Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы аудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция)





ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педиатрии №2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По практическому занятию для студентов

Учебная дисципліна «Педиатрия»

Занятие № 20 «Заболевания поджелудочной железы»

 

Курс 4 Факультет медицинский

Специальность: 7.12010001 «Лечебное дело», 7. 12010002 «Педиатрия»,

7. 12010003 «Медико-профилактическое дело»

Утверждено

На методическом совещании кафедры

«__» _______________20 _ р.

Протокол № ____

Зав. кафедрой

проф., д.мед.н ________ Cтоева Т.В.

Одесса – 20 р.

 

1. Тема практического занятия №20: « Заболевания поджелудочной железы » - 2 часа.

 

Актуальность темы.

Патология поджелудочной железы у детей остается одним из самых сложных разделов детской гастроэнтерологии, поскольку симптомы этой патологии подобные симптомам других заболеваний, а подробная верификация затруднена из-за ограниченных возможностей диагностики, обусловленные тяжелой доступностью как самого органа, так и его секрета. Особенностью хронических заболеваний пищеварительной системы у детей и подростков является поражение смежных органов вследствие их анатомо-функциональной близости, общего крово- и лимфотока, нейрогуморальной и вегетативной регуляции. Актуальность проблемы также обусловлены склонностью к рецидивирующему течению и недостаточной эффективностью современных методов терапии.

 

Цели занятия

3.1. Общие цели:

- Сформировать у студентов основные представления об особенностях клинического течения заболеваний поджелудочной железы у детей, проведении лечебно-диагностических манипуляций (с учетом характера заболеваний и индивидуальных особенностей ребенка, степени интеллектуального развития, уровня культуры, возможностей вербального общения, контакта с родителями больного ребенка и др.).

- Изучить особенности анатомии и физиологии ЖКТ, современные взгляды на вопросы этиологии и патогенеза заболеваний поджелудочной железы, их методы клинико-лабораторного и функционального обследования, диагностики, лечения.

 

3.2. Воспитательные цели:

• в течение всего занятия преподаватель обязан воспитывать студентов своим внешним видом, культурой речи и общения с больным ребенком и родителями, медперсоналом, подтверждая на собственном примере, что деонтология является неотъемлемой частью морально-этических норм профессии врача.

 

3.3. Конкретные цели:

Знать:

- Основные симптомы заболеваний поджелудочной железы у детей

- Оценка состояния ребенка с заболеваниями поджелудочной железы у детей

- Дифференциальный диагноз ребенка с заболеваниями поджелудочной железы

- Тактику ведения детей с заболеваниями поджелудочной железы

- Принципы эффективного консультирования родителей ребенка с заболеваниями поджелудочной железы

 

3.4. На основании теоретических знаний по теме:

Уметь:

- Провести дифференциальную диагностику основных органических заболеваний поджелудочной железы у детей

- Назначить адекватную терапию

- Обеспечить и проконтролировать ремиссию пациента.

 

Овладеть практическими навиками:

- Постановкой диагноза и предоставлением экстренной помощи при критических состояниях после оценки неотложных признаков при заболеваниях поджелудочной железы

- Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации в педиатрии.

 

Материалы аудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция)

 

Дисциплины Знать Уметь
Анатомия Анатомические особенности поджелудочной железы и кишечника у детей разного возраста  
Биохимия Исследование функции поджелудочной железы Провести оценку результатов биохимического исследования крови
Физиология Секреторная функция органов пищеварения, принципы регуляции пищевой деятельности желудочно-кишечного тракта, моторные и защитные функции желудочно-кишечного тракта. Оценка функции поджелудочной железы
Патофизиология Патогенетические особенности поражения поджелудочной железы и кишечника Проанализировать основные звенья патогенеза заболеваний поджелудочной железы и кишечника
Пропедевтика внутренних болезней и пропедевтика детских заболеваний Характерные жалобы при патологии поджелудочной железы и кишечника у детей, основные клинические симптомы, методы обследования, дифференциальную диагностику заболеваний Обосновать диагноз согласно классификации
Фармакология Фармакологическое действие необходимых препаратов Назначить соответствующее лечение, учитывая возрастную дозу
Организация здравоохранения и соц гигиены Принципы и организация диспансерного наблюдения при хронических заболеваниях Составить план реабилитации диспансерного больного.

Содержание темы

Панкреатопатия -совокупность обратных нарушений преимущественно экзокринной функции поджелудочной железы (ПЖ). эти вторичные поражения ПЖ, возникают как следствие других гастроэнтерологических заболеваний: гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни, холелитиаза с закупоркой конкрементом дистального отдела общего желчного протока, энтероколита и др. значительная часть проявлений панкреатопатия при указанных заболеваниях объясняется общим кровоснабжением, лимфообращение и нейро-гуморальной регуляции.

Клиника. Клиническая картина стерта, характерная тошнота, рвота, отрыжка, вздутие живота, чередование поносов и запоров, астеновегетативный синдром (слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость и др.).

При возникновении панкреатопатия на фоне гастрита, язвенной болезни или билиарной патологии характерно «перемещение» боли с правого подреберья в левое, нередко боль в животе носит разлитой характер, дети дошкольного возраста не могут локализовать ее, пальпация выявляет болезненность в эпигастральной области, правом и левом подреберье, пилородуоденальной зоне, болезненность в точках Кача, Дежардена, Мейо-Робсона, зоне Шоффара сомнительна, опоясывающий характер боли может отсутствовать.

Диагноз подтверждается обнаружением гиперферментемии: повышением активности липазы и трипсина, и в меньшей степени - увеличением активности в крови антитрипсина и уровня а2-макроглобулина, при узи обнаруживается умеренное увеличение головки или хвостовой части ПЖ (отек) при эндоскопии - папиллит, эрозивные изменения слизистой ДПК (это косвенные признаки вовлечения в процесс ПЖ).

ПанкреАТит - заболевания поджелудочной железы воспалительно-дегенеративной природы.

Основу патологического процесса составляет энзимные переваривания ее тканей (аутолиз) вследствие внутриорганной активации ферментов. Этот процесс возникает под влиянием повреждающих агентов: механических, метаболических, токсических, аллергических, сосудистых, нервно-трофических на фоне повышенного давления в панкреатических протоках.

Морфологический субстрат панкреатита: отек, локальная клеточная инфильтрация промежуточной ткани, деструктивные процессы, поражение сосудов, склероз, атрофия паренхимы.

 

Date: 2016-05-15; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию