Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика отраслевой структуры мировой экономики на примере развитых странВ начале XXI в. мировое хозяйство имеет такие простые структурные характеристики. Численность населения - 6,5 млрд человек, экономически активное населения - до 3 млрд человек, из них 1/5 занятых в промышленности, свыше 1/3 - в сельском хозяйстве. В среднем на душу населения в мире производится около 4 тыс. дол. ВВП в год. Из них 8% ВВП дает сельское хозяйство, 37% - промышленность, свыше 50% - обслуживающие отрасли (по данным Всемирного банка). Но эти в общем интересные цифры мало что говорят о структуре хозяйства планеты[22]. Суть в том, что экономика стран и регионов мира резко дифференцирована, и это является проявлением ризностадийности их развития. В экономически развитых странах, часть которых достигла постиндустриальной стадии, тенденции динамики промышленности и хозяйства в цилом) складываются под влиянием научно-технической и информационной революции[23]. В странах, общественную жизнь и хозяйство которых находятся в состоянии трансформации, прокладывают себе путь структурные изменения, в целом связанные с решением экономических проблем, стоящих в завершающих циклах индустриальной эпохи. В сельском хозяйстве (вместе с лесным хозяйством и рыболовством) в странах развитой экономики оставалась минимально необходимое количество населения (В США и ФPH - 2,5% занятых, в Японии и Франции - 4,6%). Но при этом следует иметь в виду, что в агропромышленных комплексах этих стран на каждого фермера приходится еще четыре-пять человек, которые работают в промышленности и обслуживании[24]. Это позволило упомянутым странам достичь высоких показателей производительности труда и земли, не только обеспечить сельскохозяйственной продукцией внутренний рынок, но и давать продукцию на экспорт. Отсюда на мировой рынок поступает значительное количество зерна, мясной и молочной продукции, кондитерских изделий, вин и других алкогольных напитков и даже цветов. Структура ВВП развитых стран отличается значительной, все более возрастающей ролью третичного сектора и сравнительно небольшой долей сельского хозяйства. В настоящее время роль промышленности в структуре хозяйства развитых стран снижается, тогда как в развивающихся странах, особенно, где осуществляется индустриализация, увеличивается[25]. Научно-технический прогресс определил коренные изменения в технической базе современного производства. Основные направления использования его достижений проявляются[26]: – в применение ЭВМ и роботов; – в появление новых материалов; – в открытие и использование новых видов источников энергии; ‑ в повышение сложности и эффективности труда, требующей высококвалифицированной рабочей силы. В последние 20 лет отмечают быстрый рост в развитых странах современных информационных технологий (ИТ), которые включают в себя средства обработки информации и новые способы коммуникаций. В результате расширения использования ИТ одновременно происходят два процесса[27]: – резкое снижение цен на товары и услуги, связанные с новыми технологиями; – стремительное, не имеющее практически прецедентов, распространение ИТ в производственных системах и сфере домашнего потребления. По расчетам американских исследователей в течение жизни одного поколения (1970-1990 г.г.) цена компьютеров снизилась более чем в 10000 раз, что в среднем ежегодно составляет 30-40 %. Огромными темпами увеличивается в мире число пользователей Интернет – с 3 млн. в 1993 году до 100 млн. в 1997 году и 200 млн. в 2000 году. Поток информационного обмена в Интернет практически удваивается каждые 100 дней, что составляет свыше 700% в год (для сравнения - для того, чтобы число регулярных пользователей радиоприемников достигло 50 млн. потребовалось 40 лет, телевизоров – 13 лет)[28]. В целом, согласно имеющимся расчетам и оценкам, за последние 5-10 лет общий объем существующей информации в мире удваивался каждые 1,5 года. Эту закономерность называют законом Мура. Предполагалось, что внедрение ИТ должно было привести к определенному повышению темпов экономического роста. Однако показатели СНС этого не фиксируют. Возник парадокс. В 1987 году лауреат Нобелевской премии по экономике Р. Соллоу сформулировал его следующим образом[29]: “Везде видны признаки наступления компьютерной эпохи, кроме статистики и производительности”. Ряд западных экономистов утверждает, что в США в 90-е годы сформировался феномен так называемой “новой экономики”, означающий переход - после нескольких десятилетий низких темпов роста ВВП, к существенному повышению экономической динамики, при низких показателях безработицы и инфляции[30]. Это связывают со структурным изменениями 80 –90-х годов, бурным развертыванием в США информационных технологий и увеличением доходов американских ТНК в условиях быстро развивающейся глобализации[31]. Динамика постиндустриальных стран, по мнению экономистов, занижена и завышена одновременно. Это связано с тем, что общепринятые критерии не всегда применимы в отношении информационных технологий. Быстрый рост информации, ее обновление и качественное совершенствование сопровождается стремительным увеличением объема избыточной информации. Это тормозит принятие рациональных решений в экономике, повышает трансакционные издержки, замедляет рост производительности и эффективности. В сфере информационных технологий и в других отраслях экономики происходит ускоренное обесценение физического, человеческого капитала, программных продуктов, технологий и знаний.
|