Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы социогинеза





Социогенез – это процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества.
Основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза был естественный отбор, однако направление его действию придавал общественный труд.
В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались именно те наследственные изменения, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности, развитию общества. Но и общество, со своей стороны, возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд. Таким образом, в процессе антропо- и социогенеза биологическое и социальное выступало в диалектическом единстве.
Сообщества животных являлись формой коллективного приспособления к борьбе за существование. С появлением человека возникает общество как высшая ступень развития живых систем. Основной адаптацией в линии гоминид стало создание общественных отношений, культуры и передача их из поколения в поколение с помощью устной и письменной речи - негенетическая память. Момент формирования речи точно не установлен. На сегодняшний день считается, что формирование речи проходило от австралопитековых до Homo sapiens.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в генах заложены лишь потенциальные возможности развития биологических основ сознания, мышления, языка, для реализации же наследственной программы необходима определенная социальная среда. В ходе социализации человека одновременно происходило и постепенное «снятие», самоустранение формообразующей роли естественного отбора.
Самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе историко-эволюционного становления человечества, так как у человека впервые появилась целенаправленная разумная деятельность. В обществе человек является составляющим элементом таких социальных категорий как коллектив, группа, класс, нация, государство. В человеческом обществе основной силой выступали производственные потребности коллектива. Человек занимался изготовлением орудий труда, что дало ему возможность выживания.
Становлению человеческого общества также способствовало повышение интенсивности внутригрупповых социальных связей, терпимости к членам своего сообщества, развитие механизмов торможения агрессии, все более сложных форм кооперации и альтруизма.
Самые ранние группы гоминид жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории.
Это были малые изолированные популяции с относительно небольшой продолжительностью жизни одного поколения.
Австралопитеки жили группами в несколько особей и постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. В качестве орудий труда они использовали кости, рога и зубы животных. Структура зубов соответствует адаптации к всеядности, с большим удельным весом мясной пищи.
Последнее обстоятельство заставляет думать, что наличие грацильных и массивных форм обусловлено мутационными изменениями, позволяющими двум разным эволюционным ветвям конкурировать в борьбе за существование. Австралопитеки обладали некоторой степенью полового диморфизма и, возможно, у них было разделение труда на начальной стадии.
Стадный образ жизни австралопитеков привел к формированию понятийного языка с помощью символов и жестов.
Древнейшее развитие социальной организации наблюдается у олдувайских хабилисов – человека умелого. В Олдувае уже найдены прототипы древнейших жилищ. Хабилисы были не только собирателями, но и охотниками.
Они уже умели делать простейшие заслоны от ветра из веток, придавленных к земле камнями.

Питекантропы изготавливали хорошо выделанные каменные орудия, научились добывать огонь. Наряду с добыванием растительной пищи большую роль играла охота. Получали огонь при лесных пожарищах или извержении вулкана, а затем поддерживали его из года в год. Развивалось мышление и трудовая деятельность. Питекантропы начали охотиться на крупных опасных животных, что требовало координации коллектива и усложнения общения. Они умели строить примитивные жилища, а также осваивали пещеры и скальные гроты.
Неандертальцы жили в пещерах, шили одежду из шкур, охотились на крупных животных. Они изготавливали примитивные орудия труда: остроконечник, скребло, обрабатывали кости и использовали охру в ритуальных целях. Все это свидетельствует о наличии у неандертальцев более сложной культуры поведения и структуры первобытного общества.
Важные изменения происходили в психике древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Вероятно, у них уже появились первые представления о загробном мире. Неандертальцы были каннибалами, но наряду с этим заботились о больных. Они умели не только поддерживать, но и добывать огонь. У неандертальцев происходит усложнение речи, которая способствовала лучшему взаимопониманию в коллективе. Однако речевой аппарат неандертальцев не был приспособлен для всей гаммы речевых звуков. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия существования.
Кроманьонцы для изготовления орудий труда широко использовали кость, рог. Разнообразие типов орудий из камня и кости (резцы, скребки, сверла, наконечники для дротиков, гарпуны, иглы) говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы становилась все меньше и меньше. Они сшивали шкуры и изготавливали из них одежду и жилье. Кроманьонцами было освоено изготовление керамики, ткачество, изобретена лодка и было положено начало судоходству.
У кроманьонцев впервые возникло искусство: наскальная живопись, изготовление каменных и костяных скульптур. Искусство имело магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту.
Важнейшим изобретением кроманьонцев были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака, свинья, козы и овцы.
Родоплеменной строй у кроманьонцев достиг более высокой стадии развития – создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.
Поселения кроманьонцев представляют собой охотничьи стоянки, на которых строились жилища, шла жизнь общества, исполнялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение засыпалось красной охрой, сверху покрывалось костями мамонтов.
При обсуждении проблемы происхождения человеческого общества наибольшую ценность, по-видимому, представляют фактические данные, касающиеся поведения современных приматов в сообществе, организации общественных отношений ныне живущих примитивных сообществ охотников и собирателей, а также палеонтологические данные о жизни австралопитеков и древнейших людей.
Изучая поведение различных видов приматов, можно получить представление о различных формах организации сообщества в разных экологических условиях, сравнимых с условиями жизни наших далеких предков. Анализ структуры сообществ (сопоставимых) приматов, вероятно, имеет большую ценность для воссоздания моделей организации сообществ догоминоидных, гоминоидных форм приматов, чем изучение современных примитивных сообществ охотников и собирателей, так как на их примере можно выделить внутригрупповые отношения, основанные на системе сигналов и процессах обучения, не связанных с использованием речи.
Кроме того, сведения об ископаемых остатках предковых форм и экологических условий, в которых они существовали, очень скудны, что не позволяет воссоздать картину общественного уклада догоминоидных форм или ранних гоминид только на их основе. Поэтому важно рассмотреть основные данные, касающиеся организации сообществ у некоторых видов приматов, сообществ охотников и собирателей и данные об ископаемых остатках ранних гоминид.
Основной ячейкой любого сообщества является семья.
Современный Homo sapiens склонен к моногамии, но предположительно возник от полигинного предка.
Полигиния - это тип полигамии, при котором один самец спаривается с несколькими самками.
Полигиния в природе встречается чаще, чем полиандрия - тип полигамии, при котором одна самка спаривается с несколькими самцами.
Полигиния имеет место в тех случаях, когда самка получает преимущество, присоединяясь к брачной паре или гарему. Таким преимуществом быть может надежная защита от хищников, которую может обеспечить группа по сравнению с парой либо помощь в выращивании потомства.
Одним из селективных факторов, благоприятствующих образованию гаремов, быть может пища. В гареме самки не должны делиться пищей с самцами, которые не допускаются к спариванию. В таких случаях самки помогают вожаку гарема защищать территорию.
Однако полигиния возможна только при условии, что самке не требуется постоянного участия самца во всех ее заботах о потомстве. Когда для выращивания потомков необходима энергия обоих родителей отбор будет благоприятствовать развитию моногамного поведения.
Эволюция моногамии была, вероятно, почти неизбежным следствием в процессе эволюции человека, так как человеческий детеныш достигает зрелости гораздо медленнее, чем любое другое животное и поскольку оба родителя заинтересованы довести своего потомка до половой зрелости, мужчине также выгодна моногамия, так как мужчина не меньше женщины заинтересован в том, чтобы его потомок достиг зрелости, за исключением тех случаев, когда он в состоянии обеспечить детей, рожденных от нескольких женщин.
Возникновению у первобытных людей моногамии способствовал, вероятно, еще один фактор, свойственный только человеку: обладание собственностью, что имело огромное значение для его успешной эволюции.
Возможность оставить в наследство родным детям жилище, одежду, орудия производства давало очень существенные преимущества. Возможно, что до того как люди стали владеть каким-то имуществом, отбор благоприятствовал полигинии для мужчин и моногамии для женщин, то есть их эволюция в системе брачных отношений протекала в противоположных направлениях.
Женщина всегда совершенно уверенно может назвать своих детей, но мужчина может в этом смысле полагаться только на ее слово. Проблема мужчины состоит в том, что женщина, если она неверна мужу, ставит под сомнение его отцовство, так что он не знает, какие дети действительно его и кому он оставляет свои «топоры». Для первобытной женщины не имело значения, будет ли мужчина сожительствовать с другими женщинами, если только при этом ему не наносили увечий их ревнивые мужья или если он не начинал пренебрегать своими обязанностями мужа и отца. Отсюда и возникли разные нормы поведения для мужчины и женщины.
Эта гипотеза, крайне спекулятивна, однако, по мнению П. Кемпа и К. Армса, данная гипотеза происхождения моногамии у человека позволяет объяснить, почему в обществах, осуждающих супружескую неверность, измена жены считается более тяжким преступлением, чем измена мужа. Если мужчина невозможно уверен в том, что дети его жены - действительно его дети, то, помогая жене воспитывать ее детей, он, с эволюционной точки зрения попусту теряет время.

 

13. культура древнего Египта Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.). Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.). Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Остававшийся после его разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являвшегося основой экономики Египта. Использовавшаяся для орошения ирригационная система по необходимости должна была быть единой, что в свою очередь способствовало созданию единого у централизованного государства.

Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была труднодоступна для вторжения иноземцев, давала дополнительные возможности спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила».

Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-мифологических представлении и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в своего бога. Однако некоторые из них пользовались всеобщим поклонением. В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат. К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Алюн-Ра. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

Особое место занимает также бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Позднее миф о нем усложняется, и он предстает как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чем свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почти всей истории Древнею Египта.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималось ими как священное и понималось как «слово бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает Владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей.

Наряду с культом богов не менее важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного и,аря — фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного — верховного бога солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Можно сказать, что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, однако проведение законов в жизнь, исполнительная власть находилась в руках царей. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, кошка, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы — сокол, ибис и коршун, а также пчела, змея, навозный жук-скарабей.

Прослеживая эволюцию Египта, следует отметить, что уже в до- династический период он имел развитое земледелие и скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится также начало изготовления папируса, что способствовав широкому распространению письменности. Его культура была в полном смысле самобытной.

В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотой век в истории своей культуры.

В этот период в Египте утверждается медный век. Высокого уровня достигают земледелие, садоводство, огородничество и виноградарство. Следует отметить, что именно Египту принадлежит заслуга открытия пчеловодства. В больших масштабах ведется каменное строительство, включая монументальные сооружения. Завершается становление иероглифического письма, появляется первый свиток папируса, складывается система счета, осуществляются первые попытки мумификации.

В эпоху Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с богом солнца Амоном-Ра во главе. Значительный подъем переживает художественная культура, в которой формируются специфические каноны искусства.

Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку (мастабу). Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду. Первым это осуществил зодчий Имхотеп, построивший пирамиду фараона Джосера вСакка- ре (нач. III тыс. до н.э.). Первая пирамида была ступенчатой, имела высоту 60 м и представляла собой как бы поставленные друг на друга шесть мастаб. Имхотеп являлся не только архитектором, но и ученым, писателем и целителем. После смерти он был обожествлен, и в его честь построили храм. Он стал выдающейся фигурой не только египетской, но и мировой культуры.

Второй пирамидой стала пирамида Снофру в Дашуре. Она была уже не ступенчатой, но правильным четырехгранником стали пирамиды Хуфу. Хафра и Менкаура в Гизе (XXIX-XXVIII вв. до н.э.). Самая большая из них — пирамида (по-гречески - Хеопса) имела высоту 146 м (сейчас меньше), сложена из 2,3 млн блоков по 2,5-3 т, занимает площадь в 5,4 га. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится гигантский сфинкс (57 м длины) в образе льва с портретной головой, возможно, самого Хафра или другого фараона. (По последним данным создателем Сфинкса был фараон Джедефра, оставшийся непризнанным в истории.) Всего было построено около 80 пирамид.

Пирамиды стали символом Древнего Египта. В них идея безграничной власти и всеподавляюшей мощи фараона нашла наиболее полное воплощение. Они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, преодолеть время, достичь вечности. Отсюда арабская пословица гласит: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид». Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Самая знаменитая из них - пирамида Хуфу - считается одним из семи чудес света.

Пирамиды вызывали весьма разные, порой прямо противоположные оценки и суждения. Римский философ Филон Александрийский дает им весьма скептическую оценку: «Горы камня, воздвигнутые на горах камня». Напротив, у Гёте они вызывают восхищение: «Самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти». Римский писатель Плиний видит в них «тщеславную гордость фараонов, стоившую невиданных денег».

Думается, что такая неоднозначность в суждениях не случайна. Пирамиды не безупречны. Видимо, главный их недостаток — чрезмерность. Они требовали неимоверных, фантастических средств и усилий: их строили десятки тысяч людей в течение десятков лет. Они истощат и надрывали египетскую экономику Все это вынудило фараонов отказаться от них, и после XVII в. до н.э. их уже не строили.

Из других архитектурных памятников заслуживает упоминания храм бога солнца Ра в Абусире. Этот чудесный храм примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа, и сохранился до наших дней.

Наряду с архитектурой в Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним из первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе Нармера, правителя Южного Египта над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие «египетского стиля», заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело — в фас.

Помимо рельефов, украшавших стены гробниц и храмов, широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Сохранившиеся произведения дают полное представление о характерных чертах и особенностях египетской скульптуры. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую — для мужских, желтую — для женских, черную — для волос, белую — для одежд. Еще одна особенность египетской пластики — геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Наиболее известными скульптурными творениями являются «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др. Вслед за смутным временем, установившимся между царствиями, последовало Среднее царство, которое явилось вторым периодом рассвета Древнего Египта. Данную эпоху обычно называют классической. В этот период интенсивно развивается выплавка металла и египтяне широко используют орудия из бронзы. К уже имеющимся ремеслам добавляется производство стекла. Расширение и улучшение оросительной системы способствовало новому подъему земледелия.

В социальной сфере усиливается роль средних слоев. Изменения происходят и в других областях жизни. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживает наука.

Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители-жрецы разрабатывали учение о мозге, кровеносных сосудах, пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. От египетских математиков до нас дошло несколько десятков текстов, посвященных решению теоретических и практических вопросов. Геродот справедливо называл египтян учителями геометрии. Египетские астрономы неплохо знали небо, умели предсказывать солнечные и лунные затмения, начало разлива Нила; их солнечный календарь становился все более совершенным.

В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича-сырца, что делает их недолговечными.

В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в котором наряду с заупокойными появляются другие сооружения. Храмы украшаются обелисками, внушительными и многочисленными колоннами и роскошными декором. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. названный греками Лабиринтом. Он занимал огромную территорию (7,2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. Геродот, видевший его и испытавший при этом глубокое восхищение и настоящее потрясение, счел, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами. К сожалению, этот храм, как и большинство других, не сохранился.

Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Хотя литература возникла в Древнем царстве, от этого периода мало что дошло до наших дней. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Среди них — два дидактических сочинения, содержание которых составляют нравственные искания. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. К их числу относится прежде всего «История Синухета», которая по праву считается настоящим романом. В повести «Беседа разочарованного со своей душой» рассказывается о пессимизме человека, который видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира.

Новое царство

В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и садоводства, где используются новые сорта деревьев — яблоня, миндаль, олива, персик. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. В целом страна переживает бурный экономический рост, чему способствуют успешные завоевательные войны, которые дают сырье, пленных рабов, золото. Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши, что отчасти сказывается на развитии искусства: оно приобретает пышность.

В Новом царстве в Египте развертывается грандиозное строительство. Начиная с Тутмоса I, в так называемой «Долине царей» египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания. Характерным примером в этом плане может служить заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III — «колоссами Мемнона». В таком же духе был построен пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с величественными статуями правителя.

Наиболее известными стали Карнакский и Луксорский храмы в Фивах. Первый из них, храм бога Амона, сооружен при участии зодчего Инени и представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, украшенный колоссальными колоннами. Второй уступает по размерам первому, но благодаря четкой планировке и совершенству форм оказал большое влияние на все последующее развитие храмовой архитектуры.

В Новом царстве расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. Следует отметить, что в этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Храмовые рельефные изображения позволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В качестве примера можно указать на рельефное украшение оригинального храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Продолжает успешно развиваться литература, становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно- культовой литературы становится завершенная «Книга мертвых», которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература («Сказка о двух братьях» и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя «песни услаждения сердца».

Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV. Этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Фараон меняет свое имя на «Эхнатон» («угодный Ато- ну») и стремится возвысить культ царя выше культа самого бога. Он переносит столицу страны из Фив в Ахетатон.

Под его влиянием не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежней, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. Созданные скульптором Тутмесом портреты Эхнатона и особенно его жены Нефертити полны дыхания жизни, тонкой поэзии, неповторимой красоты и прелести.

После смерти Эхнатона. при его преемнике Тутанхамоне, столица вернулась в Фивы, старые порядки были восстановлены, а имя фараона-отступника было предано проклятию. Однако возникшие при нем новые формы искусства сохранились.

Что касается Тутанхамона, то найденная в 1922 г. его гробница оказалась единственной, до которой еще не успели добраться грабители. Она содержала огромное количество ценнейших памятников египетской культуры, включая знаменитую золотую маску самого фараона.

В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.

Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет «матерью всех цивилизаций».

Date: 2016-05-15; view: 2064; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию