньшинств;

установление пределов полномочий государственных институтов;

разделение властей по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (федеральную, региональную и местную);

создание условий, предотвращающих посягательство на всевластие, для чего необходимо, чтобы институциональные интересы каждой ветви или этажа власти не совпадали.

Для создания такого политического механизма, считает В.Никонов[5], необходимо соблюдение двух принципов. Первый принцип гласит: политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному. Этому критерию наша Конституция, по мнению российского политолога, скорее не отвечает, так как была написана людьми, находившимися в эпицентре политической борьбы, поэтому Конституция закрепила их успех в этой борьбе. Не случайно часто действующую Конституцию называют «ельцинской».

Второй принцип заключается в том, что существующие конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы. Конституция писалась под влиянием вполне конкретной политической ситуации, когда стояла задача принизить значение законодательной власти после ожесточенного столкновения Президента России со Съездом народных депутатов Российской Федерации. Таким образом, конфликт начала 1990-х гг. наложил неизгладимый отпечаток на Конституцию, что отражается на российском политическом процессе.

Многие исследователи отмечают явное несоответствие между внесением поправки в Конституцию и ее отменой. Так, чтобы отменить Основной Закон, необходимо созвать Конституционное Собрание. Для его созыва необходимо набрать три пятых голосов (60%) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст.135 п.2). Для того, чтобы внести поправку в Конституцию, необходимо голосование за нее три четверти (75%) членов Совета Федерации и две трети (66,6%) от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 п.2). Дополнительно поправки к гл. 3-8 Конституции вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст.136). Поэтому полного слома конституционного строя добиться легче, чем внести поправки в Основной Закон государства.

Тем не менее, российская Конституция действует, а все политические субъекты и государственные институты следуют закрепленным ею правилам игры, что позитивно отражается на политической стабильности.

 

 

Глава 18. «Перестройка» (1985—1991 гг.): модернизация управленческого аппарата

 

Смена руководства КПСС и курс на ускорение. Особенности партийно-государственного управления в начальный период реформ М.С. Горбачева. Причины смены стратегического курса и начало перестройки. Гласность и информационная революция. Демократизация партийной и государственной жизни. Формирование многопартийной системы и антикоммунистической оппозиции, развитие националистического сепаратизма. Конституционная реформа государственного управления, профессионализация Советов, отмена 6-й статьи Конституции СССР, разрушение системы партийно-советского руководства. Экономический кризис и всеобщий дефицит. Националистические движения и мятежи в республиках СССР. Системный кризис и крах КПСС и союза республик. Совершенствование управленческой деятельности в рамках курса на ускорение и начало экономической реформы. Информационная революция и перестройка системы политического и государственного управления в условиях экономического кризиса

 

11 марта 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится молодой и энергичный деятель М.С. Горбачев, который начал радикальные перемены в советском обществе. Он сразу создал новую команду управленцев, в которую вошли Е. Лигачев, Н. Рыжков, Б. Ельцин, Э. Шеварднадзе, Л. Зайков, Н. Талызин, А. Яковлев, В. Чебриков. Новое руководство сразу подписывает соглашение с президентом США Р. Рейганом о ликвидации ракет средней дальности. Позднее Горбачев принимает решение о выводе Советской Армии из Афганистана, Монголии, Германии, Центральной Европы, провозглашает политику создания общеевропейского дома и одобряет свержение коммунистических правительств в странах Восточной Европы. Горбачев лик видирует советский блок Варшавского Договора, наивно рассчитывая, что НАТО ответит тем же.

 

В 1986 г. начались подлинные сдвиги в самом советском обществе. Упрощается выезд из СССР, освобождаются из ссылки академик Сахаров и еще более 100 диссидентов, начинается процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. В год 70-летия Октября реабилитируются объявленные Сталиным злейшими врагами народа Бухарин, Рыков, Томский, Зиновьев, Каменев, Радек, Пятаков и др. Понятия гласности и демократизации становятся краеугольными камнями управленческой политики.

 

Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986—1987 гг., воодушевило всю страну. Все помнили кратковременное правление Ю.В. Андропова, фактически осуществлявшего эволюционную перестройку, приведшую к улучшению экономической ситуации, и надеялись на повторение эффекта при новом молодом столь красноречивом и подающем большие надежды руководителе.

 

На Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Горбачев выступает с программной речью, в которой провозглашает курс на ускорение развития экономики и ликвидации так называемого механизма торможения развития экономики. Это было, бесспорно, развитие новаторской идеи Ю. Андропова, но выдержанное в значительно более решительных и категоричных суждениях. Горбачев сосредоточил все усилия партии и правительства на реализации задач ускорения научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора. Однако лозунг ускорения не был подкреплен реальной экономической реформой и стал повисать в воздухе.

 

XXVII съезд КПСС охарактеризовал предшествующий период как застойный и принял основные направления плана экономического и социального развития страны на 1986—1990 гг. и на период до 2000 г., которые были выдержаны в традиционном «русле.

 

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что реально привело в основном к увеличению бюрократического аппарата и отзыву от производства большого числа специалистов. Принятый ранее закон о государственных предприятиях, предоставлявший известную свободу хозяйственной деятельности, на практике пробуксовывал. В стране отсутствовали полноценные рыночные механизмы и посредническая инфраструктура для товарно-сырьевых операций, сбыта продукции. В первое время М. С. Горбачев и его окружение пытались использовать механизм давления I государственного аппарата для решения экономических проблем. Административным путем был введен так называемый «сухой закон», который нанес удар по бюджету страны и стимулировал инфляцию. Репрессии в сфере внешней и внутренней торговли, а также в отношении коррумпированных партийных кадров обострили внутриполитическую ситуацию, но не решили проблему коррупции. Политическая элита СССР пришла к пониманию необходимости формирования такого экономического механизма, который бы исключил возможность обогащения управленческой бюрократии за счет производителей. Закон об индивидуальной трудовой деятельности разрешил заниматься гражданам в сфере кустарных промыслов, торговли и услуг. В январе 1987 г. вступает в действие новая система начисления заработной платы, которая была более тесно связана с результатами труда и предполагала растущую дифференциацию в оплате. Постановления правительства о принципах создания смешанных предприятий совместно с капиталистическими и развивающимися странами открывали дорогу инвестициям из-за рубежа. Целый ряд постановлений о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления и услуг, о долгосрочной аренде, о банковской деятельности в сочетании с Законом о государственном предприятии, предполагающем выборы директора, создание системы хозрасчета и самофинансирования, — все создавало принципиально новую атмосферу в стране. Пленум ЦК в марте 1988 г. принял курс на деколлективизацию деревни. Принимается закон, признающий право трудящихся на забастовки. Создается Федерация независимых профсоюзов СССР. Председатель Совета Министров представил Верховному Совету план экономических реформ, предусматривавший поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике. Правительство при этом предупреждает нацию, что это требует непопулярных мер, сопровождающихся появлением безработицы. Это, бесспорно, было началом мощной управленческой реформы, которая означала демонтаж традиционной для СССР административно-командной системы управления.

 

Но неожиданно выяснилось, что вновь созданные кооперативы и совместные предприятия, пользуясь несовершенством социально-рыночной системы, резко активизировали не всегда законную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а использования недостатков в управлении и других внеэкономических способов обогащения. Возникло четыре сетки цен: государственные, кооперативная, договорная и теневая. Именно в это время резко усилился возникший в советское время теневой сектор экономики, превратившийся в широкомасштабный криминальный бизнес, жаждавший своей будущей легализации, контроля над властью. Ситуация еще более осложнилась в результате катастрофической аварии на Чернобыльской АЭС на Украине и гигантского землетрясения в Армении, унесшего 50 тыс. жизней, потребовавших колоссальных средств и ресурсов на ликвидацию последствий. Эти республики являлись тогда частью СССР, и их беды были заботой и российского правительства, и народа. Сказалась также неудачная и несвоевременная антиалкогольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит.

 

Единственно, в чем режим Горбачева—Рыжкова достиг заметных результатов, — это кадровая политика. В принципе в каждом государстве независимо от характера социально-политического строя с приходом главы новой высшей администрации — президента, премьер-министра или в случае СССР — генсека — происходит радикальное обновление политической элиты. Однако Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства наряду с устранением престарелых партократов в центре и на местах. Всего к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС.

 

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую реформу под контролем сильной центральной власти. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного научного представления о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя «навязывать обществу готовые схемы и загонять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем. Этим отличался сталинизм, с которым нам не по пути. А действовать по Ленину — значит исследовать, как будущее вырастает из нынешней действительности. И в соответствии с этим строить свои планы». Исходя из данного методологического положения Горбачев считал главным сам факт, что «процесс пошел», забывая о том, что все-таки надо иметь какие-то более конкретные ориентиры и ясные суждения о том, куда этот процесс идет, четкие представления о темпах этого движения, его пределах и опасностях и т.п.

 

Заявляя об идейно-политической преданности идеалам Ленина и социализма, Горбачев повел дело к их девальвации. Он допустил серьезнейший стратегический просчет и начал политическую реформу, развертывание идеологического плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в экономических преобразованиях, которые успокоили бы общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безболезненно только при наличии крепкого правительства или признанного вождя.

 

Хотя симптомы кризиса были налицо (тотальный дефицит, снижение темпов производства), тем не менее самого кризиса пока еще не было, как не было самих признаков политических потрясений. Поэтому лозунг «обновления социализма», его перестройки на основе демократизации был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь действительно идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих ценностей. Термин «перестройка» не был принципиально новаторским, так как он применялся сталинским руководством в 1920—1930 гг. для обозначения политики совершенствования управления и самоуправления, критики и самокритики, обновления политического кадрового корпуса и его очищения от «классово чуждых» элементов. После смерти Сталина это понятие использовалось хрущевским руководством для активизации десталинизации общественной жизни. Поэтому широкие партийные массы, которых было около 18 млн. человек, с пониманием и одобрением восприняли очередное возрождение сугубо партийного лозунга перестройки. Однако на этот раз все было принципиально иначе. Как позднее признавались М.С. Горбачев и особенно А.Н. Яковлев, они тайно вкладывали в эту концепцию идею уничтожения коммунистической партии и советского идеократического государства. Но в отличие от них о таком понимании перестройки прямо говорили представители бывших диссидентских кругов и творческой московской интеллигенции. Естественно, что убежденные коммунисты не могли воспринимать столь дискуссионную трактовку концепции перестройки как истину в первой инстанции и предприняли ряд попыток ее критики и разоблачения. Одной из таких попыток была публикация при одобрении Е. Лигачева статьи-письма профессора Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Эта статья содержала наряду с консервативными сталинскими тезисами и критику реальных просчетов режима. Однако Горбачев как генсек правящей партии искусно использовал все партаппаратные рычаги, в том числе «ленинскую дисциплину» и сталинскую номенклатурную этику, и успешно настоял на дальнейшем проведении управленческой перестройки на государственном уровне.

 

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объяв ленной демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению тоталитаризма, который в общественном мнении все более отождествлялся с социализмом.

 

Была введена политика гласности, предполагавшая отмену коммунистической цензуры, принятие нового закона о СМИ, обеспечение свободы творческих союзов и объединений и всеобщую критику существующей политической системы. СМИ стали выполнять функции катализатора оппозиционной деятельности, выступая против коммунистических ценностей и идеалов, составляя основу национально-государственной идеологии. В геометрической прогрессии возросли тиражи литературно-художественных журналов. Начались рок-фестивали ранее полузапрещенной музыки, публикуются произведения А. Солженицына, А. Платонова, М. Булгакова, А. Битова, В. Шаламова, А. Домбровского, А. Рыбакова, В. Гроссмана, многочисленных публицистов, жестко критикующих советскую систему власти. В стране происходит глубокая и не всегда оправданная переоценка истории государственного строительства в СССР. Публикуются различные в концептуальном отношении учебники по всем дисциплинам с правом выбора учителя. Библиотеки получают право закупать только ту литературу, которая отвечает запросам библиотекарей. Учитывая, что значительная часть интеллигенции была настроена абсолютно оппозиционно по отношению к советской власти и КПСС, следует признать, что курс на идеологизацию образования стал на практике переидеологизацией. Пользуясь широкой поддержкой интеллигенции и прессы, Горбачев провел целый ряд преобразований в управлении государством, которые еще больше ослабили существующую политическую систему и сделали перестройку формально не управляемой. Но она управлялась по другим, антисистемным законам, при прямой поддержке средств массовой информации зарубежных стран типа «Голоса Америки» и радиостанции «Свобода» и даже соответствующих государственных структур геополитических противников СССР. В этом нет ничего удивительного, так как если СССР всеми доступными средствами поддерживал коммунистические партии во всем мире, движение борьбы за мир и т. п., то страны НАТО в свою очередь одобряли деятельность антисоциалистической и националистической оппозиции. Об этой поддержке прямо и непосредственно сообщал в конгрессе США спустя несколько лет президент США Дж. Буш (старший).

 

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, о перестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновленное государство должно реализовать приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных, политических и иных сил в самоуправляющемся обществе. Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев и его команда сразу провели очищение ЦК от старой «партийной гвардии» — всего более чем от 100 человек, включая ряд членов Политбюро. Горбачев избирается вместо А. Громыко Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Обновленное руководство приступило к формированию новой представительной двухуровневой советской системы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов — 1500 — выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными и распорядительными и контрольными функциями — Верховный Совет в составе 544 депутатов и его Председателя. Соответственно Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета, Верховный суд СССР, Генерального прокурора СССР.

Date: 2016-05-16; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию