Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренние функции государства





Внутренние функции государства проявляются во всех сферах общественной жизни. Для того, что бы сложилось правильное понимание, что же представляют собой внутренние функции государства, рассмотрим их следующим образом.

Политическая функция. При характеристике данной функции стоит отметить, что политический характер относится ко всем функциям государства, но в политических отношениях действует особый механизм политических институтов, учреждений, государственных и негосударственных органов, с помощью которых и осуществляется воздействие власти государства. Прежде всего, к ним относят органы представительной власти, местного самоуправления, способы участия населения с помощью референдума в осуществлении власти. На ряду с этим, населению принадлежит право контроля за функционированием государственного аппарата и реализацией принятых государством решений. Поэтому обеспечить народовластие помогает само содержание политической функции.1

Политическая государственная функция предусматривает своей целью создание приспособленного к жизни демократического общества. Но все-таки для настоящего народовластия не достаточно лишь демократических

институтов, так как они могут осуществлять и антидемократическую деятельность. Наряду с этим, появляется вероятность опасности, что установится тирания большинства, возможная в любой демократической системе. И тут государству, которое выполняет политическую функцию, отводится большая роль: при столкновении интересов социальных групп в обществе, государство выступает в роли третьего лица, с целью не допустить нарушений прав человека и не упустить интересы меньшинства для общих благ. Государственная деятельность в сфере политики безусловно является сложным и многогранным процессом, вместе с этим она служит опорой для выполнения иных функций государством. Данная функция помогает установить благоприятный климат для развития других направлений государственной деятельности.

Осуществление экономической функции государства зависит от условий распределительной или рыночной экономики. Монопольное регулирование экономических отношений, происходит в условиях распределительной экономики, так же определяется объем производства, товарооборота, происходит распределение ресурсов, устанавливается централизованная система управления экономическими отношениями и экономикой в целом. При осуществлении рыночных отношений, свободной предпринимательской деятельности, поддержке многообразия и равенства различных форм собственности, осуществлении честной конкуренции экономика развивается в основном на базе самоуправления, но с участием регулирования от лица государства. Тем самым при таких условиях государство освободилось от части обязанностей в сфере экономики. Вмешательство государства в экономическую сферу постепенно сокращается, но осуществляются следующие меры:

1) вырабатывается в общественном масштабе экономическая политика;

2) осуществляется управление предприятиями и организациями,

 

которые входят в собственность государства;

3) устанавливаются правовые основы рынка и ценовой политики, в особенности, предпринимательство и труд стимулируются с помощью государственных средств, обеспечивается равноправие всех форм собственности, а так же защита прав собственника, осуществляется ряд мероприятий по устранению недобросовестной конкуренции, охраняются потребительские права;

4) в целях государственной защиты собственного экономического суверенитета, обеспечения безопасности регулируются внешнеэкономические отношения.

Вмешательство в экономику со стороны государства увеличивается в моменты экономического кризиса и депрессии. Планирование является самым эффективным методом регулирования отношений в экономической сфере. Благодаря опыту странам, находящихся за рубежом, можно увидеть, что рынок не может существовать без конкретных целей, способов их осуществления прогностических результатов и плановых расчетов. Для того, чтобы охарактеризовать экономические функции государства, следует учитывать, что рынок есть постоянно меняющееся явление, поэтому меняются и методы регулирования, что позволяет сохранить эффективность такого регулирования.

Социальная функция государства имеет многообразное содержание и деятельность. Государственными задачами в социальной сфере определяется ее содержание. Основной целью осуществления данной функции является обеспечение благополучия в обществе, а именно необходимо предоставить достойную жизнь и дать возможность каждому человеку развиваться, обеспечить одинаковые возможности для достижения этого благополучия. Важнейшей задачей данной функции выступает социальная защита нуждающихся в материальной помощи (безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, беженцы,

вынужденные переселенцы). Общесоциальным началом социальной функции принято считать ликвидацию противоречий в обществе при помощи цивилизованных средств и способов их разрешения при которых обеспечиваются надлежащие условия жизни. Всеобщая декларация прав человека (1948) гласит, что у каждого есть право на тот уровень жизни, который необходим для поддержки собственного здоровья и благосостояния, а также своей семьи (ч. 1 ст. 25).10 И как раз прожиточный минимум служит общим образцом социальной защищенности человека. При переходе к рынку, росте инфляции поддержка государства, нуждающегося в помощи граждан, обретает особенную значимость. В обязанности государства входит принятие необходимых мер по социальной защите людей от разрушительных последствий инфляции. Еще одним важным составляющим элементом социальной функции выступает: право каждого на свободный труд, занятость общества, миграция рабочей силы, осуществление контроля в целях безопасности труда, социальной страховки. Данные проблемы можно преодолеть с помощью действий рыночных регуляторов. В условиях рыночный экономики, предусматривается с одной стороны необходимость отмены права каждого на труд, а с другой, в то же время необходимо страхование от безработицы, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, обеспечение занятости трудоспособного населения. На данном этапе, по мнению специалистов не существует структурированного плана ликвидации безработицы, но социальное государство обязано следить за тем, чтобы различные преобразования в стране, в том числе реформы, ориентировались

 


10Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. М.: Библиотечка "Российской газеты", 1999. № 22-23.

 

на общественные потребности, с целью смягчения социальных последствий проводимой политики с помощью расширения социальных гарантий и поддержания равенства слоев общества. При реализации социальной функции большое значение отводится политике государства в области образования и культуры, здоровья людей, в области жилищных условий. В перечисленных областях данная функция реализуется в виде поддержки государства, например, финансовой научных, образовательных, воспитательных, а так же культурных учреждений. Говоря об управлении и работе данных учреждений, стоит отметить их автономность, и государственное вмешательство в их деятельность крайне не допустимо. На ряду с этим для осуществления государством социальной функции требуются материальные возможности граждан.

С социальной функцией тесно связана экологическая функция государства, так как обеспечение экологического благополучия общества и экологической среды является социальной обязанностью государства. Самостоятельное значение такое направление социальной политики государства возникает лишь при ухудшении экологической обстановки всего мира и возникновении определенного ряда катастроф. Постоянное вмешательство со стороны государства будет происходить за счет интенсивной эксплуатации природной среды, нарушения требований экологии, губительных последствий катастроф и т.д. Государство борется с такими ситуациями с помощью следующих методов: установление правового режима природопользования, выявление требований экологии, установления условий и порядка использования всех природных ресурсов, проведение работ по улучшению и восстановлению природной среды. В естественные права человека включается и право на благоприятную окружающую среду. В ст. 42 Конституции РФ четко определено: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".11 Такое право, закрепленное в конституции, дает возможность требовать от всего общества соответствующего поведения и вместе с этим обращаться за помощью к государству для обеспечения такого права. В обязанности государства включается: осуществление планирования и государственного нормирования качества окружающей среды; принятие мер по устранению и предотвращению негативной деятельности, ликвидация аварий, катастроф, стихийных бедствий; государственная и общественная страховка граждан, формирование различных фондов помощи, возмещение вреда, который был нанесен здоровью благодаря вредным воздействиям; контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлечение к ответственности виновников, нарушивших экологические требования.

Особую важность составляет такая государственная функция как налогообложение и осуществление финансового контроля. В условиях рыночной экономики используются налоги, как инструмент экономической и социальной политики. Эта функция рассматривается как реализация определенных властных государственных полномочий, так как эффективное развитие рыночных отношений возможно лишь при условии устойчивой базы системы налогообложения. Вместе с этим, необходимо рассмотреть данную функцию в форме специфических и обязательственных отношений между плательщиком налогов и государством. Несмотря на то, что демократизация государства предполагает внедрение механизма юридической и судебной защиты интересов и прав налогоплательщиков, такой вид отношений носит явно выраженный вертикальный характер. Во вторую часть данной функции входит осуществление финансового контроля. Финансовый контроль является разновидностью контроля государственного

11 Конституция Российской Федерации по состоянию на 2016 год с комментариями юристов. – М.: Эксмо, 2016. – с. 27.

в сфере образования, распределения и использования финансовой системы всех ресурсов страны. Составляющими этой системы является не только финансы самого государства, но и ценные бумаги, валютные ценности и т.д. Перед финансовым контролем стоит ряд задач: проверка финансовых обязательств перед государством; проверка финансовых обязательств при осуществлении финансовых операций; осуществлять контроль за должным использованием государственных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении юридических лиц; предупреждать и устранять нарушения финансовой дисциплины и др. В распоряжении государства имеется довольно-таки широкий круг субъектов, осуществляющий финансовый контроль. А именно, это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. Но контроль могут осуществлять и не государственные организации. 1

В юридической науке функция налогообложения и финансового контроля часто трактуются не как самостоятельная, а как вспомогательная и в какой-то степени обслуживающая в отношении других функций государства. Конечно же, данное сложно опровергнуть. Она безусловно отлична от других государственных функций, при чем это выражается не только в сфере применения, но и в осуществляемых методах, а именно: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др. От играющей роли государства в экономике, от принятия или непринятия на себя социальной функции в полном объеме, зависит непосредственно значение функции налогообложения и контроля. Для максимальной защиты общественных, государственных и личностных интересов, государство, являющееся правовым и социальным, обязано вести строгий контроль финансов в каждой сфере.

При переходе к демократическому государству в ряду приоритетных функций государства оказались защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка. Основным критерием демократического государства как раз и является рассматриваемая функция – обеспечение прав человека и гражданина. Основу политических отношений с зарубежными странами составляют права человека. В современном мире происходит ряд проблем: в области интернационализации прав человека, ее распространение в международной политике и др. О принципе уважения прав человека гласит Всеобщая декларация прав человека (1948). Сам принцип подразумевает то, что все государства обязаны, во-первых, равносильно естественным рассматривать права и свободы человека, являющиеся неотчуждаемыми и неприкосновенными; во-вторых, полностью исключить дискриминацию по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в данной сфере. Во многих государствах почитание и уважение прав и свобод человека является основой конституционного принципа. Но все же видимыми остаются отличия между практикой и некоторыми положениями конституции. Система правоохранительных органов (суды, органы внутренних дел, государственной безопасности и др.) выполняет функции защиты прав и свобод человека, обеспечивает законность и правопорядок.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы дать характеристику государственной деятельности в целом, необходим высокий уровень научных знаний, так как она является весьма широкой и многообразной. Это позволяет нам увидеть, что с момента возникновения государства происходило и происходит до сегодняшнего дня изменение задач государства. После решения одних, их сменяют другие. Будущее предопределено возникновением новых функций, а вместе с этим новых трудностей, которые в обязательном порядке придется решить.

Делая вывод на основе рассмотрения нами функций, главным образом нужно сказать о том, что государство представляет собой такую организацию, которая выражает интересы всего общество в целом, а не только господствующих классов. Формирование функций протекает в процессе развития самого государства, это выражается в его многоплановости. В зависимости от исторического периода приоритет обретают определенные цели и задачи государства, а так же его функции. Актуальность данной темы будет продолжать свое существование вплоть до прекращения такого института как государство. По теме «функции государства» имеется множество нюансов и вопросов, некоторые из них я попыталась раскрыть при написании своей работы.

 

Список источников:

1. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов, 1979. – с.

2. Венгеров А.Б., Учебник для юридических вузов 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – с.85-96.

3. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. М.: Библиотечка "Российской газеты", 1999. № 22-23.

4. Конституция Российской Федерации по состоянию на 2016 год с комментариями юристов. – М.: Эксмо, 2016. – с. 27.

5. Корельский В.М., проф. Перевалов В.Д., Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е изд. - М.:Норма-Инфра, 2000 – с. 146-157.

6. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2004. - с. 26-35.

7. Морозова Л.А., Учебник Теория Государства и права. – М.: Юристъ, 2002. – с. 86-102.

8. Понятия и признаки функций государства. http://studopedia.ru/2_114199_ponyatie-i-priznaki-funktsiy-gosudarstva.html

9. Сырых В.М., Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-изд., - перераб. И доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2012 – с. 28-44.

10. Функции государства. http://allstatepravo.ru/mptgp/mtgp2/mtgp24.html

11. Хропанюк В. Н., ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 1998, с. 152-168.

 

 


 

Date: 2016-05-15; view: 732; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию