Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий: Синдром отличника





Я уже вскользь упоминал о синдроме отличника. Теперь же этот комментарий пишу в основном для профессионалов. Здесь без терминологии не обойтись. Непрофессионалы могут эту статью пропустить или воспользоваться глоссарием. Но я здесь упускаю статистику. Думаю, что профессионалы не будут в претензии, а я уже не претендую на признание. Для меня это факт. Пишу в форме статьи. Кому будет неинте­ресно из-за некоторого количества терминов, можете пропу­стить.

Актуальность проблемы. 20-летнее изучение проблемы не­врозов показало, что среди пациентов этого профиля обра­зовательный, культурный и интеллектуальный уровень выше общей популяции и выше, чем у лиц, достигших успехов в своей жизни и занимающих довольно высокое социальное положение. Установлено, что среди аспирантов вузов число отличников достигает не более 10 процентов, тогда как практически каждый вуз имеет возможность укомплектовать аспиранту­ры лицами, окончившими институт с отличием. Наш опыт лечения неврозов показал, что при успешном лечении отлич­ники-неудачники, несмотря на, казалось бы, поздний возраст, довольно быстро достигали высокого статуса не только в плане здоровья, но и в своем социокультурном окружении, об­ходя тех, кто сумел благодаря психологической тренирован­ности обойти их в молодости. При этом у них раскрывались такие способности, о которых они и не мечтали.

Получается парадоксальная ситуация, при которой люди с высоким интеллектом вместо того, чтобы приносить пользу обществу и себе, страдают неврозами и психосоматически­ми заболеваниями и испытывают душевные муки из-за того, что не смогли состояться как личности.

Все это предопределило цели и задачи исследования, кото­рые сводились не только к разработке методов лечения боль­ных неврозами и психосоматическими заболеваниями, но и к выяснению причин, приводящих к развитию синдрома отлич­ника. Наиболее полно были изучены больные неврозами. Для их обследования использовался клинический, биографический и экспериментально - психологический методы. Они же получали разработанное нами комплексное леченые, которое включало в себя воздействие на психопатологический синдром, личностно - ориентированные методы психотерапии, воздействие на соматовегетативную симптоматику и выведение из стрес­сового состояния. Подробности этого подхода изложены в многочисленных моих публикациях. На этом я подробно оста­навливаться не буду.

Материалы и методы исследования. В данном сообщении будут изложены результаты обследования группы риска и ра­боты с ними. Обследовались отличники учебы, окончившие школу с медалью, и выпускники вузов, окончившие институт с отличием, или, как они сами любят говорить при каждом удобном и неудобном случае, «с красным дипломом».

Методы исследования: биографический метод, примером которого является данная книга. Исследовались также тем­перамент, структура характера (социоген), эмоциональ­ность, интеллект и другие психологические характеристики. В процессе работы с личностяминосителями синдрома отличника эти обследования повторялись. Кроме того, изу­чалось изменение качества жизни, социальное положение и пр.

Методы лечения были в основном направлены на коррекцию личностного комплекса. При необходимости назначались ма­лые транквилизаторы (успокаивающие средства). Кроме того, все они обучились аутогенной тренировке и некоторым способам самокоррекции. Большинство лечилось амбулаторно и вне рамок лечебного учреждения (на занятиях клуба KPOCC), не очень подозревая, что их лечат. Они обучались методике самокоррекции, умению общаться один на один (пси­хологическое айкидо). Большинство из них обучалось также управленческим приемам. Некоторые посещали циклы психо­логии публичного выступления.

Всего было обследовано и скоррегировано 47 человек. Далее для изучения стойкости эффекта велось катамнестическое наблюдение в течение 5—10 лет.

Анализ полученного материала показал, что все страдаю­щие синдромом отличника воспитывались в условиях повышен­ной моральной ответственности, что привело к формированию нестабильного личностного комплекса, примером которого может быть личность Вечного Принца. Реже, встречалось оранжерейное воспитание. Они в детстве подают большие надежды, но потом их, как правило, не оправдывают.

Общие признаки. Структура личности: способности выше средних, темпераментчаще меланхолики, реже холерики, почти никогда флегматики или сангвиники. Структура ха­рактера: раболепствующие тираны, высокомерные, гадкие утята, реже снобы, Пациенты отличались высоким интел­лектом и положительными социальными установками, часто гиперсоциальными. В эмоцияхбольшой удельный вес трево­ги. Тревожность довольно часто становилась чертой харак­тера. При дальнейшем развитии тревожность переходила в страхи, и трусость становилась чертой характера. Эта тру­состьне обычная, а психологическая. Они боятся выглядеть несостоятельными в глазах социального окружения. Компен­саторным моментом является такая черта, как перфекционизмстремление делать все в совершенстве, что приводит к лишней трате сил при выполнении обычных заданий. В результате развивается повышенная утомляемость, падает работоспособность. Постепенно эмоциональный фон проявляется общей подавленностью, затем глухой тоской, выраженность которой постоянно повышается. Дело часто заканчивается ощущением бесцельности, бессмысленности и бесполезности своего существования, чувством одиночества, психологичес­кой раздвоенности. За профессиональной психологической или психотерапевтической помощью обращаются поздно, ибо бо­лезнь дебютирует психосоматическими симптомами, и их можно видеть на приме врачей практически любой специаль­ности.

Среди этих заболевший чаще всего встречаются сердечно-сосудистые расстройства, от колебаний, артериального давления до инфарктов миокарда и кровоизлияний в мозг.

Могут наблюдаться также перебои сердечных сокращений. Терапевты ставят им разные диагнозы, но чаще всего нейро-циркуляторная дистония.

На втором месте стоят ощущения, исходящие из желудоч­но-кишечного тракта. Тогда ставятся диагнозы хроническо­го гастрита или колита, дискинезия желчных путей и пр. Врачи это знают, читателей-непрофессионалов не хочу пере­утомлять медицинской терминологией. Встречаются и та­кие болезни, как язвенная болезнь желудка и двенадцатипер­стной кишки.

Беспокойства со стороны дыхательной системы проявля­ются затруднениями вдоха, покашливаниями, лающим сухим кашлем, спазмами и пр. В медицинской документации можно прочесть следующие диагнозы: хронический трахеит, хрони­ческий бронхит. Иногда имеется такой диагноз, как бронхи­альная астма.

Посещения уролога заканчиваются формированием таких диагнозов, как хронически простатит, хронический цистит и пр.

Больных с синдромом отличника можно встретить на при­еме у невропатолога, эндокринолога.

Женщины с синдромом отличника часто посещают гине­колога.

Несложный анализ показывает, что эти ощущения носят характер психологической защиты. Частые позывы на моче­испускание позволяют не встречаться с противоположным полом, гинекологические болезни позволяют избегать сексуаль­ных контактов с нелюбимым мужем, а язвенная болезнь стано­вится хорошим приемом ухаживаний за своей женой, которая давно охладела к своему мужу. Но тем не менее вынуждена готовить мужу диетическое питание и уделять ему внима­ние (жалость вместо секса). Нарушения мозгового кровооб­ращения позволяют несколько месяцев не выходить на нелю­бимую работу, где имеют место конфликтные отношения, а тяжелое соматическое заболевание становится мощным пси­хологическим лекарством, которое объясняет и оправдывает несбывшиеся ожидания и мечты. «Если б я не заболел...» Тог­да свою несостоятельность можно списать на обстоятель­ства. Когда пациенты обучались правильно себя вести и ре­шать свои проблемы, то и все симптомы проходили и даже болезни.

Кроме того, кроме соматической патологии развивается и психопатологическая симптоматика, которая коррелирует со структурой личностного комплекса. Особенностью психопа­тологической симптоматики является их 100 %-ная обрати­мость при коррекции личностного комплекса, обилие симпто­мов в эмоциональной сфере; никогда эта симптоматика не переходит в психоз; никогда не развивается слабоумие.

Чаще всего встречается навязчивость, нередко в форме всевозможных страхов. Отличники полностью понимают не­лепость этих страхов, но ничего не могут с этим поделать. Страхи могут быть самыми разнообразными. Всего их описано около 400. Но чаще всего встречаются страхи заболеть тя­желым заболеванием. Прибавьте к болезни слово «фобия» («страх» по латыни) и вы получите название страха. Туберкулофобия - страх заболеть туберкулезом, сифилофобиянавязчивый страх заболеть сифилисом. Сейчас начинает встречаться СПИДофобия. Может быть, со страху мы мо­ральными станем. Отличники часто боятся открытых про­странств, замкнутых помещений, высоты и т. п. Не называю всё это медицинскими терминами, чтобы не разбух глоссарий. Но самый большой бич отличниковэто «социофобия». Навязчивый страх выступлений в обществе, контактов с на­чальником, любимым человеком. Если все эти расстройства длятся достаточно долго, то отличники становятся депрес­сивными, тоскливыми.

В общем, депрессия становится королевой отрицательных эмоций. Все расстройства идут оттуда.

Паранойяльные расстройства проявляются возникновени­ем сверхценных идей, пунктиком вокруг которых крутится вся жизнь больного. То он борется за справедливость, то мстит за обиду, то судится по мелочам. Лучше было бы за­бросить все это и начать что-то новое.

Реже отличники обрастают истерической симптомати­кой. Здесь все может наблюдаться, ибо истериявеликая си­мулянтка.

Ну а венчает всю симптоматику депрессия. Польза ее за­ключается в том, что отличник начинает думать о себе, пе­рестает суетиться. Это сберегает силы. В состоянии депрессии ему можно растолковать, что источником всех его бед метется он сам. Когда отличник в депрессии, его легче всего лечить. Иногда я сам довожу его до депрессии: лучше сообра­жает.

Так разбазаривается наш золотой генетический фонд. От­личник не может не творить. Если он не сотворит чего-ни­будь, он сотворит такую болезнь, в которой не смогут разоб­раться лучшие представители пашей медицины. Но все болезни рушатся, как только отличник начинает занимать­ся собою, растет и творит.

Что делать, ума не приложу. Я неоднократно выступал на всевозможных совещаниях, где предлагал возиться не с двоечниками. Не требовать от отличников отличной учебы, а со­бирать их вместе. Предлагал я и многое другое. Конечно, ни­чего добиться я не мог.

 

Date: 2016-05-15; view: 474; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию