Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Предмет логики и ее основные законыСтр 1 из 20Следующая ⇒ Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
В.Е. Леонов
Логика
Учебное пособие
Санкт-Петербург Утверждено методическим советом университета УДК 161/162 ББК 87.4 Л 47
Леонов, В. Е. Логика: учебное пособие / В. Е. Леонов. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2014. – 173 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 031300.62 – «Журналистика», 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие представляет собой систематическое изложение курса логики. Раскрывается содержание «понятия», «суждения» и «умозаключения» как основных форм человеческого мышления. Дается представление о формах и способах развития и обоснования знания. Наиболее сложные темы для облегчения их понимания проиллюстрированы множеством примеров. Пособие включает в себя логические упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном усвоении курса и повышении культуры мышления.
Учебное пособие предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Логика».
Рецензенты: кафедра философии, политологии и социологии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (зав. кафедрой д-р политических наук, доц. Л. В. Балтовский); канд. филос. наук, доц. М. А. Гусева (Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
© Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2014
Предисловие
Данная работа является учебным пособием по формальной логике для студентов гуманитарных специальностей, которые обучаются в высших учебных заведениях. Содержащийся материал организован строго систематически в соответствии в соответствии с дидактико-методологическим подходом, который предполагает в изложении материала начинать с общего и относительно простого и заканчивать конкретным и более сложным. В первом разделе рассматривается специфика предмета науки логики и показывается ее значение. В этом разделе также рассматриваются основные законы логики как простейшие и, одновременно, универсальные принципы организации и функционирования рационального и доказательного познания. Второй раздел посвящен понятию как простейшей форме человеческого мышления. Здесь рассматриваются виды понятий и отношения между ними, раскрывается содержание основных операций с понятиями. Содержанием третьего раздела работы является описание и анализ видов и отношений между простыми суждениями. Кроме этого, в разделе рассматриваются отношения между суждениями алетической модальности и сложные суждения. Четвертый раздел посвящен умозаключению как наиболее сложной форме человеческого мышления. Подробное внимание уделено рассмотрению существующих разновидностей дедуктивных умозаключений, в том числе сложных и сложносокращенных силлогизмов. В разделе также рассматриваются виды индуктивных умозаключений и методы научной индукции. В последнем, пятом разделе работы рассматриваются такие основные формы развития, как вопрос, проблема и гипотеза. Раскрывается содержание доказательства и опровержения как форм и способов обоснования и критики знания. Отличительной особенностью данного учебного пособия является то, что здесь большое внимание уделено практическому усвоению курса. Для реализации данной задачи в пособие включено достаточно большое число заданий, решений которых как в рамках семинарских занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов будет способствовать активному усвоению материала и, тем самым, содействовать развитию навыков строгого и доказательного мышления.
Введение
Логика как наука о мышлении является необходимым элементом образования при подготовке полноценных специалистов в самых разных областях профессиональной деятельности. Изучение логики способствует формированию культуры мышления любого человека. Логически образованный человек способен мыслить точно, последовательно и доказательно. Логика формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные утверждения и мнения, приучает к обстоятельности в суждениях и оценках, совершенствует полемическое мастерство личности. Требования логики просты, четки, однозначны и нормативны. Нарушать эти требования недопустимо. В простых ситуациях они, как правило, и не нарушаются, но в более сложных случаях логические неточности, небрежности, тем более ошибки далеко не очевидны и могут приводить к очень серьезным негативным последствиям принципиального характера в самых разных сферах человеческой деятельности. Следует понимать, что формально-логические ошибки в рассуждении носят фатальный характер, так как логические законы и нормы обладают универсальным характером. В силу этого, сколько бы интересными, сложными и новыми в содержательном плане не казались бы те или иные рассуждения, один факт наличия в этих рассуждениях логических ошибок полностью дезавуирует их познавательную ценность и на основании одного этого позволяет считать их ложными. Способность четко мыслить, быстро принимать правильное решение на основе анализа складывающейся ситуации обеспечивает человеку востребованность и успешность в профессиональной деятельности. Умение использовать весь арсенал логических знаний и способов убеждения пригодится в профессиональной деятельности, которая предполагает взаимодействие с людьми ввиду возможности повлиять на их мнения и вкусы. Поэтому людям, выбравшим такие сферы деятельности, как например, журналистика, государственное и муниципальное управление, связи с общественностью, необходимо изучать логику. При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков, которые можно приобрести лишь одним способом: посредством самостоятельного решения задач. Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих. Раздел 1. Предмет логики и ее основные законы
|