Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система и виды наказаний





Виды наказаний, расположенные в определенном порядке, образуют систему наказаний. система наказаний — это установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. Известный русский ученый в области уголовного права Н.С. Таганцев образно определял систему наказаний как лестницу, на каждой ступеньке которой находится определенный вид наказания и которая может быть построена по принципу возрастания или уменьшения объема правоограничений, свойственных определенному наказанию.

Система наказаний по своей сути есть объединение частей (видов наказаний) в целое, которой свойственны единые определенные закономерности. Установление системы наказаний и определение ее как конкретного взаимосвязанного целого создает предпосылки, логику и методологию для ее качественного исследования как единой целостной совокупности ряда элементов. Определение системы дает возможность привязки к конкретному виду наказания, устанавливает его качество, границы, меру, сущность, а вместе с тем выделяет из числа других наказаний. К числу общих свойств образующих систему видов наказаний относятся следующие. Каждый вид наказания выступает в форме определенной меры принудительного воздействия, избранной судом в отношении лица, совершившего преступление. Сущность любого наказания выражается в предусмотренных законом лишениях или ограничениях прав и свобод осужденного. Применяются наказания для достижения целей уголовной ответственности. Виды наказаний устанавливаются только уголовным законом. Индивидуальными свойствами каждого наказания являются различный объем ограничений прав и свобод осужденного и особый порядок его назначения, исполнения и отбывания.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного законодательства: законности, справедливости, гуманизма, равенства осужденных перед законом и неотвратимости ответственности. Принцип законности выражается в том, что в системе наказаний устанавливается исчерпывающий их перечень. Гуманность системы наказаний проявляется в том, что из одиннадцати видов наказаний, предусмотренных УК, шесть не связаны с лишением свободы. Наличие различных видов наказаний является необходимым условием для осуществления индивидуализации ответственности и установления справедливого наказания.

система наказаний имеет важное значение для практической деятельности. Во-первых, при осуждении с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации уголовной ответственности как средства борьбы с преступностью.

Во-вторых, она предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять строгие наказания к преступникам, которые совершили тяжкие общественно опасные деяния, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности.

В-третьих, система наказаний дает представление о сравнительной тяжести и соотношении между различными наказаниями, так как тяжесть наказания определяется его местом в системе. Так, лишение свободы — более тяжкое наказание, чем исправительные работы, а арест — менее тяжкое, чем ограничение свободы. Правильное определение сравнительной тяжести наказаний влияет на применение уголовного закона, — например, при назначении более мягкого наказания, чем это предусмотрено за данное преступление (ст.70 УК), замене неотбытой части наказания более мягким (ст.91,92 и 120 УК) и в ряде других случаев.

В-четвертых, дифференциация мер уголовной ответственности на наказания и иные меры уголовно-правового воздействия (принудительные меры медицинского и воспитательного характера, превентивные меры и т.д.), — также невозможна без системы наказаний.

В-пятых, система наказаний является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части УК.

Наказания могут быть классифицированы по различным критериям. При реализации уголовной ответственности наиболее важное уголовно-правовое значение имеет классификация наказаний на основные, дополнительные и смешанные.

Основные наказания назначаются судом самостоятельно и не могут сочетаться один с другим или назначаться дополнительно к другим основным видам наказания.

В УК Республики Беларусь система наказаний установлена в ст.48, согласно которой к лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания:

— общественные работы;

— штраф;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— исправительные работы;

— ограничение по военной службе;

— арест;

— ограничение свободы;

— направление в дисциплинарную воинскую часть;

— лишение свободы;

— пожизненное заключение;

— смертная казнь.

По сравнению с УК 1960 г. законодатель дополнительно включил в систему наказаний такие виды как общественные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы и пожизненное заключение и исключил общественное порицание. Смертная казнь также введена в общую систему наказаний.

Система наказаний по действующему УК построена по принципу возрастания объема правоограничений, свойственных наказанию: от менее строгих к более суровым.

За совершение одного или нескольких преступных деяний суд может назначить виновному только одно основное наказание и только из числа тех, которые предусмотрены санкцией соответствующей статьи УК, по которой квалифицировано преступление. Назначение основного наказания, которое не указано в санкции статьи, возможно только в случаях, особо предусмотренных уголовным законом при наличии оснований, указанных в ст.70, 91, 92 и 120 УК, при переходе к другому более мягкому виду наказания.

Дополнительные наказания, напротив, не могут применяться самостоятельно, а всегда соединяются с основными. Лицам, совершившим преступления, кроме основных, могут быть назначены следующие дополнительные наказания:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

При назначении дополнительных наказаний высшие судебные инстанции неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Пленум Верховного суда Республики Беларусь в постановлении № 1 от 21 марта 1990 г. «О практике применения судами Республики Беларусь мер уголовного наказания» констатировал, что назначенное в строгом соответствии с требованиями закона дополнительное наказание обеспечивает не только карательное, но и воспитательное воздействие на осужденного, а также служит цели предупреждения новых преступлений. С учетом этого судам необходимо при постановлении приговоров в каждом предусмотренном законом случае обсуждать вопрос о возможности применения дополнительного наказания.

Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, суд, назначая основное наказание, может освободить осужденного от дополнительного наказания лишь при наличии условий, предусмотренных ст.70 УК при исключительном смягчении наказания, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения и со ссылкой на эту статью.

Если санкция закона предусматривает назначение дополнительного наказания альтернативно, суды обязаны обсуждать вопрос о его применении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

Если по закону дополнительное наказание может быть применено или не применено, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

При назначении дополнительного наказания следует также иметь в виду, что оно не может быть как более строгим по сравнению с основным наказанием, так и равным ему по степени тяжести.

Смешанные наказания могут быть в одних случаях основными, в других — дополнительными. Соответственно, они применяются либо самостоятельно, либо присоединяются к основному наказанию. К числу этих наказаний относятся:общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.

При определении меры уголовной ответственности суд может присоединить к основному наказанию одно или несколько дополнительных (например, лишение права занимать определенные должности и конфискацию имущества).

В целях реализации уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, ст.109 УК устанавливает отдельную систему наказаний, включающую:

— общественные работы;

— штраф;

— лишение права заниматься определенной деятельностью;

— исправительные работы;

— арест;

— лишение свободы.

В статье109 УК наказания не дифференцируются на основные и дополнительные. Однако сравнительный анализ последней со ст.48-51 УК позволяет сделать вывод, что первые три вида наказания являются смешанными, а остальные три могут быть только основными. Дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишения воинского или специального звания не могут быть назначены несовершеннолетним осужденным.

Классификация наказаний может быть проведена и на основании других критериев. Так, по характеру ограничений и последствий наказания могут быть разделены на связанные:

— с лишением либо ограничением личной свободы осужденного — арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы и пожизненное заключение;

— с имущественным воздействием — штраф, исправительные работы, конфискация имущества;

— с ограничением иных конституционных или общегражданских прав осужденного — общественные работы, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе;

— с моральным воздействием — лишение воинского либо специального звания.

Среди 344 статей Особенной части УК, содержащих 641 простой, смягчающий или квалифицированный состав, в санкциях наиболее распространенными наказаниями являются лишение свободы (517 санкций или 80,7 %), ограничение свободы (324 или 50,6 %), арест (230 или 35,9 %) и штраф (239 или 37,3 %).

Общественные работы

Общественные работы как наиболее мягкий вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (ст.49 УК). Общественно-полезный труд выполняется по месту жительства осужденного, а его вид определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Общественные работы могут назначаться как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч.3 ст.50 УК общественные работы могут быть назначены в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, бесплатном характере труда и выполнении работ в свободное от основной работы или учебы время. В Особенной части общественные работы предусмотрены в санкциях 48 составов (2,6 %).

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим.

Срок общественных работ исчисляется часами, а продолжительность времени, которую должен отработать осужденный, установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Несовершеннолетним осужденным в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет срок общественных работ установлен в пределах от тридцати до ста восьмидесяти часов.

Время общественных работ не может превышать четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов до или после окончания работы (учебы), а с согласия осужденного — четырех часов. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин, орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни – двумя часами, но не более трех дней в неделю.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются ст.ст.23-28 УИК. Наказание в виде общественных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Осужденные к этому виду наказания обязаны работать на тех объектах, которые были для них определены, и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего распорядка предприятий, учреждений и организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют следующие функции: ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид трудовой деятельности, согласовывают с органами местного управления перечень объектов, на которых отбываются общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в бюджет финансовых средств за выполненные осужденными работы.

На администрацию предприятия, учреждения или организации по месту отбывания осужденными наказания возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Администрация предприятий, учреждений и организаций обязана также ежемесячно перечислять в доход государства денежные средства за выполненные осужденными работы по действующим расценкам.

Нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ влечет наложение уголовно-исполнительной инспекцией официального предупреждения об их ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимсяот отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

В соответствии со ст.419 УК злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ наказывается арестом на срок до трех месяцев.

В УК Российской Федерации подобный вид наказания именуется обязательные работы (ст.49). В системе наказаний УК России обязательные работы расположены перед исправительными работами, после таких наказаний как штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, лишение воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Штраф

Штраф является денежным взысканием, которое назначается судом в случаях, установленных законом (ст.50 УК).

Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусмотрен в 239 санкциях составов преступлений, часто альтернативно с иными основными наказаниями (например, в ст.ст.123, 149-151, 185 УК и др.). И в УК нашей республики, и в УК Российской Федерации штраф предусмотрен приблизительно в 12 % случаев от числа всех наказаний. как основное наказание штраф может также применяется и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи: при постановлении приговора — в случае назначения более мягкого вида наказания (ст.70 УК), а на стадии исполнения наказания — при замене более мягким видом наказания (ст.91 УК).

Размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и исчисляется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на день постановления приговора. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления — от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, если признаком этого состава преступления является административная преюдиция, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление — стократного размера такой минимальной заработной платы.

В отличие от других наказаний, в санкциях конкретных статей определен только вид наказания — штраф, но не указывается его размер.

В основу определения размера штрафа по УК РФ, кроме его кратности размеру минимальной заработной платы, может быть положен также размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом размер штрафа определяется законодательством по срокам его получения: от двух недель до одного года.

Штраф как уголовное наказание отличается от штрафа как административного взыскания и штрафа как меры общественного воздействия, налагаемого товарищескими судами, двумя обстоятельствами: во-первых, он назначается за совершение преступления, и, во-вторых, влечет судимость в соответствии со ст.97 УК.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется ст.ст.30-31 УИК. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в 30-дневный срок с момента вступления приговора в законную силу.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату на срок до одного года. Однако если уплата штрафа является лишь обременительной для осужденного, то отсрочка или рассрочка не применяются, поскольку штраф в качестве уголовного наказания является карой, которой свойственно причинение осужденному определенных лишений.

Если осужденный в добровольном порядке в установленный срок не уплатил штраф, то его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества судебный исполнитель вносит в суд представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с ч.3 ст.50 УК. В случае замены штрафа общественными работами они исполняются в порядке, предусмотренном УИК.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от принудительного взыскания штрафа при наличии реальной возможности исполнения данного наказания судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

В случае если осужденный после предупреждения продолжает уклоняться от взыскания штрафа при возможности его уплаты либо укрывается от исполнения данного наказания, судебный исполнитель вносит в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст.418 УК, санкция которой предусматривает наказание в виде ареста на срок до трех месяцев.

Date: 2016-05-15; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию