Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формулировка проблемы, темы, объекта и предмета выпускной квалификационной работыОпределение проблемы и темы исследования – это тесно связанные между собой шаги описания логики исследования. Ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от её решения», – утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину», – заметил В. Гейзенберг. Тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема понимается или как синоним практической задачи (при написании дипломного проекта), или как нечто неизвестное в науке (при написании дипломной работы). В рамках данных требований речь пойдёт именно о проблеме как практической задаче, требующей решения. Проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются «узкие места» предметной области, выявленные затруднения, конфликты, проявившие себя на практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Чтобы сформулировать проблему, необходимо выполнить, по крайней мере, два шага: определить, какие знания необходимы, чтобы решить практическую задачу (избавиться от «узких мест»); 1) установить, имеются ли эти знания в современной науке и практике. Если есть, то обобщить, а если нет, то Вы пишете дипломную работу и Вам необходимо формулировать научную проблему, выявляя противоречия. 2) примеры проблем, которые могут лежать в основе ВКР по специальности «Прикладная информатика (в экономике)»: 3) проблема эффективного использования программных средств, поставляемых в рамках национальных проектов; 4) проблема информационного развития предприятия; 5) проблема обеспечения рабочих мест на предприятии (или всего предприятия) автоматизированными информационными системами, отражающими специфику деятельности подразделения (предприятия в целом); 6) проблема повышения конкурентоспособности предприятия в сфере; 7) проблема развития определённых сторон деятельности предприятия с использованием конкретных информационных технологий.
Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы. Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т. е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании. Тема должна обозначать предмет работы и способ решения проблемы. Из темы должен быть понятен предполагаемый результат проекта, выносимый на защиту. Ниже представлены примеры ключевых фраз для формулировки проблемы и темы работы. Фраза 1. Обозначенные позиции говорят об актуальности проблемы… «формулировка проблемы». Фраза 2. Актуальность проблемы позволила сформулировать тему дипломного проекта: «Формулировка темы». Развитие проблемы связано с определением объекта и предмета работы. Понятие объект исследования не тождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Объектом исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» могут выступать: информационные процессы, определяемые спецификой предметной области; ¾ профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, информационные системы в страховом деле, информационные системы в налогообложении, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы фондового рынка, информационные системы в антикризисном управлении, информационные системы в таможенном деле, информационные системы в оценочной деятельности, информационные системы в маркетинге и рекламе; ¾ новые направления деятельности в области применения (экономики), которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети (и другие информационные технологии) для осуществления информационных процессов, обеспечивающих функциональность предметной области.
Понятие предмет исследования конкретнее по своему содержанию: в предмете ВКР фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами. Предмет исследования – это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта.
Таблица 3 Примеры формулировок ВКР
|