Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы для дискуссий на семинарских занятиях





Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология» ( 2 часа)

1. Духовная и материальная культуры.

2. Мир культуры и мир ценностей.

3. Человек культурный и человек образованный. Смысл образования.

4. Основные понятия культурологии. Понятие культурной идентичности.

5. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.).

6. Непрерывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего.

7. Традиция и культурные заимствования. Проблема сохранения и воспроизведения культурного наследия и национальной самобытности.

 

Тема 2. Введение в историю культуры (2 часа)

1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира.

2. Мифологическое мышление - особенности и значение.

3. Наука Египта и ее влияние на развитие европейской культуры.

4. Древнегреческая философия как основа европейской науки.

5. Римское гражданское право.

6. Средневековая бытовая культура и христианская религия.

7. Символизм средневекового мира.

8. Священная Римская Инквизиция.

9. Антропоцентризм Возрождения. Человек как соавтор бога.

10. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры.

11. Рационализм как культурная стратегия.

12. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. Новая парадигма искусства и культуры.

13. Великие потрясения середины века ХХ в. и их влияние на мировую культуру.

14. Перспективы европоцентризма. Смысл американоцентризма.

15. Массовое общество и его критика. Массовая и элитарная культуры. Взаимодействие и противоречия. Структуры власти.

 

Тема 3. Русская культура (дополнительно)

1. Россия - многонациональное государство. От Империи к Федерации. Культурные аспекты и культурная идентичность.

2. Традиционные календарные праздники: Новый год, Рождество, Масленица.

3. Семейные праздники и отправление ритуалов: день рождения, день ангела, свадьба, поминки.

4. Элементы городской и аристократической русской культуры: балы.

5. Этикет: история и современность. Особенности русского и современного российского этикета.

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

1. Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований.

2. Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей.

3. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.

4. Анализ -выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез.

5. Антропологический подход – взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

6. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

7. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

8. Анимизм (лат anima - душа) – система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов.

9. Артефакт – искусственно созданный объект.

10. Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.

11. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.

12. Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели.

13. Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяет проектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений.

14. Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

15. Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком.

16. Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы.

17. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (дорожный знак).

18. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

19. Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.

20. Идеографическое письмо (иероглифика) -способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличие от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка.

21. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

22. Имманентный – внутренне необходимый.

23. Индивидуация– принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.

24. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

25. Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).

26. Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей.

27. Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.

28. Истина – адекватное отражение действительности.

29. Картина мира – обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

30. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

31. Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку.

32. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.

33. Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.

34. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

35. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре.

36. Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к окружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.

37. Культурно - исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

38. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

39. Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира.

40. Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества.

41. Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.

42. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

43. Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека.

44. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все.

45. Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай.

46. Объект - то, что субъект различает, это - представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.

47. Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп.

48. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.

49. Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.

50. Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления.

51. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

52. Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание.

53. Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков).

54. Постиндустриальный тип культуры –сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно-технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

55. Проблема – очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес.

56. Разум (новоевропейского типа) – мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком.

57. Рассудок – логическая форма познающего разума.

58. Рефлексия – обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам.

59. Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков.

60. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся от поколения к поколению с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.

61. Свобода (новоевропейского типа) – самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений.

62. Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков.

63. Символ – форма ценности,знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.

64. Синкретизм (от греч. syncretis) -отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии.

65. Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какой должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма.

66. Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.

67. Социокультурная парадигма – массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире.

68. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.

69. С тереотип упрощённое, зачастую искажённое представление о каком-либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).

70. Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры.

71. Творчество – способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности.

72. Технология – сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства.

73. Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального.

74. Тотемизм – вера в животных-прородителей.

75. Традиция – процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это – субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные.

76. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это – культура, ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

77. Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага.

78. Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования.

79. Фетишизм – представления, приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства.

80. Философствование – размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом.

81. Феномен – явление мира, постигаемое с помощью чувств.

82. Ценность – интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике – соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло".

83. Цивилизация – социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер).

84. Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономическими, политическими, интеллектуальными, нравственными. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.

85. "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт.

86. Язык – важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа – один из способов самостоятельного освоения учебного материала. Цель контрольной работы состоит не только в том, чтобы продемонстрировать, как усвоены данные на лекциях знания об основных категориях культуры и важнейших культурологических теориях, но и в том, чтобы применить их на практике, раскрывая в работе одну из предложенных тем.

При этом у студентов закрепляются навыки работы с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом, они учатся сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материалы научных статей, брошюр и монографий.

При подготовке к написанию реферата (контрольной работы) рекомендуется использовать конспекты лекций и следующие учебные пособия:

1. Платонова, Э.Е. Культурология / Э.Е. Платонова. - М., 2003.

2. Кармин, А.С. Культурология. / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - М. – СПб.: "Питер", 2004.

 

Выбор темы: Работа над контрольной начинается студентом с выбора темы, которая будет раскрыта последующим содержанием. Для того чтобы работа не воспринималась формально, тему следует выбирать в соответствии с тем, что показалось наиболее интересным в курсе "Культурология" и соответствует общему направлению интересов студента.

При выборе темы допустимы:

1) выбор темы из предлагаемого преподавателем и утверждённого кафедрой списка.

2) самостоятельный выбор темы.

В последнем случае следует согласовать тему с преподавателем, проводящим занятия в группе. Без согласования контрольная работа считается недействительной.

 

Date: 2016-05-15; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию