Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов на аэродромах4.7.1. Основным условием успешного осуществления мероприятий по уменьшению скопления птиц является знание конкретных особенностей орнитологической обстановки в районе аэродрома в различные сезоны года. 4.7.2. Для выявления характера орнитологической обстановки необходимо провести следующие работы: - эколого-орнитологическое обследование окружающей аэродром местности в радиусе 20÷25 км (с помощью местных орнитологов); - визуальные наблюдения за орнитологической обстановкой на территории аэродрома; - сбор и определение найденных на ВПП и возле нее останков птиц, сбитых ВС; - нанесение собранной орнитологической информации на карту-схему района аэродрома масштаба 1:300 000 или крупнее. 4.7.3. В результате вышеперечисленных работ должны быть установлены: вид птиц, представляющих опасность для полетов ВС на данном аэродроме; места скопления и основные пути перелетов птиц на аэродроме и прилегающей к нему территории; характер обитания птиц в местах скопления (гнездование, кормежка, отдых, ночевка); особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц (наличие свалок, прудов, зарослей кустарников, элеваторов, звероферм и прочих объектов, привлекающих птиц). 4.7.4. Эколого-орнитологическое обследование производится с помощью имеющихся на аэродроме транспортных средств. При этом целесообразно предварительно обследовать территорию с вертолета, летящего на высоте 50÷100 м со скоростью около 100 км/ч. 4.7.5. Маршруты для обследования прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены по возможности все участки территории. Однако особое внимание уделяется тем участкам, где наиболее вероятно могут быть скопления птиц (опушки лесов, речные долины, болота, водоемы, свалки, сельскохозяйственные поля и т.п.). 4.7.6. Каждый участок территории целесообразно обследовать утром, днем, вечером, а иногда и ночью, поскольку размещение птиц часто меняется в течение суток. 4.7.7. Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование территории необходимо проводить в следующие периоды: - массового весеннего и осеннего перелетов птиц (начало весны и середина осени); - начала гнездования птиц (конец весны); - массового вылета птенцов из гнезд (середина лета); - активных послегнездовых и зимних ночевок (начало осени и середина зимы). Сроки указанных периодов следует уточнять у местных орнитологов. 4.7.8. После сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо произвести их анализ и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме. При этом опасными птицами для ВС считаются такие, которые систематически прилетают на аэродром или пролетают через его территорию. 4.7.9. В число мероприятий по уменьшению скопления птиц, представляющих опасность для полетов ВС, входят: - отпугивание птиц от аэродромов; - устранение условий, способствующих скоплению птиц. 4.7.10. Основными мероприятиями по отпугиванию птиц от аэродрома являются: - стрельба пистолетными сигнальными патронами-ракетами; - установка отпугивающих предметов; - воспроизведение через громкоговорители сигналов бедствия птиц. 4.7.11. Отпугивать птиц выстрелом из ракетницы необходимо таким образом, чтобы ракета пролетела поблизости от места скопления птиц. В летнее время этот способ следует применять только в том случае, если нет опасности загорания сухой травы. 4.7.12. Установка на территории аэродрома предметов, отпугивающих птиц (трещоток, флажков, сверкающих шаров и т.п.), производится только в местах регулярного скопления птиц. Данный метод рекомендуется применять в сочетании с воспроизведением через громкоговорители криков отпугивающих птиц или стрельбой из ракетниц. 4.7.13. Для воспроизведения сигналов биоакустического отпугивания птиц на аэродромах могут применяться установки двух типов: стационарные (громкоговорители устанавливаются на летном поле, а магнитофон и усилители - на СКП или КДП), подвижные (вся аппаратура устанавливается на тележке, включение и выключение аппаратуры осуществляется по радио). 4.7.14. Основными мероприятиями по устранению на аэродроме условий, способствующих опасному скоплению птиц, являются: - вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома; - кошение травяного покрова на летном поле до высоты 20÷25 см; - уменьшение возможности гнездования птиц в аэродромных сооружениях (ангарах и других зданиях и сооружениях); - ликвидация на территории аэродрома увлажненных и заболоченных участков; - предупреждение доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь путем хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах, а также сжигания и закапывания их в ночное время; - спиливание верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц (в момент самого начала гнездования птиц); - ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их с расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней; - вспашка сельскохозяйственных полей, окружающих аэродром, только в ночное время; - запрещение выпаса скота вблизи аэродрома во избежание привлечения большого количества мелких птиц; - осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц при перелетах через аэродромную территорию; - скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой береговой и прибрежной растительности, служащей местом массового гнездования, отдыха или ночевки птиц. 4.7.15. Мероприятия по устранению на аэродромной территории условий, способствующих скоплению птиц, осуществляются только по согласованию с местными органами Советской власти и Общества охраны природы. Данные мероприятия проводятся работниками из других организаций на хоздоговорных или иных условиях.
Содержание территории аэропорта 4.8.1. Содержание территории аэропорта в чистоте и порядке является условием, обеспечивающим его эксплуатационное и санитарно-гигиеническое состояние. 4.8.2. Подъезды к зданиям и сооружениям аэропортов не должны загромождаться. На территориях зданий и сооружений запрещается: - устраивать склады и организовывать производства, загрязняющие территорию и создающие антисанитарные условия; - возводить постройки, затрудняющие свободный проезд транспорта и уменьшающие противопожарные разрывы; - складировать и открыто хранить тару около столовых, цехов бортового питания, ресторанов и других объектов. 4.8.3. Содержание территории аэропорта включает в себя мероприятия по ее озеленению. Озеленение выполняется по специальному проекту. В нем должны предусматриваться зеленые насаждения, соответствующие климатическим и почвенным условиям конкретного аэропорта, соблюдаться требования к ширине их посадки, расстоянию от кромок проезжей части дорог, зданий и сооружений, между деревьями и кустарниками в рядовых посадках. Зоны озеленения, примыкающие к подъездным и внутри-портовым дорогам, оборудуются бордюрами, исключающими вымывание грунта. Благоустройство и озеленение привокзальной площади аэропорта должны производиться в соответствии с общим архитектурно-планировочным решением аэровокзального комплекса. 4.8.4. Очистка и уборка газонов, кустарников, дорожек и площадок производятся в весенний период. Необходимо собрать и вывести до начала появления растительности отмершие стебли, листву, отрезанные ветви деревьев и мусор. Почва под деревьями и кустарниками разрыхляется, живые изгороди должны быть подстрижены. 4.8.5. В летний период необходимо производить стрижку газонов, прополку сорняков, посадку и поливку цветов, газонов, молодых деревьев и кустарников. Необходимо обеспечить сохранность фруктовых деревьев в период цветения и созревания плодов. В случае массового появления на зеленых насаждениях вредителей и признаков болезней необходимо доводить до сведения городские станции по защите растений и принимать меры по борьбе согласно указаниям специалистов. 4.8.6. Посадку цветов осуществлять с учетом других элементов насаждений, с подбором рисунка и ассортимента, обеспечивающих наиболее красочный вид и продолжительность периода цветения. 4.8.7. В осенний период необходимо убрать опавшую листву, отключить и обезводить временные наружные водопроводные сети, осушить бассейны, утеплить молодые посадки деревьев, окучивая их землей и снегом. 4.8.8. Благоустройство дорог заключается в окраске знаков, ограждений, рекламных щитов, содержании в чистоте и порядке остановок общественного транспорта, площадок отдыха и других сооружений.
Глава 5 ЗИМНЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНЫХ ПОЛЕЙ
Общие положения 5.1.1. При подготовке летного поля к зимней эксплуатации необходимо: - своевременно выполнить капитальный и текущий ремонт искусственных покрытий аэродрома, грунтовой части летного поля и водоотводящих устройств; - провести ремонт аэродромных машин, тракторов и прицепных механизмов и подготовку их к работе в зимних условиях; - составить технологические карты льдо-снегоочистительных работ на летном поле; - составить планы очистки летного поля от снега на средний и максимальный снегопады, а также графики привлечения работников служб аэропорта к работам по очистке от снега; - закрыть водоприемные и тальвежные колодцы специальными крышками; - провести планировочные работы, ликвидировать колейность и укатать поверхности основных и запасных ГВПП, скосить траву; - восстановить маркировку аэродромных покрытий, изготовить или обновить переносные маркировочные знаки; - заготовить строительные материалы для ремонта покрытий в зимний период, а также сухой песок для устранения скользкости на внутрипортовых дорогах и привокзальной площади; - укомплектовать штаты аэродромной службы и спецавтобазы водителями, трактористами и рабочими, провести с ними производственно-техническую учебу и принять зачеты по эксплуатации аэродромной техники и содержанию летного поля в зимний период. 5.1.2. На каждом предприятии необходимо составить план мероприятий по подготовке летного поля и средств аэродромной механизации к работе в осенне-зимний период с учетом местных условий и требований, изложенных в п.5.1.1. 5.1.3. Альбом технологических карт является основным и обязательным для исполнения документом, регламентирующим тактику льдо-снегоуборочных работ на аэродроме. Основные положения по составлению альбома технологических карт приведены в прил.15. 5.1.4. Потребность аэродромов в химическом реагенте для борьбы с гололедом должна определяться в зависимости от площади искусственного покрытия летного поля, количества случаев образования гололеда и с учетом норм расхода реагента.
Зимнее содержание летных полей с покрытием 5.2.1. Для обеспечения готовности летных полей в зимний период необходимо выполнять следующие требования: - аэродромные покрытия (ВПП, РД, МС и перроны) должны очищаться от снега и льда; - концевые полосы безопасности очищать от снега на половину их длины от торца ВПП с каждой стороны; - боковые полосы безопасности очищать от снега на ширину 25 м с каждой стороны от границы ВПП и далее устраивать сопряжения из снега с уклоном не более 1/10; - обочины рулежных дорожек, мест стоянок и перронов очищать от снега на ширину 10 м с устройством сопряжения из снега с уклоном не более 1/10; - подготавливать и содержать не менее двух полос: основной ИВПП и запасной ГВПП. 5.2.2. Очищаемые грунтовые КПБ, БПБ, обочины РД, МС и перронов должны быть равнопрочными. На участках, подлежащих очистке, допускается слой уплотненного снега толщиной до 8 см и слой свежевыпавшего снега до 10 см. 5.2.3. Во время очистки основной ИВПП от снега и гололеда полеты ВС могут выполняться с ГВПП. Условия приема и выпуска ВС на ГВПП определяются РПА. ГВПП очищается от снега на длину основной ИВПП, увеличенной с каждой стороны на половину длины КПБ и на ширину: на аэродромах класса А, Б - 100 м, класса В - 85 м, класса Г и Д - 75 м и класса Е - 60 м с устройством сопряжения из снега с уклоном не более 1/10. 5.2.4. Для обеспечения регулярности полетов и рационального использования средств механизации работы по очистке от снега и подготовке элементов летного поля разбиваются на очереди: 1-я очередь: очистка ИВПП, БПБ на ширину 10 м от границы ИВПП, используемых для руления (рабочих) РД с откидыванием валов снега, перрона, «огней» (светильников) по границам ВПП и на КПБ, а также подготовка зон КРМ и ГРМ. 2-я очередь: подготовка запасной ГВПП, очистка МС, остальных РД, обочин всех РД на ширину 10 м и привокзальной площади. 3-я очередь: очистка КПБ на половину ее длины, БПБ до ширины 25 м; обочин МС и перронов с планировкой откосов; очистка подъездных путей к объектам радиосвязи, ГСМ, внутрипортовых дорог и другие работы. 5.2.5. На аэродромах, имеющих две ИВПП, в первую очередь очищают от снега одну ИВПП согласно требованиям, указанным в п.5.2.4. 5.2.6. Очистка от снега элементов летного поля, относящихся к первой очереди, должна производиться методом патрулирования с начала снегопада и быть закончена не позднее чем через 1 ч после его прекращения. По окончании работ первой очереди разрешается открывать аэродром для взлетов и посадок ВС. Работы, относящиеся к последующим очередям, должны быть начаты сразу же по окончании работ предыдущей очереди. 5.2.7. На покрытии ВПП допускается наличие слоя свежевыпавшего снега, слякоти и воды. Толщина слоя атмосферных осадков для различных типов ВС, при которой разрешаются полеты, указана в РЛЭ. 5.2.8. В районах с устойчивыми отрицательными температурами воздуха аэродромные покрытия могут содержаться под слоем уплотненного снега, на них разрешается эксплуатация ВС: Ил-76, Ил-18Д, Ил-18В, Ан-12, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ил-14, Як-40 и более легких типов. ВПП под слоем уплотненного снега подготавливают и содержат на длину ИВПП, увеличенную с каждой стороны на половину КПБ и ширину, указанную в п.5.2.3 для ГВПП различных классов аэродромов, состоящих из ширины ИВПП и двух равных частей БПБ. Толщина слоя уплотненного снега должна быть в пределах 6÷8 см. Сопряжения из неуплотненного снега устраивают с уклоном 1/10. Требования к прочности уплотненного снега и допустимой толщине свежевыпавшего снега для различных типов ВС такие же, как и для грунтовых аэродромов, содержащихся под слоем уплотненного снега (пп.5.3.8 и 5.3.12). 5.2.9. Удаление гололедных образований с аэродромных покрытий должно производиться в такой последовательности: ВПП, места примыкания РД к ВПП и перрону, места поворотов РД, прямые участки РД, перрон и МС. 5.2.10. Удаление гололедных образований с покрытия ВПП должно быть выполнено: тепловым способом при температуре воздуха до минус 5°С не более чем за 2 ч по окончании образования гололеда, а при температуре ниже минус 5°С не более чем за 3 ч; химическим способом при температуре воздуха минус 5°С не более чем за 1,5 ч, а при температуре ниже минус 5°С комбинированным способом (химический + тепловой) не более чем за 2,5 ч после начала работ. 5.2.11. Условия торможения ВС на покрытиях ИВПП характеризуются величиной коэффициента сцепления, толщиной и видом атмосферных осадков. Коэффициент сцепления на покрытиях ИВПП и ВПП, содержащихся под слоем уплотненного снега, измеряется с помощью аэродромной тормозной тележки АТТ-2. Полученная величина коэффициента сцепления приводится к нормативным значениям. Информация о величине коэффициента сцепления передается и записывается в нормативных значениях. При нормативных значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с ГТД запрещаются. До оснащения аэропортов АТТ-2 допускается оценивать состояние поверхности деселерометром 1155М. Порядок оценки условий торможения и метод приведения коэффициентов сцепления к нормативным значениям изложены в прил. 16. Толщина слоя атмосферных осадков измеряется, оптической линейкой ОЛ-1. 5.2.12. Информация международных зарубежных аэропортов и аэропортов СССР, опубликованных в АИП СССР, о состоянии ВПП производится с помощью «SNOWTAM» (снежный НОТАМ). Снежный НОТАМ - принятое в международной практике уведомление, содержащее информацию о существовании или ликвидации опасных условий, вызванных наличием снега, льда, слякоти или стоячей воды на покрытии аэродрома. Снежный НОТАМ передается должностными лицами аэродромной службы в САИ ЦУМВС. Форма снежного НОТАМа, инструкция по его заполнению и время его действия приведены в прил. 14. Соотношения между значениями коэффициентов сцепления, замеренными с помощью различного оборудования, и эффективностью торможения приведены в табл. 5.1. Для описания состояния поверхности покрытия ВПП следует использовать определения видов атмосферных осадков, приведенные в разд. 1.1.
Таблица 5. 1
5.2.13. Основными средствами для очистки аэродромных покрытий от снега являются щеточно-пневматические, плужно-щеточные и роторные снегоочистители, ветровые машины, автогрейдеры и бульдозеры; для удаления льда - тепловые машины, химические реагенты, разбрасыватели реагента и песка, щеточно-пневматические и плужно-щеточные снегоочистители, ветровые машины; для планировочных работ и уплотнения снега - автогрейдеры, гладилки, катки и др. Нормативный табель для аэродромов различных классов приведен в прил. 18, а форма журнала учета работы аэродромной механизации - в прил. 19. 5.2.14. Технология работ по очистке элементов летного поля от снега и льда, а также уплотнению снега на искусственных покрытиях и грунтовых аэродромах приведена в прил. 20, 21. 5.2.15. При работах по очистке или уплотнению снега на ИВПП, ГВПП, КПБ, БПБ необходимо следить за тем, чтобы посадочные огни и прочее светотехническое оборудование не были повреждены. Для этого огни и оборудование должны быть обозначены ориентирами, красными флажками или ветками; при ночной очистке огни должны быть включены. Движение снегоуборочных и снегоуплотняющих машин и механизмов допускается на расстоянии не ближе 1 м от огней. Снег, оставшийся вокруг посадочных огней, убирается машиной для очистки боковых огней, малогабаритным роторным снегоочистителем или средствами малой механизации. 5.2.16. Для сокращения количества снега, переносимого во время поземок и метелей, с прилегающей местности следует устраивать снегозадерживающие ограждения в соответствии с разд. 5.5. 5.2.17. Основными мероприятиями по предупреждению появления гололеда с наступлением похолодания после временного повышения температуры или резкого потепления являются: интенсивное патрулирование машины с металлическими щетками по очищенной поверхности покрытий группой плужно-щеточных снегоочистителей со скоростью до 5,5 м/с (20км/ч), при этом интервал движения машин по одному следу должен быть не более 30 мин, что позволит избежать примерзания к поверхности покрытий атмосферных осадков и образования ледяной пленки; патрулирование группы тепловых машин со скоростью движения 1,6÷2,2 м/с (6÷8 км/ч) и «ветровых» машин - 2,2÷4,2 м/с (8÷15 км/ч) для просушивания поверхности покрытий; применение химического реагента, который на увлажненной поверхности может применяться в виде порошка; а на сухой - в виде водного раствора. 5.2.18. Гололедные образования с аэродромных покрытий удаляются химическим способом с применением реагентов АНС и карбамида, а также тепловыми или ветровыми машинами, которые движутся вдоль продольной оси покрытий по фигурной или челночной схеме (рис. 5.1). Схема движения машин выбирается в зависимости от направления ветра, ширины и уклонов покрытия и должна обеспечивать наилучший отвод воды.
Рис. 5.1. Схема удаления гололедных образований: а - фигурная; б - челночная
5.2.19. Реагент АНС может применяться на покрытиях всех типов. Он эффективно плавит лед при температуре воздуха до минус 12 °С в течение 10÷30 мин в зависимости от толщины ледяной пленки и температуры воздуха. Применение реагента АНС на цементобетонных покрытиях, возраст которых менее двух лет, запрещается. Реагент карбамид разрешается применять только на асфальтобетонных и черных щебеночных покрытиях при температуре воздуха не ниже минус 5°С.Применение карбамида на цементобетонных покрытиях запрещается. Эффективность плавления льда карбамидом при указанных температурах воздуха такая же, как при применении реагента АНС. Качество реагента при поступлении его в аэропорты должно быть проверено на соответствие техническим условиям. 5.2.20. Химический реагент должен храниться на настилах в закрытых сухих складских помещениях в заводской упаковке. Настилы должны иметь размеры примерно 2х2,5 м и быть приподняты над полом не менее чем на 10 см. Между настилами устраиваются проходы шириной не менее 1 м. Во избежание слеживаемости мешки с реагентом укладывают на настил в штабель, высота которого не должна быть более 1,5 м. 5.2.21. Химические реагенты могут использоваться для: плавления образовавшегося гололеда; предупреждения образования гололеда. 5.2.22. Основным требованием при россыпи в твердом виде реагента является обеспечение равномерности распределения его по поверхности в принятой норме расхода, которая зависит от толщины гололедной пленки и температуры воздуха. Средний расход реагента АНС и карбамида на 1 м покрытия при толщине гололедной пленки более 1 мм следует принимать по данным табл.5.2. При толщине гололедной пленки более 1 мм расход реагента на каждый дополнительный миллиметр принимается в количестве 50 % от данных в табл. 5.2.
Таблица 5. 2
5.2.23. Для предупреждения образования гололеда на сухих покрытиях при температуре воздуха до минус 2 °С может применяться концентрированный водный раствор реагента АНС или карбамида с расходом 0,05÷0,25 л/м, а на влажных покрытиях - порошок химического реагента АНС или карбамид с нормой расхода, указанной в табл. 5.3.
Таблица 5. 3
5.2.24. Для предотвращения разрушения огней углубленного типа, арматура которых выступает над поверхностью аэродромных покрытий, запрещается: производить очистку покрытий ВПП и КПБ плужно-щеточными машинами с отвалами, оборудованными металлическими ножами без резиновых накладок; - выполнять проходы по осям установки огней автогрейдерами, шнекороторными снегоочистителями и бульдозерами; - подвергать воздействиям газового потока линзы огней углубленного типа; - осуществлять маневры на ВПП, связанные с пересечением линии огней указанными выше машинами с опущенными рабочими органами. 5.2.25. Покрытия, оборудованные углубленными огнями, в темное время суток следует очищать при включенных огнях. При этом очистка световых каналов от снега и льда производится за счет воздействия тепловой энергии, излучаемой осветительной лампой огня. 5.2.26. После очистки покрытий от гололедных образований с помощью химического реагента и удаления слякоти необходимо просушить огни углубленного типа от остатков химического раствора дополнительными проходами ветровых машин со скоростью 4,2÷5,5 м/с (15÷20 км/ч) на расстоянии 3 м от осевых огней и от крайних рядов огней зоны приземления и КПБ. 5.2.27. При очистке от гололедных образований ИВПП с огнями углубленного типа тепловыми и ветровыми машинами схема движения должна быть построена так, чтобы проходы тепловых машин при очистке участков ИВПП с огнями зоны приземления производились с тыльной стороны огня. Осевые огни очищаются ветровой машиной, которая движется параллельно этим огням. 5.2.28. Металлические покрытия в зимний период в районах с устойчивыми отрицательными температурами воздуха должны содержаться под слоем уплотненного снега толщиной 6÷8 см, который обеспечивает эксплуатацию ВС при повышении температуры воздуха и предохраняет металлические покрытия от повреждения при работе машин по очистке от снега. До наступления положительных температур воздуха металлические покрытия должны быть полностью очищены от снега плужно-щеточными снегоочистителями, оборудованными резиновыми секционными отвалами. 5.2.29. В районах с неустойчивыми отрицательными температурами воздуха металлические покрытия должны очищаться от снега. На этих аэродромах необходимо подготавливать вторую грунтовую полосу способом уплотнения снега. подготавливать вторую грунтовую полосу способом уплотнения снега. 5.2.30. Во избежание поломок стыковых соединений плит металлических покрытий снегозаборные устройства шнекороторных снегоочистителей и отвалы плужно-щеточных снегоочистителей должны быть приподняты на 3 см выше нормального положения. Работа тракторов и бульдозеров на металлических покрытиях не допускается. 5.2.31. Гололедные образования с металлических покрытий, содержащихся способом очистки от снега, удаляют тепловыми машинами или химическим реагентом. Для борьбы с гололедом на металлических покрытиях ВПП, РД и МС не допускается применение абразивных материалов.
Зимнее содержание грунтовых летных полей 5.3.1. Эксплуатация ВС на грунтовых летных полях в зимнее время допускается при установившихся отрицательных температурах воздуха и промерзании верхних слоев грунта: - для Ан-2 и Л-410 на глубину 5÷6 см; - для Як-40, Ил-14, Ан-24 на глубину 8÷10 см; - для Ан-12 и Ил-18 на глубину 15÷20 см; - для самолетов Ту-134 и Ил-76 на глубину 25÷30 см; - для самолета Ту-154 на глубину 30÷35 см. При меньшей глубине промерзания грунта необходимо определять прочность под слоем мерзлого грунта. Если прочность грунта удовлетворяет требованиям для конкретного типа ВС, то разрешается его эксплуатация. Методика определения показателя прочности грунта приведена в прил. 12. 5.3.2. Способ содержания грунтовых летных полей методом очистки или уплотнения снега устанавливается с учетом эксплуатирующихся типов ВС, климатических особенностей района и места расположения. Очистка от снега является наиболее надежным способом содержания летного поля, так как она предотвращает выход его из строя при зимних оттепелях и неустойчивых отрицательных температурах. 5.3.3. В районах с устойчивыми отрицательными температурами и продолжительным зимним периодом грунтовые летные поля для самолетов Ан-2, Л-410, Як-40, Ил-14 и Ан-24 могут подготавливаться методом уплотнения снега. Для самолетов Ту-154, Ту-134, Ан-12, Ил-18 и Ил-76 грунтовые аэродромы подготавливают методом очистки от снега. 5.3.4. На ГВПП, подготавливаемых методом очистки от снега, в начальный период зимы снег укатывают для создания уплотненного слоя толщиной 6÷8 см, служащего для выравнивания поверхности и защиты дернового покрова от вымерзания. После создания слоя из уплотненного снега дальнейшее содержание производится методом очистки по правилам, изложенным в прил. 24. Периодически, не реже одного раза в две недели, необходимо измерять толщину уплотненного снега, а в случае, когда эта толщина будет менее 6 см, на этих участках вместо очистки следует уплотнять снег. 5.3.5. Подготовка ГВПП и посадочных площадок для эксплуатации самолета Ан-2 на лыжном шасси заключается в устранении неровностей, превышающих 25 см (надувы, бугры, заструги и т.п.). Снег на рабочей части летной полосы должен быть уплотнен одноразовым проходом легкой гладилки. Наличие на поверхности снега наста не допускается. 5.3.6. На ВПП, подготавливаемых методом уплотнения, свежевыпавший снег следует начинать уплотнять, как только толщина снега достигнет 5 см, и продолжать до тех пор, пока не прекратится снегопад. Для повышения плотности и прочности снега укатка летной полосы должна производиться и при повышении температуры независимо от снегопада или наличия на ней слоя свежевыпавшего снега. Технология подготовки и содержания ГВПП методом уплотнения снега приведена в прил. 21. 5.3.7. Одним из основных показателей ГВПП, оказывающих влияние на эксплуатацию ВС, является прочность (несущая способность) уплотненного снега. Для каждого типа самолета устанавливается своя эксплуатационная и минимально допустимая прочность уплотненного снега. При эксплуатационной прочности уплотненного снега разрешаются регулярные полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна превышать 2 см. При минимально допустимой прочности уплотненного снега разрешаются разовые полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна быть более 6 см. 5.3.8. Требуемые прочности уплотненного снега для различных типов самолетов приведены в табл. 5.4.
Таблица 5. 4
5.3.9. Прочность (несущая способность) уплотненного снежного покрытия зависит от относительной плотности снега, его температуры и времени формирования снега в покрытии (рис. 5.2). Измерения прочности и относительной плотности снежных покрытий ГВПП производятся на концевых участках (по оси ГВПП) через 50 м, на среднем участке через 200 м. Методика определения прочности и относительной плотности снега приведена в прил. 22. Измерения температуры уплотненного снега производятся по оси ГВПП через 200÷300 м погружением термометра на половину толщины уплотненного снега. При толщине уплотненного снега до 8 см температура снега не измеряется, а принимается равной температуре воздуха. Прочность, плотность и температура снега замеряются ответственным лицом за содержание аэродрома. Прочность и плотность снежного покрытия определяются перед началом полетов, после каждого уплотнения снега, при повышении температуры воздуха и фиксируются в «Журнале состояния летного поля» (прил. 4).
Рис. 5.2. Зависимость прочности снега а от его плотности р и температуры t
5.3.10. За боковыми границами ГВПП, путями руления и МС следует устраивать пологие откосы с уклоном не более 1/10 (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Поперечный профиль летной полосы со снежным покровом: 1 - переходные полосы (полосы сопряжения); 2 - покрытие из уплотненного снега; 3 - ширина ГВПП; 4 - снеговой покров
5.3.11. Ровность поверхности ГВПП и ледовых аэродромов в зимний период времени должна удовлетворять требованиям, изложенным в пп. 4.3.4÷4.3.6. Колейность от колес самолетов должна устраняться сразу же после прекращения полетов до понижения температуры воздуха. После заделки колей снежное покрытие должно иметь тщательно выглаженную поверхность, так как в случае оставления неровностей будут созданы условия для образования застругов и надувов, препятствующих полетам самолетов. 5.3.12. Эксплуатация различных типов самолетов с колесным шасси на грунтовых и ледовых аэродромах, подготавливаемых методом очистки и уплотнения снега, может допускаться при наличии на поверхности свежевыпавшего снега толщиной, не превышающей толщину, указанную в РЛЭ самолетов. 5.3.13. Для улучшения видимости и контрастности летной полосы по мере выпадения снега и его уплотнения следует периодически на КПБ и по краям участка приземления разбрасывать ветви хвойных деревьев. 5.3.14. В предвесенний период для сокращения «нелетного периода» толщину уплотненного снега на ГВПП необходимо уменьшать срезкой его небольшими слоями автогрейдером с последующим удалением роторными снегоочистителями. После срезки снега поверхность ГВПП следует уплотнять гладилками и катками. К началу интенсивного снеготаяния толщина уплотненного снега должна быть минимальной. Образовавшаяся слякоть должна быть убрана. При наличии на аэродроме двух ГВПП одну из них следует содержать путем уплотнения снега. Для отвода воды с летных полос и предупреждения их от подтопления талыми водами должны своевременно устраиваться в снегу водоотводные и нагорные канавы. 5.3.15. До наступления зимних заморозков участок под временный грунтовый аэродром должен быть тщательно обследован, спланирован, закреплен на местности с помощью вешек или других ориентиров, хорошо видимых в зимнее время, и очищен от посторонних предметов (пней, корней, веток деревьев, валунов и пр.).
Содержание ледовых летных полей 5.4.1. Ледовые аэродромы предназначены для полетов ВС в периоды благоприятной ледовой обстановки в I, II и частично в III климатических зонах. В районах Арктики ледовые аэродромы используются в течение 9 месяцев - с сентября по май. Во II и III климатических зонах ледовые аэродромы используются при устойчивых отрицательных температурах. 5.4.2. При эксплуатации ВС на ледовом летном поле необходимо соблюдать следующие требования: - масса ВС, эксплуатирующегося на ледовом летном поле, не должна превышать массу расчетного типа ВС для данной приведенной толщины льда, определяемой по прил. 23; - ВС и аэродромные средства механизации на аэродроме должны следовать по установленным маршрутам и правилам, а расстояния между ними должны быть не менее указанных в табл. 1 прил. 23; - участки с оплавленным снегом или льдом от струй двигателей ВС должны засыпаться снегом, заглаживаться гладилками и уплотняться. В некоторых случаях разрешается создавать шероховатость льда кулачковыми катками; - в местах заправки ВС не допускается розлив топлива и ГСМ во избежание разрушения льда. Пролитые ГСМ следует тщательно удалить, а очищенное место засыпать снегом, уплотнить и укатать. 5.4.3. Содержание ледового летного поля включает: - систематический контроль толщины ледяного покрова и проверку его соответствия требованиям эксплуатации ВС расчетного типа; - обеспечение шероховатости ледяного покрова путем посыпки, намораживания снега, рифления и т.д.; - обеспечение ровности ледяного покрова при сохранении необходимой шероховатости; - контроль маркировки ледового аэродрома, РД и подъездных путей, обеспечивающих безопасность движения ВС и спецтранспорта; - очистку элементов аэродрома от снежных заносов и принятие мер по снегозадержанию; - работы по созданию слоя уплотненного снега на ВПП, РД, путях движения спецтранспорта и т.д. в целях снижения интенсивности таяния льда. 5.4.4. Условия достаточного сцепления шин ВС с поверхностью ледовой ВПП обеспечиваются созданием шероховатой поверхности катками с наваренными на барабаны уголками или укаткой снежного покрова до относительной плотности 0,5÷0,6 и толщины 4÷5 см. 5.4.5. Толщина ледяного покрова замеряется с помощью ледомера еженедельно, а при повышении температуры и в весенний период снеготаяния ежедневно. Для сохранения несущей способности ледяного покрова (при устойчивых отрицательных температурах ночью) лед намораживается снизу или сверху в ночное время в соответствии с данными прил. 23. При намораживании снизу весь снежный покров с поверхности льда должен быть удален. 5.4.6. Требования к ровности поверхности ледовых летных полей должны быть такие же, как и к грунтовым. Обеспечение ровности осуществляется перераспределением снежно-ледяной массы с возвышенных участков в более низкие места, с последовательной и послойной укаткой и разравниванием гладилками. Возникающие после взлетов и посадок снежные колеи также должны быть разровнены гладилками и укатаны, а снежные заносы подлежат планировке и уплотнению. 5.4.7. Ледовые аэродромы оборудуются переносными маркировочными знаками согласно табл. 3.5. 5.4.8. При повышении температуры и интенсивном таянии льда и снега на ВПП могут возникать очаги таяния, в которых скапливается вода. Для усиления льда и уменьшения процессов таяния воду из очагов таяния следует удалять за пределы полосы, а очаги таяния заполнять снежной массой с последующим уплотнением. 5.4.9. Эксплуатация ледового летного поля должна быть прекращена, если толщина льда ниже расчетной; при появлении трещин, промоин, возникновении торошения и разнонаправленного дрейфа, вызывающих разрушение ледового поля.
|