Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царство непуганых монетаристов





Кафедра книгоиздания и книжной торговли

Е.Е. Дмитриева, Е.Б. Кузнецова

СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

Раздел «Функциональная стилистика»

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Утверждаю

Зав. каф. КИиКТ

Н.Б. Лезунова

Утверждаю

Предс. учебно-методической

Комиссии

И.А. Колосова

Санкт-Петербург


 

Цель раздела «Функциональная стилистика» курса «Стилистика и литературное редактирование», который реализуется на направлении 031300.62 «Журналистика», – дать знание функциональных разновидностей, стилистических возможностей русского литературного языка; сформировать представление о том, как определенные языковые средства способствуют эффективности общения в разных сферах общественной жизни.

Задачи курса – сформировать навыки анализа и построения текстов различных функциональных стилей; навыки оценки языковых фактов с точки зрения языковой нормы; навыки эффективного и коммуникативно целесообразного использования языковых средств.

Предлагаемое методическое пособие содержит тренировочные практические задания по разделу «Функциональная стилистика»; подобные задания будут включены в практическую часть экзаменационного билета. Приводится список учебной литературы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Задание 1. Сравните определения стилистики, данные разными авторами. Установите общие положения и различия в определении стилистики как лингвистической дисциплины.

 

1) «Стилистика национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает языковые явления…лишь с точки зрения функциональной дифференциации, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений, …стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными … типами речи» (В.В. Виноградов);

2) «Стилистика – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения» (М.Н. Кожина);

3) «Стилистика – это филологическая дисциплина, изучающая (1) не одинаковые для разных условий языкового общения а) принципы выбора и б) способы организации языковых единиц в) в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также (2) определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему» (А. И. Горшков).

 

Задание 2. Познакомьтесь с разными определениями понятия «языковая норма». Выявите основные признаки нормы.

 

1) «Языковая норма – общепринятое употребление, регулярно повторяющееся в речи говорящих и принятое на данном этапе развития литературного языка правильным, образцовым. Общелитературные нормы охватывают все стороны (уровни) языковой системы и поэтому сами представляют собой определенную систему: лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, орфоэпических, правописных норм.

2) Понятие языковой нормы включает как статистический аспект (систему языковых единиц), так и динамический (функционирование языка). Важным условием признания употребления языковых средств нормативным является их функциональная целесообразность, соответствие целям общения и др. характеристикам коммуникативной ситуации. …. С функциональной природой нормы связано наличие вариантов, синонимических способов выражения. Вариативность языковых средств обеспечивает функционально–стилистическую дифференциацию литературного языка».

(Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2006. – С.433 – 434)

3) «Норма языковая. Совокупность языковых средств, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени. Норма обнаруживается на разных уровнях языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические нормы). Языковая норма узаконивается (кодифицируется) в словарях и грамматиках. Норма изменчива и допускает существование вариантов. Следование языковым нормам является важнейшим показателем культуры речи».

(Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб., 2006. – С. 71)

4) «… Норма литературного языка – сложное, диалектически противоречивое и динамическое явление. Оно слагается из многих существенных признаков, ни один из которых не может быть признан решающим и самодовлеющим при всех обстоятельствах. Норма – это не только социально одобряемое правило, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.

Признание нормативности (правильности) языкового факта опирается обычно на непременное наличие трех основных признаков: 1) регулярную употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения; 2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки); 3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае обычно выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).

Как двуликий Янус, норма обращена и к языковому прошлому, озаренному доброй культурной традицией, и к настоящему, которое поддерживается полезными свойствами новообразований и продуктивными тенденциями литературного языка».

(Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989. С. 31 – 32)

5) «Литературная норма отличается рядом важных свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична, а, во-первых, изменчива во времени и, во-вторых, предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения (последнее свойство нормы называют ее коммуникативной целесообразностью)».

(Л.П. Крысин Литературная норма и речевая практика газет // Язык современной публицистики. М., 2007. С. 45 - 46)

 

Задание 3. Прочитайте отрывки из предисловий к нормативным словарям современного русского языка. Ответьте на вопрос: как идет процесс кодификации нормы?

 

«Сосуществование параллельных, или вариантных, форм – распространенное явление современного литературного языка, поскольку язык – это живой организм, в котором непрерывно отмирает одно и нарождается другое. Находясь в добросовестном заблуждении, некоторые наивно полагают, что языковеды особым постановлением могут (и даже должны!) установить раз и навсегда единые незыблемые правила.

Однако задачи научной нормализаторской деятельности не сводятся ни к искусственному консервированию пережитков языка, ни к бескомпромиссному запрещению языковых новообразований. Тактика словаря заключается в конкретной поддержке жизнеспособного варианта и показе функционального своеобразия нового и старого способов выражения. Охраняя культурную языковую традицию, словарь в то же время не должен быть тормозом развития языка. Его значение – не только установить действующие нормы и способствовать их освоению, но и «помогать естественному ходу вещей» (Л.В. Щерба)».

(К.С. Горбачевич Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003. С. 4)

 

«В наше время увеличилась вариативность языковых единиц на всех уровнях языка и научный подход к нормативной оценке новых явлений стал особенно актуален. В этом отношении нельзя не вспомнить суждений Л.В. Щербы: «В чем же должна состоять нормализаторская роль нормативного словаря? В поддержании всех живых норм языка, особенно стилистических (без этих последних литературный язык становится шарманкой, не способной выражать какие – либо оттенки мысли); далее в ниспровержении традиции, там, где она мешает… в поддержании новых созревших норм там, где проявлению их мешает бессмысленная косность. Все это происходит помимо всяких нормативных словарей; однако эти последние могут помогать естественному ходу вещей, а могут и мешать ему, направляя развитие языка по ложным путям».

(Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская Грамматическая правильность русской речи. М., 2001. С. 7)

 

Задание 4. Ориентируясь на разные речевые ситуации (разговор с друзьями, отчет в деканате и др.), укажите способы передачи мысли о том, что кто-то не пришел на занятие. Проанализируйте, какие стилистические средства вы используете при выполнении задания.

 

Задание. Найдитев тексте статьи стилистически маркированную лексику. Определите ее стилистическую функцию.

Обналичка культуры

Слов нет, большое значение имеют тяготы жизни. Когда человеку из месяца в месяц едва хватает на жизнь, святости не прибавляется.

А что делает власть, чтобы успокоить людей, вселить надежду? Казалось бы, в ее руках такой сильный проповедник, как телевидение. Какое лекарство от тревоги получает человек, присевший вечером у домашнего экрана?

Какой канал ни вруби, в течение часа человек становится свидетелем 7 – 8 убийств. В вечерние часы порция насилия еще более возрастает. Подсчитано: сцены убийств, кровавого мордобоя обрушиваются на телезрителей каждые 6 минут. В последнее время чернуха и порнуха переместились с ночных часов на вечернее и даже дневное время. «Страшно оставлять детей около телевизора», - жалуются читатели «АиФ».

(…) Мы обижаемся на то, что в западном кинематографе русских нередко представляют как некий особый тип человека, предрасположенного к пьянству, дракам, буйному веселью, непредсказуемым поступкам. А нужно ли обижаться? Ведь наше «родное» телевидение именно так живописует «Расею». И не только телевидение. В талантливом фильме «Свадьба» женщины во время танцев пьют водяру «из горла». Мы что, все такие?

Телевидение и кинематограф ведут агрессивную атаку на нравственные и семейные ценности народа. Создается впечатление, что на культурном олимпе России власть захватили люди, которым нет никакого дела до духовного здоровья народа. Важна не эстетическая или нравственная ценность произведения «искусства», а то, насколько удобным носителем рекламы оно является. Ясно, что на трансляции филармонического концерта рекламу пива, стирального порошка и корма для собачек не разместишь. Значит, нужны специально «заточенные» под раскрутку ширпотреба «произведения искусства».

(…) Есть и другой аспект. В российской экономике пасется огромное количество криминальных денег. Миллиарды, заработанные на бандитском переделе рынка, на блатной приватизации, на откатах, на наркотиках, на рейдерстве, на монопольном ценовом сговоре, в серьезный, прозрачный бизнес идти не хотят. Мир шоу – бизнеса, телевидения, попсы, рекламы является удобной прачечной для отмывки этих капиталов. Киношники и телевизионщики в приватных разговорах этого и не скрывают. Схема достаточно проста. Некий «финансист» дает деньги на сериал или шоу. Но ставит условие: при заявленной смете в 20 млн. долларов реальная стоимость должна быть раз в 5 – 10 ниже. В результате отмыты миллионы долларов. Чем ниже и примитивнее качество «продукта», тем выше шкала отмывки. А проплаченные «пиарщики» и критики легко выдадут халтуру за шедевр.

(В. Костиков // «Аргументы и факты»)

 

Задание 6. Сравните тексты. Определите, как отбор и организация языковых средств связаны с коммуникативными задачами, которые решает автор.

Текст 1

Гроза, атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом»; «Гром, звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания (а, следовательно, повышения давления) воздуха на пути молнии.

(«Российский энциклопедический словарь»)

Текст 2

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

 

(Ф.И. Тютчев)

 

РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ

 

Задание 7. Используя приведенные тексты, охарактеризуйте особенности устной диалогической и монологической речи.

 

Текст 1

К. ЛАРИНА – Ну что, мы начинаем программу «Человек из телевизора». Добрый день, доброе утро. Здесь в студии «Эхо Москвы» ведущая программы Ксения Ларина - это я. И Ирина Петровская - это Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я.

К. ЛАРИНА – (…) У нас праздничная неделя, я думаю, что, конечно же, многие из вас много времени провели у телевизора. Когда делать нечего, включаешь телевизор, он в режиме торшера работает. И ты щелкаешь по каналам и чего-то находишь или не находишь ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это второе, мне кажется.

К. ЛАРИНА – Конечно, война, война, стреляют, фашист шел косяком с утра до ночи. Как обычно это бывает. Начиная числа с седьмого. Пошел фашист на нерест.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Уже пошел такой фашист, на этой неделе особенно было заметно, и особенно в праздники, конечно, девятого, и восьмого, и десятого, что вроде бы военная тематика. Сплошь сериалы, причем с первой по седьмую серию, с первой по восьмую, по пятую, с перерывом на редкие новости. Но это все уже творение рук наших современников. Либо только-только сделанные, хоть премьер как таковых тоже не было.

К. ЛАРИНА – Были. Сериалы новые военные были.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, какая-то часть была. Первый показал своего козырного «Диверсанта».

К. ЛАРИНА – Это понятно, я просто обратила внимание, что вдруг появилась действительно какая-то целая куча вот этих сляпанных быстро сериалов, которые раньше мы обычно называли сериал выходного дня, такие мелодрамы легкого типа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поведения.

К. ЛАРИНА – То здесь в таком же ключе вдруг появилась военная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она раньше появилась, только сейчас это как-то все сконцентрировалось, это уже…

К. ЛАРИНА – Распухло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это новодел такой. Тематика военная. При этом к исторической правде это не имеет ровным счетом никакого отношения.

К. ЛАРИНА – Это не имеет отношения в принципе ни к чему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но антураж, как костюмная драма…

К. ЛАРИНА – Из одной гримерной они.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы видели разные костюмные драмы из жизни царей, пансионы и прочее. То есть это все равно антураж тоже, естественно, не имеет к исторической правде, наверное, никакого отношения. Кроме костюмов. Вот здесь ровно то же самое. Герои, как правило, супермены, причем они все имеют отношение к спецслужбам. Это какие-то специально засланные, как «Диверсант». Я заметила, что основной герой такой супермен, который не знает страха и упрека, который в одиночку, вдвоем, втроем полчища фашистов одолевает.

К. ЛАРИНА – Такой расхожий жанр боевика, экшена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - При этом хорошее кино было или только рано утром, я имею в виду кино, которое и составляет славу постсоветского периода, советское замечательное военное кино, «Летят журавли», вот было показано, по-моему, в 12 или час ночи. Хотя оторваться тоже все равно невозможно.

К. ЛАРИНА – Мы же хотели новенького. Вы хотели новенького, получите. Вот, пожалуйста, мы вам наснимали. Берите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Самым завлекательным оказалось совершенно старенькое, или совершенно всеми забытое, или никогда не виденное. На канале «Культура» например, сделали по знаменитому циклу Сергея Смирнова «Рассказы о героях», в течение всего дня шла сквозная линейка, показывали фрагменты, эти кадры, беседа с настоящими фронтовиками. И это было исключительно интересно и в этом совершеннейшая подлинность, достоверность и я понимаю, почему по тем временам, это были все-таки шестидесятые, произвело это такое огромное впечатление на людей.

(Фрагмент радиопередачи «Человек из телевизора» на радио «Эхо Москвы» 11.05.2013 г.)

 

Текст 2

Ну и, конечно, еще один вопрос – это радикальная реформа РАН, потому что РАН получает больше денег, чем Гарвард и Общество Макса Планка. О сравнимой результативности не приходится говорить. И, пожалуйста, не говорите мне, что в РАН работает больше народу, потому что, знаете, тут не по головам считают. Ну и, конечно, еще одна задача – это борьба с организованным преступным сообществом плагиатчиков. Я напомню, что у нас недавний председатель ВАК Феликс Шамхалов, который сейчас задержан по обвинению в мошенничестве, он там не просто выпускник сельскохозяйственного техникума. Это человек, относительно которого не раз произносились слова «Дагестанская бригада» и «криминальный авторитет».

Так, собственно, я к тому, что все это Ливанов делает. Не просто говорит (говорить легко), а делает. Сокращает неэффективные вузы, сокращает бюджетные места, призывает открыто к реформированию РАН. Собственно, он реально начал разбираться с преступным сообществом мошенников, покупающих и продающих диссертации. И это, конечно, этому преступному сообществу очень обидно, потому что страшно-то не когда блогеры пишут. Блогеры, собака лает, ветер носит, так сказать, при всем моем низком уважении к Пархоменко. Страшно, когда министры реагируют.

Тут вот у нас, понимаете, был человек по имени Андрей Андриянов. Как у него все хорошо было. Он был глава студенческого совета МГУ. Он вступил всех студентов МГУ в Народный фронт путинский. В качестве приза, будучи химиком, получил руководство великой Колмогоровской физматшколой. Оказалось, что диссертация у него липовая, и не только его лишили степени, а председатель Диссертационного совета того университета, в котором он защищался, тоже был уволен за поточное производство фальшака.

То есть понятно, что тут сопротивление будет страшное. Я вот до сих пор помню мое такое яркое впечатление. Я лечу в Грузию, разговариваю с человеком, который ругает Саакашвили. И он говорит «Вот, вы представляете, вот тут Саакашвили разогнал медицинский вуз. И некоторые люди уже отучились по 3 курса, и разогнали, сказали, что этот вуз недействительный». И дальше в ходе нашего разговора выясняется, что этот вуз, типа, располагался в подвале дома и штамповал фальшивые дипломы. И я этого человека спрашиваю: «А вы хотели бы лечиться у выпускника такого вуза?» - «Нет. Но ведь люди деньги платили».

(Фрагмент авторской передачи Ю. Латыниной «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» 13.04.2013 г.)

 

Задание 8. Опираясь на приведенный текст, перечислите особенности письменной формы речи. Оцените уровень нормативности, если необходимо, отредактируйте текст.Определите тип связи предложений в последнем абзаце, укажите средства связи. Измените этот текст, сделав его пригодным для устного сообщения.

 

Вручена премия «Дебют»

Названы лауреаты литературной премии «Дебют», предназначенной для литераторов, не достигших 35-летия. В этом году в регламент премии были внесены изменения: номинация «Фантастика» стала постоянной, а также был представлен специальный киноприз.

В этом году в жюри председательствовал писатель и критик Павел Басинский, а заседали Марина Дяченко, Олег Зайончковский, Сергей Кузнецов, Алексей Слаповский и Валерий Шубинский. Самой яркой и конкурентной номинацией года жюри объявило малую прозу — в ней победил Евгений Бабушкин с рассказом «Зимняя сказка». Победитель в специальной кинономинации Максим Матковский тоже занимается именно этой прозой — экранизировать жюри постановило серию его рассказов.

В номинации «Крупная проза» лучшим признан Илья Панкратов, в номинации «Поэзия» — Алексей Порвин. В новой номинации «Фантастика» премию получил бывший участник семинара Бориса Стругацкого Дмитрия Колодан. За драматургию наградили Ксению Степанычеву, за критику — Елену Погорелую.

Рубеж в 35 лет почему-то считается значительным для творческих людей. Именно в этом возрасте писатель/художник и т. д. официально перестает быть «молодым» (то есть таким, у которого все впереди и который может позволить себе быть непремированным и даже не совсем признанным) и становится просто писателем/художником и т. д., (то есть таким, непремированность и непризнанность которого окружающие могут считать величиной постоянной).

Но если признание и вообще известность в теперешнее время с его глянцевым культом юности как раз часто приходит к молодым (даже не к «младше тридцати пяти», а к по-настоящему молодым), то с премиями дело обстоит хуже. Награждать стараются все больше заслуженных и престарелых — часто даже именно преклонный возраст оказывается дополнительным шансом для номинантов.

Спецмолодежные премии должны хотя бы отчасти устранять эту несправедливость, но это удается далеко не всегда — чаще всего этой раздачи путевок в жизнь не замечает никто, кроме самых заинтересованных лиц. «Дебют» на этом фоне вполне знаменательное исключение. Эта премия существует уже 12 лет и за это время не только успела раздать награды литераторам вроде Данилы Давыдова, Сергея Шаргунова и Дениса Осокина, в дальнейшем этот свой успех подтвердившим, но и смогла стать настоящей литературной институцией. «Дебют» продвигает своих лауреатов: издает их, вывозит их на международные литературные форумы. В такое опеке в принципе имеются свои недостатки. Например, организованно выезжающие за рубеж молодые писатели под строгим надзором бессменного координатора премии Ольги Сланиковой со стороны выглядят какими-то слишком послушными и потому не соответствующими понятию «молодости». Но ведь никто не мешает им взбунтоваться — им же нет еще 35.

(Рита Русак. http://www.kommersant.ru/doc/2089165)

 

Задание 9. Определите тип диалога (диалог-зависимость, диалог-сотрудничество, диалог-равенство), охарактеризуйте речевое поведение участников диалога.

 

Текст 1

- Кого встречаешь? – спросил знакомый.

- Своих. С моря летят.

- А сам где был?

- Да-а-а! – Дима коротко махнул рукой. – Всё лето в городе просидел! А ты где так загорел?

- Я?! – знакомый хохотнул. – Я-то на крыше. Все лето дачу с сыном доделывали, а жену отправил. Вот, встречаю. Как дела-то?

- Да какие дела? Лето вот заканчивается, а я в городе проторчал. Отдохнуть вообще не получилось. Ну давай!

- Ага, будь здоров!

(Е. Гришковец. Спокойствие)

Текст 2

Прихожу в это самое учреждение… Вдруг сзади какой-то гражданин в тужурке назад кличет… Спустился обратно.

- Куда, - говорит, - идёшь, козлиная твоя голова?

- Так что, - говорю,- по делам иду.

- А ежели, - говорит,- по делам, то прежде, может быть, пропуск надо взять. Потом наверх соваться… Несознательность какая.

- Я, - говорю, - может быть, не знал. Где, - говорю,- пропуска берутся?

- Эвон, - говорит,- направо в окне.

(М. Зощенко. Закорючка)

Текст 3

- В общем, чисто по дружбе, - продолжал тараторить Саша Бло, - напиши мне для них реальный слоган, чтобы по целевой группе реально работал. Раскрутятся – заплатят.

- А чего, тряхну стариной, - ответил Татарский. – Какая легенда у нашего брэнда?

- Я ж сказал – смерть экстра-класса.

- А фирма как называется?

- По фамилии. Похоронное бюро братьев Дебирсян. Подумаешь?

- Сделаю, - сказал Татарский. – Какие проблемы.

(В. Пелевин. Generation “P”)

 

Задание 10. Охарактеризуйте монологические тексты: укажите тип монолога в зависимости от цели (развлекательный, информационный, убеждающий, воодушевляющий, агитационный), функционально-смысловой тип (описание, повествование, рассуждение – выделите тезис, суждения, вывод); опишите речевой стиль; укажите средства диалогизации монолога.

 

Текст 1

Царство непуганых монетаристов

- Что касается шагов нашего правительства в экономике, то тут я в основном пребываю в оппозиции. По той простой причине, что наблюдается опять какой-то такой коммунистический подход: вот есть идея монетаристская – и хоть сдохнете все, но будете следовать этой идее. Так нельзя, так не бывает.

Я системщик, у меня единственный в стране учебник по теории системы и системному анализу. И с моей точки зрения, во всем мире на самом деле существуют всего две партии. Это либералы, которых заботит свобода всякого рода, и прежде всего – свобода предпринимательства. И социалисты, сторонники социальной справедливости, которых в первую очередь волнует уровень жизни населения. Больше ничего нет, все остальные партии – производные от этих, названия тут ничего не значат.

Почему эти две силы постоянно находятся в конфликте друг с другом? Потому что сумма свободы и справедливости всегда есть постоянная величина. Хотите больше свободы? Только за счет справедливости. И наоборот. Повышаем налоги на богатых – вырастают поступления на социальные нужды. Снижаем налоги – значит, увеличиваем ресурсы для развития предпринимательства и производства. То есть, в теоретическом плане ни у либералов, ни у социалистов нет никаких преимуществ друг перед другом. Одинаково вредны и полезны обществу обе стороны. Крайний либерал – такой же дурак, как и крайний коммунист. Потому что надо понимать, что одно без другого не может существовать. Если оголтелые коммунисты придут к власти – значит, они в застое погибнут (что и произошло уже); если либералы придут к власти – погибнут от социальных взрывов и неурядиц.

Поэтому разумное поведение руководителя – искать путь компромисса между ними. При таком авторитарном правлении, как у нас, он не должен быть ни либералом, ни социалистом.

(А. Денисов. Нацбез. Без идеологии // На Невском)

 

Текст 2

Date: 2016-05-15; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию