Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов на аэродромах





4.7.1. Основным условием успешного осуществления ме­роприятий по уменьшению скопления птиц является зна­ние конкретных особенностей орнитологической обста­новки в районе аэродрома в различные сезоны года.

4.7.2. Для выявления характера орнитологической обста­новки необходимо провести следующие работы:

- эколого-орнитологическое обследование окружающей аэродром местности в радиусе 20÷25 км (с помощью местных орнитологов);

- визуальные наблюдения за орнитологической обста­новкой на территории аэродрома;

- сбор и определение найденных на ВПП и возле нее останков птиц, сбитых ВС;

- нанесение собранной орнитологической информации на карту-схему района аэродрома масштаба 1:300 000 или крупнее.

4.7.3. В результате вышеперечисленных работ должны быть установлены:

вид птиц, представляющих опасность для полетов ВС на данном аэродроме;

места скопления и основные пути перелетов птиц на аэродроме и прилегающей к нему территории;

характер обитания птиц в местах скопления (гнездо­вание, кормежка, отдых, ночевка);

особенности среды обитания, способствующие кон­центрации птиц (наличие свалок, прудов, зарослей кустарников, элеваторов, звероферм и прочих объектов, привлекающих птиц).

4.7.4. Эколого-орнитологическое обследование произво­дится с помощью имеющихся на аэродроме транспорт­ных средств. При этом целесообразно предварительно обследовать территорию с вертолета, летящего на вы­соте 50÷100 м со скоростью около 100 км/ч.

4.7.5. Маршруты для обследования прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены по возможности все участки территории. Однако особое внимание уделя­ется тем участкам, где наиболее вероятно могут быть скопления птиц (опушки лесов, речные долины, болота, водоемы, свалки, сельскохозяйственные поля и т.п.).

4.7.6. Каждый участок территории целесообразно обсле­довать утром, днем, вечером, а иногда и ночью, поскольку размещение птиц часто меняется в течение суток.

4.7.7. Для выявления сезонных особенностей орнитологи­ческой обстановки обследование территории необходимо проводить в следующие периоды:

- массового весеннего и осеннего перелетов птиц (начало весны и середина осени);

- начала гнездования птиц (конец весны);

- массового вылета птенцов из гнезд (середина лета);

- активных послегнездовых и зимних ночевок (начало осени и середина зимы).

Сроки указанных периодов следует уточнять у местных орнитологов.

4.7.8. После сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо произвести их анализ и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме. При этом опасными птицами для ВС считаются такие, которые систематически прилетают на аэродром или пролетают через его территорию.

4.7.9. В число мероприятий по уменьшению скопления птиц, представляющих опасность для полетов ВС, входят:

- отпугивание птиц от аэродромов;

- устранение условий, способствующих скоплению птиц.

4.7.10. Основными мероприятиями по отпугиванию птиц от аэродрома являются:

- стрельба пистолетными сигнальными патронами-раке­тами;

- установка отпугивающих предметов;

- воспроизведение через громкоговорители сигналов бедствия птиц.

4.7.11. Отпугивать птиц выстрелом из ракетницы необхо­димо таким образом, чтобы ракета пролетела побли­зости от места скопления птиц. В летнее время этот способ следует применять только в том случае, если нет опасности загорания сухой травы.

4.7.12. Установка на территории аэродрома предметов, отпугивающих птиц (трещоток, флажков, сверкающих шаров и т.п.), производится только в местах регуляр­ного скопления птиц. Данный метод рекомендуется применять в сочетании с воспроизведением через громкоговорители криков отпугивающих птиц или стрельбой из ракетниц.

4.7.13. Для воспроизведения сигналов биоакустического отпугивания птиц на аэродромах могут применяться установки двух типов: стационарные (громкоговорители устанавливаются на летном поле, а магнитофон и усилители - на СКП или КДП), подвижные (вся аппаратура устанавливается на тележке, включение и выключение аппаратуры осуществляется по радио).

4.7.14. Основными мероприятиями по устранению на аэродроме условий, способствующих опасному скоплению птиц, являются:

- вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома;

- кошение травяного покрова на летном поле до высоты 20÷25 см;

- уменьшение возможности гнездования птиц в аэро­дромных сооружениях (ангарах и других зданиях и сооружениях);

- ликвидация на территории аэродрома увлажненных и заболоченных участков;

- предупреждение доступа птиц к пищевым отходам са­молетных и аэродромных кухонь путем хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах, а также сжигания и закапывания их в ночное время;

- спиливание верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц (в момент самого начала гнездования птиц);

- ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их с расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пере­секали ВПП и подходы к ней;

- вспашка сельскохозяйственных полей, окружающих аэродром, только в ночное время;

- запрещение выпаса скота вблизи аэродрома во из­бежание привлечения большого количества мелких птиц;

- осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, явля­ющихся местом скопления птиц при перелетах через аэродромную территорию;

- скашивание на расположенных вблизи аэродрома во­доемах высокой береговой и прибрежной растительности, служащей местом массового гнездования, отдыха или ночевки птиц.

4.7.15. Мероприятия по устранению на аэродромной тер­ритории условий, способствующих скоплению птиц, осу­ществляются только по согласованию с местными орга­нами Советской власти и Общества охраны природы. Данные мероприятия проводятся работниками из других организаций на хоздоговорных или иных условиях.

 

Содержание территории аэропорта

4.8.1. Содержание территории аэропорта в чистоте и порядке является условием, обеспечивающим его эксплуа­тационное и санитарно-гигиеническое состояние.

4.8.2. Подъезды к зданиям и сооружениям аэропортов не должны загромождаться. На территориях зданий и соору­жений запрещается:

- устраивать склады и организовывать производства, загрязняющие территорию и создающие антисанитарные условия;

- возводить постройки, затрудняющие свободный проезд транспорта и уменьшающие противопожарные разрывы;

- складировать и открыто хранить тару около столовых, цехов бортового питания, ресторанов и других объектов.

4.8.3. Содержание территории аэропорта включает в себя мероприятия по ее озеленению. Озеленение выполняется по специальному проекту. В нем должны предусматриваться зеленые насаждения, соответствующие климатическим и почвенным условиям конкретного аэропорта, соблюдаться требования к ширине их посадки, расстоянию от кромок проезжей части дорог, зданий и сооружений, между деревьями и кустарниками в рядовых посадках.

Зоны озеленения, примыкающие к подъездным и внутри-портовым дорогам, оборудуются бордюрами, исключа­ющими вымывание грунта.

Благоустройство и озеленение привокзальной площади аэропорта должны производиться в соответствии с общим архитектурно-планировочным решением аэровокзального комплекса.

4.8.4. Очистка и уборка газонов, кустарников, дорожек и площадок производятся в весенний период. Необходимо собрать и вывести до начала появления растительности отмершие стебли, листву, отрезанные ветви деревьев и мусор. Почва под деревьями и кустарниками разрыхля­ется, живые изгороди должны быть подстрижены.

4.8.5. В летний период необходимо производить стрижку газонов, прополку сорняков, посадку и поливку цветов, газонов, молодых деревьев и кустарников. Необходимо обеспечить сохранность фруктовых деревьев в период цветения и созревания плодов. В случае мас­сового появления на зеленых насаждениях вредителей и признаков болезней необходимо доводить до сведения городские станции по защите растений и принимать меры по борьбе согласно указаниям специалистов.

4.8.6. Посадку цветов осуществлять с учетом других элементов насаждений, с подбором рисунка и ассортимента, обеспечивающих наиболее красочный вид и про­должительность периода цветения.

4.8.7. В осенний период необходимо убрать опавшую листву, отключить и обезводить временные наружные во­допроводные сети, осушить бассейны, утеплить молодые посадки деревьев, окучивая их землей и снегом.

4.8.8. Благоустройство дорог заключается в окраске знаков, ограждений, рекламных щитов, содержании в чистоте и порядке остановок общественного транспорта, площадок отдыха и других сооружений.


 

 

Глава 5 ЗИМНЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНЫХ ПОЛЕЙ

 

Общие положения

5.1.1. При подготовке летного поля к зимней эксплуата­ции необходимо:

- своевременно выполнить капитальный и текущий ре­монт искусственных покрытий аэродрома, грунтовой части летного поля и водоотводящих устройств;

- провести ремонт аэродромных машин, тракторов и прицепных механизмов и подготовку их к работе в зимних условиях;

- составить технологические карты льдо-снегоочистительных работ на летном поле;

- составить планы очистки летного поля от снега на средний и максимальный снегопады, а также графики привлечения работников служб аэропорта к работам по очистке от снега;

- закрыть водоприемные и тальвежные колодцы спе­циальными крышками;

- провести планировочные работы, ликвидировать колейность и укатать поверхности основных и запасных ГВПП, скосить траву;

- восстановить маркировку аэродромных покрытий, из­готовить или обновить переносные маркировочные знаки;

- заготовить строительные материалы для ремонта по­крытий в зимний период, а также сухой песок для устранения скользкости на внутрипортовых дорогах и привокзальной площади;

- укомплектовать штаты аэродромной службы и спец­автобазы водителями, трактористами и рабочими, про­вести с ними производственно-техническую учебу и при­нять зачеты по эксплуатации аэродромной техники и содержанию летного поля в зимний период.

5.1.2. На каждом предприятии необходимо составить план мероприятий по подготовке летного поля и средств аэродромной механизации к работе в осенне-зимний период с учетом местных условий и требований, изложен­ных в п.5.1.1.

5.1.3. Альбом технологических карт является основным и обязательным для исполнения документом, регла­ментирующим тактику льдо-снегоуборочных работ на аэ­родроме. Основные положения по составлению альбома технологических карт приведены в прил.15.

5.1.4. Потребность аэродромов в химическом реагенте для борьбы с гололедом должна определяться в зависи­мости от площади искусственного покрытия летного поля, количества случаев образования гололеда и с уче­том норм расхода реагента.

 

Зимнее содержание летных полей с покрытием

5.2.1. Для обеспечения готовности летных полей в зимний период необходимо выполнять следующие требования:

- аэродромные покрытия (ВПП, РД, МС и перроны) должны очищаться от снега и льда;

- концевые полосы безопасности очищать от снега на половину их длины от торца ВПП с каждой стороны;

- боковые полосы безопасности очищать от снега на ширину 25 м с каждой стороны от границы ВПП и далее устраивать сопряжения из снега с уклоном не более 1/10;

- обочины рулежных дорожек, мест стоянок и перронов очищать от снега на ширину 10 м с устройством сопряжения из снега с уклоном не более 1/10;

- подготавливать и содержать не менее двух полос: основной ИВПП и запасной ГВПП.

5.2.2. Очищаемые грунтовые КПБ, БПБ, обочины РД, МС и перронов должны быть равнопрочными. На участках, подлежащих очистке, допускается слой уплотненного сне­га толщиной до 8 см и слой свежевыпавшего снега до 10 см.

5.2.3. Во время очистки основной ИВПП от снега и гололеда полеты ВС могут выполняться с ГВПП. Условия приема и выпуска ВС на ГВПП определяют­ся РПА.

ГВПП очищается от снега на длину основной ИВПП, увеличенной с каждой стороны на половину длины КПБ и на ширину: на аэродромах класса А, Б - 100 м, класса В - 85 м, класса Г и Д - 75 м и класса Е - 60 м с устройством сопряжения из снега с уклоном не более 1/10.

5.2.4. Для обеспечения регулярности полетов и раци­онального использования средств механизации работы по очистке от снега и подготовке элементов летного поля разбиваются на очереди:

1-я очередь: очистка ИВПП, БПБ на ширину 10 м от границы ИВПП, используемых для руления (рабочих) РД с откидыванием валов снега, перрона, «огней» (све­тильников) по границам ВПП и на КПБ, а также под­готовка зон КРМ и ГРМ.

2-я очередь: подготовка запасной ГВПП, очистка МС, остальных РД, обочин всех РД на ширину 10 м и при­вокзальной площади.

3-я очередь: очистка КПБ на половину ее длины, БПБ до ширины 25 м; обочин МС и перронов с планировкой откосов; очистка подъездных путей к объектам радиосвя­зи, ГСМ, внутрипортовых дорог и другие работы.

5.2.5. На аэродромах, имеющих две ИВПП, в первую очередь очищают от снега одну ИВПП согласно тре­бованиям, указанным в п.5.2.4.

5.2.6. Очистка от снега элементов летного поля, отно­сящихся к первой очереди, должна производиться методом патрулирования с начала снегопада и быть закончена не позднее чем через 1 ч после его прекращения. По окончании работ первой очереди разрешается откры­вать аэродром для взлетов и посадок ВС.

Работы, относящиеся к последующим очередям, должны быть начаты сразу же по окончании работ предыдущей очереди.

5.2.7. На покрытии ВПП допускается наличие слоя свежевыпавшего снега, слякоти и воды. Толщина слоя атмос­ферных осадков для различных типов ВС, при которой разрешаются полеты, указана в РЛЭ.

5.2.8. В районах с устойчивыми отрицательными темпе­ратурами воздуха аэродромные покрытия могут содер­жаться под слоем уплотненного снега, на них разре­шается эксплуатация ВС: Ил-76, Ил-18Д, Ил-18В, Ан-12, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ил-14, Як-40 и более легких типов. ВПП под слоем уплотненного снега подготавливают и содержат на длину ИВПП, увеличенную с каждой сто­роны на половину КПБ и ширину, указанную в п.5.2.3 для

ГВПП различных классов аэродромов, состоящих из ширины ИВПП и двух равных частей БПБ. Толщина слоя уплотненного снега должна быть в пределах 6÷8 см. Сопряжения из неуплотненного снега устраивают с укло­ном 1/10. Требования к прочности уплотненного снега и допустимой толщине свежевыпавшего снега для различ­ных типов ВС такие же, как и для грунтовых аэродро­мов, содержащихся под слоем уплотненного снега (пп.5.3.8 и 5.3.12).

5.2.9. Удаление гололедных образований с аэродромных покрытий должно производиться в такой последователь­ности: ВПП, места примыкания РД к ВПП и перрону, места поворотов РД, прямые участки РД, перрон и МС.

5.2.10. Удаление гололедных образований с покрытия ВПП должно быть выполнено: тепловым способом при температуре воздуха до минус 5°С не более чем за 2 ч по окончании образования гололеда, а при темпе­ратуре ниже минус 5°С не более чем за 3 ч; хими­ческим способом при температуре воздуха минус 5°С не более чем за 1,5 ч, а при температуре ниже минус 5°С комбинированным способом (химический + тепло­вой) не более чем за 2,5 ч после начала работ.

5.2.11. Условия торможения ВС на покрытиях ИВПП характеризуются величиной коэффициента сцепления, толщиной и видом атмосферных осадков. Коэффициент сцепления на покрытиях ИВПП и ВПП, содержащихся под слоем уплотненного снега, измеряется с помощью аэродромной тормозной тележки АТТ-2. Полученная величина коэффициента сцепления приводит­ся к нормативным значениям. Информация о величине коэффициента сцепления передается и записывается в нормативных значениях.

При нормативных значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с ГТД запрещаются. До оснащения аэропортов АТТ-2 допускается оценивать состояние поверхности деселерометром 1155М. Порядок оценки условий торможения и метод приведения коэффи­циентов сцепления к нормативным значениям изложены в прил. 16.

Толщина слоя атмосферных осадков измеряется, оптиче­ской линейкой ОЛ-1.

5.2.12. Информация международных зарубежных аэро­портов и аэропортов СССР, опубликованных в АИП СССР, о состоянии ВПП производится с помощью «SNOWTAM» (снежный НОТАМ).

Снежный НОТАМ - принятое в международной практике уведомление, содержащее информацию о существовании или ликвидации опасных условий, вызванных наличием снега, льда, слякоти или стоячей воды на покрытии аэродрома. Снежный НОТАМ передается должностными лицами аэродромной службы в САИ ЦУМВС. Форма снежного НОТАМа, инструкция по его заполнению и время его действия приведены в прил. 14. Соотношения между значениями коэффициентов сцепле­ния, замеренными с помощью различного оборудования, и эффективностью торможения приведены в табл. 5.1. Для описания состояния поверхности покрытия ВПП следует использовать определения видов атмосферных осадков, приведенные в разд. 1.1.

 

Таблица 5. 1

Показания измерительного оборудования Нормативное значение сцепления Эффективность торможения
Деселерометр 1155М АТТ-2, SFT описательная характеристика Код
0,42 и выше 0,4 и выше 0,42 и выше хорошее  
0,41÷0,40 0,39÷0,36 0,41÷0,40 среднее/хорошее  
0,39÷0,37 0,35÷0,30 0,39÷0,37 среднее  
0,36÷0,35 0,29÷0,26 0,36÷0,36 среднее/плохое  
0,34 и ниже 0,25 и ниже 0,34 и ниже плохое  
0,29 и ниже 0,15 и ниже 0,29 и ниже ненадежное  

5.2.13. Основными средствами для очистки аэродромных покрытий от снега являются щеточно-пневматические, плужно-щеточные и роторные снегоочистители, ветровые машины, автогрейдеры и бульдозеры; для удаления льда - тепловые машины, химические реагенты, разбра­сыватели реагента и песка, щеточно-пневматические и плужно-щеточные снегоочистители, ветровые машины; для планировочных работ и уплотнения снега - автогрейдеры, гладилки, катки и др. Нормативный табель для аэродро­мов различных классов приведен в прил. 18, а форма журнала учета работы аэродромной механизации - в прил. 19.

5.2.14. Технология работ по очистке элементов летного поля от снега и льда, а также уплотнению снега на искусственных покрытиях и грунтовых аэродромах при­ведена в прил. 20, 21.

5.2.15. При работах по очистке или уплотнению снега на ИВПП, ГВПП, КПБ, БПБ необходимо следить за тем, чтобы посадочные огни и прочее светотехническое оборудование не были повреждены. Для этого огни и оборудование должны быть обозначены ориентирами, красными флажками или ветками; при ночной очистке огни должны быть включены.

Движение снегоуборочных и снегоуплотняющих машин и механизмов допускается на расстоянии не ближе 1 м от огней. Снег, оставшийся вокруг посадочных огней, убирается машиной для очистки боковых огней, малогаба­ритным роторным снегоочистителем или средствами малой механизации.

5.2.16. Для сокращения количества снега, переносимого во время поземок и метелей, с прилегающей местности следует устраивать снегозадерживающие ограждения в соответствии с разд. 5.5.

5.2.17. Основными мероприятиями по предупреждению появления гололеда с наступлением похолодания после временного повышения температуры или резкого поте­пления являются:

интенсивное патрулирование машины с металличес­кими щетками по очищенной поверхности покрытий груп­пой плужно-щеточных снегоочистителей со скоростью до 5,5 м/с (20км/ч), при этом интервал движения машин по одному следу должен быть не более 30 мин, что позволит избежать примерзания к поверхности по­крытий атмосферных осадков и образования ледяной пленки;

патрулирование группы тепловых машин со скоростью движения 1,6÷2,2 м/с (6÷8 км/ч) и «ветровых» машин - 2,2÷4,2 м/с (8÷15 км/ч) для просушивания поверхности покрытий;

применение химического реагента, который на увлаж­ненной поверхности может применяться в виде порошка; а на сухой - в виде водного раствора.

5.2.18. Гололедные образования с аэродромных покрытий удаляются химическим способом с применением реаген­тов АНС и карбамида, а также тепловыми или ветро­выми машинами, которые движутся вдоль продольной оси покрытий по фигурной или челночной схеме (рис. 5.1). Схема движения машин выбирается в зависимости от направления ветра, ширины и уклонов покрытия и должна обеспечивать наилучший отвод воды.

 

Рис. 5.1. Схема удаления гололедных образований: а - фигурная; б - челночная

 

5.2.19. Реагент АНС может применяться на покрытиях всех типов. Он эффективно плавит лед при температуре воздуха до минус 12 °С в течение 10÷30 мин в зависимости от толщины ледяной пленки и температуры воздуха. Применение реагента АНС на цементобетонных покрытиях, возраст которых менее двух лет, запрещается. Реагент карбамид разрешается применять только на ас­фальтобетонных и черных щебеночных покрытиях при температуре воздуха не ниже минус 5°С.Применение карбамида на цементобетонных покрытиях запрещается. Эффективность плавления льда карбамидом при указан­ных температурах воздуха такая же, как при применении реагента АНС.

Качество реагента при поступлении его в аэропорты должно быть проверено на соответствие техническим усло­виям.

5.2.20. Химический реагент должен храниться на настилах в закрытых сухих складских помещениях в заводской упаковке. Настилы должны иметь размеры примерно 2х2,5 м и быть приподняты над полом не менее чем на 10 см. Между настилами устраиваются проходы шири­ной не менее 1 м. Во избежание слеживаемости мешки с реагентом укладывают на настил в штабель, высота которого не должна быть более 1,5 м.

5.2.21. Химические реагенты могут использоваться для:

плавления образовавшегося гололеда;

предупреждения образования гололеда.

5.2.22. Основным требованием при россыпи в твердом виде реагента является обеспечение равномерности распределения его по поверхности в принятой норме расхода, которая зависит от толщины гололедной пленки и температуры воздуха. Средний расход реагента АНС и карбамида на 1 м покрытия при толщине гололедной пленки более 1 мм следует принимать по данным табл.5.2. При толщине гололедной пленки более 1 мм расход реагента на каждый дополнительный миллиметр принима­ется в количестве 50 % от данных в табл. 5.2.

 

Таблица 5. 2

Состояние реагента Единица измерения Температура воздуха, °С
от 0 до -3 от -3 до -6 от -6 до -8 от -8 до -10 от -10 до -12
Порошок г/м2          

 

5.2.23. Для предупреждения образования гололеда на су­хих покрытиях при температуре воздуха до минус 2 °С может применяться концентрированный водный раствор реагента АНС или карбамида с расходом 0,05÷0,25 л/м, а на влажных покрытиях - порошок химического реагента АНС или карбамид с нормой расхода, указанной в табл. 5.3.

 

Таблица 5. 3

Температура воздуха, °С от 0 до -3 от -3 до -6 от -6 до -7
Расход реагента, г/м2      

 

5.2.24. Для предотвращения разрушения огней углублен­ного типа, арматура которых выступает над поверхностью аэродромных покрытий, запрещается:

производить очистку покрытий ВПП и КПБ плуж­но-щеточными машинами с отвалами, оборудованными металлическими ножами без резиновых накладок;

- выполнять проходы по осям установки огней авто­грейдерами, шнекороторными снегоочистителями и бульдозерами;

- подвергать воздействиям газового потока линзы огней углубленного типа;

- осуществлять маневры на ВПП, связанные с пересе­чением линии огней указанными выше машинами с опу­щенными рабочими органами.

5.2.25. Покрытия, оборудованные углубленными огнями, в темное время суток следует очищать при включен­ных огнях. При этом очистка световых каналов от снега и льда производится за счет воздействия тепловой энер­гии, излучаемой осветительной лампой огня.

5.2.26. После очистки покрытий от гололедных образо­ваний с помощью химического реагента и удаления сля­коти необходимо просушить огни углубленного типа от остатков химического раствора дополнительными прохо­дами ветровых машин со скоростью 4,2÷5,5 м/с (15÷20 км/ч) на расстоянии 3 м от осевых огней и от крайних рядов огней зоны приземления и КПБ.

5.2.27. При очистке от гололедных образований ИВПП с огнями углубленного типа тепловыми и ветровыми ма­шинами схема движения должна быть построена так, чтобы проходы тепловых машин при очистке участков ИВПП с огнями зоны приземления производились с тыльной стороны огня. Осевые огни очищаются ветровой машиной, которая движется параллельно этим огням.

5.2.28. Металлические покрытия в зимний период в районах с устойчивыми отрицательными температурами воздуха должны содержаться под слоем уплотненного снега толщиной 6÷8 см, который обеспечивает эксплу­атацию ВС при повышении температуры воздуха и пре­дохраняет металлические покрытия от повреждения при работе машин по очистке от снега. До наступления поло­жительных температур воздуха металлические покрытия должны быть полностью очищены от снега плужно-ще­точными снегоочистителями, оборудованными резиновыми секционными отвалами.

5.2.29. В районах с неустойчивыми отрицательными темпе­ратурами воздуха металлические покрытия должны очи­щаться от снега. На этих аэродромах необходимо подготавливать вторую грунтовую полосу способом уплотнения снега.

подготавливать вторую грунтовую полосу способом уплотнения снега.

5.2.30. Во избежание поломок стыковых соединений плит металлических покрытий снегозаборные устройства шнекороторных снегоочистителей и отвалы плужно-ще­точных снегоочистителей должны быть приподняты на 3 см выше нормального положения. Работа тракторов и бульдо­зеров на металлических покрытиях не допускается.

5.2.31. Гололедные образования с металлических покры­тий, содержащихся способом очистки от снега, удаляют тепловыми машинами или химическим реагентом. Для борьбы с гололедом на металлических покрытиях ВПП, РД и МС не допускается применение абразивных материа­лов.

 

Зимнее содержание грунтовых летных полей

5.3.1. Эксплуатация ВС на грунтовых летных полях в зимнее время допускается при установившихся отрица­тельных температурах воздуха и промерзании верхних слоев грунта:

- для Ан-2 и Л-410 на глубину 5÷6 см;

- для Як-40, Ил-14, Ан-24 на глубину 8÷10 см;

- для Ан-12 и Ил-18 на глубину 15÷20 см;

- для самолетов Ту-134 и Ил-76 на глубину 25÷30 см;

- для самолета Ту-154 на глубину 30÷35 см.

При меньшей глубине промерзания грунта необходимо определять прочность под слоем мерзлого грунта. Если прочность грунта удовлетворяет требованиям для конкрет­ного типа ВС, то разрешается его эксплуатация. Методика определения показателя прочности грунта приведена в прил. 12.

5.3.2. Способ содержания грунтовых летных полей мето­дом очистки или уплотнения снега устанавливается с учетом эксплуатирующихся типов ВС, климатических особенностей района и места расположения.

Очистка от снега является наиболее надежным спосо­бом содержания летного поля, так как она предотвра­щает выход его из строя при зимних оттепелях и неустойчивых отрицательных температурах.

5.3.3. В районах с устойчивыми отрицательными темпера­турами и продолжительным зимним периодом грунтовые летные поля для самолетов Ан-2, Л-410, Як-40, Ил-14 и Ан-24 могут подготавливаться методом уплотнения снега. Для самолетов Ту-154, Ту-134, Ан-12, Ил-18 и Ил-76 грунтовые аэродромы подготавливают методом очистки от снега.

5.3.4. На ГВПП, подготавливаемых методом очистки от снега, в начальный период зимы снег укатывают для создания уплотненного слоя толщиной 6÷8 см, служащего для выравнивания поверхности и защиты дернового покро­ва от вымерзания. После создания слоя из уплотненного снега дальнейшее содержание производится методом очистки по правилам, изложенным в прил. 24. Периоди­чески, не реже одного раза в две недели, необходи­мо измерять толщину уплотненного снега, а в случае, когда эта толщина будет менее 6 см, на этих участках вместо очистки следует уплотнять снег.

5.3.5. Подготовка ГВПП и посадочных площадок для эксплуатации самолета Ан-2 на лыжном шасси заклю­чается в устранении неровностей, превышающих 25 см (надувы, бугры, заструги и т.п.). Снег на рабочей части летной полосы должен быть уплотнен одноразовым проходом легкой гладилки. Наличие на поверхности снега наста не допускается.

5.3.6. На ВПП, подготавливаемых методом уплотнения, свежевыпавший снег следует начинать уплотнять, как только толщина снега достигнет 5 см, и продолжать до тех пор, пока не прекратится снегопад.

Для повышения плотности и прочности снега укатка летной полосы должна производиться и при повышении температуры независимо от снегопада или наличия на ней слоя свежевыпавшего снега. Технология подготовки и содержания ГВПП методом уплотнения снега приведена в прил. 21.

5.3.7. Одним из основных показателей ГВПП, оказываю­щих влияние на эксплуатацию ВС, является прочность (несущая способность) уплотненного снега. Для каждого типа самолета устанавливается своя эксплуатационная и минимально допустимая прочность уплотненного снега. При эксплуатационной прочности уплотненного снега раз­решаются регулярные полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна превышать 2 см. При минимально допустимой прочности уплотненного снега разрешаются разовые полеты самолетов, при этом глубина колеи от колес самолета не должна быть более 6 см.

5.3.8. Требуемые прочности уплотненного снега для раз­личных типов самолетов приведены в табл. 5.4.

 

Таблица 5. 4

Тип самолета Масса самолета, т Прочность уплотненного снега, кПа
Для регуляр­ных полетов (эксплуатаци­онная проч­ность) Для разовых полетов (минимально допустимая прочность)
Ту-154 98,0 - 1236,0 (12,4)
Ил-76Т 153,0 784,8 (8) 588,6 (6)
Ил-18Д 64,0 981,0 (10) 784,8 (8)
Ил-18 61,0 882,9 (9) 688,7 (7)
Ту-134 45,0 882,9 (9) 688,7 (7)
Ан-12 61,0 882,9 (9) 688,7 (7)
Ан-24 21,0 688,7 (7) 490,5 (5)
Ил-14 17,5 588,6 (6) 490,5 (5)
Як-40 16,1 784,8 (8) 490,5 (5)
Л-410 5,7 784,8 (8) 392,4 (4)
Ан-2 5,5 392,4 (4) 294,3 (3)

 

 

5.3.9. Прочность (несущая способность) уплотненного снежного покрытия зависит от относительной плотности снега, его температуры и времени формирования снега в покрытии (рис. 5.2).

Измерения прочности и относительной плотности снежных покрытий ГВПП производятся на концевых участках (по оси ГВПП) через 50 м, на среднем участке через 200 м. Методика определения прочности и относительной плот­ности снега приведена в прил. 22.

Измерения температуры уплотненного снега производятся по оси ГВПП через 200÷300 м погружением термометра на половину толщины уплотненного снега. При толщине уплотненного снега до 8 см температура снега не изме­ряется, а принимается равной температуре воздуха.

Прочность, плотность и температура снега замеряются ответственным лицом за содержание аэродрома. Прочность и плотность снежного покрытия определяются перед началом полетов, после каждого уплотнения снега, при повышении температуры воздуха и фиксируются в «Журнале состояния летного поля» (прил. 4).

 

Рис. 5.2. Зависимость прочности снега а от его плотности р и температуры t

 

5.3.10. За боковыми границами ГВПП, путями руления и МС следует устраивать пологие откосы с уклоном не более 1/10 (рис. 5.3).

 

Рис. 5.3. Поперечный профиль летной полосы со снежным покровом: 1 - переходные полосы (полосы сопряжения); 2 - покрытие из уплотненного снега; 3 - ширина ГВПП; 4 - снеговой покров

 

5.3.11. Ровность поверхности ГВПП и ледовых аэродро­мов в зимний период времени должна удовлетворять требованиям, изложенным в пп. 4.3.4÷4.3.6. Колейность от колес самолетов должна устраняться сразу же после прекращения полетов до понижения температуры воздуха. После заделки колей снежное по­крытие должно иметь тщательно выглаженную по­верхность, так как в случае оставления неровностей будут созданы условия для образования застругов и надувов, препятствующих полетам самолетов.

5.3.12. Эксплуатация различных типов самолетов с колес­ным шасси на грунтовых и ледовых аэродромах, подготав­ливаемых методом очистки и уплотнения снега, может допускаться при наличии на поверхности свежевыпавшего снега толщиной, не превышающей толщину, указанную в РЛЭ самолетов.

5.3.13. Для улучшения видимости и контрастности летной полосы по мере выпадения снега и его уплотнения следует периодически на КПБ и по краям участка при­земления разбрасывать ветви хвойных деревьев.

5.3.14. В предвесенний период для сокращения «нелетного периода» толщину уплотненного снега на ГВПП необхо­димо уменьшать срезкой его небольшими слоями авто­грейдером с последующим удалением роторными снего­очистителями. После срезки снега поверхность ГВПП следует уплотнять гладилками и катками.

К началу интенсивного снеготаяния толщина уплотнен­ного снега должна быть минимальной. Образовавшаяся слякоть должна быть убрана. При наличии на аэродроме двух ГВПП одну из них следует содержать путем уплотне­ния снега.

Для отвода воды с летных полос и предупреждения их от подтопления талыми водами должны своевременно устраиваться в снегу водоотводные и нагорные канавы.

5.3.15. До наступления зимних заморозков участок под временный грунтовый аэродром должен быть тщательно обследован, спланирован, закреплен на местности с по­мощью вешек или других ориентиров, хорошо видимых в зимнее время, и очищен от посторонних предметов (пней, корней, веток деревьев, валунов и пр.).

 

Содержание ледовых летных полей

5.4.1. Ледовые аэродромы предназначены для полетов ВС в периоды благоприятной ледовой обстановки в I, II и частично в III климатических зонах. В районах Арктики ледовые аэродромы используются в течение 9 месяцев - с сентября по май. Во II и III климатических зонах ледовые аэродромы используются при устойчивых отрицательных температурах.

5.4.2. При эксплуатации ВС на ледовом летном поле необходимо соблюдать следующие требования:

- масса ВС, эксплуатирующегося на ледовом летном поле, не должна превышать массу расчетного типа ВС для данной приведенной толщины льда, определяемой по прил. 23;

- ВС и аэродромные средства механизации на аэродроме должны следовать по установленным маршрутам и прави­лам, а расстояния между ними должны быть не менее указанных в табл. 1 прил. 23;

- участки с оплавленным снегом или льдом от струй двигателей ВС должны засыпаться снегом, заглаживаться гладилками и уплотняться. В некоторых случаях разрешается создавать шероховатость льда кулачковыми кат­ками;

- в местах заправки ВС не допускается розлив топлива и ГСМ во избежание разрушения льда. Пролитые ГСМ следует тщательно удалить, а очищенное место засыпать снегом, уплотнить и укатать.

5.4.3. Содержание ледового летного поля включает:

- систематический контроль толщины ледяного покрова и проверку его соответствия требованиям эксплу­атации ВС расчетного типа;

- обеспечение шероховатости ледяного покрова путем посыпки, намораживания снега, рифления и т.д.;

- обеспечение ровности ледяного покрова при сохране­нии необходимой шероховатости;

- контроль маркировки ледового аэродрома, РД и подъездных путей, обеспечивающих безопасность движе­ния ВС и спецтранспорта;

- очистку элементов аэродрома от снежных заносов и принятие мер по снегозадержанию;

- работы по созданию слоя уплотненного снега на ВПП, РД, путях движения спецтранспорта и т.д. в целях сни­жения интенсивности таяния льда.

5.4.4. Условия достаточного сцепления шин ВС с по­верхностью ледовой ВПП обеспечиваются созданием ше­роховатой поверхности катками с наваренными на бараба­ны уголками или укаткой снежного покрова до отно­сительной плотности 0,5÷0,6 и толщины 4÷5 см.

5.4.5. Толщина ледяного покрова замеряется с по­мощью ледомера еженедельно, а при повышении темпера­туры и в весенний период снеготаяния ежедневно. Для сохранения несущей способности ледяного покрова (при устойчивых отрицательных температурах ночью) лед на­мораживается снизу или сверху в ночное время в соот­ветствии с данными прил. 23. При намораживании снизу весь снежный покров с поверхности льда должен быть удален.

5.4.6. Требования к ровности поверхности ледовых летных полей должны быть такие же, как и к грунтовым. Обеспечение ровности осуществляется перераспределе­нием снежно-ледяной массы с возвышенных участков в более низкие места, с последовательной и послойной укаткой и разравниванием гладилками. Возникающие после взлетов и посадок снежные колеи также должны быть разровнены гладилками и укатаны, а снежные заносы подлежат планировке и уплотнению.

5.4.7. Ледовые аэродромы оборудуются переносными маркировочными знаками согласно табл. 3.5.

5.4.8. При повышении температуры и интенсивном таянии льда и снега на ВПП могут возникать очаги таяния, в которых скапливается вода. Для усиления льда и умень­шения процессов таяния воду из очагов таяния следует удалять за пределы полосы, а очаги таяния заполнять снежной массой с последующим уплотнением.

5.4.9. Эксплуатация ледового летного поля должна быть прекращена, если толщина льда ниже расчетной; при появлении трещин, промоин, возникновении тороше­ния и разнонаправленного дрейфа, вызывающих разру­шение ледового поля.

 

Date: 2016-05-16; view: 4222; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию