Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие как форма мышления





 

Понятие – это форма теоретического мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки предметов, явлений или процессов.

Общие признаки – это такие, которые присущи всем предметам данного класса, а существенные – это такие, в отсутствии которых предмет перестает быть самим собой. Если признак является не общим и не существенным, то это означает, что у некоторых предметов данного класса он может быть, а у других – отсутствовать. Например, в понятии «человек» общими и существенными признаками будут такие признаки, как «млекопитающее» и «обладающее способностью к теоретическому мышлению», а не общими и не существенными такие признаки, которые указывают на принадлежность к определенной расе, этносу или характеризующие индивидуальные психофизиологические особенности конкретного человека.

Процесс образования понятий осуществляется посредством применения таких логических приемов, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Анализ – это мысленное расчленение предмета на его составные части, мысленное выделение в нем отдельных признаков, свойств и отношений. Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, которые ранее были выделены в процессе анализа. Абстрагирование – мысленное выделение отдельных интересующих признаков, свойств и отношений предмета и, одновременно, отвлечение от множества других, не интересующих признаков, свойств и отношений этого же предмета. Обобщение – это выделение каких-либо свойств, которые принадлежат некоторому предмету или классу предметов, и на основании этого мысленный переход к другому, более общему классу предметов.

Понятие как форму мышления необходимо отличать от восприятия, которое является формой чувственного познания мира. Различие между понятием и восприятием в том, что, во-первых, понятие – это форма теоретического знания, понятие можно только мыслить, т.е. осознавать входящие в него признаки, но его нельзя воспринимать с помощью каких-либо органов чувств. Результат восприятия – это всегда чувственный образ, который возникает благодаря органам и рецепторам, которые обеспечивают появление зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных ощущений. Во-вторых, если в понятии фиксируются только общие и существенные признаки, то в восприятии могут присутствовать как существенные, так и несущественные признаки. Например, различие между понятием «классная доска» и восприятием последней состоит в том, что понятие в данном случае будет включать такие общие и существенные мыслимые признаки, как «средство для обучения», «предназначенное для публичной демонстрации информации». В случае же восприятия данного предмета в его описании могут присутствовать такие индивидуальные несущественные признаки, как, допустим, следующие: «деревянная», «зеленая», «прямоугольная», «имеющая металлическую рамку», «грязная» и т.п.

Кроме этого, важно уяснить, что понятие как мысль не тождественно ни слову, которое его выражает, ни предмету, который оно отражает.

Понятие как мысль является частью субъективной психической реальности того человека, который думает об этом понятии. Если некоторое множество людей мыслит одно и то же понятие одинаково (т.е. думает об одних и тех же признаках), то в таком случае говорят, что понятие не субъективно, а транссубъективно. Кроме этого, согласно некоторые философским доктринам, понятия существуют объективно, т.е. независимо от того, думает ли кто о них в тот или иной момент либо нет. В последнем случае предполагается, что понятия являются идеальными объектами. Как бы не была определена природа понятий (как индивидуально-субъективная, транссубъективная или объективная реальность), в любом случае, понятия отличаются от предметов, свойств и процессов, которые существуют материально, т.е. всегда имеют пространственные и временные характеристики, а также обладают такими свойствами, как масса или энергетический потенциал. Например, понятие «горение» отличается от химического процесса горения тем, что в первом случае речь идет о таких субъективно осознаваемых мыслимых признаках этого процесса, как, например, «химическое превращение вещества, сопровождающееся значительным повышение температуры и появлением пламени», а в случае соответствующего химического процесса происходит действительная трансформация вещества в пространстве и времени.

Что касается различия между понятием и словом, то оно состоит в следующем. Слова – это определенные системы знаков, которые существуют или как совокупность произносимых звуков (в речи), или как множество записанных символов (на письме). В том и другом случае слова являются материальными образованиями. Различие между понятиями и словами наглядно проявляется в том, что одно и то же понятие может быть выражено при помощи различных языков. Например, русское слово «Стол», английское слово «The Table», немецкое слово «Der Tisch», несмотря не все различия в их написании и звучании, служат для выражения совокупности одних и тех же мыслимых признаков. Кроме этого, одно и то же понятие может выражаться при помощи разных слов или их сочетаний даже в рамках одного языка. Например, такие разные словосочетания, как «первый космонавт», «Юрий Гагарин», «первый человек, который испытал эффект невесомости на высоте свыше 200 километров над Землей» будут выражать одно и то же понятие.

Любое понятие имеет два элемента в своей структуре – содержаниеи объем. Содержание – это совокупность признаков, которые мыслятся в данном понятии. Объем – это множество предметов, свойств или отношений, которые обладают признаками, мыслимыми в данном понятии.

Содержание и объем любого понятия находятся в отношении строгой зависимости между собой, согласно которой, чем больше содержание некоторого понятия, тем меньше его объем и наоборот. Например, если мы мыслим такое понятие, как «человек», то его содержанию будут соответствовать такие общие и существенные признаки, как «млекопитающее» и «обладающее способностью к теоретическому мышлению». Объему этого понятия будет соответствовать все множество живущих сейчас и ранее живших людей. Если же мы от этого понятия перейдем к понятию «студент», то можно заметить, что это понятие имеет большее содержание, чем понятие «человек», так как любой студент – это человек, но такой, который кроме вышеназванных признаков человека, обладает и дополнительным признаком – «обучающийся в высшем учебном заведении». Объем же понятия «студент» меньше, чем объем понятия «человек», так как количество студентов меньше, чем количество людей. Если же от понятия «человек» перейти к понятию «млекопитающее», то можно заметить, что содержание этого понятия меньше, чем предыдущего, так как думая о понятии «млекопитающее» мы мыслим меньшее количество признаков, чем в случае с понятием «человек». Объем же понятия «млекопитающее» значительно больше, чем объем понятия «человек», так как количество «млекопитающих» (к которым относятся и люди) больше, чем количество одних только людей.

 

Виды понятий

 

Выделение таких структурных элементов понятий как «объем» и «содержание» позволяет на основании этого выявить определенное количество возможных видов понятий.

По объему или количеству элементов объема понятия делятся на единичные, общие и пустые, а также регистрирующие и нерегистрирующие.

Единичными называются такие понятия, объем которых содержит только один элемент. Например, единичными будут следующие понятия: «планета Земля», «первый космонавт», «СПбГУКиТ».

Общими называются понятия, объем которых содержит два и более элемента. Например, понятия «планета», «космонавт», «ВУЗ, находящийся в подчинении Министерству культуры Российской Федерации» будут общими.

Несмотря на кажущуюся простоту решения вопроса об отнесении определенного понятия к единичным либо общим, в отношении некоторых из них существуют определенные трудности. В частности, это касается тех понятий, которые обозначают недискретные природные объекты, а также служат для обозначения свойств предметов и качеств человека. Так, очевидно, что понятия «кирпич» и «стол» будут общими, так как существует множество соответствующих предметов. Но будут ли общими или единичными понятия «вода» и «воздух»? Ответ на этот вопрос зависит от того, существуют ли названные вещества в качестве отдельных и обособленных порций или нет. Если они существуют в качестве таких обособленных порций, то из этого следует, что их, по крайней мере, несколько. Следовательно, в этом случае данные понятия следует считать общими. То же самое справедливо и для понятий, которые обозначают такие свойства предметов и качества человека, как, например, «скорость движения» и «мудрость». Так как у каждого предмета скорость движения своя, так же как и у каждого человека мудрость тоже своя, то можно говорить об этих свойствах и качествах применительно к разным предметам и людям. Следовательно, данные понятия будут общими.

Следует также иметь в виду, что особенность грамматической формы выражения понятия не является показателем для определения его объема. Например, как существительное «человек», которое стоит в единственном числе, так и существительное «люди», стоящее во множественном числе, – оба они являются формами выражения одного и того же общего, а не единичного понятия.

Пустыми понятиями называются понятия, объем которых не содержит ни одного элемента материального мира. Следует заметить, что среди пустых понятий принято различать два вида понятий: физически пустые и логически пустые. Физически пустые понятия – это такие понятия, которые имеют определенное мыслимое содержание, но их объему не соответствует ни один материальный объект. Например, понятия «русалка» и «вечный двигатель» является физически пустыми, так как физически (материально) не существует объектов, мыслимых в этих понятиях. Следует также иметь в виду, что физически пустые понятия всегда одновременно являются единичными либо общими. В частности, только что приведенные понятия «русалка» и «вечный двигатель» являются пустыми и общими. Понятие «вечный двигатель» является общим потому, что существуют разные виды таких двигателей. В частности, т.н. вечные двигатели первого и второго рода. Пример единичного пустого понятия – это понятие «Дед Мороз». Различие между единичными и общими пустыми понятиями позволяет говорить о том, что у них есть объем. Особенность объема физически пустых понятий состоит в том, что ему соответствуют идеальные (существующие в виде мысли) объекты. Что касается «логически пустых понятий», то, в строгом смысле, это вообще не понятия, а всего лишь лингвистически корректно построенные слова и их сочетания, в которых нарушен основной закон логики – закон тождества. Например, словосочетания «круглый квадрат» и «наибольшее натуральное число» является логически пустыми понятиями и их вообще нельзя мыслить. В последнем легко убедиться самому, если попробовать, например, помыслить «круглый квадрат». В результате этой попытки станет ясно, что в принципе невозможно думать о чем-то (или хотя бы представить что-то), что является одновременно «кругом» и «квадратом» в геометрическом смысле этих терминов.

Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Например, в понятиях «студенты СПбГУКиТ», «дни недели» количество элементов объема поддается учету. В частности, во втором из приведенных понятий это количество равно 7.

Нерегистрирующими называются понятия, которые относятся к неопределенному числу элементов. Так, в понятиях «человек», «собака» множество мыслимых в них элементов фактически не поддается учету: в них мыслятся все люди, все собаки. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. Во избежание недоразумения следует заметить, что общее число людей и собак, вероятно, все-таки конечно. Проблема, однако, в том, что те вычислительные мощности, которыми располагает в настоящее время человечество, не позволяет точно определить их количество. Поэтому данные понятия и относятся к нерегистрирующим.

С точки зрения содержание или качества, понятия делятся на положительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, собирательные и разделительные.

Положительные (утвердительные) понятия – это понятия, в которых мыслятся те или иные предметы, качества или свойства. Например, таким будет понятие «рассудительность».

Отрицательные понятия – это понятия, в которых мыслится отсутствие каких-либо предметов, признаков или свойств. Например, таким будет понятие «недееспособность».

Необходимо отметить, что иногда в литературе по логике указывают, что отрицательные понятия – это такие понятия, которые выражаются при помощи слов, в составе которых присутствуют частицы не- и бес- (без-) и которые могут употребляться без этих частиц. Например, понятия, выражаемые при помощи слов «не любовь», «бесполезный», «беззастенчивый» будут отрицательными, так как существуют слова без соответствующих частиц (любовь, полезный, застенчивый).

Если же указанные частицы слились с корнем слова, и оно без них самостоятельно не употребляется, то понятие, выраженное таким словом, следует считать утвердительным. Например, понятия, выражаемые словами «ненависть» и «беспечность», следует считать утвердительными, так как при их употреблении мыслится не отсутствие, а присутствие определенного отношения и свойства.

Следует заметить, что наличие или отсутствие словарных частиц, которые выражают отрицание, не является универсальным показателем для определения положительности или отрицательности понятия. При решении вопроса о положительном или отрицательном качестве понятия решающим является не лингвистический, а логический критерий, т.е. определение того, мыслится ли в соответствующим понятии наличие либо отсутствие предмета, свойства или отношения. Например, понятие «хаос» нельзя мыслить иначе, чем через отрицание. Хаос – это не порядок, отсутствие организованности, структурности. Поэтому получается, что, если думая об этом понятии, мы думает об отсутствии перечисленных свойств, то это понятие будет отрицательным.

Конкретные понятия – это понятия, в которых мыслятся объекты, которые существуют как отдельные и самодостаточные предметы. Например, понятия «дом», «стол».

Абстрактные понятия – это понятия, в которых мыслятся свойства и отношения между предметами, которые не существуют сами по себе, без соответствующих предметов. Например, понятия «твердость», «гладкость», «ловкость».

Определенную трудность представляет собой вопрос о том, являются ли конкретными либо абстрактными понятия, в которых мыслятся не физические тела, а те или иные социальные образования, а также идеальные объекты. Например, следует ли считать конкретными либо абстрактными такие понятия, как «государство» и «число»? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким образом направлено внимание человека, размышляющего о данных предметах мысли. Если, например, государство мыслится как определенная целостная структура, которая включает в себя такие элементы, как органы власти, наличие определенной территории, на которую распространяется действие принятых в этом государстве законов, и т.п., то в этом случае понятие будет мыслиться как что-то автономное, целостное и законченное, т.е. как конкретное понятие. При мышлении о государстве в принципе возможно и иное направление внимания, когда последнее понимается как разновидность организации, свойство социальной группы. В этом случае получается, что о государстве пытаются думать как об абстрактном понятии. То же самое касается понятия «число». Если думать о числе как о признаке, количественной характеристике каких-либо предметов, то в этом случае понятие будет мыслиться как абстрактное. Если же изменить направление внимание, и мыслить число как что-то автономное и самодостаточное, что, с одной стороны, есть и обладает определенным смыслом, но что не имеет пространственных и временных характеристик (то есть мыслить число в точности так, как Платон мыслил «идеи»), то в этом случае данное понятие будет мыслиться как конкретное.

Соотносительное понятие – это понятие, которое имеет в своем содержании признак, указывающий на отношение мыслимого понятия к другому понятию. Специфика соотносительных понятий в том, что их вообще невозможно мыслить автономно без обязательного осознания других, строго определенных понятий. Например, понятие «родители» невозможно мыслить само по себе, автономно, не зная при этом, что такое «дети». Поэтому данное понятие является соотносительным.

Безотносительное понятие – это понятие, содержание которого не связано каким-либо строго определенным отношением с другим понятием. В безотносительном понятии мыслимые предметы и признаки осознаются самостоятельно, независимо от знания о других предметах и признаках. Например, понятие «стул» будет безотносительным.

Собирательные понятия – это понятия, в которых группа однородных предметов мыслиться как организованное целое. Специфика собирательного понятия в том, что мыслимые в нем признаки относятся ко всему множеству как структурному целому, но не к отдельным объектам, из которых состоит это множество. Например, понятие «созвездие» является собирательным, так как в этом понятии мыслится группа однородных предметов (звезд) как организованное и структурно упорядоченное целое. Отдельная же звезда не обладает мыслимыми признаками созвездия. Собирательные понятия могут быть единичными и общими. Рассматриваемое нами понятие «созвездие» является общим, так как его объему будут соответствовать определенные созвездия (в частности, созвездие «Большой медведицы», «Девы», «Льва»), которые, в свою очередь, являются примерами единичных собирательных понятий.

Разделительные понятия – это понятия, в содержании которых нет признака собирательности (нет мысли о структурной организованности осознаваемого объекта). Например, понятие «звезда» является разделительным, так как среди признаков, которые мыслятся в этом понятии, признак структурной организованности отсутствует. Звезда – это излучающее свет небесное тело.

Следует обратить внимание на то, что в учебной литературе по логике иногда встречаются утверждения, что одно и то же понятие в зависимости от контекста может употребляться как в собирательном, так и в разделительных смыслах. Для иллюстрации этого обычно приводят примеры, аналогичные следующему. Возьмем два высказывания: «человек имеет сердце» и «человек осваивает космос». Если сравнить эти высказывания, то можно заметить, в первом случае признак «иметь сердце» относится к каждому элементу объема понятия человек (к каждому человеку), а во втором случае признак «быть осваивателем космоса» относится не к каждому элементу объема (не к каждому человеку), а только к некоторым людям (к тем, кто его осваивает). В связи с этим важно понимать то, что то содержание, которое вкладывается в определение собирательных и разделительных понятий, не имеет ничего общего с тем, что называют собирательным и разделительным смыслом понятия в зависимости от контекста. Дело в том, что собирательные и разделительные понятия отличаются друг от друга только с точки зрения мыслимого содержания, но не объема. В содержании собирательных понятий всегда присутствует признак гештальта (целостности), а в разделительных понятиях этого признака нет. Что же касается объема, то и в собирательных и в разделительных понятиях мыслимое содержание одинаково относится к каждому элементу объема. Например, в случае с понятиями «созвездие» и «звезда» мыслимое содержание относится к каждому созвездию и к каждой звезде. Собирательность и разделительность в смысле зависимости от контекста имеет отношение только к объему. Такая зависимость от контекста возникает в силу того, то в соответствующих высказываниях естественного языка не выражен квантор как показатель количества субъекта суждения. В частности, приведенным выше высказываниям о человеке соответствуют, в первом случае, общеутвердительное суждение «Все люди имеют сердце», а во втором – частноутвердительное суждение «Некоторые люди осваивают космос». (Тема «Виды суждений» подробно рассматривается в следующем разделе данной работы). Непонимание принципиального различия между, с одной стороны, собирательными и разделительными понятиями и, с другой стороны, собирательным и разделительным контекстом употребления одного и того же понятия свидетельствует о грубом нарушении закона тождества, так как «собирательность» и «разделительность» в каждом из рассмотренных случаев имеет совершенно разное значение.

 

Date: 2016-05-15; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию