Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и модели функционирования холдинговых компаний





Интегрированные корпоративные структуры холдингового типа – одни из наиболее распространенных и во многих случаях эффективных вариантов функционирования корпораций. В России (в отличие от западной практики построения цивилизованных рыночных отношений) эта организационно-правовая и управленческая форма ведения корпоративного бизнеса имеет крайне слабую законодательно-нормативную базу. Вместе с тем де-факто сами термины «холдинговые отношения», «холдинговая компания», «холдинги», «холдинговая структура» широко используются в предпринимательской деятельности, в нормативных документах регулирующих органов.

Одним из немногих нормативных актов, содержащих определение понятий «холдинг», «холдинговая компания», является утвержденное Указом Президента РФ от 16.11.1992 г. №1392 временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества». В данном Положении холдинговая компания определялась как предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий, независимо от его организационно-правовой формы.[10] Отсюда следует: холдинговая компания признается юридическим лицом, управляющим акционерными обществами. Последние по отношению к нему выступают подчиненными дочерними обществами (компаниями). При этом холдинговые компании в совокупности с дочерними обществами представляют собой тип интегрированной (объединенной) корпоративной структуры, т.е. холдинг (или корпоративная структура холдингового типа).

Приходится констатировать: в российской практике допускается двоякое понимание этих терминов. В одних случаях холдинговая компания рассматривается как объединение компаний (юридических лиц), а в других – как отдельно образованное, самостоятельное юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций (долями других хозяйствующих субъектов).

Термин «холдинг» также нередко используется неоднозначно: и как юридическое лицо, и как объединение этих лиц. В России до настоящего времени не приняты законодательные акты, регулирующие холдинговые отношения. Поэтому владельцы бизнеса и менеджмент вынуждены опираться на опыт ведущих зарубежных стран, где холдинги (холдинговые компании) чаще всего определяются как корпоративные структуры, обладающие пакетами акций других компаний и осуществляющие контроль за их деятельностью, в том числе посредством назначения своих представителей в советы директоров, исполнительные и другие органы подконтрольной компании.

Контроль над дочерней компанией, согласно ст. 105 Гражданского кодекса РФ, определяющей правовой статус основного и дочернего общества, производится в силу преобладающего участия в ее уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ней договором, либо иным образом имеется возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Под холдингом предлагается понимать форму предпринимательского объединения, состоящего из двух и более участников, один из которых - холдинговая компания. При этом холдинг в целом не является субъектом.

Холдинговая компания – это юридическое лицо (компания), которая может иметь различную организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и др.), и имеющее возможность в силу закона или договора либо иным образом определять решение, принимаемое этими дочерними обществами.

Соответственно, холдинговые отношения - суть отношения между холдинговой компанией с одной стороны и другими участниками холдинга, между отдельными участниками холдинга, вытекающие из обладания холдинговой компанией контрольным пакетом акций/долей дочерних обществ, наличия договора о подчинении или в силу иных обязательств, позволяющих контролировать и управлять дочерними обществами[11].

Цели и преимущества создания холдингов:

¾ повышение устойчивости бизнеса, более гибкое реагирование на колебания рыночной конъюнктуры;

¾ снижение имущественных рисков;

¾ диверсификация и реструктуризация бизнеса на базе маневра финансовыми, инвестиционными и другими ресурсами;

¾ формирование пространства для изменения бизнес-модели;

¾ создание условий для получения добавленной стоимости;

¾ оптимизация налогового и финансового планирования с целью облегчения налогового бремени;

¾ совершенствование производственной структуры и выстраивание замкнутых технологических цепочек;

¾ обеспечение конфиденциальности внутрикорпоративного контроля;

¾ экономия на маркетинговых, сервисных и иных услугах.

В учебной и специальной литературе представлены различные подходы к классификации холдинговых структур для целей управления. С практической точки зрения, вызывают интерес и имеют прикладное значение следующие классификации: по степени контроля; по отраслевой принадлежности; по юридическому оформлению и т.д.

Для целей управления основной критерий классификации – степень схожести бизнес-единиц и взаимосвязанность друг с другом. Отсюда возможность выделения следующих типов холдингов:

1) горизонтально-интегрированные холдинги (монохолдинги) – объединение однородных активов. Здесь имеется больше возможностей для централизации и получения синергетических эффектов;

2) вертикально интегрированные холдинги (совокупность активов, объединенных в единый производственно-технологический цикл). Снижаются риски зависимости от поставщиков и покупателей, и возникает экономия на смежных процессах;

3) диверсифицированные холдинги состоят из различных бизнес-единиц, не имеющих стратегически значимых совпадений в цепочке создания стоимости.

На практике чаще встречаются комбинации различных типов холдингов.

Некорректно произведенная классификация холдингов имеет следующие отрицательные последствия: ошибки в понимании роли КЦ; неточная оценка конкурентных преимуществ группы по сравнению с другими; неверное обоснование мотивов приобретения (продажи) и интеграции активов.

Другие классификации холдингов:

1. По составу портфеля и полномочиям:

- инвестиционный холдинг (доконтрольный пакет);

- портфельный (контрольный пакет);

- портфельно-инвестиционные (сочетание первого и второго).

2. По модели контроля бизнеса:

- контрактный (договорный). Связи на основе договорных отношений;

- имущественный холдинг. Формируются связи, основанные на четкой структуре собственности.

3. По форме внутрикорпоративной интеграции:

- вертикальные;

- горизонтальные;

- комбинированные (диверсифицированный – чаще всего отсутствуют стратегические совпадения в цепочке создания стоимости).

4. По связи с производственными технологическими процессами головной компании:

- чистый (финансовый);

- смешанный (головная компания – производственная единица, ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность).

5. С позиций производственной взаимосвязи входящих в холдинг предприятий:

- интегрированный холдинг (предприятия связаны технологической цепочкой);

- конгломеративный холдинг (объединяет компании, не связанные друг с другом технологиями).

6. По степени взаимовлияния субъектов холдинга:

- классический (головная компания владеет контрольным пакетом акций дочек);

- перекрестный (перекрестное владение контрольными пакетами акций друг друга).

7. В зависимости от характера связей между участниками холдинга:

- холдинг с диверсифицированным капиталом (один владелец – снижение его риска);

- холдинг с синергетическим акционерным портфелем (группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом).

8. Финансовый, стратегический, оперативный.

Как образуются холдинги и устойчивые группы компаний (бизнес-группы)? Основные типичные варианты:

1. Покупка/приватизация одним собственником (или группой собственников) ряда компаний, не связанных технологически отраслевой принадлежностью или общим бизнесом. (Принцип: сначала приобрести все, что можно, а потом – разберемся). Результат – осуществление конгломератной диверсификации.

2. Вертикальная или горизонтальная интеграция бизнеса и групп собственников в целях расширения рынков сбыта, производства, выполнения новых разработок.

3. Слияния, альянсы (возникают обычно путем обмена акциями).

 

Date: 2016-05-15; view: 637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию