Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Сравним эти два исследовательских метода





Наблюдение

1.Исследователь изучает ситуа­цию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельно­сти человека.

2. Исследователь не может актив­но вмешиваться в ход события или протекания психических про­цессов.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияю­щими на них факторами и усло­виями, которые он хотел бы изу­чить.

4. Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучае­мого явления и других фактов поведения.

5. Исследователь фиксирует фак­ты поведения человека (людей) и проявлений психических про­цессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.

6. Исследователь не может вос­произвести явление, которое он уже наблюдал.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло­вия, которые вызывают возникно­вение изучаемого явления, ситуа­ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь сам может целе­направленно изменять условия воз­никновения и протекания события или психических процессов и наб­людать за происходящими явления­ми.

3. Исследователь может варьиро­вать условия протекания и про­явления явления, исключать и до­бавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функцио­нальные и иные связи между усло­виями существования события или протекания психических процес­сов.

4. Исследователь учитывает усло­вия протекания изучаемого процес­са или события, выявляет их количе­ственные характеристики.

5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и про­явлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельст­вах.

6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследова­ния закономерностей ощущений и восприятия, скорости реак­ций, условий протекания психических процессов и т.д. Они по­служили предпосылкой выделения и широкого применения лабо­раторного эксперимента, который стал основным составляющим экспериментальной психологии.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудова­ние и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непри­вычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованно­сти, тревожности, волнения, неопределенности оценки резуль­тата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой эксперимента­тором ситуации, и нередко не знает истинного назначения экс­перимента, поэтому одним из важных факторов получения объек­тивных данных становятся складывающиеся между ними отноше­ния доверия и понимания.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы вы­явить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лаборатор­ного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реаль­ной ситуации и может быть ее моделью. Например, при исследо­вании особенностей запоминания в лабораторных условиях испы­туемым предлагают три группы по 10—15 слов, вызывающих чув­ство приятного (удовольствия), неприятного (неудовольствия) и безразличия. Скажем, дают слова: подарок (чувство приятного), печаль (чувство неприятного), бумага (чувство безразличия) и т.д. и просят испытуемых запомнить их, прослушав один раз, а затем воспроизвести (записать) те слова, которые сохранились в памя­ти. Естественно, опыт показывает, что лучше (правильно и в боль­шем количестве) воспроизводятся слова, вызывающие чувство приятного, а значит, они лучше запоминаются. В реальной дей­ствительности такая одновременная «концентрация» подобных типов слов практически не встречается, но выявленная законо­мерность сохраняется и должна учитываться.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психоло­гическим исследовательским методом, позволяющим моделиро­вать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления пси­хических процессов.

Попытки использования экспериментального метода в реше­нии задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разрабо­тан, применен и предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г. Естествен­ный эксперимент нашел и находит широкое применение в возраст­ной и педагогической психологии, в педагогике и методике обу­чения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испы­туемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаски­ровать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть конста­тирующими или формирующими. Эксперимент становится конста­тирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уро­вень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы ис­пытуемых. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния иссле­дуемого объекта, например уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нор­мам общественной морали и правилам поведения, показывающий реальную эффективность нововведения. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или ка­честв педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характерис­тик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испы­туемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение дина­мики развития изучаемого психологического свойства или педа­гогических явлений в процессе активного воздействия исследова­теля на условия выполнения деятельности. Например, в процессе индивидуального обучения испытуемого решению определенного класса задач можно зафиксировать особенности обобщения спо­собов их решения, степень сформированности соответствующего навыка и т. д. Особенностью формирующего эксперимента явля­ется то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследова­ния, и задачи формирования изучаемого свойства, т. е. оно иссле­дуется в ходе собственного формирования в естественной ситуа­ции выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Фор­мирующий эксперимент наряду с изучением механизмов станов­ления психического свойства способствует решению учебно-вос­питательных задач и оказанию помощи учащимся.

Создателем целостного учения о формирующем психолого-пе­дагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. В таком экс­перименте формирование и исследование становления и разви­тия изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия исследователя с педагогами и школьниками, оп­ределения содержания и формы психолого-педагогического воз­действия на учащихся, которые одновременно являются и ис­пытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом экспе­рименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогно­зируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств. В таком эксперименте важное значение имеет исследование про­исхождения и воссоздания изучаемых психологических свойств и поэтому «формирующий эксперимент можно назвать... генетико-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением»1.

Многолетнее и всестороннее использование этого вида экспе­римента

___________________

 

1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — С. 284.

 

и анализ накопленного опыта позволили В. В. Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

философско-социологическое определение проектируемых ка­честв сознания и личности учащихся;

педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

логико-психологическое определение строения совместной де­ятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся1.

формированию этих качеств;

методические поиски средств реализации этой деятельности;

психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

физиолого-медицинская проверка допустимости использова­ния

Формирующий эксперимент одновременно выполняет и обу­чающие, и воспитывающие функции. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного процесса решения всего комплекса учебных и воспитательных за­дач, а также организации взаимодействия всех участников обра­зовательного процесса, что свойственно формирующему экспе­рименту, имеет смысл пользоваться понятиями «обучающий экс­перимент» или «воспитывающий эксперимент».

 








Date: 2016-05-15; view: 55; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию