Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа четырнадцатая





В начале работы по обучению детей ритмичному произнесению фраз следует обязательно учитывать, какие звуки будут находиться на стыке слов, когда фраза будет повторяться циклично. Первое время на стыке не должно быть стечений согласных звуков: соседствовать могут два гласных звука или согласный и гласный. Напри мер, во фразе Алёша идёт, которая произносится как Алёшаидёт в месте соединения слов Алёша и идёт соседствуют два гласных звука — а и и, а при цикличном произнесении фразы АлёшаидётАлёшаидётАлёшаидёт... последний звук фразы — согласный т соединяется с первым звуком — гласным а, таким образом, происходит чередование гласного и согласного звуков, при котором, как правило, не возникает дефектов произношения. Сложнее на первыхпорах обстоит дело с соединениями согласных звуков, например таких, как т и в, при многократном повторении фразы Вова идёт ВоваидётВоваидётВоваидёт... При недостаточной сформированности произносительных навыков такое соединение может привести к появлению призвука между двумя согласными. В этом случае цикличное произнесение данной фразы выглядит так: ВоваидётэВоваидётэВоваидётэ... Чтобы избежать появления этого дефекта ритмичного длительного произнесения во время ходьбы сначала целесообразно отбирать фразы такого типа Тата упала; вымойлицо; у Таты лейка; у Пети самолёт; у тёти шуба ит. п. Напоминаем, что эти фразы включаются в слого-фразовые циклы (ТАтатуТАта..., ТАтатуТАтаТАтауПАла...).

Продолжим рассказ о вызывании звука с, обратив особое внимание на режим работы аппарата. Для того чтобы дети лучше ощущали звучание звука с, нужно расширить диапазон пропускаемых аппаратом частот (так как звук с высокочастотный). Для этого нужно поставить регулятор тембра в аппарате на букву N, т.е. обеспечить максимально широкую полосу пропускания, то же самоеследует сделать и с усилителем (если он имеет регулировку частот).

Известно, что у подавляющего большинства детей с нарушениями слуха особенно страдает восприятие высоких частот. Вы можете убедиться в этом, взглянув на аудиограмму своего ребенка: очень часто аудиометрическая кривая имеет нисходящий вид, т. е. Порогивосприятия тонов высокой частоты являются высокими. Если состояние улитки позволяет ребенку воспринимать речевые звуки высокойчастоты (а это не всегда отражается на тональной аудиограмме), то нужно предельно расширить диапазон пропускаемых аппаратомчастот и увеличить в нем громкость при обучении ребенка произнесению звука с и других свистящих и шипящих звуков. Ребенок прослушивает себя при еще большем усилении (иначе не услышит). При увеличении громкости нельзя допускать появления свиста в телефонах. Затем усиление возвращается на прежний уровень. Можно произносить звук с прямо на ухо ребенку, без аппарата и не закрывая своего лица экраном. Однако при этом ребенокне видит лица говорящего и потому может делать произносительные ошибки. Такая работа проводится даже в тех случаях, когда тональная аудиограмма показывает ограничение диапазона частот — до 500 или 1000 Гц. Ведь тональная аудиограмма свидетельствует об уровне ощущения человеком чистых тонов, а не речи,не звуков речи. Она дает лишь ориентировочное представление о состоянии слуха глухого или слабослышащего ребенка, тем более неговорящего. Нельзя искусственно ограждать его от восприятия на слух высокочастотных звуков речи, но предъявлять их надо при большей громкости, чем он воспринимает речь обычно.

Если звук с не получается у ребенка при подходе, который описаны в беседе 13, используйте звук ш. Произнесите в микрофон ш ш-ш... в сопровождении движений: кисти поднимите до уровня груди, ладони поверните от себя. Двигайте руки вперед, как бы отталкивая какой-то предмет. Движение отталкивания должно быть напряженным, но нерезким, плавным. Часто в этой ситуации получается звук с.

После появления звука ссссс его нужно включить в слоговые упражнения, а затем в произнесение слов и фраз. Значительное время ребенок должен произносить данный звук с в слогах, словах и фразах длительно, всегда слушая себя. Длительное произнесение звука с в словах и другом речевом материале нужно сохранять довольно долго в сопровождении движений, чтобы автоматизировалась его артикуляция и сложились прочные и четкие связи с его местом в различных словах, чтобы он не выпадал из слов. Напоминаем, что дети должны сами активно работать руками всякий раз, когда в слове или фразе встречается звук с.

Только после того как образуется устойчивая система существования звука с, срабатывающая в любых позициях и в любых ситуациях общения, можно предлагать ребенку отказываться от участия движений рук. Но в период создания этой системы произношение фраз, ритмов-стихов сопровождается движениями. Ребенок ходит по комнате, по двору, по лесу, ритмично и длительно произносит отдельные слоги, слогосочетания, слова. Например, вы идете и оба делаете движение правой рукой, одновременно произносите: ссссса; затем — левая рука и снова: сссса; потом снова правая рука и т. п. В том же самом упражнении можно чередовать слоги с разными согласными: при движении правой руки ребенок произносит ссса, а при движении левой сссо. Таким образом получается слогосочетание сссасссоссса...

Отрабатываются изолированные слова: ссссаааaccca (оса), сссосссом, ссссисссидит, сссуп, лиссса и т. д. Нужно активно использовать фразы с глаголами ессст, ссспит, уссстал, рисссует, нарисссовал, ссспал и т. п. Ни одно слово, ни одна фраза не дол произноситься вне какой-либо деятельности ребенка. Он дол найти называемый предмет в окружающей обстановке или на сюжетной картинке, сам продемонстрировать действие, назвать его. Например, ребенок входит в роль лисы, укладывается в позу спящей лисы — лиссса ссспит. Ребенок рисует, лепит, делает аппликацию и в это время называет предметы, которые изображает.

Для тех детей, которые уже умеют читать, нужно соединял правильно произносимый звук с представлением о букве, т. е.нужно читать слова с буквой с. С этого времени при трудностях в произнесении данного звука с, если ребенок будет съезжать с правильного произнесения, буква с и самопрослушивание будут помогать ему восстанавливать правильную артикуляцию в слове.

Беседа пятнадцатая

Звук р можно вызвать с помощью движений рук и ног. Ребенок стоит и согнутыми в локтях руками производит быстрые круговые движения («мотор»), произнося звук: рррр... Затем он резко разводит руки в стороны и произносит: та! рррр...та! ррр – та! Эти резко различные по характеру движения подчеркивают разницу в образовании данных звуков и облегчают овладение новой артикуляцией.

Ребенок ложится на пол, на спину, поднимает ноги, производит движения «велосипед» и одновременно произносит: ррр... Руки вытянуты вдоль туловища, ноги на полу (вытянуты) —пауза, снова движение «велосипед» — ррр; снова пауза и т. д. Работа над вызыванием звука р, чередуйте оба типа движений.

Звук э можно вызывать в составе слогосочетания бебе, пэпэ. Ребенок стоит и держит перед собой свободные, ненапряженные руки. Затем быстрым движением поднимает их вверх и немного отводит назад: бе(пе); движения повторяются. Сначала между каждым комплексом движений получается интервал в несколько секунд, а в дальнейшем движения производятся почти непрерывно несколько раз подряд. Позже он вслед за вами произносит сочетания и э с другими согласными в слогах и в словах: ве, ве, Веера,пе, пе, пе, Петя, се, семь, де, де, де, девочка и т. д.

Звук х вызывается разными способами. В положении сидя ребенок поднимает вытянутые руки перед собой и говорит: а, сгибает руки в локтях и резко отводит их назад (как будто гребет): ха; снова руки вперед: ооо, назад: хо и т. д.

Ребенок стоит молча, широко расставив ноги, затем наклоняется, не сгибая колен, до тех пор, пока не сможет посмотреть назад между ногами (руками касается пола). В момент наклона он произносит: ха! Выпрямляется молча. Снова наклон: хо! Выпрямился, наклон: ху! Выпрямился, наклон: са. Следующий цикл: па, та. И снова: ха, хо, ху, са, па, та.

Вытянувшись на спине на полу, ребенок направляет ноги через голову: аа; возвращается в исходное положение: ха; снова через голову (аа) и в исходное положение (ха).

Лежа на спине, ребенок прижимает согнутые в коленях ноги к груди: хоп; вытягивает их на полу: ла(ля). Так повторяется несколько раз.

Как всегда, вызвав у ребенка тот или иной звук, вы включаете его в разнообразные сочетания с другими звуками (и гласными, согласными) сначала в слогах, а затем в словах и фразах. Для закрепления новой артикуляции ребенок какое-то время (иногда долго) сопровождает произнесение данного звука в словах и фразах специфическими движениями, с помощью которых этот звук был вызван. Не спешите отказываться от этих движений. Это следует сделать лишь тогда, когда ребенок начнет свободно произносить звук в любых позициях.

Используйте в этих упражнениях ритмы, короткие стихи, скороговорки, содержащие нужные звуки. Ритмы и стихи вы уже можете придумывать сами по аналогии с теми, которые содержатся в предыдущих беседах.

Продолжайте развивать речевое дыхание ребенка, используя слого-словные и слого-фразовые циклы.

Беседа шестнадцатая

При вызывании звука з ребенок стоит, вытянув руки перед собой, а затем начинает медленно двигать их к себе до соприкосновения с диафрагмой: ззза (движение средней напряженности). И снова руки вытягиваются, движение к диафрагме повторяется: зззо и т. д.

Противопоставьте произнесение звука з звуку к. Руки впереди — движение к диафрагме: ззза; резкое движение рук и головы назад (это движение уже хорошо знакомо ребенку): ка!; снова руки вперед — движение к диафрагме и т. д.

Движение головы при вызывании звука г напоминает движение при вызывании звука к, но отличается от него степенью напряженности. Произнесение звука к сопровождается резкими, напряженными движениями головы (и рук), а при вызывании звука г ребенок откидывает голову назад спокойно, ненапряженно и так же спокойно произносит: га, га, га..., го... и т. д.

Мри вызывании звука ж ребенок стоит молча, потом поднимает согнутые в локтях руки перед собой, держа кисти вертикально вверх и отвернув ладони от себя (как бы готовясь от кого-то защищаться). Начинает делать руками синхронные непрерывные зигзагообразные, несколько напряженные движения сверху вниз, сопровождая их длительным произнесением: жжжж... Затем опускает руки, замолкает, и вновь движение и произнесение повторяется. После тот как звук будет вызван, вы предлагаете произносить его в слогах: жжжа, жжже и т. д.

Звук ы обычно получается у детей по подражанию, в сопровождении резкого движения руки вперед с вытянутым указательным пальцем в сторону реального или воображаемого партнера: ты! ты! ты!

Вновь вызванные звуки в самом начале можно включать в звукоподражания (если таковые удается подобрать) — так ребенкуинтереснее их произносить. Например, для упражнения в произнесении звука з можно изображать комара: зззз; звука г — крик гусей: га-га-га!, звука ж — жужжание пчелы; звука ы — фырканье ежика. Дальнейшая организация работы по закреплению произнесения этих звуков в речи вам уже знакома.

В речи слабослышащих детей за время обучения помимо названных в этой главе звуков появились и мягкие согласные звуки. Отдельные мягкие согласные в некоторых позициях появились и в речи глухих детей (мишка, пьёт, сидит, висит, девочка и др.) Эти трудные для произношения глухих детей звуки вошли в их речь не в результате специального обучения, а вследствие богатой практики речевого общения с помощью слуховых аппаратов.

Описанную в этой главе работу над произношением нужно продолжать и дальше, когда ваш ребенок начнет учиться в школе,чтобы появившиеся произносительные умения становились все более прочными, а речь в целом — все более живой.

СОДЕРЖАНИЕ:

Краткие методические рекомендации к проведению занятий…………………… Часть I ………………………………………………………………………………..…… 0 (нулевое) задание для самых маленьких. (Для детей первого года жизни и с него же начинают двух-трехлетние дети.) ………………….…. Задание 1……………………………………………………………………………….... Задание 2……………………………………………………………………………… Задание 3………………………………………………………………………….….. Задание 4………………………………………………………………………….…... Задание 5……………………………………………………………………………… Задание 6…………………………………………………………………………….. Задание 7……………………………………………………………………………... Задание 8………………………………………………………………………….….. Часть II………………………………………………………………………………….… Задание 9………………………………………………………………………….….. Задание 10…………………………………………………………………………….. Задание 11…………………………………………………………………………….. Методические рекомендации по развитию речевого слуха…………………..…........ Беседа первая………………………………………………………………………….. Беседа вторая………………………………………………………………………….. Беседа третья…………………………………………………………………………... Беседа четвертая………………………………………………………………………. Беседа пятая…………………………………………………………………………… Методика обучения произношению………………………………………………..……. Беседа первая………………………………………………………………………….. Беседа вторая………………………………………………………………………….. Беседа третья……………………………………………………………………….….. Беседа четвертая………………………………………………………………………. Беседа пятая…………………………………………………………………………… Беседа шестая………………………………………………………………………... Беседа седьмая……………………………………………………………………….. Беседа восьмая……………………………………………………………………….. Беседа девятая……………………………………………………………………….. Беседа десятая……………………………………………………………………….. Беседа одиннадцатая………………………………………………………………… Беседа двенадцатая………………………………………………………………….. Беседа тринадцатая………………………………………………………………….. Беседа четырнадцатая……………………………………………………………….. Беседа пятнадцатая………………………………………………………………….. Беседа шестнадцатая…………………………………………………………………  

..

 


 

Date: 2016-05-15; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию