Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспортная задача линейного программирования





 

Транспортная задача заключается в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления А1, А2,..., Аm в n пунктов потребления В12,..., Вn.

Рассмотрим транспортную задачу, где в качестве критерия оптимальности является стоимость перевозок всего груза, которая должна быть минимальной.

Введем обозначения:

 

аi - запасы груза в i-ом пункте отправления

bj - величина заказа на этот груз в j-ом пункте назначения

сij - стоимость перевозки единицы груза из A i-ro пункта отправления и Bj-ый пункт потребления (тариф перевозок);

xij - количество груза, доставленного из i пункта в j пункт,

 

Определить план перевозок груза из пунктов отправления в пункты назначения так, чтобы: вывести все грузы от поставщиков; удовлетворить заявки каждого потребителя; обеспечить минимальные транспортные расходы на перевозку груза.

Все исходные данные транспортной задачи можно написать в виде транспортной таблицы 4.

Таблица 4.

пункты отправления пункты назначения запасы аi
B1 B2 Bj Bn
A1 С11 X11 С12 X12 C1j X1j C1n X1n A1
A2 C21 X21 C22 X22 C1j X1j C1n X1n A2
Aj Ci1 Xi1 Ci2 Xi2 Cij Xij Cin Xin Ai
Am Cm1 Xm1 Cm2 Xm2 Cmj xmj Cmn xmn Am
заявки bj B1 B2 bj bn

 

где - суммарный запас груза у поставщиков;

- суммарная величина заявок потребителей.

Математическая постановка транспортной задачи заключается в определении матрицы

, которая удовлетворяет следующим условиям:

и обеспечивает минимальное значение целевой функции

.

а) Всякое неотрицательное решение системы линейных уравнений, определяемое матрицей , называется допустимым планом транспортной задачи.

б) Ранг матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных системы линейных уравнений транспортной задачи, на единицу меньше числа уравнений, т.е. равен . Следовательно, число линейно независимых уравнений равно , они образуют базис, а соответствующие им переменных будут являться базисными.

в) Допустимый план транспортной задачи, имеющий не более отличных от нуля величин , называется опорным.

г) Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности , то план является невырожденным, если меньше, то план называется вырожденным.

д) План , при котором функция 4 принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.

е) Для решения транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы груза в пунктах отправления были равны сумме заявок пунктов назначения:

.

ж) Модель транспортной задачи, удовлетворяющая этому условию, называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель называется открытой.

 

В случае превышения запаса над заявками: вводится фиктивный пункт назначения с потребностью и соответствующие тарифы считаются равными нулю: .

При вводится фиктивный пункт отправления груза с запасом груза и тарифы принимаются равными нулю: .

Рассмотрим один из методов построения первого опорного плана – метод наименьших тарифов.

з) Наилучшим элементом матрицы тарифов называется наименьший тариф, если задача поставлена на минимум, наибольший тариф – если задача поставлена на максимум целевой функции.

Алгоритм построения первого опорного плана методом наименьшей стоимости включает следующие этапы:

1. Среди тарифов находится наименьший.

2. Клетку с выбранным тарифом заполняем максимально возможным объемом груза с учетом ограничений по строке и столбцу, при этом либо весь груз вывозится от соответствующего поставщика, либо полностью удовлетворяется заявка потребителя. Строка или столбец таблицы вычеркивается и в дальнейшем распределении не участвует.

3. Из оставшихся тарифов вновь находим наилучший, и процесс продолжается до тех пор, пока не будет распределен весь груз.

Если модель транспортной задачи открытая и введены фиктивный поставщик или потребитель, то распределение осуществляется сначала для действительных поставщиков и потребителей, и в последнюю очередь нераспределенный груз направляется от фиктивного поставщика или к фиктивному потребителю.

Дальнейшее улучшения первого опорного плана и получение оптимального алана производим методом потенциалов.

и) План транспортной задачи будет являться оптимальным, если существует система чисел , называемых потенциалами, удовлетворяющая условиям:

для занятых клеток, где

для свободных клеток, где

при решении задачи на минимум, а при решении задачи на максимум:

 

для занятых клеток, где

для свободных клеток, где

Потенциалы и являются переменными двойственной транспортной задачи и обозначают оценку единицы груза в пунктах отправления и назначения соответственно.

Введем обозначение оценки свободной клетки таблицы:

Если среди оценок нет отрицательной (задача поставлена на минимум), то опорный план является оптимальным и все свободные клетки потенциальны.

Алгоритм метода потенциалов включает следующие этапы:

1. Построение первого опорного плана.

2. Проверка вырожденности плана.

Потенциалы и могут быть рассчитаны только для невырожденного плана. Если число занятых клеток в опорном плане меньше, чем , то вносим нуль в одну из свободных клеток таблицы так, чтобы общее число занятых клеток стало равным . Нуль вводят в клетку с наилучшим тарифом одного из одновременно вычеркиваемых рядов таблицы. При этом фиктивно занятая нулем клетка не должна образовывать замкнутого контура с другими клетками таблицы.

3. Определение значения функции цели путем суммирования произведений тарифов (удельных затрат) на объем перевозимого груза по всем занятым клеткам таблицы.

 

 

Date: 2016-05-15; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию