Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Транспортная задача линейного программирования
Транспортная задача заключается в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления А1, А2,..., Аm в n пунктов потребления В1,В2,..., Вn. Рассмотрим транспортную задачу, где в качестве критерия оптимальности является стоимость перевозок всего груза, которая должна быть минимальной. Введем обозначения:
аi - запасы груза в i-ом пункте отправления bj - величина заказа на этот груз в j-ом пункте назначения сij - стоимость перевозки единицы груза из A i-ro пункта отправления и Bj-ый пункт потребления (тариф перевозок); xij - количество груза, доставленного из i пункта в j пункт,
Определить план перевозок груза из пунктов отправления в пункты назначения так, чтобы: вывести все грузы от поставщиков; удовлетворить заявки каждого потребителя; обеспечить минимальные транспортные расходы на перевозку груза. Все исходные данные транспортной задачи можно написать в виде транспортной таблицы 4. Таблица 4.
где - суммарный запас груза у поставщиков; - суммарная величина заявок потребителей. Математическая постановка транспортной задачи заключается в определении матрицы , которая удовлетворяет следующим условиям: и обеспечивает минимальное значение целевой функции . а) Всякое неотрицательное решение системы линейных уравнений, определяемое матрицей , называется допустимым планом транспортной задачи. б) Ранг матрицы, составленной из коэффициентов при неизвестных системы линейных уравнений транспортной задачи, на единицу меньше числа уравнений, т.е. равен . Следовательно, число линейно независимых уравнений равно , они образуют базис, а соответствующие им переменных будут являться базисными. в) Допустимый план транспортной задачи, имеющий не более отличных от нуля величин , называется опорным. г) Если в опорном плане число отличных от нуля компонент равно в точности , то план является невырожденным, если меньше, то план называется вырожденным. д) План , при котором функция 4 принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи. е) Для решения транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы груза в пунктах отправления были равны сумме заявок пунктов назначения: . ж) Модель транспортной задачи, удовлетворяющая этому условию, называется закрытой. Если же указанное условие не выполняется, то модель называется открытой.
В случае превышения запаса над заявками: вводится фиктивный пункт назначения с потребностью и соответствующие тарифы считаются равными нулю: . При вводится фиктивный пункт отправления груза с запасом груза и тарифы принимаются равными нулю: . Рассмотрим один из методов построения первого опорного плана – метод наименьших тарифов. з) Наилучшим элементом матрицы тарифов называется наименьший тариф, если задача поставлена на минимум, наибольший тариф – если задача поставлена на максимум целевой функции. Алгоритм построения первого опорного плана методом наименьшей стоимости включает следующие этапы: 1. Среди тарифов находится наименьший. 2. Клетку с выбранным тарифом заполняем максимально возможным объемом груза с учетом ограничений по строке и столбцу, при этом либо весь груз вывозится от соответствующего поставщика, либо полностью удовлетворяется заявка потребителя. Строка или столбец таблицы вычеркивается и в дальнейшем распределении не участвует. 3. Из оставшихся тарифов вновь находим наилучший, и процесс продолжается до тех пор, пока не будет распределен весь груз. Если модель транспортной задачи открытая и введены фиктивный поставщик или потребитель, то распределение осуществляется сначала для действительных поставщиков и потребителей, и в последнюю очередь нераспределенный груз направляется от фиктивного поставщика или к фиктивному потребителю. Дальнейшее улучшения первого опорного плана и получение оптимального алана производим методом потенциалов. и) План транспортной задачи будет являться оптимальным, если существует система чисел , называемых потенциалами, удовлетворяющая условиям: для занятых клеток, где для свободных клеток, где при решении задачи на минимум, а при решении задачи на максимум:
для занятых клеток, где для свободных клеток, где Потенциалы и являются переменными двойственной транспортной задачи и обозначают оценку единицы груза в пунктах отправления и назначения соответственно. Введем обозначение оценки свободной клетки таблицы: Если среди оценок нет отрицательной (задача поставлена на минимум), то опорный план является оптимальным и все свободные клетки потенциальны. Алгоритм метода потенциалов включает следующие этапы: 1. Построение первого опорного плана. 2. Проверка вырожденности плана. Потенциалы и могут быть рассчитаны только для невырожденного плана. Если число занятых клеток в опорном плане меньше, чем , то вносим нуль в одну из свободных клеток таблицы так, чтобы общее число занятых клеток стало равным . Нуль вводят в клетку с наилучшим тарифом одного из одновременно вычеркиваемых рядов таблицы. При этом фиктивно занятая нулем клетка не должна образовывать замкнутого контура с другими клетками таблицы. 3. Определение значения функции цели путем суммирования произведений тарифов (удельных затрат) на объем перевозимого груза по всем занятым клеткам таблицы.
|